Психологическое обследование ребенка с нарушениями психического развития

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др ).

Таблица 2 Социальная характеристика семьи

Группа семей Факторы, характеризующие данную группу семей
Оптимальная Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
Хорошая Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки — кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — хорошая
Удовлетворительная Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
Неудовлетворительная Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т. е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

— методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования; так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее;

— важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

— подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга;

— при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения — это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень его возможностей;

— задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

— содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

— при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

— отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер; только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;

— не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

— количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:

Читайте также:  Средства и методы развития речи ребенка в детском саду

— процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;

— методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;

— анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

— выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способностью отражать уровни сформированное™ психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;

— для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

— для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог должен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным ыводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекцион-ной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

Читайте также:  Развитие ребенка с овз в раннем детстве

В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 2649; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9095 — | 7339 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Психологическое обследование ребенка

Психологическое обследование ребенка является частью комплексного медико-психолого-педагогического исследования, обеспечивающего всестороннее изучение особенностей его развития.

Для диагностики нарушенного психического развития ребенка значимыми являются сведения, характеризующие состояние центральной нервной системы, его соматическое и психическое развитие, уровень сформированности психических функций, соответствующий данному возрасту. В связи с этим необходимо сопоставить данные медицинского, психологического, педагогического и логопедического обследования. Это объясняется тем, что нарушения психического развития у детей могут быть обусловлены причинами как социального, так и биологического характера. Они могут выступать как самостоятельные аномалии, так и в совокупности нервных, нервно-психических и соматических заболеваний.

Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка, является история его развития. Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные события детства и сопоставить с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде.

Особенное значение условий, в которых развивается ребенок, основывается на разрабатываемой в отечественной психологии концепции онтогенеза как процесса прижизненного формирования психической деятельности и личности ребенка.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено установлению неблагоприятных воздействий на психику ребенка. К их числу можно отнести: разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь близкого человека, члена семьи, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и др.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства и др.

Психолог, работающий с аномальным ребенком и исследующий его в диагностических целях, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности станет центральной в исследовании. Поэтому необходимо выявить особенности и изменения в его развитии, а затем тщательно их проанализировать. Для решения этой задачи и более эффективного исследования детей с нарушенным психическим развитием целесообразно подбирать такие диагностические методики, которые бы отвечали специфическим задачам исследования.

В работе психолога можно выделить два этапа — подготовительный (организационный) и основной (психологическое обследование, интерпретация результатов, составление заключения).

Подготовительный этап. Задачей подготовительного этапа является сбор анамнестических данных и составление предварительного представления об этиологии аномального развития.

«Точный детальный анализ может оказаться наиболее важной частью диагноза. В результате искусного собирания нередко можно поставить предположительный диагноз до получения объективных результатов» [4. С. 67]. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из медицинской карты, которая должна содержать заключения специалистов:

  • • педиатра об общем состоянии ребенка;
  • • психоневролога с обоснованным диагнозом и характеристикой умственного развития;
  • • отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (С данными о восприятии разговорной и шепотной речи);
  • • офтальмолога с характеристикой состояния органов зрения;
  • • врача-ортопеда (для детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата).

Такой подробный анализ сориентирует психолога и даст ему возможность сформировать исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций.

Важным моментом в работе на подготовительном этапе является беседа с педагогом, в которой должны быть отражены данные о продолжительности обучения и воспитания ребенка, подробный анализ успеваемости, поведения, а также данные о мероприятиях, проведенных в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.). Эти данные окажутся полезными при исследовании обучаемости аномальных детей и прогнозировании темпов их развития.

Не менее важным источником знаний о психическом развитии ребенка являются сведения об истории его жизни, полученные от родителей. Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослыми, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда присутствует в сообщении родителей. На этом моменте специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнение, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать…» [2. С. 55]. У родителей необходимо узнать об их здоровье, как протекала беременность, благополучно ли прошли роды, особенности раннего развития ребенка, какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни, посещал ли ясли, детский сад, как складывались взаимоотношения с другими детьми. Важно выяснить, не было ли каких-нибудь резких переломов в семейном воспитании. Большое значение для формирования личности ребенка имеют отношения между родителями. Очень важно знать, воспитывался ли ребенок в дружной семье ил и в такой, в которой были постоянные распри и неудачи. Даже такие ускользающие от внимания взрослых обстоятельства, как возраст и характер детей, с которыми ребенок проводит время, также оказывают заметное влияние на формирование тех или иных черт характера и на умственное развитие.

Читайте также:  Дикие и домашние животные развитие ребенка

Большую помощь психологу в составлении истории развития ребенка, включающую основные моменты этого процесса, а также признаки, имеющие диагностическое значение, может оказать схема, разработанная сотрудниками кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ [1], а также карта истории развития ребенка.

В практике для выявления особенностей психического развития ребенка также широко используется метод изучения продуктов деятельности. Содержание результатов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображение ребенка, сформированность зрительных представлений, развитие мелкой моторики, сформированность навыков учебной деятельности. Характер выполнения письменных работ поставит перед исследователем вопрос об имеющихся у ребенка трудностях. Так, несоблюдение линий при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, непониманием предъявленных требований. Ошибки при письме (перестановки, пропуски букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д.) также имеют различные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере ему оказывалась.

Сравнивая первую и последнюю тетради, можно установить динамику развития ребенка, интересные сведения о ребенке можно получить из его рисунков. Иногда именно рисунок является первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.

Довольно часто в выполненном задании отражается не только отношение ребенка к действительности, уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, но и отношение к своему дефекту.

Как правило, продукты деятельности детей с нарушенным психическим развитием по сравнению с нормой имеют типичные особенности.

Закончив ознакомление с медицинскими заключениями о состоянии здоровья ребенка и историей его развития, психолог непосредственно знакомится с ним.

Беседа позволяет в процессе личного общения с ребенком не только установить с ним контакт, но и получить общее представление о его развитии.

Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем мире и времени, особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, т. е. беседа дает психологу некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности ребенка.

Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб педагога, родителей и самого ребенка, его возраста и индивидуальных особенностей. При изучении особенностей психического развития аномальных детей метод беседы используется чаще всего как исходный пункт для первичного знакомства либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с нарушениями психического развития. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что создает благоприятную почву для проведения обследования при помощи специальных заданий.

Программы беседы с ребенком должны строиться с учетом возраста, особенностей приема и переработки информации детьми, имеющими нарушения развития, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма, встречающегося часто у детей с тяжелой речевой патологией. Беседа должна быть неформальной, способствующей установлению эмоционально-доверительного контакта психолога и ребенка. Это особенно важно, так как многие дети с нарушениями развития уже накопили негативный опыт общения со взрослыми.

Для более глубокого изучения особенностей психики ребенка с нарушенным психическим развитием необходимо использовать специальные методы экспериментально-психологического исследования, что и является задачей второго, основного этапа работы детского психолога.

Благодаря экспериментально-психологическому исследованию психолог получает возможность не только определить причины, вызывающие те или иные психические нарушения, но и следить за их изменениями и развитием.

Детскому психологу необходимо уметь экспериментально исследовать особенности психической деятельности ребенка в случае, если он по некоторым причинам начинает плохо успевать по какому-либо одному предмету или по нескольким. Неуспеваемость по одному из предметов при хорошей успеваемости по другим может быть следствием какого-либо локального поражения либо недоразвития. Так, при нарушении восприятия пространства может возникнуть стойкая неуспеваемость по математике; при нарушении слухового анализатора возникают грубые ошибки письма.

Психолог, овладевший методами экспериментальной патопсихологии, может оказаться полезным помощником врача-психоневролога в случаях трудной диагностики нервно-психических нарушений.

Источник