Психологическое развитие ребенка 4 лет с зпр

Психологическое развитие ребенка 4 лет с зпр thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413

СЕМИНАР

На тему:

«Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития (3-4 года)»

Составила: Учитель-дефектолог

Ярковенко Галина Юрьевна

«Развитие высших психических функций у детей 3-4 лет»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития детей 3х летнего возраста. А именно об особенностях развития памяти, внимания, восприятия, мышления.

Хочу начать с памяти.

Память данного возраста непроизвольная,эмоциональная,т.е.то, что ребёнкуинтересно, что эмоционально его затронуло, то запоминается быстро и на долго.

Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.

Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).

Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)

Внимание у детей четвертого года жизни непроизвольно,однако,его устойчивостьпроявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но увлекательное занятие может длиться достаточно долго.

Дети данного возраста не могут выполнять несколько действий одновременно (слушать, смотреть, делать). Для того чтобы переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, к нему необходимо подойти и дотронуться до него, что его внимание переключилось на вас и ваши слова.

Все последующие действия, которые нужно выполнить ребёнку желательно проговаривать заранее (сейчас на остановке мы будем выходить, после того как ты уберешь игрушки мы пойдем умываться и кушать, спать т.д.)

Мышление

Пройдет год-другой, и малыш станет школьником. Обучение в школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность обучения ребенка.

Какие же особенности мышления у ребёнка 3-4 лет давайте посмотрим:

  1. устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно)

  1. умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам (т. е. выделяет существенное в предметах),

  1. умеет выделять часть из целого

  1. умеет сравнивать и анализировать

Развитие ребенка в норме (3-4 года)

Внимание

Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго.

Мышление

Мышление предметно-действенное.

-устанавливает элементарные причинно-следственные связи

-умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам

— умеет выделять часть из целого

— умеет сравнивать и анализировать

Память

непроизвольная,эмоциональная. Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.

Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).

Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)

Развитие ребенка в норме (3-4 года)

Задержка речевого развития

Внимание

Непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго.

Характерная особенность внимания этих детей — отвлекаемость, т.е. недостаточная концентрация и устойчивость. Причина ее — воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей.

Мышление

Мышление предметно-действенное.

-устанавливает элементарные причинно-следственные связи

-умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам

— умеет выделять часть из целого

— умеет сравнивать и анализировать

Мышление предметно-действенное.

Отличие от нормы: мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний. Снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях.

Память

Непроизвольная,эмоциональная

Отмечается как сходство, так и различие памяти у дошкольников с нарушениями речи и без нарушений речи. Общим оказалось соотношение развитости памяти разной модальности: наиболее развита моторная и наименее — слуховая память. В обоих случаях выявлена положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти и преобладание смысловой памяти над механической.

Мышление предметно-действенное.

-устанавливает элементарные причинно-следственные связи

-умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам

— умеет выделять часть из целого

— умеет сравнивать и анализировать

Мышление предметно-действенное.

Отличие от нормы: мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний. Снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях.

Несформированность познавательной, поисковой мотивации.

Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.

Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы

Стереотипность мышления, его шаблонность.

Ребенок может выполнять задания с помощью взрослого в виде стимуляции, разъяснения и показа.

непроизвольная,эмоциональная.

Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах от 3 до 5 запоминаемых предмета.

Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).

Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)

Непроизвольное запоминания.

Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах от 3 до 5 запоминаемых предмета.

Читайте также:  Отсталое развитие речи у ребенка 3 лет

Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова (с опорой на картинки), выполнить 3-4 действия без повторения).

Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета и соотнести их с картинным материалом)

Снижение объема памяти и скорости запоминания;

Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

Преобладание наглядной памяти над словесной;

Снижение произвольной памяти;

Нарушение механической памяти.

Игра для педагогов «Разложи правильно»

Приложение №1

НОРМА

Внимание непроизвольное. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть довольно долго.

Мышление предметно-действенное.

Устанавливает элементарные причинно-следственные связи

Умеет обобщать предметы в группы по их характерным свойствам

Умеет выделять часть из целого

Умеет сравнивать и анализировать

Память непроизвольная,эмоциональная.

Объём зрительной произвольной памяти находится в пределах 3 до 5 запоминаемых предмета.

Формируется речеслуховая память (ребёнок 3-4 лет может запомнить 3-4 слова, выполнить 3-4 действия без повторения).

Формируется тактильная память (ребёнок может на ощупь угадать 3-5 знакомых для него предмета)

ЗРР

Внимание недостаточно устойчивое, снижена концентрация.

Мышление предметно-действенное.

Мыслительные операции выражаются в действиях, без описаний.

Непроизвольное запоминания

ЗПР

Низкая концентрация внимания. Неустойчивость внимания. Узкий объем внимания.

Несформированность познавательной, поисковой мотивации.

Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.

Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы.

Стереотипность мышления, его шаблонность.

Выполнение задания только с помощью взрослого в виде стимуляции, разъяснения и показа.

Снижение объема памяти и скорости запоминания.

Непроизвольное запоминание менее продуктивно.

Преобладание наглядной памяти над словесной;

Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме.

Снижение произвольной памяти

Нарушение механической памяти

Приложение №2

Источник

Каждая мама мечтает, чтобы ее кроха был самым лучшим и успешным. Но иногда родители замечают, что их малыш развивается медленнее сверстников. Минимальные отклонения от нормы вполне допустимы и могут зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Но если проблема начинает проявляться более четко, рекомендуется посетить с малышом врача и психолога, и, если нарушения обнаружатся, как можно скорее предпринять действия по их устранению. ЗПР у детей дошкольного возраста — что делать?

Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:

  • личностной незрелостью;
  • медленной скоростью психического развития;
  • умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
  • патологией познавательной деятельности в негрубом виде.

В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:

  1. Ребенку тяжело слушаться взрослых.
  2. Нелегко досидеть до конца занятия.
  3. Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
  4. Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.

Важно! Симптомы нарушений можно выявить у детей задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту. А значит, можно своевременно исправить положение и помочь крохе.

ЗПР это…

ЗПР — это нарушение правильного темпа психического развития ребенка. Патология проявляется в замедлении процесса эмоционального и психологического восприятия мира вокруг, слабой памяти и внимании, задержке формирования мыслительных процессов.

Физически такие дети могут быть полностью здоровы, при этом испытывая трудности социальной адаптации. Среди всех детей с ЗПР встречается около 15-16% малышей.

При задержке психического развития может страдать либо умственная деятельность, либо эмоциональная. В первом случае малыши спокойны и робки, послушны, но испытывают трудности в обучении. Во втором случае, при сохранении нормальных умственных способностей, эмоциональный фон детей не соответствует возрасту, они имеют проблемы с дисциплиной, концентрацией внимания на учебе.

Что такое задержка психического развития (видео)

Причины ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.

К основным группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:

  • недостаток общения, приводящий к отсутствию общественного опыта;
  • биологические факторы, препятствующие нормальному созреванию мозговых структур;
  • наличие различных соматических заболеваний;
  • негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
  • отсутствие соответствующей возрасту, полноценной деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.

Также к причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери или различные осложнения при родах:

  • заболевания матери хронического характера (сахарный диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
  • заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит, краснуха);
  • токсоплазмоз;
  • токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
  • несовместимость крови по резус-фактору у матери и малыша;
  • употребление во время беременности матерью гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
  • асфиксия малыша при родах или ее угроза;
  • травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов для родовспоможения;
  • соматические и инфекционные заболевания детей в раннем возрасте;
  • поражение нервной системы крохи, возникающие после травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.

Помните! Причиной ЗПР может стать генетическая предрасположенность в семье малыша к патологиям в психической и умственной сфере.

Также задержка психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.

Читайте также:  Роль книги в развитии ребенка картинки

Читайте также статьи:

  • «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
  • «Нужно ли делать прививки ребенку«
  • «Как укрепить иммунитет ребенку»
  • «Ребенок пошел в садик: как подготовиться»

Классификация ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:

  1. Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
  2. Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
  3. Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
  4. Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить педагоги.

Симптомы ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.

К ним относятся:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • неспособность крохи самостоятельно питаться из-за неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и умений ходить, ползать и держать голову;
  • невысокая заинтересованность к познанию окружающего мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
  • либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность и плохой, неспокойный сон.
  • патологическая двигательная активность или, наоборот, сниженная;
  • отставание в освоении различных навыков самообслуживания, например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.

Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.

Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в будущем.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды симптомы нарушений проявляются по-разному.

В 2 года

В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет положительные эмоции при их появлении.

Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты. Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться самостоятельно.

В 3-4 года

В этом возрасте у малыша начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Узкий словарный запас и отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.

В 5-6 лет

В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:

Что должен уметь ребенок в 5 лет

  • считать до 10;
  • уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
  • имеет понятия «один» и «много»;
  • знает основные цвета;
  • называет геометрические фигуры, умеет их различать.

Что должен уметь ребенок в 6 лет

Важно! Обратите особое внимание на игровую деятельность малыша. В возрасте 5-7 лет ребенок должен активно заниматься конструированием, лепкой или рисованием.

При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей более раннего возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческий период психология

Что должен знать и уметь ребенок перед школой

При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у малыша родители должны обязательно посетить врача.

Диагностика ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.

Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:

  • дефектологом;
  • психотерапевтом;
  • педиатром;
  • логопедом;
  • детским неврологом;
  • психологом.

Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:

  1. Сбор и изучение анамнеза.
  2. Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
  3. Анализ медицинской документации ребенка.
  4. Изучение условий жизни крохи.
  5. Диагностическое исследование речевых навыков.
  6. Изучение эмоционально-волевых характеристик.
  7. Нейропсихологическое тестирование.

В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.

Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга крох.

На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в  специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.

Коррекция

Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов, педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также родителей и близких ребенка.

Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.

Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:

  • применение метода наглядности;
  • дозированность выдачи учебного материала;
  • многократные повторения;
  • применение технологий, направленных на сбережение и охрану здоровья;
  • частая смена деятельности.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:

  1. Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями.
  2. Массажа.
  3. Лечения водой.
  4. Физиотерапии.
  5. Лечебной физической культуры.

Особую роль при воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:

  • внимания;
  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти.

Внимание при коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский

Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.

В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.

Для работы с детьми с ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Важно! При соблюдении всех рекомендаций можно добиться положительной динамики, устранения большинства нарушений развития и даже полного снятия диагноза ЗПР.

Профилактика

Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно выделить следующие:

  1. Планирование беременности. Соблюдение всех рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
  2. Исключение негативного воздействия на плод при беременности, полный отказ от вредных привычек.
  3. Обеспечение положительных условий для жизни и развития ребенка.
  4. Предотвращение возникновения заболеваний соматического и инфекционного характера у малышей раннего возраста.

Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.

Лечение

Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:

  1. Комплексную реабилитацию.
  2. Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к обучению).
  3. Лекарственное воздействие.
  4. Занятия с психологом.

Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей и логического мышления, а также на формирование основных понятий:

  • о размере и форме;
  • о различии «большой» и «маленький»;
  • объединение предметов в группы по определенному признаку.

Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций. Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.

Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.

Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.

Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

Источник