Психологическое развитие ребенка раннего детства

Психологическое развитие ребенка раннего детства thumbnail

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка первого года рождения

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенок уже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1. Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2. Зарождение новых видов деятельности:

— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

Читайте также:  Книга о развитии недоношенного ребенка

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годам среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник

Раннее
детство

– это период от 1 года до 3 лет. В этом
возрасте происходят изменения в
личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования
младенческого возраста приводят к тому,
что меняются отношения между ребенком
и взрослым, что в свою очередь ведет к
формированию новой социальной ситуации
развития, которая заключается в
возникновении
совместной деятельности ребенка и
взрослого,
а
также в том, что данная деятельность
становится предметной.
Суть
совместной деятельности состоит в
усвоении общественно выработанных
способов употребления предметов, т. е.
взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
а также объясняет, для чего они нужны и
где их надо использовать. Социальная
ситуация развития ребенка в этом возрасте
выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ –
взрослый». Как видно из этой триады,
важным для ребенка является предмет.
Убедиться в этом можно, наблюдая за тем,
как ребенок играет: он постоянно смотрит
на тот предмет, которым увлечен, будь
то машинка, стул, кукла, ложка и т. д.
Может возникнуть ощущение, что ему
ничего больше не требуется и никто не
нужен, его внимание сосредоточено только
на объекте увлечения. Но это не так,
поскольку без взрослого ребенок не
может овладеть человеческими способами
употребления предметов.

Совместная
деятельность становится предметной,
потому что мотив этой деятельности
заключается в самом предмете и способе
его употребления. Общение в этом возрасте
приобретает форму организации предметной
деятельности. Иными словами, оно
происходит в момент объяснения
правильности употребления того или
иного предмета. Общение развивается
интенсивно и становится речевым, потому
что овладение предметами с использованием
только эмоциональной окраски не может
быть эффективным.

6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

В
этом возрасте развиваются восприятие,
мышление, память, речь. Этот процесс
характеризуется вербализацией
познавательных процессов и возникновением
их произвольности.

Развитие
восприятия
определяется
тремя параметрами: перцептивными
действиями
(целостностью
воспринимаемого предмета), сенсорными
эталонами
(возникновением
эталонов ощущений: звуковых, световых,
вкусовых, тактильных, обонятельных) и
действиями
соотнесения.
Иначе
говоря, процесс восприятия заключается
в выделении наиболее характерных для
данного предмета или ситуации качеств,
признаков, свойств; составлении на их
основе определенного образа; соотнесении
данных образов-эталонов с предметами
окружающего мира. Так ребенок учиться
делить предметы на классы: куклы, машины,
мячи, ложки и т. д.

С
года начинает активно развиваться
процесс познания окружающего мира.
Ребенок в возрасте от одного года до
двух лет для выполнения одного и того
же действия использует различные
варианты, а с полутора до двух лет у него
появляется способность решать проблему
путем догадки (инсайта), т. е. ребенок
внезапно находит решение данной проблемы,
избегая метода проб и ошибок.

Со
второго года жизни восприятие ребенка
меняется. Научившись воздействовать
одним предметом на другой, он оказывается
способным предвидеть исход ситуации,
например, возможность протаскивания
шарика через отверстие, перемещения
одного предмета при помощи другого и
т. д. Ребенок может различать такие
формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник, многоугольник; цвета –
красный, оранжевый, желтый, зеленый,
синий, фиолетовый.

Благодаря
развитию восприятия к концу раннего
возраста у ребенка начинает складываться
мыслительная деятельность. Это выражается
в появлении способности к обобщению,
переносу полученного опыта из
первоначальных условий в новые, в
установлении связи между предметами
путем экспериментирования, запоминании
их и использовании при решении проблем.
Полуторагодовалый ребенок может
прогнозировать и указывать направление
движения объекта, место расположения
знакомого предмета, преодолевать
препятствия на пути достижения желаемой
цели. А после полутора лет появляется
реакция выбора объекта по наиболее
ярким и простым признакам: форме и цвету.

Читайте также:  Условия для индивидуального развития ребенка в доу по фгос

В
раннем детстве продолжается развитие
мышления,
которое
от наглядно-действенного постепенно
переходит в наглядно-образное, т. е.
действия с материальными предметами
заменяются действиями с образами.
Внутреннее развитие мышления идет таким
образом: развиваются интеллектуальные
операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное
мышление возникает к концу первого года
жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет.
Сначала ребенок может абстрагироваться
и выделять форму и цвет, поэтому при
группировке предметов в первую очередь
обращает внимание на размер и цвет
предмета. В возрасте около двух лет он
выделяет предметы, основываясь на
существенных и несущественных признаках.
В 2,5 года ребенок выделяет предметы по
существенным признакам: цвет, форма,
величина.

