Психологические механизмы развития личности ребенка

Психологические механизмы развития личности ребенка thumbnail

Основой формирования человека кик личности является деятельность. Опре­деляющим условием существования, развития человека как соци­ального существа является совокупность разных видов деятельности, в которые человек включается. Освоение деятельности и ее усложнение является важным усло­вием развития психики человека. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчинения и ценности человеческих деятельностей, на их динамику. При построении воспитательных воздействий надо учитывать характер и особенности различных видов дея­тельности, с которые вовлечен ребенок, их значение, объем и содержание.

В отечественной психологии понятия личности и деятельности рассмат­риваются как внутренне взаимосвязанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности, которые по своему происхо­ждению делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками:

► любая потребность имеет свой предмет, осознание нужды в чем-то;

► всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворя­ется;

► потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах, в непосредственных побужде­ниях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совер­шенно разным видам деятельности по ее удовлетворению. Этим разным видам деятельности и соответствуют разные мотивы.

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения — осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознан­ностью и, во-вторых, своей тесной связью с миром чувств — это система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план само­воспитания. К неосознаваемым побуждениям относятся установки и влечения личности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению ее различных видов и форм (игра, учение, труд), которые объединяются, соподчиняются. При этом устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности.

Одинаковые мотивы по-разному реализуются в по­ведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления в поведении (например, участие в общественной работе, побуждаемое сопер­ничеством, желанием первенствовать среди товарищей не обязательно означает стремление школьника принести пользу своему классу). В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности.

Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризует развитие мотивационной сферы личности. А необходимые изменения соотношения мотивов, их иерархия обеспечивается целенаправленной организацией деятельности. Поэтому в пси­хологии принято говорить о системе мотивов, мотивации.

Дети школьного возраста участвуют в различных типах деятельности. Каждый из них характеризуется не только определенным составом различных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности, в которой проявля­ются, формируются или перестраиваются частные психологические процессы (в игре — воображение, в учении — абстрактное мышление), от нее за­висят основные психические изменения каждого периода развития ребенка. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особен­ностях личности ребенка на данной стадии его развития. Поэтому специальная организация ведущего типа деятельности выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, на формирование у него в процессе этой деятельности требуемой иерархии потребностей, мотивов и целей.

Д.Б. Эльконин установил, что у детей дошкольного и подросткового воз­раста благодаря соответствующим типам ведущей деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера. Младшие и старшие школьники фор­мируют интеллектуальные, познавательные способности, операционально-технические возможности. Учет закономерностей развития психики ребенка, своеобразия ведущих типов деятельности, их взаимосвязи с другими видами деятельности школьников позволяет значительно оптимизировать воспитательный процесс.

Формирование нравственной сферы личности предполагает формирование нравственного сознания и поведения школьника. Под нравственным сознанием понимается отражение в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к общественному делу, к обществу.

Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для него ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения. Психологические исследования показали, что нередко дети, хорошо зная нравственные нормы, не следуют им в своем поведении, поэтому процесс воспитания нельзя свести только к словесному воздействию, необходима организация деятельности учащихся.

Вербальные методы воспитания учащихся не должны преобладать над их конкретной деятельностью. Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответствующих им нравственных привычек. Целенаправленное построение деятельности детей, осуществляемое на основе нравственных понятий пронизанное нравственными эмоциями, составляет основу формирования нравственного поведения. Формирование нравственного поведения предполагает формирование нравственных привычек (привычки к труду, товарищеской помощи).

Читайте также:  Дидактические материалы для развития ребенка

Нравственная сфера личности (единство сознания, поведения, чувств, привычек) наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, но специально проецируются в этой деятельности, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, превращающихся в мотивы поведения, в нравственные убеждения.

Формирование личности немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития или иных способностей), выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.

К основным психологическим механизмам формирования личности, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Психологические механизмыявляются стихийными, поскольку человек, под­вергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также созна­тельно управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в разви­тии человека вместе с сознательными формами «самопостроения», действуют в русле общего процесса опредмечивания по­требности в общении.

Говоря о функционировании механизма сдвига мотива на цель, следует отметить, что этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоя­тельный мотив (цель приобрела статуе мотива).

Конечно, не все можно передать ребенку в форме направленных воспи­тательных воздействий. Огромная роль в передаче «личностного опыта» принадлежит косвенным влияниям — через личный пример, «заражение», подражание. Этот механизм получил название механизма иден­тификации, характернойособенностью которого является то, что па первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не полностью контролируется родителями. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется.

Механизм принятияи освоения социальных ролей похож на механизм идентификации, но отличается от него большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого образца. Этот механизм в психологии включает понятия «социальная позиция» и «социальная роль».

Психологические механизмы формирования личности действуют совместно, переплетаясь и усиливая друга, а также могут принимать осознанные формы, но осознание не является необходимым для их работы, и чаще всего оно оказывается невозможным.

