Психологическое развитие ребенка в игровой деятельности

Оксана Тарица
Психологические особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность выполненной работы определяется тем, что личность, как отмечают ряд авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев и др.) развивается в процессе игровой деятельности, и для ребенка данный тип социальной активности выступает в качестве ведущего фактора в развитии его личности [1; 2; 4; 7].

Как показал теоретический анализ успешное включение ребенка в социум, обеспечивается следующими функциями игры: побуждающей, основанной на развитии мотивационно-потребностной сферы, новых форм содержания и проявления эмоций; формирующей, состоящей в том, что игра обуславливает социально-психологическую готовность к совместной деятельности, способность к созданию и преобразованию обобщенных образов; регулирующей, заключающейся в сознательном управлении поведением, в появлении основных форм произвольности [2; 7].

На современном этапе игра как специфически детский вид деятельности претерпевает качественные изменения. Как показал проделанный нами анализ, не в пользу игры. В связи, с чем перед обществом, в целом, и психологической наукой и практикой, в частности, стоит ответственная задача: обеспечить условия для полноценной игры, отвечающей внутренней природе ребенка, максимально соответствуя его потребностям в активности, творчестве, развитии, истинно детской деятельности.

Полученные нами эмпирические результаты подтверждают то, что, несмотря на тенденции развития игры на современном этапе, игра является ведущем видом деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольники играют так же, как и играли их предшественники. Современная игра изменилась, прежде всего, по содержанию, отвечая запросам социальной практики.

Нами проводились наблюдения за поведением детей во время их свободной игры и общения со сверстниками [6]. В ходе этих наблюдений мы фиксировали средства общения, которыми пользовались дети при общении со сверстниками (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые) и определяли, какие из них являются ведущими для каждого ребенка [5].

Оказалось, что все испытуемые пользуются в основном экспрессивно-мимическими и речевыми средствами общения, а к предметно-действенным прибегают относительно редко. Во время наблюдения нами отмечено то, что, во-первых, своеобразие выразительных средств общения служат проявлением эмоциональных состояний ребенка, во-вторых, экспрессивно-мимические средства общения, выраженные в активных жестах детей и адресованные окружающим людям (воспитателям, помощникам воспитателей, педагогам, определяют индивидуальное переживание и служат индикатором отношения ребенка к сверстнику, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу; в-третьих, необходимо вместе с тем признать, что характерной чертой экспрессивных средств общения является некоторая их неоднозначность и аморфность.

В целом, мы отмечаем, что экспрессивно-мимические средства общения, которыми пользовались испытуемые, выражали содержание отношений, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве: улыбки или иная мимика, отражающая их эмоциональное состояние, выразительные движения рук и тела, вокализации и др. Поскольку внимание и доброжелательность остаются постоянными компонентами содержания потребности ребенка в общении, понятно, что выражающие их экспрессивно-мимические средства общения постоянно сохраняют свое. Поэтому мы смеем утверждать, что улыбка – это жест, адресованный ребенком сверстнику. Она с самого начала предназначена тому сверстнику, с которым ребенок играет и общается. Эти экспрессии и возникают, и развиваются в ходе игры и общения ребенка со сверстниками.

Речевые средства общения детерминированы развитием связной речи в старшем дошкольном возрасте, что, по нашему убеждению, для целей игры имеет принципиальное значение: использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка и, прежде всего, на игру.

Как показал анализ результатов наблюдения, использование детьми речевых средств общения возникает только в том случае, если у них имеется эмоциональный контакт со сверстником (он обусловливает желание ребенка что-то сказать ему); если они выполняют вместе с ним общую деятельность (речь дает повод детям для словесного обращения к сверстнику, обусловливает, что именно будет ими сказано); и наконец, если у дошкольника есть коммуникативный опыт, который детерминирует знание ребенка о том, как сказать то, что он желает, понимание им того, что свое желание ему следует именно высказать.

Таким образом, мы констатируем, что между детьми в группе возникало взаимодействие нового типа, обусловленное, прежде всего, речевыми и экспрессивно-мимическими средствами.

Анализ результатов тестирования по методике «Особенности сюжетно-ролевой игры детей» подтверждает то, что уровни развития игры являются показателями не возрастной зрелости, а психической. Это в свою очередь определяет развивающий характер игры как ведущей деятельности дошкольника. Предметом пристального внимания психолога, воспитателей и педагогов, по нашему убеждению, должны стать те дети, которые по результатам наблюдения продемонстрировали как возрастную, так и психологическую незрелость.

Анализ результатов диагностики по методике «Игровые предпочтения детей» и непосредственные наблюдения за игрой детей и последующих бесед с ними позволил нам констатировать следующее.

Практически все дети – 18 человек, указали на то, что они любят играть, при этом местом, где разворачиваются их сюжеты, большинством детей был назван детский сад. На наш взгляд, такой выбор является следствием того, что для игры в дошкольном образовательном учреждении есть, во-первых, необходимая развивающая среда; во-вторых, игровая деятельность разворачивается в группе сверстников, с которыми сложились определенные отношения: игровые отношения моделируются детьми как форма освоения новых сторон социальной действительности, а реальные отношения регулируют ход игры, распределение ролей, разрешение конфликтов; в-третьих, в наличии есть свободное время, в рамках которого дети организуют самостоятельную игровую деятельность; в-четвертых, в окружении детей есть взрослый, который принимает активное участие в их жизнедеятельности.

Следует отметить, что дети отдают предпочтение индивидуализированной форме игры, не требующей включения других, с использованием современных средств (телефон, плеер и др.). Также детьми выбираются настольные, подвижные игры и игры-упражнения.

Сюжетно-ролевая игра также выбираема дошкольниками, но при этом она отличается рядом особенностей.

Широкий спектр сюжетов игр и желание моделировать самые разные ситуации находит свое отражение в игровом взаимодействии.

Игровые сюжеты дошкольников изменяются в следующих направлениях:

– от бытовых сюжетов к социальным,

– от неустойчивых – к длительным и развернутым,

– от однообразных и одиночных – к сложно переплетающимся и множественным,

– от спонтанных – к планируемым.

Импульс игровой активности детей старшей группы придают события окружающего мира: в сюжетах детей мы наблюдали политическую, экономическую, педагогическую и другую тематику. При этом мы наблюдали разные структуры сюжетов: от предпосылочного, «усеченного» сюжета (одна предметная ситуация и минимальное количество действий и ролей) до сюжетов, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей задавались отношения между ними.

Таким образом, сюжеты игр в старшей группе можно охарактеризовать как с точки зрения их тематического содержания, так и с позиции структуры сюжета.

При выборе ролей дети ориентируются на свои игровые предпочтения, на сложившиеся взаимоотношения. При этом четко прослеживаются мотивы игровой деятельности. В игре у большинства детей проявляются личностные мотивы: ребенок осуществляет только те действия, которые для него привлекательны и удовлетворяют его доминирующие потребности.

Вместе с тем, нами отмечена такая закономерность: при возможности выбора дети выбирают либо игры, но не сюжетно-ролевые, либо иные виды деятельности, осуществляемые в дошкольном образовательном учреждении. Это эмпирически подтверждает тенденции развития игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

Полученные экспериментальные результаты позволили наметить общую стратегию работы по созданию условий развития дошкольника в игре и сформулировать следующие рекомендации:

— для психического развития дошкольника необходимо его приобщение к игровой деятельности;

— для осмысления педагогами проблемы игровой деятельности актуальным является организация клуба творческой педагогики и психологии при дошкольном образовательном учреждении;

— при организации предметной развивающей среды не следует забывать об игровой среде и личностно ориентированном подходе к ней;

— условиями успешного развития игровой деятельности являются не только отдельно взятые мероприятия и наличие среды, но и комплексное, системное воздействие на волевую, рациональную и эмоциональную характеристики, интегрированный подход к их развитию;

— при организации игровой деятельности следует уделять внимание произвольным процессам, т. к. ее волевые характеристики оказывают побуждающее и направляющее влияние на рациональные и эмоциональные составляющие, тем самым обусловливая игровую активность ребенка;

— учет индивидуальных особенностей детей в процессе сюжетно-ролевой игры позволит производить разработку индивидуальных программ коррекции психического развития дошкольников через игровую деятельность;

— реализация индивидуальных игровых возможностей ребенка определяется расширением сферы взрослый-ребенок, поэтому необходимым является создание климата атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества;

— в овладении детьми игровыми умениями и навыками решающее значение будет иметь система психологической поддержки каждому ребенку;

— без изучения состояния ведущего вида деятельности дошкольника невозможно обеспечить его целостное развитие, поэтому необходим подбор специальных диагностических методик;

дошкольная образовательная организация является открытой социальной системой, вследствие чего необходимы расширение круга его взаимодействия с семьей через психологическое консультирование родителей, помощь в решении проблем.

Реализация разработанных рекомендаций обеспечит создание психолого-педагогических условий, при которых игра станет действенным средством познавательного, социального и психического развития.

