Психологическая помощь семье имеющей ребенка с особенностями развития
Современная концепция психолого-педагогического сопровождения специального образования базируется на принципе активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка с ОВЗ к коррекционно-реабилитационному процессу. Таким образом семья ребенка с нарушениями развития не только формулирует запрос, обозначает его специальные потребности, но и становится активным участником коррекционно-реабилитационных мероприятий, несет ответственность за их эффективность.
Однако продуктивность процесса включения семьи в коррекционно-образовательное пространство осложняется влиянием множества факторов, которые необходимо учитывать при проектировании программ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
В первую очередь необходимо изучить социальную ситуацию развития ребенка, особенности его семейного воспитания, возможности и потребности членов семьи, их готовность к участию в коррекционно-развивающем процессе. При этом важно помнить, что семья в связи с рождением ребенка с отклонениями в развитии находится под воздействием сложного комплекса психогенных факторов, включающего пролонгированную психическую травмати-зацию, социальную, информационную и эмоциональную депривацию.
К психотравмирующим факторам, отрицательно воздействующим на социально-психологический статус семьи, относятся: основной травмирующий фактор (рождение ребенка с ОВЗ); информационная депривация (недостаток информации о создавшейся ситуации, неясность возможных путей ее изменения в лучшую сторону или приспособления к ней); социальная и эмоциональная депривация (непонимание, негативное отношение со стороны окружающих людей и связанные с этим переживания родителей, членов семьи ребенка-инвалида).
Кроме многочисленных внутрисемейных возникают и внешние конфликты, разнообразные стрессовые ситуации, на которые члены семей, воспитывающих особенного ребенка, реагируют обостренно. Нелегкое бремя основных трудностей, связанных с воспитанием особенного ребенка, обеспечением его необходимым уходом, реализацией его основных потребностей (в пище, одежде и т.д.), оказывается непосильным при отсутствии поддержки со стороны общества. Не секрет, что семья, в которой появляется ребенок с ОВЗ, не получает достаточной социальной поддержки (причем важна не только материальная, но и эмоциональная, информационная поддержка такой семьи со стороны общества), часто оказывается отторгаемой окружающими, подвергается стигматизации.
В большинстве случаев при появлении в семье ребенка с нарушениями развития происходит резкое ограничение ее социальных контактов, иногда прерываются существовавшие ранее взаимоотношения с друзьями и даже родственниками. Последовательность этапов трансформации отношения членов семьи к ситуации появления ребенка с отклонениями в развитии описана разными исследователями (А.В. Абрамова, В.А. Вишневский, Н.В. Мазурова, Р.Ф. Майрамян, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Е.В. Пахомова, И.А. Скворцов, В.В. Ткачева, М. Стоун, Ф. Станг, Р. Иллингворт, К. Давис, А. Росс, Э. Шухарт, В. Хакенберг и др.). Анализ психологических закономерностей переживания психогенных ситуаций указывает на наличие нескольникх этапов эмоциональной адаптации к произошедшим негативным событиям (фаза отрицания и протеста, фаза депрессии и фаза принятия, социальноэмоциональной адаптации). При этом длительность протекания каждого из адаптационных периодов и степень выраженности личностных и поведенческих реакций членов семьи проявляются по-разному.
Фаза эмоционального шока, отрицания и протеста характеризуется тем, что на первых этапах адаптации члены семьи отказываются верить в то, что у ребенка есть существенные нарушения развития, предполагают, что особенности ребенка являются не патологией, а проявлением его индивидуальности, что трудности носят временный характер и могут быть с возрастом преодолены. На этом этапе родители начинают посещать различных специалистов, перепроверяя полученные данные, пытаются выснить причины, найти «виновного» в происшедшем. Этот этап характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, агрессией, обращенной на врачей, общество, родственников, гневом, непониманием причин болезни: почему это случилось именно со мной, как это могло произойти? Нередко родственники обвиняют друг друга, врачей, специалистов, занимавшихся лечением, обучением и воспитанием ребенка. Иногда чувства раздражения и агрессии родители начинают испытывать и по отношению к ребенку, который не соответствует их ожиданиям. Эмоциональный стресс, сочетающийся с чувствами вины и ответственности за будущее ребенка, способствует вытеснению агрессивных чувств на уровень подсознания родителей, глубоко нарушает процесс эмоционального взаимодействия в диаде мать — дитя и становится ведущим фактором деформации семейного воспитания ребенка с ОВЗ. В семье растет напряженность, ухудшается социальнопсихологический климат. Около 70% случаев распада супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, происходит на данном этапе.
