Психологические программы развития личности ребенка

Юлия Рыбникова
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»
«Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции существенным образом влияют на позитивные процессы и поведение, определяя направленность внимания ребенка, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
В последние года многие дети при поступлении в первый класс страдают социально-психологической дезадаптацией. Неразвитые навыки общения, неумение управлять своими чувствами, импульсивность поведения приводят к психологическим проблемам и нервным заболеваниям детей при переходе в школу.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию программы для детей 6-7 лет «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».
При разработке рабочей программы мы руководствовались следующими нормативно – правовыми документами:
— Законом «Об образовании» Российской Федерации
— Федеральным государственным образовательным стандартом
— ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
— ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»
— Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении
— Международными актами в области защиты прав ребенка
— Законом «Об образовании в Свердловской области».
Принципы:
1. Психолого-педагогического принцип — обучения ребёнка, для определения структуры нарушения, выявления развития индивидуально-психологических процессов.
2. Принцип учёта онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей.
3. Принцип учета возрастных границ.
4. Принцип дифференциаци – способствует раскрытию личностных особенностей и возможностей ребенка, дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
5. Принцип интеграции – позволяет решить такие проблемы, как перегрузка ребёнка, согласовывать содержание образования по различным предметам, систематизировать его знания и умения.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития эмоционально-личностной сферы старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей;
2. Восполнение дефицита произвольной саморегуляции, направленной на
анализ собственного поведения;
3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка)
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной оценочной деятельности,
5. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
6. Расширение знаний педагогов и родителей ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы коррекционно-развивающих воздействий:
— игровая терапия (эмоционально-двигательные, познавательные, сюжетно-ролевые игры)
— сказотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, этюдов)
— психогимнастика
— арт-терапия (работа с красками, пластилином, игры с водой, песком)
— релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)
— беседа
Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми в группе и в кабинете педагога-психолога, проведение которых не влияет на изменения сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.
Все занятия имеют общую структуру.
Вводная часть, цель которой – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками
Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)
Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутри семейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др., для более эффективного развития эмоционально-личностной сферы дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
Мониторинг результативности программы
Результативность, эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
-изучение психического развития (пакет методик)
-изучение эмоционально-личностной сферы (методика «Социометрия», «Лесенка»В. Г. Щур, «Рисунок семьи», «Эмоционально-мотивационная готовность к школе 6-7 лет по Д. В. Солдатовой)
— анкетирование воспитателей и родителей.
Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:
-умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения
-умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку
-умение словесно выражать свои желания, чувства
-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина
-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками
-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.
Источник
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ СОШ №6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Введение
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, положения о рабочих программах МБОУ СОШ №6.
Программа разработана для учащихся 5 – 7-х классов, находящихся в трудной жизненной ситуации и нарушающих нормы и правила поведения в школе.
Пояснительная записка
В подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Для подросткового возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации все эти проблемы проявляются гораздо острее.
Традиционно считается, что на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков влияет неправильное воспитание и асоциальное окружение. Однако лишь совсем недавно негативное влияние средовых факторов на формирование девиантного и делинквентного (общественно опасного, противоправного) поведения, а также аномалий личностного развития подростка специалисты начали рассматривать в еще одном аспекте: как психическую травматизацию. Исследования показывают, что среди подростков, демонстрирующих делинквентное поведение, число подвергшихся жестокому обращению гораздо выше, чем среди неделинквентов.
Последствия психологических травм проявляются в различных сферах жизнедеятельности подростка. По данным Н.В. Тарабриной, основными последствиями физического насилия для подростков являются их недостаточный контроль над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии.
Согласно концепции «цикла насилия», жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, сексуального насилия, а также пренебрежения способствуют формированию у подростка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах и впоследствии по отношению к собственным детям.
Особые трудности в общении испытывает подросток, которому не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к подростку – сироте, но и к подростку из неблагополучной семьи. Чаще всего социально – эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на подростка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такой школьник не желает и не умеет признавать свою вину, у него доминируют защитные формы поведения, он не способен конструктивно разрешать конфликты.
В свою очередь, большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривацию в детстве. Им свойственны низкая самооценка, недостаточный самоконтроль. Таким образом, насилие как способ разрешения проблем и конфликтов передается из поколения в поколение. Для того чтобы прервать этот цикл, необходимы большие усилия со стороны специалистов.
С целью гармонизации отношений подростка с окружающей средой, его социализации, коррекции эмоционально – личностной сферы и развития у него навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми была разработана программа индивидуальных коррекционно — развивающих занятий: « Развитие личности подростка».