Список литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб., 2008. – 400 с.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М., 2006. – С. 243-285.

3. Детская практическая психология / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2000. – 225 с.

4. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3. – С. 56-61.

5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина – СПб., 2009. – 276 с.

6. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева. – М., 2009. – 368 с.

7. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М., 2007. – 384 с.

Источник

александра сорокина
Консультация «Роль игры в психологическом развитии ребенка»

Роль игры в психическом развитии ребёнка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Источник

Оксана Шарапова
Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Описание опыта работы

воспитателя МКДОУ ДС №15 «Сказка» с. Высоцкое

Шараповой Оксаны Сергеевны

по теме:

«Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста»

г. Светлоград, 2016г.

Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год, вступившая в силу 2 сентября 1990 гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание условий общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, искусствоведов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости.

В. А. Сухомлинский.

В своей работе руководствовалась следующими принципами:

Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

Рефлексивного поведения.

Ориентации на гуманистический характер игр.

Соотношения в игре управления и самоуправления.

Свою работу я начала с анализа Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На первом этапе работы по направлению важно было скорректировать систему работы. Изучив издания авторов:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. ,- // Дошкольная педагогика. – 2010 №2

Ребёнок в детском саду №3 2014

Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. –М.: Педагогика 2011, — 144с

Периодичные издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в д/с», «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольная педагогика», разработала модель системы работы по теме: «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1, перспективное планирование деятельности детей осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Свою работу построила по следующим направлениям:

— Наблюдение за взаимоотношением детей до проведения работы, включающей игры;

— Создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;

— Проведение системной работы по формированию положительных

взаимоотношений детей в процессе игры.

— Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования.

Цель моей работы — Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, содействовать накоплению игрового опыта у детей.

Задачи:

— Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;

— Определять уровень игровых навыков и умений детей;

— Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;

Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;

— Обогащать речь детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх;

Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;

Принципы построения педагогического процесса:

— Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.

— Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

— Рефлексивного поведения.

— Ориентации на гуманистический характер игр.

— Соотношения в игре управления и самоуправления.

В процессе педагогической деятельности по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками и накоплению игрового опыта у детей использовала такие методы и приемы обучения:

1. Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций)

2. Словесные (чтение художественной литературы, беседы)

3. Практические (самостоятельная и совместная продуктивная деятельность)

Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использую игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Провожу с детьми дидактические игры, игры-упражнения, с целью развития внимания, логического мышления, памяти, воображения. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривает творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово, что даёт ребёнку возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Приложение 2). Всё это повысило интерес детей к игре.

Большое внимание уделяю подвижным играм, играм, основанным на материале народного фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях. (Приложение 3).

В воспитании и всестороннем развитии детей, ведущее место занимают родители наших воспитанников.

Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем учреждении решается в следующих направлениях:

1. повышение педагогической культуры родителей, посредством использования педагогами новых форм работы с родителями;

2. вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

3. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах игровой деятельности ее внимании на психическое развитие ребёнка

Основными задачами при этом считаем:

1. максимальное объединение усилий МКДОУ и семьи для развития и воспитания детей;

2. повышение уровня педагогической компетенции родителей и лиц их замещающих;

3. поддержка уверенности родительской общественности в собственных педагогических возможностях.

В работе с родителями руководствовалась следующими принципами:

— доброжелательный стиль общения

— индивидуальный подход

— Сотрудничество, а не наставничество

— Динамичность

В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Большой популярностью пользуются информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагаю такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Развивающие игры», «Развивающие игры и упражнения для детей». Провожу устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена».

Совместно с родителями проводила развлечения, досуги, праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства». (Приложение 4).

В связи с внедрением ФГОС появляется преимущество во взаимодействии ДОУ с семьей, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, особенно в психическом развитии, что позволяет вести учет индивидуальности ребёнка. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое считают нужным. А это: укрепление внутрисемейных связей, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

В процессе моих наблюдений я пришла к выводу, что игра дает возможность контролировать формирование психического развития у каждого ребенка.

Провела в группах опрос игровой деятельности детей за 2013 -2014 учебный год. Уровень обследования детей преддошкольного возраста по игровой деятельности на начало уч. г показал – 43%, итоговые показатели на конец уч. г. составили уже — 90%; результаты уровня обследования детей дошкольного возраста на начало уч. года составил – 57% по итогам на конец уч. года видна динамика роста, мы вышли на — 93%.(Приложение 5).

Таким образом, результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности.

Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным, влияющим на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Источник