Наиболее успешное формирование психологических свойств личности происходит при соблюдении следующих условий.

1. Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать личность полностью, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что он хочет сформи­ровать у учащегося, и тем, что субъективно значимо для него.

2. Активность и самостоятельность самого учащегося.

3. Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка — необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для фор­мирования нужных мотивов деятельность ребенка должна быть органи­зована соответствующим образом. В деятельности формируются и про­являются привычные способы поведения.

4. Подкрепление, т.к. отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к уга­санию мотива.

Личность и субъект

Проблема субъектности в последние десятилетия выступает в качестве объекта специального изучения в психологии лично­сти (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский). Идея субъектности чело­века, означающей «…свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский), рассматривается в качестве опорной для данной области психологии. «Быть личностью… означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», — отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию вну­треннюю связь между личностным и субъектным.

Во-первых, «быть личностью — значит быть субъектом соб­ственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром».Это включает физический, психофизичес­кий, психологический, социальный и другие аспекты взаимоот­ношений человека с его природным и социальным окружением.

Во-вторых, «бытьличностью — значит быть субъектом предметной деятельности», в которой человек выступает как дея­тель.

В-третьих, «быть личностью — это быть субъектом обще­ния», где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон, «… быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей».

В-четвертых, согласно В.А. Петровскому, «быть личностью означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные конституенты.

Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: понятие «вир­туальной субъектности» как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится с возникновением личностного в человеке; понятие «отраженной субъектности» — «подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и вместе с тем субъектом своего бытия для другого».

?Контрольные вопросы:

1. К.К. Платонов представил личность в единстве четырех подструктур. Какая подструктура является ведущей?

2. Что является источником активности личности?

3. Каковы основные психологические механизмы формирования личности?

4. Существует ли, на ваш взгляд, внутренняя связь между личностным и субъектным?



Источник

Читайте также:  Этапы развития ребенка с картинками

Личность — это человек, взятый в системе тех его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р. С. Немов).

Вопрос развития личности интересовал многих ученых. В результате многочисленных исследований и экспериментов были выявлены основные механизмы развития личности. Они получили названия присвоения, обособления и идентификации.

В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через присвоение своей «всесторонней сущности»: личность человека тоже «производится», т.е. создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Тем самым в психологии создается проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.

Идея «присвоения» сама по себе была бы механической, если бы не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида». Люди творят обстоятельства и друг друга. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-субъектных позиций.

Обособление — это отстаивание отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Другими словами, это стремление выделиться из числа других. Обособление выступает как процесс индивидуализации. Обособление бывает внешним и внутренним. К внешнему обособлению относятся физические параметры, внешние данные, национальность, половая принадлежность и др., к внутреннему — индивидуальные психологические особенности, интеллектуальное развитие, черты характера, темперамент и др. Частным случаем обособления является отчуждение.

Идентификация — это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом, переживание субъектом своей похожести (тождественности) с желаемым объектом. Поэтому идентификация выступает и как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, и как механизм социализации личности.

Дети усваивают нормы, отношения и формы поведения, свойственные их родителям, сверстникам, окружающим людям. Процесс идентификации себя с ними протекает спонтанно. Ребенок перенимает их взгляды и жизненный опыт. Для детей раннего возраста основным источником идентификации служат родители, позже — сверстники и другие взрослые.

Процесс идентификации продолжается всю жизнь. Ее источником могут служить другие люди, являющиеся носителями тех качеств и форм поведения, которые человек хочет в себе выработать.

Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности (И. С. Кон).

Самосознание отражает реальное бытие человека, и важно, чтобы он научился адекватно оценивать себя. Но человеку это удается далеко не всегда. Даже стараясь дать объяснение своих поступков другим людям и себе, он не обязательно бывает искренен. В результате мотивы, побудившие его к действию, остаются неизвестными окружающим, а иногда и ему самому. Поэтому самосознание можно назвать процессом познания, в ходе которого человек осознает свои переживания и побуждения.

Самосознание не дается от рождения, его становление — один из процессов развития. С годами, по мере накопления жизненного опыта, человек переосмысливает свою жизнь.

Переосмысление определяет мотивы его деятельности и внутренний смысл задач, с которыми он сталкивается на жизненном пути. Способность понять, в чем состоит смысл жизни, распознать, что в ней действительно важно, а что нет, определить цель жизни и стремиться к ее осуществлению, успешно решать поставленные задачи — это то, что называют мудростью и к чему необходимо стремиться. Это возможно только при нормальном развитии самосознания.

При формировании самосознания особенно важно, чтобы человек мог выработать позитивное отношение к себе как к личности. Этого можно добиться при обобщении практических знаний о других людях. Ребенок рано начинает выделять в своем сознании людей из окружающего мира, а затем и отличать одного человека от другого, различать их жесты, движения, понимать, что взаимоотношения людей строятся по определенным правилам, и т.д. Благодаря этому он начинает овладевать движениями и производить действия, осознавая их с помощью оценок взрослых. Но требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка начали развиваться частные формы самосознания. Это выражается в осознании себя в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Данное осознание ведет к становлению самосознания личности.

