Психологические проблемы развития ребенка в раннем детстве

Психологические проблемы развития ребенка в раннем детстве thumbnail

Раннее детство (период от года до трех лет) — это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.

Актуальность исследования психологии ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка начиная с самого раннего возраста. В настоящее время подобных разработок, на высоком научном уровне, явно не достаточно.

Объект: психологическое развитие ребенка раннего возраста.

Предмет: факторы развития ребенка в период раннего детства.

Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.

Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:

— изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;

— выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;

— показать важность развития мышления у детей раннего возраста;

— проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии

— ребенка раннего возраста

Гипотеза исследования состояла из следующих предположений: период раннего детства является важным в развитии умственных способностей и личности ребенка, развитие речевых способностей ребенка раннего возраста способствует развитию эмоционально-волевой сферы, психическому и физическому развитию ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Особенности психологического развития ребенка раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания [12].

Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями, не только учится видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо и что такое плохо, привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя правила поведения, свойственные людям… Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир [7].

Малышам 2 — 3 лет в значительной степени свойственна непосредственность, импульсивность поведения, что они действуют под влиянием своих чувств и желаний, причем не осознают их, не выделяют главное — для них важно то, что заботит их именно в данный момент.

Взрослый человек в подавляющем большинстве случаев поступает так, а не иначе, потому что в результате долгого и целенаправленного воспитания у него сложилась совершенно определенная, отвечающая общественным нормам система мотивов поведения. Одни мотивы он считает более важными, другие — менее. И когда два мотива сталкиваются, он поступает по велению более важного. В обыденной жизни мы видим это на каждом шагу. Хотелось бы в выходной день развлечься, но товарищ попросил помочь в неотложной работе. Тянет пойти в тренажерный зал, но необходимо готовиться к экзамену. Предлагают отправиться в увлекательное путешествие, но надолго отлучаться из дома нельзя: больны родители. Собственно, об уровне развития личности человека мы и судим как раз по тому, насколько он умеет соразмерять свои желания и стремления с более важными в глазах общества мотивами необходимости, долга, способен ли он поступиться своими интересами ради блага других.

Ребенку только предстоит овладеть всем этим. В первые годы жизни не приходится ожидать, что он осознает мотивы своего поведения и выстроит их по степени значимости. Лишь постепенно такой социально-нравственный каркас личности обретает необходимый вид и достаточную устойчивость [15, С. 165.].

Читайте также:  Динамику развития ребенка в старшей группе

Но ведь ребенок живет уже сейчас, сегодня. И уже сегодня мы требуем от него «нравственного поведения». В общем, это правильное требование — важно лишь найти верный способ сделать его понятным и доступным малышу. И здесь на помощь вам придут именно те психологические особенности ребенка, которые, казалось бы, должны мешать вам, — непосредственность и импульсивность поведения. Раз уж мы знаем, что поведение малыша складывается под влиянием его чувств и желаний, то постараемся обратить особое внимание на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей — близких, сверстников. Двухлетний малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребенком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребенку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Он легче будет слушаться маму и бабушку, если он научился любить их и видит, что его послушание доставляет им радость, а непослушание — огорчение.

Вот почему так важно добиваться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции — радость, сочувствие, доверчивость, а проявления отрицательных эмоций, таких, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Читайте также:  Виды музыкальной деятельности и развитие эмоциональной отзывчивости ребенка

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка их закономерности и возрастные периоды

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2.Зарождение новых видов деятельности:

— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник