Психологическая программа развития ребенка 4 лет
В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.
Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.
Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.
Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.
Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада).
Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:
— создание у малышей позитивного настроения;
— налаживание контакта «взрослый — дети»;
— воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.
Задача программы:
— Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;
— Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;
— Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;
— Способствовать развитию психических процессов у детей — памяти, внимания, мышления, восприятия;
— Формировать у детей положительные моральные качества.
Реализация задач программы позволит:
— Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и психологом;
— Дать толчок развитию психических процессов у детей;
— Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.
Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.
Структура занятий
Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.
Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.
Основная часть занятия
Цель:
— способствовать обучению сравнивать и рассуждать.
— развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.
— формировать положительные моральные качества малышей.
Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей.
Заключительная часть
class=»eliadunit»>
Цель:
— развивать у детей умение внимательно слушать;
— правильно произносить звуки, слова;
— развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.
— научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно).
Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям. После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.
Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.
Условия проведения занятий:
— добровольное участие детей;
— оценки детям не даются;
— в доброжелательных и положительных условиях проведения.
Ожидаемые результаты данной программы направлены на:
— создание положительного контакта «психолог — дети»;
— развитие положительных черт характера;
— развитие психических процессов у детей;
— обучение различению эмоционального состояния людей.
После проведения цикла занятий данной программы, психолог сможет спланировать дальнейшую работу с детьми 4-го года жизни.
А именно:
— отобрать детей для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы;
— предоставить консультации родителям и педагогам по воспитанию и обучению детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Источник
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
(Комплекс занятий по развитию познавательных процессов
у детей 4-5 лет.)
Пояснительная записка
Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.
Разработанный комплекс занятий способствует проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности,
группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.
Для детей 4-5 лет уместны простые иrры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Память. Хорошая память — необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т.е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.
Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.
Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.
Цель программы:
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Задачи программы:
— активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
— развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.;
— развитие самостоятельности мышления.
Принципы построения программы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
3 Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.
Форма организации занятий:
— занятия проводятся 1раз в неделю;
— Каждое занятие состоит из четырех частей, продолжительность занятия 20 минут ;
— среднее количество детей в группе 5- 7 человек.
Начинаются занятия с октября месяца, так как в сентябре проводится мониторинг уровня развития познавательных процессов. Мониторинг проводится индивидуально.
Формы и методы контроля:
— отзывы родителей и педагогов;
— диагностика познавательных процессов .
После проведения развивающей программы дети приобретают следующие навыки:
— способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;
— активность познавательных процессов.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие;
2. Развивающая игра или разминка;
3. Задание на развитие определенного познавательного процесса;
4. Комплекс на расслабление;
5. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят;
6.Прощание: поощрение активности детей.
Комплекс рассчитан на 32 недели, по 4 занятия в месяц.
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Игрушки, посуда и мебель» | «Запомни домики». | «Кто спрятался». | «Узнай предмет» |
II | «Заштопай коврик». | «Рассмотри картинку». | «Найди отличия». | «Веселый клоун». |
III | «Подбери недостающий предмет». | «Запомни слова». | «Путаница». | «Чего не хватает?». |
IV | «Найди лишний предмет». | «Что изменилось?». | «Найди такую же фигуру». | «Забавный человечек». |
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Подбери недостающий предмет». | «Сосчитай и запомни». | «Найди отличия». | «Сделай так». |
II | «Что сначала, что потом». | «Рисунки-помощники». | «Покажи фрагмент». | «Утёнок и цыплёнок». |
III | «Найди лишний предмет». | «Запомни картинки». | «На кухне». | «Найди игрушку». |
IV | «Что перепутал художник?». | «Рассмотри картинку». | «Кто где живёт?». | «Домик и солнышко». |
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Сравни предметы». | «Рисунки-помощники». | «Кораблики». | «Чего не хватает?». |
II | «Найди лишний предмет». | «Парные картинки». | «Кто спрятался в цветках?». | «Гусеница». |
III | «Подбери недостающий предмет» (2). | «Рассмотри картинку». | «Найди отличия». | «Коврики». |
IV | «Цирк». | «Что изменилось?». | «Фрагмент». | «Кляксы». |
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Подбери недостающий предмет» (2). | «Запомни слова». | «Помоги Коту». | «Что перепутал художник?». |
II | «Найди лишний предмет». | «Рассмотри картинку». | «Найди отличия». | «Что стёр ластик?». |
III | «Заштопай коврик». | «Цвета-помощники». | «Весёлый жонглёр». | «Пуговицы». |
IV | «Бусы рассыпались». | «Чего не стало?». | «Помоги щенку». | «На что похожи фигурки?». |
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Куда едут дети?». | «Запомни пары картинок». | «Найди отличия». | «Волшебный квадрат». |
II | «Найди лишний предмет». | «Машинки». | «Неваляшки». | «Разноцветные дуги». |
III | «Подбери недостающий предмет». | «Рассмотри картинку». | «Чего не хватает?». | «Подбери фигуры». |
IV | «Что сначала, что потом». | «Цвета-помощники». | «Деревенский дворик». | «На что похожи фигурки?». |
МАРТ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Кому что нужно?». | «Сосчитай и запомни». | «Найди одинаковые предметы». | «Что перепутал художник?». |
II | «Подбери недостающий предмет» (2). | «Рассмотри картинку». | «Найди отличия». | «Волшебный карандаш», |
III | «Что сначала, что потом». | «Фигуры-помощники». | «Что изменилось?». | «Построй по росту». |
IV | «Такие разные карандаши». | «Каскад слов». | «Найди цифры». | «На что похожи фигурки?». |
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Подбери недостающий предмет». | «Кто спрятался?». | «Разноцветные чашечки». | «Найди и закрась». |
II | «Найди лишний предмет». | «Фигуры-помощники». | «Найди отличия». | «Что делают мальчик и девочка?». |
III | «Составь группы». | «Рассмотри картинку». | «Зайчик и морковка». | «Сравни предметы». |
IV | «Что сначала, что потом». | «Запомни слова». | «Найди и вычеркни». | «Котята». |
Мышление | Память | Внимание | Восприятие | |
I | «Семья». | «Что изменилось?». | «Найди одинаковые предметы». | «Незаконченные рисунки». |
II | «Найди лишний предмет». | «Рисунки-помощники». | «Лабиринт». | «Волшебные очки». |
III | «Составь группы». | «Сосчитай и запомни». | «Найди отличия». | «Продолжи ряд». |
IV | «Волшебный лес». | «Ёжики в лесу». | «Найди и вычеркни». | «На что похожи рисунки?». |
ЛИТЕРАТУРА
Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999.
Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996.
Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.
Источник