Всякое изменение жизненного положения в общественной, трудовой, личной жизни ведет к изменению отношения к себе как к деятелю и субъекту этого положения. Б. Г. Ананьев считал, что осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, семьянина, родителя, воспитателя, товарища, как часть коллектива.

Структурными звеньями самосознания являются:

  • 1) идентификация человека со своим телом, именем, т.е. ценностное отношение к телу и имени, что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;
  • 2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;
  • 3) осознание себя как представителя определенного пола (половая идентификация);
  • 4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;
  • 5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

Развитие самооценки в онтогенезе осуществляется следующим образом. Сначала происходит стихийное, ненаправляемое самосознанием формирование личности, характеризующееся появлением полимотивированности и соподчиненности действий.

Читайте также:  Общее физическое развитие ребенка секции

Развитие самосознания личности начинается с двух лет — в это время ребенок уже выделяет себя как персону и носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я», определенный физический облик). Этот процесс продолжается на протяжении раннего и дошкольного возраста.

С эмоционального отношения к людям начинает формироваться психологический «образ Я». Его эмоциональная окраска может быть как положительной, так и отрицательной. «Образ Я» формируется и путем изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Затем начинает проявляться притязание на признание. Оно может иметь как позитивное, так и негативное направление. Потом у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, далее возникает ощущение себя во времени. У него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее. Он по-другому начинает относиться к себе, перед ним открывается перспектива развития самого себя.

Рассмотрим этапы развития самосознания.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» (т.е. он осознает себя как личность).

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. В этом возрасте самооценка — чисто эмоциональное образование, она не содержит рациональных компонентов и основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. Атак как родители часто восторгаются ребенком и хвалят его, то самооценка у детей в раннем детстве, как правило, завышена.

В дошкольном детстве (от 3 до 6—7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста. Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять ее так, как хочется ему самому. Он начинает осознавать свои переживания («Я весел», «Я зол» и т.д.), происходит и осознание себя во времени («Я маленький», «Вот вырасту большой…» и т.п.).

В младшем школьном возрасте (от 6—7 до 10—11 лет) на развитие самосознания ребенка большое влияние оказывает оценка, которую ставит учитель за выполнение работы или оценивая его поведение. Ориентируясь на учителя, ребенок начинает считать себя «отличником», «троечником», «двоечником», хорошим или средним учеником, наделяя себя набором качеств, соответствующих той группе, к которой он сам себя отнес. Отсюда можно сделать вывод, что оценка успеваемости становится оценкой личности и влияет на социальный статус ребенка. Поэтому у отличников и «хорошистов» складывается высокая самооценка, а у неуспевающих — низкая, так как постоянные неудачи и плохие оценки уменьшают веру в свои силы, снижают уверенность в себе.

Чтобы самооценка была адекватной, в любом ребенке независимо от успеваемости надо развивать чувство компетентности, собственного достоинства, ответственности.

В подростковом возрасте (с 10—11 до 14—15 лет) развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личностных особенностей. Это определяется особым, критичным отношением подростка к своим недостаткам. «Я» подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей, особенно значимых в его глазах. Но так как образцом для подражания у подростка могут быть как взрослые, так и сверстники, идеальный образ получается противоречивым. Возможно, это служит причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

В этом возрасте у подростков появляется склонность к самопознанию (рефлексии). Он начинает сравнивать себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками), критически относиться к себе, проходит через массу душевных переживаний, в результате которых происходит формирование его самооценки и определение своего места в обществе.

В юности (с 15—16 до 20 лет) происходит становление самосознания и устойчивого образа «Я». Ученые считают, что причина данного становления заключается в том, что в этом возрасте происходят развитие абстрактно-логического мышления, открытие внутреннего мира, меняется образ воспринимаемого человека, появляется чувство одиночества, преувеличение своей уникальности и устойчивости во времени.

И. С. Кон отмечал, что образ «Я»это социальная установка, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов:

  • 1) познавательного (знание себя, представление о своих качествах и свойствах);
  • 2) эмоционального (оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.);
  • 3) поведенческого (практические действия и поступки, определяемые отношением к себе). Процесс становления самосознания очень сложен, и не у всех он проходит гладко и безболезненно.

В период ранней взрослости (20—40 лет) продолжается развитие самосознания, самооценки и «Я-концепции». На этот процесс оказывают влияние самоопределение личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В период средней взрослости (40—60 лет) самосознание обогащается новыми образами, самооценка приобретает обобщенный характер, потому что «Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием детей, учеников, сослуживцев и других людей.

В период поздней зрелости (60 лет и старше) человек интегрирует свое прошлое, настоящее и будущее. И если его «Я-концепция» положительна и деятельна, то его личностное развитие будет продолжаться.

Источник