Психологическое развитие ребенка в таблицах и схемах
Учебного пособие раскрывает тему курса через группу ключевых понятий: познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, внимание, память); эмоциональные (чувства и эмоции); волевые; индивидуально-типологические особенности личности (способности, характер, темперамент); а также междисциплинарные категории (личность, общение, деятельность). Более широко в учебном пособии раскрыты темы «Периодизации психического развития», имеющие непреходящее значение для профессиональной подготовки будущих специалистов. Удобство учебного пособия состоит в том, что категориальный аппарат представлен в виде схем и рисунков, что делает его удобным для восприятия и понимания.
Пояснительная записка
Учебных пособий по общей психологии существует огромное число. Усвоение научных понятий — один из ключевых шагов в постижении студентами научного знания, задача данного пособия состоит в том, чтобы дать студентам представление о понятийном аппарате психологии.
Учебного пособие раскрывает тему курса через группу ключевых понятий: познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, внимание, память); эмоциональные (чувства и эмоции); волевые; индивидуально-типологические особенности личности (способности, характер, темперамент); а также междисциплинарные категории (личность, общение, деятельность).
Более широко в учебном пособии раскрыты темы «Периодизации психического развития», имеющие непреходящее значение для профессиональной подготовки будущих специалистов.
Удобство учебного пособия состоит в том, что категориальный аппарат представлен в виде схем и рисунков, что делает его удобным для восприятия и понимания.
Психика
Это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
Восприятие
Это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельные их свойства, как это происходит при ощущении.
Изучением данной проблемы занимались: И.П.Павлов, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, В.Вильгельм
Апперцепция
зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных способностей.
Например, художник воспринимает ландшафт как объект художественного отражения, а архитектор — как объект возможной застройки
Ощущение
Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Изучением данной проблемы занимались: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.Р.Лурия, Ч.Шеррингтон, Н.А. Берштейн, Г.Т. Фехнер, М.Вебер.
Внимание
Психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект и явление.
Характеристики: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность
Внимание
Это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Феномен внимания рассматривали в своих теориях и концепциях П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Т.Рибо, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, И.М.Сеченов.
Свойства внимания
- концентрация
- избирательность
- объем
- интенсивность
- устойчивость
- отвлекаемость.
Воображение
Это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Изучением данной проблемы занимались следующие психологи: Г.С. Альтшуллер, Т.Рибо, П.М.Якобсон, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.
Воля
Форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции.
Воля
Это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизировать все свои силы на достижение поставленных целей.
Проблемы воли рассматривали в своих работах К.Н.Корнилов, К.Г.Юнг, К. Хорни, В.А. Бец, Б.В.Зейгарник, П.П.Зимин, В.А.Иванников, С.Л.Рубинштейн, Ш.Н. Чхартишвили.
Память
это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.
Виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, логическая
Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Б.В. Зейгарник.
Память
Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении в сфере сознания или в процессе жизнедеятельности информации.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ:
- Запечатление,
- Сохранение,
- Узнавание,
- Воспроизведение,
- Забывание.
Мышление
Это психический познавательный процесс отражения существенных связей в отношений предметов и явлений объективного мира.
Теоретическими проблемами происхождения мышления занимались Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Виды мышления
По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое
По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное
По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.
Виды мышления
Речь
Процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Виды речи: устная, монологическая, диалогическая, письменная, внутренняя.
Теоретическими проблемами происхождения речи занимались Н.Хомский, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П. Блонский, А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М.Теплов и др.
Деятельность
Совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Разработка и развитие психологической теории деятельности связана с именами таких психологов, как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин
Сознание
Высший уровень отражения человеком действительности и высший уровень саморегуляции.
Теоретическими проблемами происхождения сознания занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия и др.
Инстинкт
Совокупность сложных реакций (актов поведения), предопределяющие целесообразное поведение организма во внешней среде.
Над проблемой работали: И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри.
Рефлекция
Внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Задатки
Анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Способности
Это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Проблему способностей рассматривали в своих теориях и концепциях Ф. Гальтон, Ф. Галлей, К.А.Гельвеций, Е.А.Климов, И.П.Павлов, А.Н.Леонтьев, В.Д. Небылицин, Б.М.Теплов
Темперамент
Это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Проблему темперамента исследовали в своих трудах Гиппократ, У. Шелдон, И.П.Павлов, В.М. Русалов, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, Я. Стреляу, Э. Кречмер и др.