Особенностью
мышления в раннем детстве является
синкретизм. Синкретизм
означает
нерасчлененность: ребенок, решая задачу,
не выделяет в ней отдельных параметров,
воспринимая ситуацию как целостную
картину. Роль взрослого в данном случае
заключается в выделении из ситуации и
анализе отдельных деталей, из которых
ребенок потом выделит главные и
второстепенные.

Наглядно-образное
мышление возникает в 2,5–3 года и остается
ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого
мышления связано со становлением
элементарного самосознания и началом
развития способности к произвольной
саморегуляции, сопровождаемой развитым
воображением.

Развитие
памяти.
К
двум годам у ребенка развивается
оперативная память. Ему доступны легкие
логические и тематические игры, он может
составлять план действий на короткий
промежуток времени, не забывает цель,
поставленную несколько минут назад.

Развитие
речи.
До
года ребенок уже может называть вещи
своими именами. Он имеет богатый опыт
познания окружающего мира, у него
сложилось представление о родителях,
пище, об окружающей обстановке, игрушках.
И все же из множества качеств, заключенных
в слове как в понятии, ребенок сначала
усваивает только отдельные свойства,
характерные для того предмета, с которым
первоначально это слово оказалось
связанным в его восприятии.

Годовалый
ребенок реагирует на слова как на
ситуацию в целом. Слово оказывается
связанным с обстановкой, а не с
представляющим ее предметом. Ребенок
внимательно наблюдает за мимикой,
жестами говорящего взрослого, улавливая
по ним смысл того, что говорится.

С
11 месяцев начинается переход от дофонемной
речи к фонемной и становление
фонематического слуха, который
заканчивается к двум годам, когда ребенок
может различать слова, отличающиеся
друг от друга одной фонемой. Переход от
дофонемной к фонемной речи продолжается
3 года и заканчивается на четвертом году
жизни. В 3 года ребенок научается правильно
применять падежи, начинает пользоваться
сначала однословными предложениями,
затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может
комбинировать слова, объединяя их в
двух-трехсловные фразы или предложения
из двух слов, где есть и подлежащее и
сказуемое. Потом благодаря развитию
грамматической структуры речи он
овладевает всеми падежами и способен
с помощью служебных слов строить сложные
предложения. В это же время возникает
сознательный контроль за правильностью
произношения речевых высказываний.

После
1,5 лет отмечается активность самостоятельной
речи и речевого общения. Ребенок начинает
сам спрашивать названия интересующих
его предметов или явлений. Вначале он
пользуется языком жестов, мимики и
пантомимики или указующим жестом, а
потом к жесту добавляется вопрос,
выраженный в словесной форме. Ребенок
научается при помощи речи управлять
поведением других людей. Но ребенок в
возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать
инструкциям взрослых, особенно тогда,
когда надо выбирать одно действие из
нескольких; он сумеет сделать данный
выбор только ближе к 4 годам.

В
течение второго года жизни ребенок
начинает усваивать словесное обозначение
окружающих предметов, а затем имен
взрослых, названия игрушек и только
потом – частей тела, т. е. существительных,
а к двум годам при нормальном развитии
понимает значение практически всех
слов, относящимся к окружающей
действительности. Этому способствует
развитие семантической
функции
детской
речи, т. е. определение смысла слова,
его дифференциация, уточнение и присвоение
словам обобщенных значений, которые с
ними связываются в языке.

К
2 годам дети имеют четкое представление
о назначении окружающих их предметов
домашнего обихода и личной гигиены. Они
понимают общие вопросы, требующие ответа
типа «да» или «нет».

Около
3 лет ребенок начинает внимательно
слушать, о чем говорят взрослые, любит,
когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До
1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов,
но употребляет их редко. К 2 годам он
знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

В
развитии речи были выделены следующие
этапы:

1) слоги
(вместо слов);

2) слова-предложения;

3) двухсловные
предложения (например, «мама сюда»);

4) предложения
из трех или более слов;

5) правильная
речь (грамматически согласованные
предложения).

Основные
тенденции в развитии речи ребенка
раннего возраста таковы.

• Пассивная
речь в развитии опережает активную.

• Ребенок
открывает, что каждый предмет имеет
свое название.

• На
границе 2-го и 3-го года жизни ребенок
как бы интуитивно «открывает», что слова
в предложении связаны между собой.

• Происходит
переход от многозначности детских слов
к первым функциональным обобщениям,
построенным на основе практических
действий.

• Фонематический
слух опережает развитие артикуляции.
Ребенок сначала научается правильно
слушать речь, а затем правильно говорить.

• Осуществляется
овладение синтаксическим строем языка.

• Развиваются
функции речи, происходит переход от
индикативной (указательной) к номинативной
(обозначающей) функции речи.

Соседние файлы в папке Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник