Психологический анализ аномального развития ребенка входит

Психологический анализ аномального развития ребенка входит thumbnail

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Рассмотренные выше закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расши­рению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотно­шении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нару­шений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхроний развития, и т. д.

Изложенные выше данные, естественно, не пре­тендуют на полноту освещения этой сложной и мно­гогранной проблемы. Ее отдельные стороны и поло­жения представлены при описании разных типов диз­онтогенеза неравномерно, что связано с недостаточ­ностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость даль­нейших исследований.

Но и на этом этапе полученные данные уже мо­гут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопро­сов диагностики, прогноза и коррекции.

Как указывалось выше, Л. С. Выготский пробле­му патопсихологического анализа аномалии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживаю­щих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типо­логической проблемы».

Изложенная выше типология аномалий психичес­кого развития, выделение ряда параметров, характе­ризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариан­тов, могут быть использованы для психологического анализа аномалии развития.

Этот анализ строится па основании данных, по­лученных патопсихологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или другими близкими родственниками, знакомства с ис­торией болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспита­теля дошкольного учреждения.

Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов.

Первый из них — это систематизация психологи­ческих данных о состоянии ребенка на момент ис­следования. По существу это анализ психологического статуса ребенка.

Сюда, прежде всего, входит квалификация первич­ного дефекта: его характера, а также ряда его осо­бенностей, типичных для данного больного (распро­страненность, степень тяжести, стойкость и т. д.).

Далее следует характеристика вторичных дефек­тов. К ней относится квалификация вторичных нару­шений, как непосредственно обусловленных первич­ным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принад­лежит анализу вторичных проявлений, вызванных ре­акцией личности на свою неполноценность.

Необходима квалификация компенсаторных об­разований.

И, наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций.

Для понимания механизмов формирования выяв­ленных нарушений психического развития чрезвычай­но важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтогенеза.

Прежде всего, он включает констатацию возраста выявления аномалии развития.

Большое значение имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах.

Важна квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, па­тологической фиксации, регресса, распада, акселера­ции).

Необходим учет последовательности формирова­ния вторичных нарушений.

И, наконец, анализ динамики аномалий психичес­кого развития включает характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса.

Следующим этапом анализа является квалифика­ция психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сферы и лично­сти в целом) до начала отклонений в развитии.

Анализ этого этапа развития имеет особенно боль­шое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, кото­рое часто возникает на фоне ранее нормального пси­хического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдель­ных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были.

И, наконец, важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристи­ка членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального раз­вития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий.

Неблагоприятные условия воспитания и окруже­ния ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, ког­да он попадает в поле зрения патопсихолога. Это не­редко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии раз­вития может быть решена только после анализа це­лостной структуры дефекта, динамики его формиро­вания, особенностей психического онтогенеза до вы­явления отклонений в развитии.

Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психи­ческого дизонтогенеза: недоразвитие пли задержан­ное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дис­гармоническое развитие.

Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения последующих вопросов:

— выбора методов психолого-педагогичес­кой коррекции;

— профилактики ряда вторичных расстройств, опирающейся на использование сохранных, а иногда и акселерированных в своем развитии функций;

— определения прогноза дальнейшего психичес­кого развития ребенка.

Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом.

Выбор методов психолого-педагогической коррек­ции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической кар­тины основного заболевания или его последствий, ха­рактера медикаментозного лечения, получаемого ре­бенком.

Прогноз психического развития аномального ре­бенка также часто зависит от ряда клинических фак­торов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических забо­леваний и т. д.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет, задачи, методы специальной психологии.

2. Характеристика аномалий психического развития.

3. Причины дизонтогенеза. Статистика психо-физических отклонений в развитии детей.

4. Общие закономерности психического дизонтогенеза.

5. Норма и отклонение в психо-физическом развитии ребенка.

6. Возрастные уровни нервно-психического реагирования на различные вредности по В.В. Ковалеву.

