Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии

Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психологические проблемы семей, воспитывающих «особого» ребенка Подготовила:

Описание слайда:

Психологические проблемы семей, воспитывающих «особого» ребенка Подготовила: педагог-психолог, социальный педагог Зубаирова А.С.

2 слайд

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда связа

Описание слайда:

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями роди­телей и близких родственников. Выделяют наиболее типичные этапы развития реакций родителей на поставленный диагноз: Отрицание — родители не оставляют надежду, что диагноз постав­лен ошибочно, они ищут возможность получить консультацию у других специалистов. Гнев — возникает на почве ощущения беспомощности, безысходно­сти и разочаровании как в самих себе, так и в своем ребенке. Чувство вины и обида на других — попытка найти виноватого в том, что произошло, выражены в обвинении в случившемся супруга, ближайших родственников, условий жизни и т.д.

3 слайд

Потрясение оказывается настолько сильным, что может вызвать отвержение от реб

Описание слайда:

Потрясение оказывается настолько сильным, что может вызвать отвержение от ребенка или отстранение от него. Первый шок от известия о том, что ребенок родился с нарушениями, будет не таким тяжелым, если оно преподнесено правильно и уже на первых этапах подключаются специалисты, помогающие родителям справиться с суровой действительностью. Снижение стресса происходит при переключении внимания матери с самого предмета переживаний на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы. Для родителей проблемного ребенка такой деятельностью как раз становятся коррекционный образовательный процесс.

4 слайд

Родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, условно разделяют на III

Описание слайда:

Родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, условно разделяют на III группы: I группа — это родители, которые, несмотря на проблемы, искренне любят своего ребенка, принимают его таким, какой он есть, и стараются развивать его всеми доступными способами, активно включаются в процесс коррекнионно-развивающей работы. Они находят время и на реали­зацию собственных интересов, не зацикливаются только на проблемах больного ребенка. Это наиболее благоприятная ситуация для развития ребенка.

5 слайд

II группа - это родители, которые воспринимают рождение ребенка как наказание

Описание слайда:

II группа — это родители, которые воспринимают рождение ребенка как наказание за прошлое, не видят и не находят благоприятного выхода из создавшейся ситуации, испытывают постоянное чувство вины, беспо­мощности, боязнь отвержения со стороны окружающих. Все их силы и стремления направлены на ребенка и его недуг. Они отказываются от своих личных интересов. Эта позиция несет негативные моменты, так как неизбежно возникает внутриличностный конфликт, мать не развивается сама и, следовательно, не может передать ребенку импульс к развитию.

6 слайд

III группа - родители, которые перекладывают заботу о ребенке на других члено

Описание слайда:

III группа — родители, которые перекладывают заботу о ребенке на других членов семьи и полностью уходят в процесс реализации своих интересов. Ребенок мешает их собственным интересам.

7 слайд

I, II группы родителей нуждаются в психологической поддержке извне. Не требуе

Описание слайда:

I, II группы родителей нуждаются в психологической поддержке извне. Не требуется никаких доказательств тому положению, что ребенок с «особыми» потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке, которая может быть обеспечена только в условиях семьи.

Читайте также:  Развитие сознания у ребенка контрольная

8 слайд

Влияние «особого» ребенка на семью может рассматриваться лишь как один из эле

Описание слайда:

Влияние «особого» ребенка на семью может рассматриваться лишь как один из элементов, с которыми приходится считаться при организации семейной жизни. В такой семье, как и в любой другой, есть и другие проблемы: родители должны зарабатывать на жизнь и откликаться на потребности других членов семьи, то есть семья должны обеспечивать нормальное существование всем своим членам. Родители обычно не в состоянии адекватно и правильно оценивать имеющиеся проблемы в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Некоторым семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи может находить возможность заниматься интересующей его деятельностью. Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызывать трудности в семьях, имеющих, например, детей с глубокой умственной отсталостью. Родители могут нуждаться в помощи друзей, родственни­ков, чтобы выжить физически и психически. Важным считается для родителей поддерживать связь с какими-либо организациями, например, ассоциациями родителей, чтобы не быть одинокими. Интерпретация родителями отношения к своей семье со стороны общества влияет на их отношение к общественной деятельности в целом.

9 слайд

Особую важность имеет отношение других людей, других семей к семья, где воспи

Описание слайда:

Особую важность имеет отношение других людей, других семей к семья, где воспитывается «особый» ребенок. Оздоровительные программы должны быть направлены и на общество, чтобы изменить социальное отнощение к таким семьям. Исследователи утверждают, что значительная часть семей прилага­ет огромные усилия, чтобы представить, что в их семье все идет нормально. Это является центральным звеном их адаптации. Люди пытаются склонить окружающих принять именно их точку зрения в отношении различных явлений и событий. У человека или семьи, имеющей «особого» ребенка, возникает мотивация замаскировать свои проблемы, спрятать их. Социальная маркировка и медицинский диагноз, который приводит к этому, не позволяют родителям планировать будущее. Они не могут планировать целый ряд событий, ожидаемых в норме, так как их ребе­нок «особенный» и развивается по-своему. В социальном плане это порождает неопределенность семейных отношений. Одной из позиций интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями является положение о «нормализации» жизни. Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов. Таким образом, отношение окружающих людей может иметь решающее значение для родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в борьбе с трудностями при воспитании своих детей.  

Выберите книгу со скидкой:

Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии

Курс повышения квалификации

Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Читайте также:  Взаимное соответствие направлений и содержания развития ребенка

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данный материал предназначен для психологов, воспитателей, работающих с семьями «особых» детей. В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Когда «особый» ребёнок приходит в детский сад или школу, мы прежде всего начинаем сотрудничать с его родителями. В данной презентации описаны психологические проблемы семей, которые воспитывают особого ребёнка. Учитывая особенности семей, имеющих «особого» ребёнка, можно выстроить взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения для оказания помощи данным категориям семей.

Общая информация

Номер материала:

127160061505

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Авторы: Ткачева В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом /Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников /Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе./

Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:

•рождение и воспитание детей;

•осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;

•удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;

•создание условий для развития личности всех членов семьи;

•удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

•удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;

•удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

•охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

Из бесед с родителями и из других данных следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

Психологический уровень

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Деформируются: сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом; особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

-психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;

-наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

-отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как бóльшую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.

Читайте также:  Речь в норме и ее недоразвитие в развитии ребенка

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.

По нашим наблюдениям, выраженные психофизические нарушения ребенка, а также личностные особенности матери могут служить источником материнской депривации. Депривация материнских чувств может инициироваться недостаточностью этих социально-психологических проявлений у ребенка. Вследствие того что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать значительные изменения (В. А. Вишневский, 1987). Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию.

Таким образом можно выделить ряд проблем наиболее часто встречающихся в семьях воспитывающих детей с ОВЗ

1) Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы).

2) Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность.

3) Семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются.

4) Социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функционирования сужается.

5) «Особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 3192; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9974 — | 7758 — или читать все…

Читайте также:

Источник