Задачи:
Развитие навыков эффективного общения;
Снижение эмоционального напряжения;
Развитие самоконтроля и произвольности в поведении;
Осознание и решение подростком личных проблем;
Формирование адекватной самооценки.
Методическое обеспечение
Программа индивидуальных коррекционно — развивающих занятий: «Развитие личности подростка» включает в себя четыре основных блока:
Диагностический.
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности подростка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционно — развивающий.
Цель: гармонизация и оптимизация развития подростка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.
Оценки эффективности проведенной работы.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, стабилизация позитивной самооценки.
Формы и методы проведения занятий.
Индивидуальные коррекционно — развивающие занятия проводятся с использованием следующих методов:
— беседы, в ходе которых подросток в доступной форме получает необходимые сведения и проигрывает в воображении различные варианты
построения жизни;
проективных методов рисуночного и вербального типов;
сюжетно-ролевых игр, в которых ученик имеет возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения;
элементов психогимнастики;
игр и упражнений, направленных на развитие у ученика устойчивости, переключаемости внимания, развивающие способность понимать эмоциональные состояния, выражать свои чувства.
Возрастные и индивидуальные особенности.
Данная программа предназначена для учащихся 5 – 7-х классов находящихся в трудной жизненной ситуации и нарушающих нормы и правила поведения в школе.
Отличительные особенности рабочей программы.
Рабочая программа составлена с учетом региональных особенностей и выбранного УМК. Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения подростка к обсуждению проблем личного и общего характера).
Методологические и теоретические основы программы
Данная программа строится на:
— научных теориях Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, концепциях современной нейропсихологии;
— концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что психическое развитие идет через обучение, то есть овладение социальным опытом.
В программе также используется опыт и практические наработки Е.Г. Дозорцева по помощи подросткам с проблемами в поведении, получивших психологическую травму и М.А.Одинцовой по формированию адекватных форм поведения в социуме и полноценному развитию личности.
Методические принципы программы:
принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;
деятельностный принцип, основанный на организации и вовлечении подростка в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;
принцип превентивности, связанный с овладением необходимыми знаниями и умениями, помогающими избежать ошибок в своей жизни (знание социальной психологии и конфликтологии, коммуникативные умения, психологические умения (снятие стрессовых состояний, саморегуляция));
принцип контекстности заключается в умении «примерить» на себя различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций;
принцип полезности, формирования знаний и умений, актуальных для практического понимания подростком других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления учебной деятельностью;
принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи.
Сроки реализации рабочей программы:
Программа рассчитана на 10 часов, 1 занятие в неделю.
Форма организации занятий — индивидуальная.
Материально-технического обеспечение:
— пособия (таблицы, рисунки, схемы..);
— технические и интерактивные средства обучения (компьютер, принтер, ксерокс, интернет-ресурсы…).
Планируемые результаты
По окончании освоения программы ученик будет знать:
— свои индивидуальные особенности, личностные качества и ресурсы для достижения поставленных целей;
— основы конструктивного, бесконфликтного общения с другими людьми.
Подросток будет уметь:
● корректировать свое эмоциональное состояние, используя приемы снижения психоэмоционального напряжения и самоконтроля;
● активно включаться в деятельность, проявлять интерес и творческую инициативу;
● выстраивать эффективное общение с другими людьми;
●ставить цели, принимать решения, руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями;
●планировать свой дальнейший жизненный путь.
Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса.
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:
разрешения реальных трудностей развития;
достижения целей и задач программы
Результативность данной программы выражается в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы, подтверждаемых повторной диагностикой, результатами наблюдений, бесед, мини-сочинений.
Критерии отслеживания результативности проведенной работы:
Календарно – тематическое планирование.
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
1. Знакомство, беседа.
2. «Методика диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
3. Опросник САН
Раздел 2. Установочный.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снижение тревожности, повышение уверенности подростка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Тема 1. Что я знаю о себе? Какой я в глубине души?
Цель: Создание положительного эмоционального фона и мотивации к самопознанию. Развитие способности понимать себя, свое эмоциональное состояние и управлять им.
Упражнение «Прогноз погоды».
Упражнение «Ищем секрет».
Релаксация – визуализация «Заброшенный сад».
Упражнение «Кто я? Какой я?».
Упражнение «Настройка на определенное эмоциональное состояние».
Рисунок «Какой я и каким бы я хотел быть».
Тема 2. Мои интересы и увлечения.