Особенности переживания ситуации родителями, их тип психогенного реагирования и совокупность представлений о болезни ребенка формируют устойчивое отношение к состоянию ребенка. Характер этого отношения может быть рассмотрен с позиции предложенного в 1938 г. Р.А. Лурия понятия «внутренняя картина болезни», под которым понимается вся масса ощущений и представления человека о болезни, ее причинах, последствиях. Подчеркивая структурную сложность отношения родителей к состоянию ребенка с ОВЗ, исследователи выделяют его логический и эмоциональный компоненты.
Характер и особенности переживаний родителей связаны со степенью выраженности нарушения у ребенка, наличием у него косметических дефектов, ограничением подвижности, совокупностью социальных обстоятельств, личностными особенностями родителей, социальным положением семьи.
Можно выделить следующие типы реакций (Р. Конечный, М. Бо-ухал, 1982), которые наблюдаются у родителей при появлении в семье ребенка с ОВЗ.
- 1. Отрицающий, когда родителями отвергается мысль о наличии у ребенка нарушения развития, на состояние ребенка не обращается должного внимания. В этом случае возникает риск педагогической запущенности или воспитания ребенка по типу гипоопеки, так как объективные потребности ребенка, связанные с наличием у него того или иного нарушения, не учитываются должным образом и не удовлетворяются своевременно. При отрицающем типе реакции родителями могут предъявляться завышенные требования к достижениям ребенка, который ощущает и болезненно переживает свое несоответствие ожиданиям родителей. Отрицание специальных потребностей ребенка приводит к тому, что необходимая коррекционно-развивающая помощь своевременно не оказывается, и сензитивные периоды, наиболее благоприятные для осуществления коррекционного воздействия, оказываются упущенными.
- 2. Пренебрежительный тип реакции, когда родителями недооценивается тяжесть состояния ребенка, также приводит к недостаточности и несвоевременности осуществления коррекционно-педагогического воздействия.
- 3. Нозофобный, когда родители преувеличивают тяжесть состояния ребенка, стремятся его оградить от любой социальной активности. В этом случае часто возникает деформация семейного воспитания по типу гиперопеки, что приводит к дополнительной инфантилизации ребенка, ограничивает его активность в познании окружающего мира, сужает потенциальные возможности развития.
- 4. Ипохондрический тип характеризуется тем, что родители глубоко погружаются в переживания болезненного состояния ребенка, культивируют соблюдение режима медицинских ограничений и лечебных назначений. Наблюдаемые при этом чрезмерная опека и от-стутсвие адекватного педагогического влияния приводят к инфантилизации и социальной беспомощности ребенка с ОВЗ.
- 5. Нозофильный тип характеризуется тем, что родители испытывают определенную удовлетворенность состоянием ребенка (например, оправдывая этим собственную социальную или профессиональную неэффективность и др.). В этом случае также наблюдается деформация семейного воспитания по типу гиперопеки или кумира семьи, в сознании ребенка культивируются иждивенческие установки, формируется позиция социальной пассивности, инактив-ности в самостоятельном достижении высокого качества жизни и ее независимости
- 6. Утилитарный тип как крайнее проявление нозофильной реакции также негативно влияет на стиль семейного воспитания ребенка с ОВЗ. Причем мотивы ее могут быть различны (получение сочувствия, внимания, выход из неприятных ситуаций — трудности в установлении взаимоотношений с социумом, нелюбимая работа, получение материальных и других социальных выгод и т.п.). Следует подчеркнуть, что утилитарная реакция имеет разную степень осознанности.
Таким образом, можно сделать вывод, что тип воспитания ребенка с ОВЗ в семье формируется под влиянием психогенных реакций его родителей. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития, часто возникают патологические стереотипы воспитания по следующим типам:
- 1) гиперопека и симбиоз;
- 2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль);
- 3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»);
- 4) воспитание посредством вызова чувства вины;
- 5) эмоциональное отвержение;
- 6) воспитание посредством нарочитого лишения любви;
- 7) гипопротекция (безнадзорность), гипоопека.
Подобное воспитание создает благоприятную основу для появления личностных деформаций ребенка с ОВЗ и затрудняет процесс его социальной адаптации.
Проведенный анализ психологических механизмов эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, доказывает необходимость оказания им своевременной психологической поддержки, которая позволит снизить влияние психогенных реакций на процесс воспитания особенного ребенка.