7. Понятие о первичном и вторичном дефектах и их взаимосвязи в дизонтогенезе. Вклад Л.С. Выготского.

8. Классификация дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

9. Характеристика общего стойкого недоразвития.

10. Два основных клинико-психологических «закона» олигофрении Г.Е. Сухаревой.

11. Особенности нейродинамики, сенсорики, моторики, познавательных функций, эмоциональной сферы у/о ребенка.

12. Систематика олигофрении.

13. Характеристика задержанного психического развития.

14. Основные отличия ЗПР от олигофрении.

15. Основные варианты ЗПР, их специфика.

16. Характеристика ЗПР конституционального происхождения.

17. Характеристика ЗПР соматогенного происхождения.

18. Характеристика ЗПР психогенного происхождения.

19. Характеристика ЗПР церебрально-органического генеза.

20. Влияние среды на возникновение ЗПР (роль средовых факторов).

21. Проблема дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития. Различные подходы.

22. Обучающий эксперимент как метод дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития. Теоретическое обоснование метода.

23. Характеристика поврежденного психического развития.

24. Характеристика деменции. Основные отличия от олигофрении и ЗПР.

25. Систематика деменции. Особенности органической и эпилептической деменции.

26. Характеристика дефицитарного психического развития.

27. Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

28. Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

29. Характеристика детского церебрального паралича.

30. Характеристика детей с нарушениями речи.

31. Характеристика искаженного психического развития.

32. Характеристика синдрома раннего детского аутизма (РДА).

33. Особенности эмоций, познавательных функций, речи детей с РДА.

34. Характеристика дисгармонического развития.

35. Критерии психопатии по Ганнушкину-Кебрикову.

36. Характеристика акцентуаций характера подростков и психопатии по А.Е. Личко.

37. Этиология психопатий. Типы психопатий.

38. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика гипертимного типа. Особенности подростковых реакций.

39. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика лабильного типа. Особенности подростковых реакций.

40. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика астено-невротического типа. Особенности подростковых реакций.

41. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика психастенического типа. Особенности подростковых реакций.

42. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика шизоидного типа. Особенности подростковых реакций.

43. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика эпилептоидного типа. Особенности подростковых реакций.

44. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика истероидного типа. Особенности подростковых реакций.

45. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика циклоидного типа. Особенности подростковых реакций.

46. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика неустойчивого типа. Особенности подростковых реакций.

47. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика конформного типа. Особенности подростковых реакций.

48. Характеристика патологического формирования личности, систематика по В.В. Ковалеву.

49. Этиология и виды невротического развития, и неврозы у детей.

50. Характеристика типов семейного воспитания, предрасполагающих к возникновению невроза.

51. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах.

52. Профилактика и коррекция невротического развития и неврозов у детей.

53. Понятие о коррекционной педагогике, ее предмете, задачах, принципах

54. Выявление, воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.

55. Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ее задачах и принципах.

56. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии.

57. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.

58. Педагогическая запущенность как проблема коррекционной педагогики.

59. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими РДА.

60. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ДЦП.

61. Система коррекционных учреждений.

62. Проблема профилактики отклонений в развитии детей.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: МПА, 1994.

2. Бадаляна Л.О. Невропатология. — М., 1982

3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.

4. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

5. Дефектология: словарь-справочник. – М., 1996.

6. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М., 1993.

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.

8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – МГУ., 1985.

10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

11. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. /Под ред. Власовой Т.А., Мачихиной В.Ф. – М., 1980.

12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

13. Психологическиен проблемы неуспевающих школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.

14. Сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов /Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.

Список дополнительной литературы

1. Братусь Б. С. Аномалии личности.

2. Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психологии.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч., т.5, М.: «Педагогика», 1984.

4. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенса­ция. Собр. соч., т.5, Москва: «Педагогика», 1984.

5. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости (любое издание).

6. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. Клиника психопатий, М., 1964.

7. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология, Л., 1982.

8. Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психологический журнал, 1984, № 2.

9. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Место психологической коррек­ции в психопрофилактике //Проблемы психопрофилактики, Л., 1984.

10. Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980.

11. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков, Л., 1983.

12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960.

13. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.

14. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов

Источник

На первом этапе:

• Систематизируются психологические данные о состоянии ребенка на момент исследования (анализ психологического статуса ребенка). Определяете квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкости т. д.)

• Характеризуются вторичные дефекты, как непосредственно обусловленные первичным дефектом, так и связанные с ним опосредованно. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на cboi неполноценность.

• Анализируются сохранные психические функции.

На втором этапеквалифицируется динамика психического дизонтогенез. Это необходимо для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития. Большое значение имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важна также квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, пате логической фиксации, регресса, распада, акселерации). Необходим учет последовательности формирования вторичных нарушений. Проводится анализ динамики аномалий психического развития, который включает характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса.

Следующим, третьим, этапом анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие сенсорной, моторной, эмоциональной сферы и личности в це­лом) до начала отклонений в развитии.

Проводя обследование и анализируя полученные результаты, необходимо учитывать особенности воспитания и окружения ребенка, психо­логическую характеристику членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблаго­приятных средовых условий.

Таким образом,клиническое обследование начинается с тщательного изучения анамнеза со слов самого обследуемого, а также членов его семьи. Для получения наи­более достоверных анамнестических данных беседу рекомендуется проводить со­вместно с психологом и логопедом. В беседе с родителями устанавливается история развития ребёнка до I года, характер перенесенных заболеваний. При этом обследование можно проводить в следующем порядке:

— проверка сохранности слуховой функции;

— проверка вибрационной чувствительности;

— проверка зрительного аппарата;

— речь;

— двигательная сфера;

.- сенсорные и интеллектуальные процессы;

— наблюдение за поведением;

— обследование дошкольников в процессе игры.

При оценке необходимо помнить, что для умственно отсталых детей характерны следующие особенности:

— слабо выраженный интерес к игрушке,

— наличие стереотипных действий;

— игры носят беспорядочный характер;

— действия детей нуждаются в постоянном стимулировании и контроле;

— дети часто отвлекаются;

— их отличает некритичность к результатам работ;

— нет реакции на успех и неудачу.

В заключение опроса исследуют психическое состояние обследуемого: определяют ясность сознания, краткосрочную и долговре­менную память, интеллектуальные способности, сохранность критических оценок, особенности психомоторных функций.

Лишь после этого приступают к осмотруобследуемого. В зависимости от предполагаемых причин нарушений к общему клиническому обследованию привлекают специалистов: психолога, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и др. при показаниях проводят дополнительные лабораторные исследования — крови, спинномозговой жидкости, рентгенографию, электроэнцефалографию, электрокардиографию. Подробное и тщательное исследование состояния обследуемого выявляет патофизиологические и патопсихологические механизмы, обусловившие данное расстройство.

Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявления причин отклонения в развитии (составление анамнеза) врач или педагог—дефектолог использует метод беседы, опроса или анкетирования.

Исследование состояние психической деятельности проводится врачом совместно с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом. В процессе обследования используются такие методы, как беседа, наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, беседа, игра, графические методы, анализ продуктивной деятельности (рисунки, поделки, аппликация, тетради и др.) и характеристики педагогов.

Можно проводить обследование при помощиспециального оборудования и игрушек.

Пирамиды из 4 колец, позволяют диагностировать

— моторику ребёнка (кольца на стержень надевать);

— дифференцированность понятия величины (надеть большое кольцо, поменьше, самое маленькое);

— различие цвета (красное кольцо);

— умение пересчитывать (первое, третье кольцо);

— понятие о количестве предметов (2 кольца, 4 кольца).

Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 542 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)…Наверх

Источник