Психологическая помощь на развитие ребенка

Психологическая помощь на развитие ребенка thumbnail

Детский психолог — это специалист, который помогает родителям разрешать проблемы и трудности, возникающие на пути развития и взросления детей, в детско-родительских отношений,  при возникновении у ребенка проблем психологического характера.

Именно детский психолог чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком и помогает прийти родителям к лучшему пониманию состояния своего ребёнка, наладить эмоциональную связь с ребёнком и установить более доверительные отношения в семейной паре родитель-ребёнок насколько это возможно и насколько это позволяют сделать сами родители.

Чем занимается детский психолог?

Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, оказывает психологическую помощь детям на основании полученных знаний о функционировании детской психики с учетом возрастных особенностей. 
Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями.

Часто после специального обучения детские психологи начинают обучаться другим специализациям (арт-терапия, песочная терапия, психоанализ, системная семейная терапия и др.) для большей своей эффективности и пополнения своего профессионального багажа различными методиками и инструментарием.

Бывает так, что психолог, проходя какое-то направление углубляется в тему работы с детьми в рамках выбранного направления и тем самым выбирает работу с детьми.

Детский психолог работает с детьми, как правило, начиная с 3 лет до подросткового возраста включительно. Иногда детские психологи специализируются на определённом возрасте детей: кто-то работает только с дошколятами, кто-то со школьниками, а кто-то предпочитает работать только с подростками.
Вопреки распространенному заблуждению, детский психолог не лечит психические расстройства или заболевания — этим занимаются детские психиатры, врачи — психотерапевты, психоневрологи.

Когда и в каких случаях надо обращаться к детскому психологу?

Родители и другие взрослые родственники порой не понимают почему  ребёнок стал неуправляемым, почему у него возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома.

Причин такого поведения или состояния ребёнка может быть много — опытные родители помогают своим детям, а молодые родители чаще рады бы помочь ребёнку, но не знают как или возникают сомнения в правильности своих действий.
Родительская некомпетентность, растерянность, тревога, бессилие, безысходность, безрезультатность ранее предпринятых действий  родителями и желание понять что происходит с вашим ребёнком является основанием для записи на консультацию к детскому психологу.

В вопросах с детьми важно вовремя заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка и своевременно обратиться к специалисту, который поможет выявить причину частых капризов, слез, непослушания и негативного поведения и начать работу над имеющимися проблемами. Пренебрегать неблагополучное психологическое состояние ребенка ( подростка) опасно, так как это впоследствии чревато развитием психических и психосоматических заболеваний.

Помощь детского психолога необходима в следующих случаях:
  • психологическая готовность к школе,
  • неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, замкнутость,
  • повышенная обидчивость, ревность, капризы, истерики, агрессивность,
  • упрямство, тревожность, страхи,
  • чрезмерная активность ребенка ( гиперактивность или расторможенность ребёнка),
  • невротические привычки неадекватные возрасту ребёнка- кусание или грызение ногтей, сосание предметов, и т.д.,
  • ЗПР- задержка психического развития — отставание в развитии,
  • ребенок долго не может привыкнуть к детскому саду, к школе,
  • плохие отношения с родителями, с воспитателями, педагогами в школе,
  • сложности в учебе:не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
  • конфликты с одноклассниками, отсутствие друзей.
Психолог необходим, если ребенок оказался в сложной или кризисной для него жизненной  ситуации:
  • смерть близких или домашних питомцев
  • острые или постоянные конфликты в семье,
  • развод родителей,
  • переезд, смена школы или детского сада
  • рождение сиблинга
  • дети, пережившие домашнее насилие или стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.

Детский психолог может помочь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Часто родители хотят перед школой  оценить уровень и особенности развития ребенка, чтобы понять готов ли ребенок к школе или стоит ещё год подождать и тогда детский психолог проведет диагностику психологической готовности к школе.

Консультация с целью диагностики состоит ориентировочно из 5 этапов и 3-5 сессий в зависимости от возраста ребёнка.

Чем детский психолог может быть полезен родителям?