Характер
Это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающемуся миру, труду, другим людям, к самому себе.
Исследованием характера занимались такие ученые как С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Фромм, К.Юнг и др.
Личность
Это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Изучением проблемы личности занимались К.К.Платонов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Б.Г.Ананьев, Б.М. Ломов, Э. Эриксон.
Направленность личности
Это такое ее психическое свойство, в котором выражается потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.
Эмоции
Психические процессы, протекающее в форме переживаний и отражающее личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Проблемами эмоций занимались: Джемс-Ланге, У.Кэннон, Линсей -Хебб, П.В.Симонов и др.
Мотив
Субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного действия и его осуществлению.
Мотивы
Это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности побуждают ее к определенной деятельности.
Борьба мотивов
Психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности, «сшибкой» взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.
Мотивация
Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация
Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Адаптация (от лат. adapto)
Приспособление организма к внешним условиям.
Виды адаптации:
- Физиологическая
- Психофизиологическая
- Психическая
- Социально-психологическая
Валидность теста
Адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления.
Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже
ПЕРИОДЫ | ПОДПЕРИОДЫ И СТАДИИ | ВОЗРАСТ |
СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (0-2 ГОДА) | Упражнение рефлексов | 0-1 мес. |
Элементарные навыки, первичные круговые реакции | 1-4 мес. | |
Вторичные круговые реакции | 4-8 мес. | |
Начало практического интеллекта | 8-12 мес. | |
Третичные круговые реакции | 12-18 мес. | |
Начало интериоризации схем действий | 18-24 мес. | |
Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет) | Дооперациональные представления | 2-7 лет |
Конкретные операции | 7-11 лет | |
Формальные операции | 11-15 лет |
Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского
1 стадия
Человек и природа
- ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДЫ
- ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЧЕЛОВЕКА
2 стадия
Человек и его психика
- ПОЯВЛЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ФОРМЫ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
- ОВЛАДЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОРУДИЙ — «ЗНАКОВ»
3 стадия
Генетические аспекты
«Труд создал человека»
- СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
- ОБЩЕНИЕ
- УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
- УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Интериоризация
Превращение внешних средств-знаков (узелки) во внутренние (элементы внутренней речи)
Классификация нарушений психического развития по типу дизонтогенеза (В. В. Лебединский)
- Недоразвитие.
- Задержанное развитие.
- Поврежденное психическое развитие.
- Дефицитарное психическое развитие.
- Искаженное психическое развитие.
- Дисгармоническое психическое развитие.
Классификация периодизаций психического развития
- Внешний критерий (биогенетический принцип) — онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Представители: В. Штерн, Р. Заззо.
- Внутренний критерий. Рассматривается одна из сторон развития. Представители: П. П. Блонский, З. Фрейд.
- Несколько существенных критериев. Представители: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.
Периодизация Льва Семеновича Выготского
Основание: появление возрастных новообразований. Стадии развития делятся на периоды: стабильный и кризисный периоды.
- Кризис новорожденности.
- Кризис 1 года.
- Раннее детство — кризис 3 лет.
- Дошкольный возраст — кризис 7 лет.
- Школьный возраст — кризис 13 лет.
- Пубертатный возраст — кризис 17 лет.
Периодизация Павла Петровича Блонского
Основание: развитие костной ткани. Появление и смена зубов.
- Беззубое детство — до 8 месяцев.
- Детство молочных зубов — от 2 — 2,5 года.
- Детство постоянных зубов — 6,5 лет.
- Появление зубов мудрости
Периодизация Артура Владимировича Перовского
Основание: становление личности зависит от взаимоотношений с членами референтной группы.
- Раннее детство.
- Детсадовское детство.
- Младший школьный возраст.
- Средний школьный возраст.
- Старший школьный возраст
Периодизация Жана Пиаже
Основание: развитие мышления и интеллекта.
- Сенсомоторный интеллект — 0-2 года.
- Репрезентативный интеллект и конкретные операции — 2-11 лет.
- Формальные операции — 11 — 15 лет.
Периодизация Р. Заззо
Основание: ступени системы воспитания и обучения детей
- Стадия раннего детства — до 3 лет.
- Стадия дошкольного возраста — от 3 до 6 лет.
