Психологические условия определяющие развитие ребенка
Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.
Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.
Свойства психологической деятельности:
- Толчок к формированию иных видов деятельности;
- Преобразование личных психических процессов;
- Психологические видоизменения личности ребенка.
Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.
Периоды развития и свойственные им виды деятельности:
- С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).
Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).
Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.
Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.
- С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
которые показывают принцип работы с этим предметом.
Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.
Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.
В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).
Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.
- С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.
Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.
Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.
Речь — становится более сложной в структуре предложений.
- С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.
Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).
Задача родителей в подготовке:
- Памяти;
- Речи;
- Чтения и математике;
- Логического мышления;
- Коммуникабельности;
- Дисциплины и режима дня.
- С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.
Произошедшие изменения:
- Расширение круга авторитетов — учитель;
- Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
- Ученик — объект оценивания;
- Партнерские взаимоотношения.
С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.
Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.
- С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.
Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.
Источник
Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, в самых различных аспектах Ее взаимодействия с окружающей средой (бытием). Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия. Решение их является основой развития, определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов, свидетельствует о возможности опосредованного управления им.
Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для ее социализации средства
(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.). В процессе взаимодействия с окружающими создается индивидуальная ситуация развития, приводит своеобразие каждой личности и в значительной степени определяет путь ее развития.
Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития. Внешними условиями природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, обучения и труда, для реализации возможностей развития. Они оказывают влияние на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде. От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развития.
Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие. Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним. Внешнее не прямо становится внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований. Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру. Происходит интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношение к ним, екстериоризуваты их.
Соотношение внутреннего и внешнего меняется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах. Так, внутренние условия постоянно обогащаются за деятельность ребенка. Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов становится возможным ее новое, содержательное отношение к внешнему миру. То, к чему ребенок был равнодушным, становится для нее значимым и привлекательным.
Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение. Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка. Из-за неадекватности понимания соотношения биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые порой возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизма, наркомании).
По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов. Однако это не дает никаких оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натальному (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организации .
Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде всего их убеждения о конфронтации биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека. Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.
Итак, в развитии человека генетически противопоставляется социальному. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему возможностями развития. Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе программой.
Генотип — совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей.
Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека. В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоения языка. Это так называемая консервативная наследственность. Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, адаптируется к специфическим социальных условий жизни. Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше количества людей, уже жили и живут сейчас.
Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейробиологических и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структуры. Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов. Они являются естественной основой активности человека, его способности развиваться, учиться и воспитываться.
Одним из естественных предпосылок развития есть задатки человека. Задатки — это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются в жизни человека с помощью созданных обществом средств. При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиваться.
Генотип приводит признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены. В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, родовые травмы. Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью. Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основе различных типов нервной системы развиваются схожие по характеру личности. Это зависит от индивидуальной ситуации развития.
Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система. Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований. Центральная нервная система выполняет и обратную функцию — опосредует влияние среды на реализацию генетической программы развития.
Независимо от уровня актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов. Однако главная особенность таких сенситивных периодов — это предопределенность развития окружением. Поэтому одна из важнейших их характеристик — специфичность опыта индивида. Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые «пропускают» одни влияния окружения и блокируют другие. Они могут быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краски).
Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям. Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генетических факторов, а несколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны отчаянным, генотипом или одновременно тем и другим. Эти различия могут быть значительными. Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту — почти втрое, а некоторые показатели темперамента — более чем в ЗО раз. Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда крупнее групповые.
В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется. Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% — с влиянием окружения; у детей 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю воздействий генотипа, которые в 4 года обнаружены не были. По результатам исследований, индивидуальные различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность растет.
На ранних этапах онтогенеза человека прежде всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена. Индивидуально-специфические особенности поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружающими. Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом. Например, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения. При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения матери в
общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта. У детей с высокой эмоциональностью такая связь есть.
Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства. Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, например музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиков.
Соотношение между генотипом и окружением может быть разное. Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и наклонностей, то такое соответствие между генотипом и окружением является пассивной. Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ему в этом. Бывают ситуации, в которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу). В общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружение и активности ребенка.
Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена последовательностью развертывания генетической программы. Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития. Генотип приводит возможности, границы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий и активности ребенка.
Окружение ребенка — это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, язык, духовные ценности. Но не все то, что окружает, является окружением (ситуацией) ее развития. На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми она вступает в активную связь, в которых она действует. Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается содержательно. В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельности.
Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка. Это влияние зависит от уровня его культуры,
взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка. В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка.
Источник