Как правило, инициаторами обращения к детскому психологу являются  родители и во многих ситуациях работа психолога ориентирована на изменение поведения родителей. Почему? Родители являются главными взрослыми определяющими микроклимат и атмосферу в семье, дети — второстепенные члены семьи и они только подстраиваются под поведение родителей или дети, как в зеркале, отражают семейные отношения и проблемы. И сколько бы психолог ни работал с ребенком его работа даст временный результат. Поскольку  ребенок каждый раз возвращается в семью, члены которой не меняются или не считают нужным менять что-то в своём поведении, которое, может быть, и явилось причиной нежелательного детского поведения или состояния. Ребёнок через какое-то время регрессирует и опять возвращается к привычному поведению. И тогда родители начинают думать, что зря потратили время и деньги на работу с ребёнком и к психологам больше ни ногой. При заинтересованности в стойких результатах  родителям надо включаться в работу и менять своё поведение и отношение к ребёнку.

В этом случае детский психолог может помочь родителю:
  •  наладить отношения с ребенком и быть на одной волне с ним,
  • лучше разобраться в проблемах детей и понимать мотивы их поступков,
  • выработать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с ним,
  • повысить свою родительскую компетентность и самооценку,
  • сделать отношения в семье более доверительными и теплыми,
  • научиться управлять своими чувствами и эмоциями,
  • найти свой стиль взаимодействия с ребенком, который определяется личностными особенностями ребенка и родителя.

Как работает детский психолог?

Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями, сбором информации для выявления причин возникших трудностей и проблем. Психолог задаёт вопросы родителям,  связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с ситуацией в семье и общается с ребёнком.. Иногда первая консультация проводится только с родителями. Затем проводится психодиагностика ребенка, результаты которой показывают  наличие или отсутствие психических отклонений и психологические особенности его личности.

Во время первых двух консультаций также определяют дальнейший план работы с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.

Для достижения желаемого результата  детский психолог и родители работают вместе.

Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию  психологических проблем ребенка:

  • игротерапия
  • арт-терапия
  • сказкотерапия
  • песочная терапия и др.

Занятия могут быть  индивидуальными, групповыми, вместе  с родителями в зависимости от актуальных задач и проходят в непринужденной, комфортной атмосфере, игровой форме и форме активного диалога.

Если в ходе работы у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы, то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у детского психиатра.

Если у малыша не обнаружили серьёзных проблем, то регулярные занятия с детским психологом и активная помощь и участие  родителей помогут справиться с любой детской психологической проблемой.

Существуют другие формы работы детских психологов в помощь родителям:

1. Ответы детских психологов нашего проекта здесь и в группе для родителей в соцсетях на различных родительских форумах.
2. Тренинги, лекции,трансляции, вебинары, программы для родителей.
3. Статьи и публикации на страницах и сайтах  детских психологов.
4. Если уже проблема назрела и вы хотите решить её профессионально, оперативно, комплексно и разносторонне, то команда специалистов и преподавателей по детской и подростковой психологии, психокоррекции и психотерапии проекта «Психологический консилиум онлайн» готовы помочь вам!

Каждый ребенок — это маленький человечек  и полноценная личность со своими эмоциями, чувствами, тревогами, страхами и переживаниями. 

Помните, бережное отношение к детской психике и своевременное  подключение специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем!

Источник

  • Причины расстройств у детей
  • Психологическая помощь в переходном возрасте
  • Психологическая помощь детям и семье

Причины расстройств у детей

Психологическая помощь детямПсихические расстройства у подростков и детей являются очень важной проблемой на сегодняшний день. Отсутствие возможности распознания данной патологии зачастую ведёт к тому, что настоящий диагноз ставится спустя много лет после появления первых симптомов болезни.

Появление и дальнейшее развитие психических расстройств у детей неуклонно ведёт к стойкому формированию патологического состояния, особенно на ранних возрастных периодах, что требует предельно ранней диагностики и эффективного лечения таких расстройств у детей, которые часто дополняются и усиливаются. Это в свою очередь препятствует адекватному развитию ребёнка, а также дальнейшему формированию личности в социальном обществе.

В жизни детей могут возникать огромное количество потерь, неприятностей и обид. Чаще всего родители попросту не обращаются к врачам-специалистам и психологам, порой не замечая, что ребёнок изменился и часто грустит. И только в тех случаях, когда ребёнок становится неуправляемым, родители начинают бить тревогу. Родителям стоит знать, что вовремя оказанная психологическая помощь детям при стрессах, разводе или потере родителя, помогает им с минимальными переживаниями справляться с проблемой и выйти из состояния беспокойств и депрессии в кротчайшие сроки.

Только лишь опытный детский психолог сможет установить близкие и доверительные отношения не только с родителями, но также между детьми. Каждому человеку так важно чувствовать свою значимость для близких людей, безопасность и комфорт в семье. Дети в любом возрасте могут нуждаться в психологической помощи точно так же, как и взрослые.

Психологическая помощь в переходном возрасте

Сегодня жизнь детей-подростков наполнена огромным количеством стрессовых ситуаций. И далеко не каждый умеет с ними справляться. На почве конфликтов и стрессов в переходном возрасте возникают депрессии, апатии, неврозы и прочие психологические трудности. Если вовремя решением проблемы не займётся опытный психолог, то могут возникнуть тяжёлые последствия с психическими расстройствами. Поэтому родителям не следует откладывать визит к врачу-специалисту за психологической помощью в переходном возрасте у вашего ребёнка. Наши специалисты всегда смогут оказать вам квалифицированную помощь.

Различные психические расстройства при употреблении алкоголя, систематическом курении или наркомании — явный повод для родителей, чтобы немедленно обратиться за психологической помощью. Психические расстройства у подростков являются на сегодняшний день самой распространённой формой патологии в возрасте 12-16 лет. Большинство родителей таких детей обращаются за помощью слишком поздно, когда подросток выходит из-под контроля. Поэтому своевременное и правильное индивидуальное диагностирование в сочетании с базисной биологической терапией с психологической коррекцией позволяют добиться значительных успехов при решении подобных расстройств у подростков в переходном возрасте. Задача наших опытных и квалифицированных врачей-психологов — это провести профессиональную диагностику и подобрать эффективное современное лечение.

В особых кризисных ситуациях порой требуется неотложная помощь психолога, в том числе на дому. Наш медицинский центр «Колыбель Здоровья» всегда сможет прийти к вам на помощь в лице наших опытных врачей-специалистов психологов, которые помогут вам и вашему ребёнку найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Психологическая помощь детям и семье

Как часто дети выслушивают постоянные ссоры, конфликты, непонимание и ревность между своими родителями? Все такие проблемы являются актуальными практически для каждого человека. Возникновение такого рода проблем всё чаще и чаще сподвигает семейную пару к обращению за помощью к квалифицированному психологу.

Обращение семьи за помощью к психологу — это безусловно серьёзный и очень важный шаг в жизни обоих супругов, так как положительный эффект от психологической помощи для семьи и супружеских взаимоотношений невозможно переоценить. Ведь приятно осознавать, что семьи, которые обратились за помощью к психологу, смогли услышать и понять друг друга. Это говорит о том, что основная задача психолога при оказании психологической помощи для семьи выполнена на все 100%.

Высокая квалификация специалистов нашего медицинского центра «Колыбель Здоровья» позволяет в кротчайшие сроки установить причины, вызвавшие психологический дискомфорт или расстройство. Если вы и ваши дети в семье нуждаются в консультации психолога, то можете смело рассчитывать на серьёзное отношение и поддержку, помощь и уважение психологов нашего медицинского центра.

Если человек нуждаетесь в психологической помощи, это ещё вовсе не значит, что он болен. Каждый человек из нас может попасть в ситуацию, в которой он испытывает настолько сильное переживание и тревогу, что теряет контроль над своим эмоциональным состоянием. Помощь врача-психолога — это вложение в свое здоровье и душевное равновесие, а также психологический комфорт семьи и благополучие ваших детей.