- Стадия начального школьного образования — от 6 до 12 лет.
- Стадия общего образования — от 12 до 16 лет.
- Стадия высшего образования.
Периодизация Зигмунда Фрейда
Основание: развитие детской сексуальности
- Оральная стадия — до 1 года
- Анальная стадия — 1-3 года
- Фаллическая стадия — 3-5 лет.
- Эдипов комплекс
- Комплекс Электры
- Латентная стадия — 5-12 лет.
- Генитальная стадия — с 12 лет.
Периодизация Даниила Борисовича Эльконина
Основание: развитие ребенка в системах отношений — «ребенок-вещь», «ребенок-взрослый»
- Младенчество — до 1года.
- Раннее детство — 1-3 года
- Дошкольное детство — 3-7 лет.
- Младший школьный возраст — 7-11 лет.
- Подростковый возраст — 11-15 лет.
- Старший школьный возраст — 16,17 лет
- Юность — 17-23 года.
- Молодость — 23-30 лет.
- Зрелость — 30-60 лет.
- Поздняя зрелость — после 60-70 лет.
- Конец жизни.
Источник
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.
возраст
ведущая деятельность
причины кризиса
признаки кризиса
новообразования
Новорож
денность (от 0 до 2 месяцев.)
Ест, спит.
Процесс рождения: физиологические- отделение от матери, попадание в другие условия, психологические- ребенок перестает ощущать ежеминутное присутствие матери, появляется чувство тревоги, незащищенности.
Потеря в весе (в первые 10 дней)
Активизируются ориентировочные реакции, крик- как проявление негативных эмоций, улыбка- первая социальная потребность, комплекс оживления при появлении знакомых людей. Возникновение индивидуальной психической жизни.
Младенчество (от 2 месяцев до 1 года.)
Основную часть времени ребенок спит. Основная деятельность — эмоциональное общение со взрослыми. Деятельность носит манипулятивный характер.
Нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.
Данный кризис сопровождается внешними проявлениями: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Ярко проявляются упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.
Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, а так же- хватание, ходьба и первое слово.
РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.
личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они.
Негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.
Происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития : «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
ДОШКОЛЬ
НОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 6–7 ЛЕТ)
Ведущим видом деятельности является игра. Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра в которой воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую.
Напоминает кризис 1 года: начинает регулировать свое поведение правилами. В этот момент у ребенка распадается единство аффекта интеллекта, происходит зарождение личности.
Проявляется демонстративная наивность, которая воспринимается окружающими, якобы не искренняя, применяет к окружающим нормы, к себе требует уважения.
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.
3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными.
4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением.
5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Происходит половая идентификация.
6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)
Игровая, познавательная (в виде учебной).
Становление внутренней жизни, жизни переживаний. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку плохо, он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
Формирование произвольного поведения, планирования результатов действия и рефлексии. Система отношений разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Отношения «ребенок – учитель» превращаются в отношения «ребенок – общество». К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)
Общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
Многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)
Учебная, интимно-личностная, общественно полезная (просоциальная), самоопределение, ролевое экспериментирование.
Личностное развитие молодого человека характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников. Так как подростки не уверенны в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются.
Склонны к эгоцентризму: им кажется, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы.
Склонность к депрессиям.
Развитие теоретического рефлексивного мышления, становление основ мировоззрения, интеллектуальное развитие.
Приобретение взрослой логики мышления. Интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Развитие воображения.
РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20–40 ЛЕТ)
Профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения), область досуга. В период ранней взрослости поведение человека характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них.
Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека.
Происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.
Формирование личностной идентичности, устойчивое самосознание, наличие дифференцированной самооценки, потребность в самовоспитании, формирование мировоззрения. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений.
СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ)
Профессиональная сфера, межличностные отношения. Люди среднего возраста чувствуют ответственность как за семью, так и за работу; они должны заботиться о стареющих родителях, общаться с детьми, ставшими подростками.
Людям по мере взросления становится все сложнее реализовывать навыки, требующие скорости. Начинают осознавать личные ограничения и возрастающую физическую уязвимость.
В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит. Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно».
Переосмысление жизненных ценностей, обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.
ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ (60 ЛЕТ И СТАРШЕ)
Социальные и межличностные отношения в обществе.
Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни.
В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.
Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
Источник