Следующая фаза, которую авторы называют фазой депрессии, или скорби, характеризуется осознанием объективно существующих отклонений в развитии ребенка, необходимости оказания ему специальной коррекционной помощи. На этом этапе происходит изменение в системе приоритетов и ценностей семейной жизни, так как появляется понимание необратимости произошедших событий, недостижимости предыдущих целей. На этой стадии родители понимают всю тяжесть ситуации, часто у них появляется чувство безысходности, существенно изменяется привычный стиль жизни, ограничиваются социальные контакты, изменяется круг общения. Отношение к ребенку с ОВЗ зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов. Таким образом, помимо психокоррекционной помощи членам семьи необходимо оказывать и педагогическую поддержку, обучать навыкам взаимодействия с ребенком, эффективным приемам и методам коррекционного воздействия.
Следующий этап получил название фазы адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда.
Самостоятельно комплекс психологических проблем, возникающих в семьях с детьми с ОВЗ, не решается, что со временем сказывается на психологическом (а нередко и психическом) здоровье родителей и других членов семьи особенного ребенка.
Поэтому к основным задачам, стоящим перед специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, относятся:
- • преодоление психологических проблем, возникающих как в процессе воспитания ребенка с ОВЗ в семье, так и при контакте с окружающим миром (снятие стресса, изменение некоторых мировоззренческих установок, организация социально-психологического практикума (тренинга) по решению проблемных и конфликтных ситуаций, разработка систем психологической защиты при стрессовых ситуациях);
- • формирование системы знаний и навыков взаимодействия с особенным ребенком (формирование адекватного восприятия детей, их особенностей и возможностей, современных знаний о возможных и наиболее рациональных формах взаимодействия с ребенком, коррекционных методах воздействия).
Часто решение этих задач возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития.
Родители детей с проблемами в развитии часто имеют специфические личностные особенности, возникающие из-за переживаний состояния ребенка (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко). Следствием этих переживаний являются пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушение здоровья психосоматического характера, необоснованные надежды на исцеление ребенка и т.д. Личностные особенности родителей затрудняют установление продуктивного контакта с педагогами и препятствуют их эффективному участию в коррекционно-педагогическом процессе.
Выявить психологические возможности родителей, их скрытые переживания, особенности семейного воспитания и взаимоотношений в семье помогает психологическое изучение их личности. Такое исследование может провести психолог образовательного учреждения, руководствуясь предложенными ниже рекомендациями. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Источник
Психологическое сопровождение семьи ребенка с отклоняющимся развитием
Актуальность
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей.
Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.
В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.
Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.
Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптации и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.
В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку.
К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.
В качестве целей психологической помощи семьям,воспитывающим детей с отклонениями в развитии, рассматриваются:
• обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
• оптимизацию самосознания родителей;
• формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Основные концептуальные положения
Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии. Сроки ее реализации не могут ограничиваться совершеннолетием (18 лет/ 21 год) молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.
Направления психологической помощи семьям
• психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
• психологическом консультировании семей;
• психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии
Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:
— изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
— изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
— изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
— изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
— изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями
в развитии;
— изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных
факторов, их определяющих;
— изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
— изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
— изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.
В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии
— изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и
материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
— изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
— изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей,
выступающих в качестве педагогов своих детей;
— изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах
развития ребенка с отклонениями; |
— изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных
групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
— определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
— изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
— изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
— изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
— изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
— изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
— изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
— изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
— сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
— изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи.
В каждом конкретном случае могут определиться и другие направления диагностики.
Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка сотклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию
— изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;
— изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;
— изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими
недостатками;
— изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.
Цели, задачи, принципы
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Me каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями
■ Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
■ Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
■ Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
■ Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
■ Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
■ Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
■ Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
■ Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Психолого-педагогическая коррекция
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления:
— психолого-педагогическое
— психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующиецели:
• создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;
• переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
• гармонизация психологического климата в семье;
• коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских. супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;
коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
Формы рабрты:
1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;
2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;
3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.
Психокоррекция
Психокоррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.
Задачами этого направления являются:
формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;
коррекция взаимоотношений в диаде родитель — ребенок с отклонениями в развитии;
коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;
коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.
ВЫВОД: следует констатировать, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из которых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка. Психологическая травматизация родителей больных детей с течением времени инвалидизирует их личность; таким образом вместо одно инвалида в социуме продуцируется два или большее число травмированных лиц, что в итоге, несомненно ведет к снижению стабильности в обществе и государстве. Это и объясняет потребность создания государственной системы психологической помощи таким семьям.
Источник