Психологические особенности развития ребенка в младшем дошкольном возрасте

Психологические особенности развития ребенка в младшем дошкольном возрасте thumbnail

Общая характеристика возрастных и психологических особенностей детей в младшем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития ребенка. Появляется повышенная активность, усиливается целенаправленность, становятся более четкими координационные движения.

В этом возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, особенно с окружающими его людьми: взрослыми и сверстниками.

Особые достижения ребёнка можно увидеть в игре, поведении, рисование, конструирование чего-либо — у детей в голове уже намечена цель, хотя еще и внимание не сформировалось, дошкольник еще очень быстро отвлекается и переключается с одного вида деятельности на другой, оставляя одно дело, заменяя его совершенно другим, это может продолжаться бесконечно.

Ребёнку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинкам, спрашивать, спорить. Можно наблюдать за появлениями новых видов деятельности: слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» у детей этого возраста появляются вопросы «почему?», это и есть огромная характерная черта этого возраста[18,c.201].

Дети этого возраста очень любят общаться с взрослыми и сверстниками, они взаимодействуют с взрослыми, после чего ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно. Можно наблюдать такую картину, как малыш постоянно интересуется, спрашивает, узнает иногда даже достает и донимает своими вопросами. Дошкольник для достижения цели, а цель его получение информации от взрослого, будет добиваться различным путем.

Так же особенности активно развивается потребность в общении со сверстниками. Дети впервые объединяются для того, чтобы поиграть и разнообразить игру. Каждый ребёнок определяется для себя роли и подчиняет им своё поведение.

В качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира у ребёнка, появляется интерес в подражание, все это происходит при виде взрослого, взрослый для ребёнка становится эталоном, гарантом.

В данном возрасте совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. У детей проявляются новые возможности: доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию. В продуктивных видах деятельности (рисование, конструирование) ребёнок знакомится со свойствами предмета, развивается его восприятие, воображение, мышление[23,c.239].

Ребёнок, который уже способен не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Это все становится образцами, мерками, с которыми сопоставляют особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления в этом возрасте является наглядно — образное. Дошкольник оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, величина, цвет), но усваивать общепринятые представления о группах предметов (посуда, мебель, одежда). Образному мышлению дошкольника свойственно мыслить схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы.

В дошкольном возрасте для детей чаще всего вызываются проблемы с усвоением сторон правого и левого, воспринимают так же тяжело ориентировку в пространстве, но самым казусным и сложнейшим является для детей восприятие времени, этому нужно уделять особой внимание, процесс очень долгий и трудоёмкий.

Речь ребенка в раннем дошкольном возрасте сохраняет еще ситуативный характер, но постепенно она переходит в связную. Дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Функция планирования высказываемых вслух предложений, мыслей — это и есть развитие разговорной речи дошкольников, которая тесна связана со внутренней.

У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли[22,c.240].

Дети в этом возрасте очень любознательны, интересуются всем, что их окружает и происходит вокруг них, исходя из этого, происходят и изменения в развитие речи, ребёнок пополняет свой словарный запас, постоянно рассуждает об окружающем, выражает свои высказывание, своё мнение, задает вопросы, на которые сам ищет ответы.

Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.

Читайте также:  Развитие плода ребенка по месяцам фото

К концу младшего дошкольного возраста складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (этот возраст «почемучек»), а также креативности. Рассмотрим его подробней[15,c.51].

В дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, использует для этого речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Дети этого возраста ориентируются в человеческих отношениях, способны заметить эмоциональное состояние близкого, взрослого, сверстника, способны проявить внимание, сочувствие.

Высокой мыслительной активностью характеризуется интеллектуальная компетентность. Детей не просто прозвали «почемучками», они интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменение в живой и неживой природе, происхождением человека и тд). Владение способами построения замысла и элементарного планирования, присуще данному возрасту. Владение родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений.

Ребенок отличается многообразием способов выражения чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия, не довольствие, смех, гордость. Дети в этом возрасте способны проявлять сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.

Ребёнок начинает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (убрать игрушки, построить конструкцию, выучить стихотворение).

У детей в этом возрасте очень ярко выражается в таких видах деятельности, как игра, рисование, лепка, музицировании, а также в речи.

Дошкольник может увидеть разные образы в одном и том же материала и отразить свои видения в рисунках, поделках из природного материала и тд.

Эти образы можно заметить в игре, в выразительных движениях, при сочинении сказок, рассказов. Особое удовольствие ребёнок получает от экспериментирования с разными материалами, словами, звуками, в результате, которого получается оригинальный, творческий, креативный продукт малыша.

Можно увидеть в выборе игры, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому или сверстнику, организация и осуществление самостоятельной продуктивной деятельности.

Она сразу видно проявляется в самообслуживание (одевание-раздевание, умывание). Выполнение отдельных поручений (уход за обитателями живого уголка, дежурство по столовой), организации предметной среды для самодельных игр.

Заметно выражается в стремлении совершать независимые поступки, осуществление выбора той или иной деятельности, её средств, партнёров, обязательная защита своей позиции. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.

