Психологическая защищенность ребенка как условие развития

Юлия Щербинина
Психологическая защищенность детей дошкольного возраста в ДОУ

В современном мире проблема психологической защищенности, стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, я хотела бы подчеркнуть приоритетность данной проблемы в рамках дошкольного образования. Этап дошкольного возраста — это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза».

В свою же очередь психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости взрослым, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Исходя из этого, современный детский сад должен стать не только местом, где детей воспитывают и дают ему определенные знания, но и пространством их полноценного роста, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, проводятся исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада.

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов, воспитанников и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, воспитанников и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод образовательного учреждений и их нормальной деятельности.

Участники образовательной среды учреждения и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенностиребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка и формировании его личности

Общими же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш на-ходится в состоянии напряженного ожидания.

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

Для этого выделяют следующие задачи:

1. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

Для решения данных задач предлагаем проигрывать с детьми следующие ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т. п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать для того, чтобы избежать чувства страха или наказания. Родителям предлагается проигрывать дома ситуации из реальной жизни, например, откроет ли ребенок дверь по звонку. Возможно проговаривание различных ситуаций, например, «Незнакомый человек, предлагает покататься на машине».

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воздействие на состояние ребенка. Режим дня в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболе-ваемости. Такой режим принято называть гибким, в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. В дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается в зависимости от личностных особенностей ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье.

СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ПРОГРАММ обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.

Например:

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми

Безусловно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Спасибо за внимание!

Источник

Ольга Мотина
Мы с тобой, малыш! Психологическая защищенность как условие полноценного развития дошкольника

Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные и деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увидеть его внутреннюю сущность.

Родителям часто не хватает времени на полноценное общение с детьми. «Что вы сегодня ели в детском саду? Чем занимались?» — спрашивают они на бегу по дороге домой. Когда же малыш с увлечением начинает рассказывать о событиях дня, взрослые, ссылаясь на занятость и усталость, поторапливают его, перебивают, недослушивают до конца. А ведь через пять или десять лет ребенок уже не захочет рассказать родителям о своих друзьях и увлечениях. Он найдет других, более «благодарных» слушателей и «авторитетных» советчиков. Теперь, негодуя и недоумевая по этому поводу, родители восклицают: «Я его кормил, одевал, а он.».

Главная же причина несложившихся отношений кроется в другом — в отсутствии эмоционально-личностных контактов, так необходимых для ребенка.

Уметь слушать ребенка — большое достоинство взрослого человека. В диалоге рождаются доверие и понимание.

Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, т. е. способности оценить себя с позиции партнера. В этой ситуации взрослый как бы проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что, в свою очередь, активизирует хранимые в памяти события детства. Создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается ее значимость.

Беседуя с ребенком, взрослый также может поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, еще неизвестной ему стороны. Дети очень впечатлительны и эмоционально восприимчивы, поэтому такой опыт общения с родным человеком не проходит бесследно. Ребенку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания и сомнения. Такие диалоги учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей — взрослых и сверстников, формируют умение адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка второго года жизни

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, испытывающим неуверенность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.

В ДОУ такие дети чувствуют себя особенно одинокими, покинутыми. Поэтому родителям следует каждый раз интересоваться: хорошо ли ребенку в детском саду? Выслушивать его, делиться своим опытом, давать советы.

При необходимости нужно поговорить с воспитателем о трудностях пребывания ребенка в детском саду — в силах родителей справиться с ними.

С целью защиты психологического благополучия в группах ДОУ создаётся выставка фотографий членов семей воспитанников. Семейные фотографии — это важнейшая поддержка, символ присутствия родителей, их любви. Дети ощущают «живое» присутствие родных, могут рассказать о событиях, запечатлен-ных на них, погружаются в атмосферу семейного микроклимата.

Проявив немного фантазии, взрослый может помочь ребенку справиться с чувством тревожности в детском саду, отдав ему часть любви и заботы в символической форме. Все знают, что дети любят устраивать маленькие тайнички, в которых хранят значимые для них предметы. Вместе с ребенком сделайте их сим-волами разных нравственных качеств (храбрости, щедрости и т. д.) — в трудный момент на помощь придут эти мамины «выручалочки».

Ощутить поддержку родителей, даже если их нет рядом, ребенку помогут «записочки» от мамы или папы, которые он положит в карман, а при необходимости сможет достать и «прочитать» их. Ничего, что малыш еще не умеет читать. Для него необходимо само наличие записки, символизирующей условное присутствие взрослого. Содержание же записки может быть разным, оно зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Для детей младшей группы — это добрые рисунки (мама-утка с утенком, медвежонок и т. п.). Для старших — настоящие послания, выражающие любовь и заботу о ребенке. Например домик, из окна которого машет рукой мальчик, под рисунком подпись: «Ваня, держись молодцом! Мама». Или нарисуйте облако (или сердце, напишите на нем: «Валя! Не грусти! Я тебя люблю!». Это могут быть просто добрые и важные слова: «Мы тебя очень любим! Мама и папа», «Юлечка, солнышко, будь умницей. Я тебя очень люблю! Мама».

Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должен обеспечить ребенку любящий взрослый.

Семья известных американских педагогов Снайдеров отводит важную роль позитивным отношениям в семье. Они считают, что действиями родителей в воспитании дошкольников должна руководить любовь: «Когда ребенок чувствует, что его любят, и переживает мир как безопасное и интересное место, то результатом может стать поведение, соответствующее высоким этическим принципам. Когда ребенок чувствует себя покинутым и отвергнутым и переживает мир как опасный, то более вероятно поведение, мотивированное страхом, эгоизмом или гневом».

