Психологические особенности развития ребенка в пренатальном периоде

Пренатальный период развития ребенка — прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.
Психологическая деятельность в пренатальный период
Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]
Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.
Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.
По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.
Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.
На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]
Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]
Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]
Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.
Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.
Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].
Источник
Пренатальное
развитие является одним из ярких
процессов созревания.Пренатальный
развитие ребенка в норме длится 265-280
дней и делится на такие фазы, как
герминальных, эмбриональная и фетальная
Созревание будущего младенца происходит
в строго контролируемой среде и проходит
ряд этапов в жестко заданной
последовательности. Но даже в материнской
утробе внешняя среда оказывает влияние
на его развитие. Практически с момента
зачатия ребенок становится элементом
ситуации, складывающейся в окружающей
его среде и, появившись на свет,
представляет собой отнюдь не «чистый»
лист. Ожидания и опасения, достаток и
лишения, стабильность и потрясения,
здоровье и болезни в тех семьях, где
предстоит родиться детям, влияют не
только на их последующую жизнь, но и на
пренатальное развитие. Период пренатального
развития – это период от зачатия до
рождения..Начиная
со второй половины беременности, малыш
уже реагирует на слуховые раздражители
и отвечает на них учащением сердцебиения
или изменением ритма движений. Орган
слуха развивается стремительно, с 26-й
недели ребенок уже может дифференцировать
различные звуки. До рождения слух играет
ведущую роль в познании внешнего мира.
Но восприятие звуковой информации –
сложный процесс и часто зависит от
положения, которое ребенок занимает в
матке. ритм, а не звуки извне.Малыш слышит
звуковые сигналы из двух миров: внешнего
и внутреннего- шумит кровь, бегущая по
артериям, стучит сердце, работает
пищеварительный тракт, речь мамы. Начиная
с последнего триместра беременности
он может слышать голоса других людей,
музыку, различные шумы. Правда, количество
звуков, доходящих до ушек разных малышей,
не одинаковое. Это зависит и от того,
насколько вес будущей мамы близок к
идеальному (как правило, жировые излишки
откладываются именно на передней брюшной
стенке, создавая для малыша надежный
шумовой заслон), а также от количества
околоплодных вод (чем их больше, тем
глуше звуки).
Уже с 10-й недели
беременности малыш ощущает прикосновения
к самому себе. Вскоре после этого он
начинает совершать первые движения и
активно интересоваться своим телом.
Начиная с 24-й недели беременности,
ребенок уже может ощущать боль. Поэтому
при проведении операций на еще не
рожденных детях им обязательно дают
наркоз, вводя препараты через сосуды
пуповины. Влияние
среды на пренатальное развитие
В
20 недель мать ощущает первые движения
ребёнка и
может отвечать ему, появляется контакт
с окружающим миром. Это мощнейший стимул
психического развития плода. Первая
информация связана
с гуморальной регуляцией. Когда мать
ощущает движения ребёнка, это может
сопровождаться позитивными и негативными
реакциями матери. Соответственно в
кровеносную систему матери выделяются
соответствующие гормоны – эндорфины,
адреналин. Мать также может поощрять
или не поощрять ребёнка
движениями, поглаживаниями, похлопываниями,
голосом, разговорами, но важнее гуморальная
регуляция. Эти обретения
ребёнка,
развитие его сенсорных функций – это
не только результат созревания, но и
процесс (результат) очеловечивания,
процесс социальный. Если мать не
двигается, не гуляет, то ребёнку недостаёт
сенсорной стимуляции. В результате
угнетается развитие древнейшего мозга,
нейроэндокринной системы, которые
составляют первичную адаптивную систему,
которая стимулирует развитие сенсорики.
Чем больше стимулов получает
ребёнок внутриутробно, тем более
психически комфортно он себя
чувствует. Материнские
эмоции также
благотворно влияют не только на
развитие сенсорики, но и на формирование
внутриутробного самосознания.
Т. е. важно, чтобы о ребёнке говорили,
думали, к нему обращались. Происходит изменение
в окружающей среде.
Меняется гормональный фон матери и
ребёнка. Ребёнок пытается осознать, что
произошло. Понимание происходит через
движение. На
5 месяце ребёнок
способен к выражению
эмоций,
у него появляются мимические маски.
Переживает состояния удовольствия,
гнев, дискомфорт. 6-месячный эмбрион
умеет сосать палец, закрывает лицо
руками, когда мать пугается, появляется
эмоция страха. Сильный стресс
на 3-4 месяце беременности
будет иметь большие последствия для НС
ребёнка, для его соматического развития,
потому что мозг ребёнка к тому времени
ещё не достаточно зрел и не может
перевести гормональную реакцию,
полученную от матери в эмоцию. Эмоция
включает не только ощущение, но и придание
смысла этому ощущению. К
6 месяцам беременности (к
25 неделям) ребёнок способен перевести
ощущение в эмоции и такой стресс уже
будет иметь последствия для психического
развития ребёнка. Поэтому особенности
психики человека закладываются пренатально,
в ходе накопления эмоционального
опыта. Хотя
в большинстве случаев процесс пренатального
развития проходит нормально, и на свет
появляется здоровый и жизнеспособный
малыш, в процессе созревания плода
возможны определенные нарушения. Учение
об аномалиях развития называется
тератологией
(от греческого слова teratos – урод,
чудовище). Тератоген – это специфический
фактор, нарушающий нормальное развитие
плода, например, вирус или химический
препарат. Иногда воздействие на мать
тератогена нарушает развитие эмбриона
или плода, однако чаще всего увеличивает
вероятность появления аномалий развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Лекция 5. Пренатальный развитие и рождения
План лекции:
5.1. Характеристика периодов пренатального развития.
5.2. Психологические особенности развития плода.
5.3. Рождения и его влияние на дальнейшее развитие.
5.4. Факторы психического риска для будущего ребенка.
Основные понятия: пренатальный развитие; терминальная стадия; эмбриональная стадия; фетальная стадия; монозиготные (дизиготные) близнецы; плод; вспомогательные структуры; габитурация; импритинг; факторы психического риска.
Характеристика периодов пренатального развития
На Западе уже давно существуют школы пренатального обучения. Они существуют для мам, пап и детей — еще не родившихся детей. Однажды одного ученого спросили: с какого момента мы можем говорить о начале человеческого в человеке? Он ответил: «Вы думаете, человек начинается с момента рождения или с момента зачатия? Ничего подобного! Человек начинается с идеи о ней, возникшая в сознании будущих родителей».
Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или. по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.
Сейчас в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. Пренатальное воспитание — это область исследования развития психики ребенка до рождения.
Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый длится от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй — с момента рождения и до смерти.
Пренатальный период — период развития от зачатия до рождения в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный.
Сейчас он только начинает изучаться, хотя первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в древнем мире и изложены в произведениях философов и врачей древней Индии, Древнего Египта и Древней Греции ( «Гиппократ сборник», Платон).
Некоторые из них (например, Анаксагор, V в. До н. Э.) Считали, что в родительском или материнском «семени» в миниатюре есть все части будущего плода, то есть существует маленький, не виден глазом человечек, который в процессе развития только увеличивается в размерах (идея преформизма . от лат. — заранее создавать).
Аристотель (384-322 pp. До н. Э.) Первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза , от лат. Над, происхождения). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без существенных изменений вплоть до XVII в.
Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII-XVIII вв. (Не было нужной медицинской техники).
Но начало научному изучению относят к 70-м годам XX века, когда итальянский психоаналитик С. Фанта обосновал существование еще одной стадии психического развития — эмбриональной. Он выдвинул идею о том, что беременная женщина «вспоминает» и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а на психологическом — состояние своей матери. Поэтому внутренние конфликты и тревоги, которые касались прошлых стадий развития, оживают на этом этапе и влияют на образ ребенка. А это, в свою очередь, влияет на «самочувствие» и развитие ребенка.
Итак, рассмотрим этапы развития в этот период. Он продолжается примерно 266 дней (40 недель) и состоит из 3 стадий:
— Предзародышевого (терминальная), которая длится 2 недели после оплодотворения яйцеклетки до перемещения зиготы в матку и прикрепления к ее стенке;
— Зародышевая (эмбриональная), которая продолжается до 2 месяцев внутриутробного развития. За это время происходит анатомическое и физиологическое дифференцировки тканей и органов. Этот период развития будущего малыша характеризуется интенсивным дифференцировкой и формированием функциональных систем. И это несмотря на то, что в конце К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2-3 мм. В период от пятого до восьмого недели завершается собственно эмбриональный период внутриутробного развития. В течение этого времени эмбрион вырастает от 5 мм до примерно 30 мм и начинает напоминать человека.