Таким образом, на основе выше изложенного материала, можно выделить следующие основные задачи развития младшего дошкольного возраста, которые должны развивать в дошкольниках их родители и воспитатели:

  • 1. Развивать у дошкольника потребность в активной деятельности , овладение основными видами движения, освоение навыков личной гигиены.
  • 2. Обеспечить познавательное развитие ребёнка, обогащение представлений об окружающем его мире, предметах и явлениях, развитие любознательности.
  • 3. Воспитывать доброжелательность к окружающим, эмоциональную отзывчивость, способность к общению, сопереживанию.
  • 4. Обогащать опыт самопознания дошкольника.
  • 5. Обучать детей различным способам действий в условиях предметно — действенного — сотрудничества.

Источник

Юлия Глазкова
Возрастные и психологические особенности детей 3–4 лет дошкольного возраста

Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет дошкольного возраста.

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам!». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.

Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки. К трем годам ребенок повзрослел еще в одном отношении. У него начала появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату.

Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребенок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ и наслаждаясь своим умением. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 3–4-х летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя», могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.

Читайте также:  Диагностическая карта развития ребенка 3 лет

Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду, и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого. В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т. д.).

В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.

Каплан Л. И считает что, к концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.

В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Ребенок способен, верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).

Абузярова Л. говорит о том, что в 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п.

Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник, праздниках (новый год, день своего рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь).

На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Таким образом, можно утверждать, что ребенок данного возраста вполне готов учиться выполнять самостоятельно простые действия по самообслуживанию.

Источник

Дети творят

Ребенок от 3 до 4 лет переживает интенсивное физическое и психическое развитие. Повышается активность малыша, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать.

Основная деятельность на данном этапе – игра. В игре ребенок проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.

Младший дошкольный возраст

Малыш вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 4 лет. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Малыш уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.

Читайте также:  Таблица развития для 3 месячного ребенка

Речь ребенка становится сложнее, интереснее, обогащается словарный запас. В этом возрасте важным аспектом является развитие мелкой моторики рук.

Психические новообразования

Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости.

Социальная ситуация развития

Младшие дошкольники становятся более самостоятельными. Малыши начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети начинают подражать действиям взрослых, используют это подражание для ролевой игры. Сначала в игре преобладает взрослый, но вскоре ребенок младшего дошкольного возраста способен взять инициативу на себя.

Ребята 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Также крохи пытаются вести диалог с помощью фраз и жестов.

Общение

В младшем дошкольном возрасте дети учатся знакомиться и играть со сверстниками. Малыши проявляют разнообразные эмоции: смущение, радость, интерес, иногда жадность. Ребята пробуют организовать элементарную совместную игру. А к окончанию этого возрастного периода у детишек выходит создавать полноценные игры.

Ролевая игра

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 4 лет – ролевая игра. Главным содержанием игры выступают человеческие отношения. В ходе такой игры у ребенка развивается восприятие социального окружения, появляется образное мышление и воображение.

Память

Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Кроха может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм.

Ощущение и восприятие

Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Они учатся продуктивной деятельности, а именно рисованию, лепке, конструированию и так далее. 3-4-летние дошкольники проходят период активного сенсорного развития. Дети имеют представление о формах, размерах предметов. Ребенок экспериментирует, манипулирует новыми орудийными действиями.

Речь

На этапе младшего дошкольного возраста, у детей наблюдается активное развитие. Кроха, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести диалог со сверстниками. Речь играет роль действия. С ее помощью ребенок узнает интересующую его информацию с помощью вопросов.

Мышление

Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей.

Внимание

Малыши 3-4 лет еще не способны надолго удерживать внимание на определенном предмете или заниматься одним видом деятельности. Обычно, заинтересованность одним делом длится от 10 до 15 минут.

Эмоциональный мир

Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.

Физическое развитие

Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста диктуют свою специфику физического развития. В этот период важно приучать ребенка к физической активности, но, ни в коем случае не перегружать организм малыша, так как дети 3-4 лет очень быстро утомляются.

В трехлетнем возрасте дети лучше ориентируются в пространстве, сохраняют стойкое положение тела, заданный темп движения, у них лучше развита координация движений при ходьбе, беге, лазанье, прыжках. Ребенок пытается придерживаться определенного направления в действиях с мячом, палкой.

Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста объясняют, почему детям дошкольникам так сложно устоять на месте. Такие действия препятствуют утомлению.

Рекомендации родителям детей младшего дошкольного возраста

Соответственно возрастным особенностям, дети младшего дошкольного возраста нуждаются в заботе и внимании со стороны взрослого. Малыши проходят этап стремительного развития, а задача родителей сделать этот процесс благоприятным.

  • Общайтесь с ребенком. Отвечайте на интересующие его вопросы, ведь малыш познает мир. Читайте вместе с крохой, это поможет развивать его словарный запас.
  • Помогите крохе подружиться со сверстниками. Пусть дети учатся взаимодействовать.
  • Предлагайте ребенку новые виды деятельности. Порисуйте разными техниками, используйте лепку, конструируйте.
  • Показывайте малышу пример здорового образа жизни. Делайте вместе с ребенком зарядку. Установите режим дня, комфортный для младшего дошкольника.
  • Не нагружайте вашего кроху множеством физических упражнений. Постарайтесь чередовать подвижные игры со спокойными занятиями. Иначе малыш будет чувствовать только напряжение.
  • Если ребенок хочет выполнить что-то сам, не запрещайте ему, если это, конечно же, безопасно. Обязательно подбодрите и похвалите.

Источник