Избежать нежелательных проявлений можно. Для этого родителям нужно лишь любить и понимать своих детей.

Принимая ребенка таким, какой он есть, взрослый формирует у него чувство собственного достоинства, способность понимать свои чувства, учит с уважением относиться к чувствам окружающих его людей.

Источник

«Психологическая защищенность,

как условие полноценного развития дошкольников»

Защищенность психологическая — относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности, собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита — необходимое условие формирование адекватного чувства психологической защищенности; в противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности, является чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т.п.

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. Случаи жестокого обращения с детьми всегда воспринимаются как ЧП. Как бы ни было сурово время, что бы оно не диктовало взрослым, детство должно быть огорожено прочной стеной гуманности. Между тем воспитатели все чаще говорят об избиение детей собственными родителями. Агрессия в семье стала настолько привычной, что никто уже не удивляется, когда она выплескивается наружу. Мать прилюдно кричит на ребенка, дергает за руку так, что он запинается и падает. За испачканный комбинезон получает подзатыльник и титул «грязной свиньи». Прохожие не вмешиваются, потому что — воспитывает. А «воспитуемому», залитому слезами, три с половиной года… Существует несколько видов наказания, с которыми сталкиваются дети. Это речевая агрессия (угрозы, оскорбления), физическое воздействие, сепарационное (отказ от общения), игнорирование естественных потребностей ребенка… Говорить о том, что «наименее опасно», бессмысленно, потому что все вышеперечисленное приводит к огромным проблемам, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Замкнутость, агрессивность, энурез, страхи и комплексы — это проблемы детства… Быть психологически защищенным — это право любого ребенка. В Конвенции о правах ребенка и Декларации, прав ребенка ООН, в Семейном кодексе РФ черным по белому написано, что относится к ребенку нужно как к личности. А унижать и оскорблять личность — это преступление. Тем более, если за наказанием стоит удовлетворение собственных амбиций. Маленький человек не может ответить взрослому как равному, а демонстрировать силу над беззащитным просто подло.

Родители говорят: «Нас били — и ничего, целое поколение выросло…» И вы думаете, что кто-то с нежностью вспомнит как его пороли?

Читайте также:  Центр развития ребенка в долгопрудном

Наказание не обязательно связано с рукоприкладством. Унижают словами, подавляют личность, подчеркивая: «Ты — никто. Ты будешь делать так, как я сказал!» Такое «гуманное наказание», как запрет на прогулку или игру, на самом деле тоже является насилием. Дошкольнику это жизненно необходимо, как сон и еда.

По каким признакам можно установить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия?

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справится, что формирует низкую самооценку;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

  • Эмоционально не восприимчив, равнодушен;
  • грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
  • замкнут в себе, задумчив или наоборот агрессивен;
  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.

Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

  • ночной и/или дневной энурез;
  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и в области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо и т.д.;
  • замедление физического и общего развития ребенка.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относятся к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Таким образом, ребенок — жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

Ведь нельзя передозировать любовь! Нельзя «переуважать» человека, пусть он даже совсем маленький. До пяти лет дети должны купаться в море ласки, если мы хотим, чтобы они выросли здоровыми физически и психически. Мамина агрессия для мальчиков, например, может сформировать негативное отношение к женщинам вообще. Точно так же девочек никогда не должен наказывать папа, чтобы противоположный пол не воспринимался как источник боли и обиды.

Какое наказание можно считать «правильным»? Никакое! Конечно, бывают ситуации, на которые взрослые просто обязаны отреагировать, например, драка.

Советую проработать такую ситуацию в пять этапов. Прежде всего, сказать драчуну: «Я тебя люблю, ты хороший, но то, что ты сделал — недопустимо». Второй шаг: «Как ты думаешь, что он сейчас чувствует?» — «Ему больно, плохо…» Третий шаг: добиться, чтобы ребенок понял чувства другого, поставил себя на его место. Четвертый этап: «Я думаю, ты понял, что сделал неправильно и больше так не поступишь». И финал: «Потому что ты хороший, и я тебя люблю». А если ситуация повторяется по нескольку раз на дню, то искать причину. Просто так ребенок драться не будет.

        Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.).

Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Совершенствование способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, корректность оценок, умение прощать ошибки ребенка, признание его права на собственное мнение. Ведь далеко не каждый взрослый способен писать, как в прописях, и красиво завязывать галстук!

Наши педагоги прекрасно знают, как работать в конфликтных ситуациях. А родители, к сожалению, вообще не обладают знаниями по педагогике, ведь на мам и пап нигде не учат. Появившийся было в школах курс «Этика и психология семейной жизни» очень быстро свели к вопросам контрацепции, а потом отменили вообще. Хотя должность родителя самая важная из всех существующих, потому что от нее в буквальном смысле зависит жизнь и судьба следующего поколения.

В нашем детском саду есть свой собственный психолог. Значит, родителям не надо далеко ходить, чтобы получить квалифицированную помощь. Но наша ментальность запрещает «выносить сор из избы», многие папы и мамы подходят после лекции и говорят: «Как это так я признаюсь, что в семье плохо? Получается, что я — неудачник…» Неправда, проблемы бывают у всех! Только сильные люди их устраняют (в том числе — при помощи специалиста, а что в этом плохого? Вы же не беретесь оперировать свой аппендицит самостоятельно!), а слабые маскируют под мнимым благополучием, которое никого еще не спасало.

Если бы у психологов была возможность, они бы каждый день напоминали взрослым: «Уважаемые родители, любите своих детей! Не за оценки или примерное поведение, просто так — за то, что они есть. И тогда они вырастут хорошими людьми, и обязательно ответят вам взаимностью».

Источник