Психологические особенности личности ребенка на различных этапах развития

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КУЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САЛОМАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БАЗАРОВА ИВАНА ФЕДОРОВИЧА
Провела:
Учитель 3 класса
МКОУ Саломатинской СШ
Шихова Мария Алексеевна
с.Саломатино
2017 г
Семинар-практикум для родителей.
Тема: «Психологические особенности личности ребёнка на различных этапах развития. Начальная школа».
План.
Знание психологических и возрастных особенностей, индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе .
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Знание психологических и возрастных особенностей, индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе.
Знание психологии совершенно необходимы для воспитания подрастающего поколения. Нельзя правильно воспитывать, не зная психологических закономерностей процесса формирования личности и психологических особенностей детей определенного возраста. Известно, что каждый возраст имеет свои характерные особенности, свои трудности, требует специфического к себе подхода. То, что пригодно и психологически оправдано в отношении младшего школьника, часто может быть неприемлемым, ошибочным в отношении подростка.
И так, младший школьник имеет ряд физических особенностей по сравнению с дошкольниками и более старшими детьми. Костная система в младшем школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не закончился. Это надо учитывать, требуя от детей правильной посадки во время занятий, выполнения домашней работы. Не следует утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев и кисти руки для них еще трудны, поэтому нецелесообразно заставлять ребёнка переписывать домашнее задание по несколько раз.
Сердечно-сосудистая система у младшего школьника ещё недостаточно развита, поэтому надо не допускать его переутомления во время учебных занятий и игр.
Высшая нервная система достигает у младшего школьника довольно высокого уровня развития по сравнению с дошкольниками. Именно с 7 до 11 лет особенно заметин рост лобных долей мозга.
Общий психический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять своими чувствами, произвольным вниманием и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
Конечно, младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия делает нередко импульсивным его поведение, но это не значит, что возрастные особенности ребенка не поддаются воздействию взрослого. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности родителей и учителей младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход: активные и разнообразные занятия на уроке, проведение физминуток, возможность подвигаться на перемени, наличие динамичных пауз при выполнении домашних заданий — все это делает младшего школьника способным управлять собой, преодолевая свои возрастные особенности.
К началу обучения ребёнка в школе у него максимально развито наглядно-образное мышление, ребёнок восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Но в процессе обучения в начальной школе идёт развитие абстрактно-логического мышления. Дети уже первых классах способны делать некоторые обобщения, правильные выводы, находить причины явления.
Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Если первоклассник ещё имеет много черт, общих с дошкольниками, то ученик III — IV классов уже обладает рядом особенностей, характерных для детей младшего подросткового возраста. Проходя путь развития от дошкольника к подростку, дети очень изменяются за 4 года и в интеллектуальном, и в волевом, и в эмоциональном отношении.
Важно также помнить, что мы имеем дело не просто со школьником определенного возраста, а с конкретным ребёнком, индивидуальностью. А индивидуальные различия в пределах одного возраста чрезвычайно велики. Поэтому родителю и учителю совершенно необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, его своеобразие, что предполагает умение проникать в его духовный мир, психологически правильно строить взаимоотношения и сотрудничество с ребёнком.
Анкета для родителей.
Оцените по шкале баллов (от 0 до 10) свойства характера вашего ребёнка, как они вам представляются.
Черты характера
Оценка (номер столбца означает величину балльной оценки)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Доброта
Сочувствие
Покладистость
Терпение
Сопереживание
Безразличие
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
А теперь сравните свои результаты с результатами анкетирования детей. Детям предлагалось выбрать из 10 выражений, характеризующие человека, выбрать те, которые, по их имению, могут относиться к ним. Выбранных предложений должно было быть не больше пяти.
Анкета для детей.
Сравнивая анкеты, мы видим, что наши дети анализируют свои качества личности с позиции взрослых. Если мы постоянно пытаемся подчеркнуть достоинства своего ребёнка, не только перед другими людьми, но и в первую очередь в семье, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.
Если же родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать делать плохо.
Необходимо помнить, что не следует рассматривать характерологические проявления младшего школьника как устойчивые и закрепленные формы поведения. Личность ребёнка в младшем школьном возрасте только складывается, и взрослые (родители и учителя) должны оказать полезное влияние на воспитание у детей положительных черт личности, которые становятся основой их формирующегося характера.
Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.
Воспитание ребёнка, формирование его личности в значительной степени должно заключаться в воспитании хороших привычек.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не врагами, чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей школы и семьи является воспитание у ребёнка полезных привычек и искоренение, а лучше предупреждение, вредных. Причём делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей ещё достаточно велика.
Для выработки привычек нужно повторения действия. Но простое повторение может показаться ребёнку скучным, неинтересным. Если это повторение подкреплено похвалой, одобрением, или превращается в игру, то у ребёнка возникает положительные эмоции, действия делается приятным, его хочется повторить и тем самым превращается в привычное действие.
Чтобы приобрести полезную привычку, необходимо принять твёрдое решение, но мало ограничиться одним добрым намерением. Если это намерение не перейдёт в действие, то и соответствующая привычка не образуется. Если мы, взрослые, хотим приучит ребёнка быть аккуратным или вежливым, то бесполезно читать ему нотации на эту тему. Объяснив, для чего поступать так, а не иначе, надо потребовать соответствующего действия. Привычка никогда не возникнет от одних словесных внушений. Только повторение действий могут сделать эти действия привычными.
Большое значение имеет мотив. Если действие совершается ребёнком в качестве наказания, то результат будет слабым. И наоборот, если ребёнку разъяснить полезное значение повторных действий, то привычка образуется довольно быстро.
Дурную привычку надо «искоренять» (как искореняют, вырывают с корнем растения-сорники), т.е. сразу и навсегда отказываясь от привычного, но вредного действия. Ясно, что замечания, направленные на искоренение дурных привычек, не должно носить обидной для ребёнка формы. Иногда полезно постыдить ребёнка, но это необходимо делать с соблюдения такта: не ребёнок плохой, а действие, которое он совершил.
Очевидно, что при формировании полезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. одной из олезных привычек является личный пример родителей, учителя, сверстников, т.к. ить обидной для ребёнка формы. о.. ривычными.
, евозрастных особенностей является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой – таит и некоторую опасность: ребёнок перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется всё: развинченную походку, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.
Младшие школьники очень эмоциональны и впечатлительны. Эта эмоциональность сказывается в том, что:
восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями;
младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны и выражают чувства радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Анкета для родителей.
В каких случаях ваш ребёнок проявляет радость, восторг?
Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
Как вы помогаете своему ребёнку преодолеть негативные эмоции
Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью?
Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания гармонично развитой личности. Податливость и известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя и родителей в их глазах, – на все это необходимо опираться при формировании личности ребёнка.
Памятка для родителей
Папы и мамы! Помните!
— От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».
— Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
— Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
— Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести,
— Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
— Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций, черт характера, привычек.
— Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
— Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
— Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
— Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
— Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки участия за чашкой чая.
— В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
— На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
— В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
— Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. А вместе с папой сделать кормушку для птиц.
— Вместе с мамой и папой провести выходной день на прогулке на лыжах, или сажая деревья во дворе.
ЛИТЕРАТУРА.
Ф.Н.Гоноболин «Психология» М., «Просвещение», 2012г.
Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» М, «ВАКО», 2015г.
Е.А.Климов «Психология» М., «ЮНИТИ», 2013 г.
В.А.Крутецкий «Психология обучения и воспитания школьников» М., «Просвещение», 2011 г.
Источник
Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.
Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:
У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©
В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого. Также будут рассмотрены основные пути преодоления возрастных кризисов.
<<Оглавление>>
Детство и подростковый возраст
В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.
- В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
- Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
- Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
- Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие. Ему особенно необходимы друзья. С ними можно поделиться переживаниями, о которых невозможно рассказать взрослым.
Юность и ранняя взрослость
Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.
Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.
Зрелость
Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».
Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:
- Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
- Ощущение эмоциональной теплоты;
- Интерес к окружающему миру;
- Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
- Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.
Возрастные особенности развития личности в период старости
Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:
- Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
- Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
- Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
- Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».
В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.
Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.
Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.
Возрастные кризисы
Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».
В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.
Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.
Кризисы второй половины жизни
«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.
Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.
Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.
Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.
Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».
Зрелая личность
Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?
- Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
- Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
- Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
- Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.
Психологический инфантилизм
Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.
Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.
Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.
Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?
- Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
- Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
- Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
- Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
- Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.
Делаем вывод
Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.
Источник