Это может быть интересно

  • Скарлатина
  • Адаптация к детскому саду
  • Ухудшение аппетита у ребёнка
  • Вирусы простудных заболеваний
  • Пневмококковая инфекция у детей

Ответы на вопросы пользователей на нашем сайте о детской психологической помощи

Дочь, 14 лет. В июне 2016 года пропали месячные. Были с 12,5 лет, регулярно. Вес уменьшился с 47 до 42 кг. за период с июня по август

2016г. Обратились к гинекологу. Половые гормоны Пролактин 143,89 мМе/мл, эстрадиол 52,07 пг/мл, лютеинизирующий гормон Лг 1,01 мМЕ/мл, ФСГ 3,85 мМЕ/мл, тестостерон 0,46 пг/мл. По УЗИ эндометрий 0,5 см. Диагноз: гипоплазия матки 1 ст. Назначено прогинова, набрать вес. Гормоны щитовидка в норме. С февраля 2017 дюфастон. Вес не набран. В январе 2017 ТТГ 7,55 мкМЕ/мл,Т4 15пмоль/л, Т3 4 пмоль/л, ТПО 1,9 МЕ/мл. В марте 2017 ТТГ больше 16. Назначен л-тироксин. За две последние недели мая текущего года вес снизился до 40 кг. Замечаю негативное отношение к продуктам. Те, что раньше употребляла без проблем, теперь стали ”противными”. Физические упражнения старается делать постоянно, причём скрывает это. Агрессивна, озлоблена, часто рыдает за столом из-за того, что заставляю есть. Вот почти 4 недели усиленной кормёжки, но вес не прибавился. Делали МРТ гипофиза по совету невролога, она очень удивлена, что эндокринолог не направила раньше. Заключение в левых отделах аденогипотиза определяется очаг паталогического отставания интенсивности МР-сигнала размерами 0,3х0,3 см. Была у психиатра, потому что подозреваю анорексию. Психиатр сказала, что психологические проблемы вторичны, первична соматика. Т.е. надо лечиться у эндокринолога. Куда броситься? В городе эндокринолога нет. В области были, но там все глухо, равнодушие и апатия. Боюсь упустить время в поисках хорошего специалиста. Помогите, пожалуйста. Ребёнок замечательный, отличница, занимаемся танцами, скромная и застенчивая. Но что с ней происходит? Как помочь ей справиться с возникшими проблемами? Прошу помощи!

Ответ врача:
Консультация и обследование у эндокринолога обязательно! Если вам удобно приехать в Москву, можете обратиться к эндокринологу в нашу клинику, план обследования в ситуации с вашим ребенком должен быть расширен (контроль половых гормонов, гормонов щитовидной железы и др., биохимия крови, УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов малого таза, УЗИ органов брюшной полости, ЭГДС, консультация гастроэнтеролога, консультация окулиста с обязательным осмотром глазного дна, консультация клинического психолога в дальнейшем возможно консультация психиатра и т.п.). Если понадобиться госпитализация вам расскажут как и в какую клинику возможно попасть в Москве на обследование по ОМС. Возможно изменение психологического статуса ребенка отмечается на фоне заболевания щитовидной железы, обязательно надо контролировать эффективность заместительной терапии L-тироксином, вовремя проводить коррекцию дозы препарата. Для уточнения, влияет-ли аденома гипофиза на состояние ребенка тоже нужны дополнительные обследования, если образование не влияет на гормональный статус, то требуется только контроль в динамике МРТ 1 раз в год. 
 