Цель: расширение знаний ученика о себе, формирование адекватной самооценки.
Упражнение «Моя вселенная».
Релаксация – визуализация «Мудрец из храма».
Рисунок
Раздел 3. Коррекционно – развивающий.
Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.
Тема 1. Мои переживания. Способы снятия психоэмоционального напряжения.
Цель: уменьшение чувства одиночества и улучшение представлений о самом себе, «реконструировав» негативные воспоминания. Снижение эмоционального напряжения, обучение способам снятия мышечного напряжения в приемлемой форме.
Релаксация – визуализация «Слова, которые причиняют боль».
Рисунок
Упражнение «Незаконченные предложения».
Упражнение «Дыхание».
Упражнение «Мысленная тренировка».
Упражнение «Приятное воспоминание».
Релаксация – визуализация «Прогулка к морю».
Тема 2. Моя семья и внутрисемейные отношения.
Цель: помощь в осознании и решении подростком личных проблем, стабилизация эмоционального состояния.
Упражнение «Родословное дерево».
Упражнение «Самый счастливый случай из детства».
Рисунок «Моя семья»
Упражнение «Что мне необходимо для семейного счастья».
Тема 3. Чувство гнева и альтернативные стили поведения в гневе.
Цель: ознакомление с альтернативными гневу способами снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Формула гнева».
Работа с «сердитым журналом».
Сказка «Солнце и ветер».
Обсуждение ситуаций.
Тема 4. Как научиться управлять своими эмоциями? Произвольный контроль поведения.
Цель: снижение эмоционального напряжения, тревожности, развитие самоконтроля и произвольности поведения.
Упражнение «Фантом».
Упражнение «Аукцион».
Игра «Победи своего дракона».
Упражнение «Вверх по радуге».
Тема 5. Я и другие.
Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать точку зрения другого, сотрудничать.
Игра «Маленький принц».
Упражнение «Значимые люди».
Упражнение «Мотивы наших поступков».
Тема 6. Путешествие в будущее.
Что мне нужно для счастья?
Цель: развитие целеполагания, уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Развитие целеполагания, стабилизация эмоционального состояния.
Упражнение «Мои ценности».
Упражнение «Самое – самое».
Упражнение «Выбор жизненного пути».
4. Упражнение «Мои достижения».
5. Упражнение «Ладошка»
6. Упражнение «Прогноз погоды».
Повторная диагностика.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, стабилизация позитивной самооценки.
1.«Методика диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».
2. Опросник САН
3. Беседа. Подведение итогов.
Список литературы для педагогов
1. Абрамова Г.С.
Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 672.
2. Богатырева Т.П.
Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10 – 12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 144 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б.
Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 238 с.
4.Дети группы риска в общеобразовательной школе./ Под ред. С.В.Титовой. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
5. Дозорцева Е.Г.
Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2012. –128 с.
6. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.
Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2012. –80 с.
7.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. – М.:, Генезис, 2014. – 192 с.
8.Кулганов В.А., Верещагина Н.В.
Консультирование в работе детского практического психолога: Учебное пособие. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 128 с.
9. Кэррел С.
Групповая психотерапия подростков. – СПб.: Питер., 2012. – 224 с.
10. Ликсон Ч.
Конфликт. – СПб.: Питер Паблишинг, 2012. – 160 с.
11. Лукьянова М.И.
Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М:АРКТИ, 2012. – 364 с.
12. Матвеев Б.Р.
Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2013. – 176 с.
13. Навайтис Г.
Профессиональная психологическая помощь подростку: Монография. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 216 с.
14. Немов Р.С.
Практическая психология: Учеб.пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 320 с.
15. Одинцова М.А.
Я – целый мир: Программа развития личности подростков и юношества. / Учеб. – методическое пособие Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии. 2013. – 208 с.
16. Осипова А.А.
Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 512 с.
17. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н.
Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2013. –192 с.
18. Подростковый конфликт/ автор – сост. С.Г.Кажарская. Минск: Красико – Принт, 2013. –64 с.
19.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2012. –128с.
20. Столяренко Л.Д.
Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2013 г. – 736 с.
21. Фопель К.
Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/ Пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2012. – 256 с.
Список литературы для учащихся
1.Лагутина Т.В.
Искусство общения. – М.: Мой мир ГмбХ, 2013. – 320 с.
2. Микляева А.В.
Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Изд-во «Речь», 2013. – 118 с.
3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. – 376 с.
4. Рахманова С.М.
Популярная психология для тинейджеров. –Ростов н/Д: Феникс, 2012.– 224 с.
Источник