В этом маленьком тельце уже есть зачатки всех будущих органов. С этого момента эмбрион становится плодом;
— Стадия плода (фетальная), которая охватывает последние семь месяцев (2-9 месяц) внутриутробной жизни. С началом фетального периода эмбрион становится плодом. Этот период связан с развитием функций и систем, которые позволят выжить после рождения. Но способность к выживанию в воздушной среде плод будет только с 7-го месяца. Поэтому с этого времени его уже нередко называют ребенком.
Уже через несколько часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, начинает делиться; до конца 6-го дня образуется более 100 клеток, которые формируют так называемую бластоцит.
Иногда при первом делении зиготы образуется 2 идентичные клетки, которые разделяются и начинают делиться самостоятельно — из них развиваются два практически одинаковые организмы — монозиготные близнецы. Бывает, что из яичников одновременно освобождается 2 яйцеклетки, каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных близнецов.
Через неделю после оплодотворения бластоцита начинает имплантацию в стенку матки. Этот процесс вызывает гормональные изменения в организме женщины, что свидетельствует о наступлении беременности.
Во время эмбрионального периода протекают два очень важных процесса: формирования собственно эмбриона (а затем и плода) и образования вспомогательных структур, которые будут поддерживать, питать и защищать эмбрион и плод. К вспомогательным (поддерживающих) структур относятся:
• мешок амнеона, заполненный околоплодной жидкостью;
• плацента, с помощью которой происходит обмен веществ между организмом матери и плода
• пуповина (пупочный канатик), который содержит две артерии и одну вену плода.
Следует отметить, что кровеносная система матери и плода не является общей. Плацента обеспечивает обмен веществами путем диффузии через клеточные мембраны, но не допускает обмена кровяных клеток.
Что касается самого эмбриона, то он в этот период очень быстро растет и изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации клетки начинают дифференцироваться на 3 слоя: из наружного слоя (эктодермы), затем образуются кожа, органы чувств и нервная система, из среднего (мезодермы) — мышечная ткань, кровеносная и выделительная системы, а с внутренней (эндодермы) — легкие , система пищеварения, железы внутренней секреции и т. После имплантации рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в 2 недели ее тельце только 2 мм, в 3 недели — 4 мм, в 4 — уже до 8 мм, а в конце второго месяца достигает почти 8 см.
В конце четвертой недели беременности начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в примитивной форме, нервная система. В течение второго месяца происходит быстрое формирование всех систем и органов эмбриона. Появляются ручки и ножки, пальцы, лицо, мозг, легкие и другие важные органы. К концу эмбрионального периода плод уже имеет почти все черты, которые отличают человека от других живых существ.
Фетальный период — самый длинный в развитии плода. Он длится 7 из 9 месяцев беременности. В этот период созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает двигаться, поворачивать голову и «брыкаться», шевелит губами, открывает рот и начинает глотать амнеотичну жидкость, отрабатывая дыхательные движения в жидкой среде, осуществляет ссальни движения, происходит дифференциация репродуктивных органов в соответствии с генетической пола зародыша и тому подобное.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, — внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивные. Во второй половине своего «первого» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в несколько измененном виде через окружающую жидкость и ткань материнского организма.
Очень рано, с 3 месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а до 5 месяцев малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения.
В последнее развивается зрение — ведь видеть в утробе ничего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш щурит глаза.
Иногда девятимесячный период беременности подразделяют на три равные части по 3 месяца каждый, которые называют триместрами. В течение первого триместра формируются основные соматические структуры плода (органы и структуры тела), во втором — созревают органы плода, особенно головной мозг, до уровня, необходимого для выживания, а в третьем — созревают различные структуры головного мозга, идет подготовка к работе всех систем организма и преобразования зародыша в младенца, который активно адаптируется к среде обитания.
Источник