Дочке на данный момент 7 лет 4 месяца, рост 128 см, вес 29,6 кг. Физическое, умственное, психологическое развитие в норме. В возрасте

6,5 лет(февраль) сдали анализ ТТГ и АТкТПО(причина — наблюдение, т.к. у меня гипотиреоз. Анализ ТТГ в 2 года — 2,4). Результат ТТГ — 7,14, АТкТПО — норма, объем щитовидки 12,5 см — пропили витамины с йодом 150 едениц. В июне дочка перенесла странную гнойную ангину — температура подскакивала до 39,8 лишь раз, гнойники образовались тоже только раз наутро и к обеду повыскакивали от рвоты, на нёбе были красные прыщички, а через две недели стали облазить пальчики на руках и ногах(внутренняя поверхность). Детский эндокринолог предполагает скарлатину в скрытой форме. После перенесенного заболевания через неделю анализ ТТГ — 38!!!! объем щитовидки уже 12(эндокринолог назначил эутирокс 12,5). Пропили гормоны менее 2 месяцев — ТТГ 2,4, объем щитовидки 8 см. Эндокринолог настаивает на продолжении терапии гормоном в течении года, затем попробовать отменить. Я боюсь, что потом с гормонов не слезем уже и еще: на фоне приема эуирокса 12,5 аппетит резко увеличился и набрали за месяц 1,2 кг (вес был 28,4 кг). Можно ли отменить гормонотерапию и наблюдать за ТТГ, может организм справится сам??

Ответ врача:
Ваш ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога, который вносит корректировку в лечение, учитывая клинические и лабораторные показатели. Сомневаться в тактике ведения не приходится (учитывая данные которые вы указали). Если вас смущает назначенная терапия рекомендуем проконсультироваться у другого эндокринолога.

помогите пожалуйста. Дочке 4 с половиной года. Заболела. Температура была 2 дня 38. 5. Вызвали врача на дом. сказала орви.дали направление на анализ

крови и мочи. Но вчера ребенок писал всего один раз. Днем. Перед сном отказалась. Но ночью описалась. Очень много. Сегодня опять отказывается писать. Но с утра хотела. Я подмыла. И все. Час просидели. Сейчас до сих пор не пописала. Говорит, боюсь. из за того что я подмыла. Такое было в прошлом году также весной. Но утром Мы встали, я объяснила что это не больно. И стало все хорошо. В этом году проблема уже второй день. У меня паника. Мочу сдать не можем, Потому что ее просто нет. А сидеть и уговаривать уже сил нет. Я боюсь ребенок зациклится на этом. Пока не сядет на горшок бодрая, веселая. Толи проблема психологическая толи что то реально что то с почками. Помогите пожалуйста. Что Нам делать?

Ответ врача:
Вашему ребенку необходимо комплексное обследование. Начать необходимо с педиатра и нефролога(обязательно осмотр наружных половых органов, на наличие ссадин, царапин), затем сдать анализы и при необходимости пройти УЗИ почек, консультацию психолога.

у меня к вам такой вопрос, прошу откликнуться и не оставить его без внимания. Расскажу всё по порядку 24.04.2014 г. У меня случился с доченькой

несчастный случай, пока я была на кухне, (готовила ужин). Моя малышка (ей 6 лет) открыла окно и наклонившись на москитную сетку выпала с 5 этажа. С помощью бога у малышки не было не синяков, ни одной царапины, переломов тоже нет. Мы пролежали в нейрохирургии 2 недели, где прошли все нужные исследования, после выписки я соответственно сразу обратилась к неврологу по месту жительства, где не раз пришлось обращаться к заведующему, о бездействии врача ( она сказала, что судя по состоянию ребёнка в данный момент, она готова её отправить в детский сад) В общем мы прошли множество исследований, я обратилась в другую клинику, я выкупала все препараты по рекомендациям врачей, проставили Афтовигил (10 дней. ), сейчас принимаем препарат -Фенибут. Вот заключение диагноза в выписке:- ЗЧМТ. Ушиб головного мозга средней степени тяжести. Пластинчатая субдуральная гематома теменной области справа. Субарахноидальное кровоизлияние. Ушиб передней брюшной стенки, грудной клетки. Ушиб мягких тканей грудного и поясничного отделов позвоночника. Рекомендации- через 2 месяца санаторно-курортное лечение. Мне не понятно вот что, я уже в 3 заведениях подала заявку на путёвки в санатории, но мне врачи утверждают все в голос, только через 6 месяцев. Скажите какое сейчас необходимо продолжения лечения, во избежания серьёзных последствий. Я очень боюсь, мне 24 года, сама восстанавливаюсь у психолога, я уже просто не знаю как помочь моей малышке, чтобы всё было хорошо. Я обратилась к вам с целью консультации как (судя по отзывам, хорошему специалисту). И как уже я написала, посетили мы не мало клиник, и платных в том числе. Но кроме как принимать препарат Фенибут, они мне ничего больше не рекомендуют. Я хотела узнать можно ли ребёнку принимать простейшие минеральные ванны ( про гидромассаж, и основное восстановительные процедуры-я знаю что нельзя), но для расслабления и просто помочь ребёнку психологически, что вы посоветуйте-ведь всё таки лето, ей хочется отдохнуть, а я боюсь даже просто с ребятками гулять во дворе (во избежания столкновений), хотя понимаю -нужно приходить в себя так как моё солнышко 1 сентября пойдёт в 1 класс. , и нужно приучать хоть к малейшей самостоятельности. Дочка после выписки жаловалась несколько дней на головную боль, и боли в животе, после еды. Ей проводили лапароскопию в больнице. После выписки Мы посетили гастроэнтеролога, детских 3 невролога, прошли обследование брюшной полости получили сл. Результаты- Перегиб желчного пузыря. Заключения Эхо-Эс: незначительное усилена пульсация эхо. , Повторное КТ головного мозга назначили через три месяца. Сейчас моя дочка не жалуется на головные боли, живот тоже не беспокоит, мы пропили по назначению врача 10 дней препарат от дисбактериоза, но вялость немного у неё присутствует, и она стала такой плаксивой, восприимчивой к окружающему происходящему!
НАДЕЮСЬ НА ОТВЕТ! ЗАРАНЕЕ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Ответ врача:
В вашей ситуации очень трудно советовать без осмотра ребенка. Для начала надо провести ЭЭГ-для исключения эпиготовности, проверить глазное дно(консультация окулиста), М-эхо-ЭГ, эти исследования необходимы и врачу физиотерапевту, для выбора правильного восстановительного лечения. Из медикаментозной терапии наши неврологи рекомендуют кортексин10,0 в/м утром(желательно до 10.30) ежедневно №10, далее семакс1-2 капли в каждый носовой ход по схеме 10 дней даем, 10 дней перерыв, до 3-х месяцев.   Обязательно с ребенку надо провести  психолого-педагогическую коррекцию.  Специалисты нашей клиники(неврологи) хотели бы пригласить вас на прием, так как для решения вопроса о седативной терапии необходим осмотр ребенка.

Меня зовут Виктория, моей дочке 5 лет. При прохождении комиссии пмпк в логопедическую группу детского сада нам поставили диагноз:
Задержка

психического и умственного развития. Низкие умственные способности. Объем общей осознанности ограничен. Общее недоразвитие речи I-II ур. У ребенка с задержанным развитием. Эмоциональная лабильность, волевая неустойчивость выраженной степени. Рекомендовано: воспитание и обучение в домашних условиях, наблюдение и лечение участковым врачом психиатром. Посещение индивидуальных занятий в центре социально-психологической реабилитации детей.
Каковы методы лечения? Какие препараты употреблять, чтобы помочь ребенку восстановиться?

Ответ врача:
Первое, что хотелось бы порекомендовать в такой ситуации, найти ребёнку хорошего педагога, лучше если это будет логопед. С ним вместе взять курс на общеобразовательную школу и работать Вам и логопеду вместе для того, чтобы ваша дочка в дальнейшем получала образование именно в общеобразовательной школе (уровень образования и дальнейшие перспективы продолжить образование там выше, чем в специальной школе). И конечно, ребёнку нужно наблюдаться у психиатра и детского невропатолога. Медикаментозные препараты должны назначать только они по результатам осмотра и обследования. Приветствуются в таких случаях  также методики зоотерапии, арт-терапии, ароматерапии, дыхательной гимнастики (для улучшения речи), различные физиотерапевтические методы лечения.
Многое сейчас будет зависеть от ваших стараний, главное – заниматься развитием и лечением ребёнка. Здоровья!

Источник