Психологическая коррекция развития ребенка раннего возраста

Психологическая коррекция развития ребенка раннего возраста thumbnail

Ольга Мамонтова
Социально-психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста

Методическая разработка на тему:

«Социально – психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста»

Автор — составитель: Мамонтова О. П. методист СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Большая Глушица Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие»

Группа: первая младшая

Актуальность Раннее детство — время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Впервые придя в группу, и оказавшись в таком большом обществе сверстников, дети естественно как то реагируют друг на друга. Поэтому меня, как педагога, волнуют вопросы: Как ребёнок общается с другими детьми? Как он реагирует на новые ситуации и новых людей? Бывают ли срывы в поведении? и др.

Наблюдая за взаимоотношениями детей, встретилась с фактами неадекватного поведения, а именно: кусаются, дерутся, отнимают игрушки, таскают за волосы и тд. Такие формы поведения порождают в группе достаточно напряжённую и неприятную атмосферу, что не лучшим образом влияет на нервную систему детей и их желание посещать детский сад. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих. Многие дети быстро перенимают у других «силовые приёмы». Это легко входит в привычку, а те, кто к ним особенно склонен, начинают со временем просто терроризировать более слабых и миролюбивых. Столкнувшись с агрессивностью в поведении детей своей группы, я решила изучить причины возникновения такого поведения у маленьких детей, а также методы, влияющие на снижение агрессии. Наиболее приемлемым и эффективным средством (на мой взгляд и по мнению психологов С. Якобсон, С. Чернавиной) является – торможение нежелательных форм поведения. А именно порицание, которое высказывается не прямо, а через особый предмет – «колпачок», с помощью которого осуждается агрессия.

Цели работы:

• Снижение уровня агрессивного поведения детей раннего возраста

• Способы разрешения конфликтных ситуаций между детьми

Задачи:

• Совершенствование коммуникативных навыков: умение общаться со сверстниками.

• Формирование дружелюбных отношений между детьми

• Создание спокойной атмосферы в группе.

• Воспитание культуры поведения и взаимоотношений.

Своеобразие работы:

«Колпачок» прост в изготовлении и применении.

• порицание высказывается не прямо, а через особый предмет – «колпачок», с помощью которого осуждается агрессия.

«Колпачок» отличается от обычных порицаний высокой эмоциональностью и превалированием невербальных форм.

• Ребёнку свойственно фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице. «Контакт глаз» — является средством невербальной коммуникации.

Методы работы:

• Наглядный:

«колпачок», который изготавливается из плотной бумаги и надевается на палец

— грозящий жест пальца взрослого с надетым колпачком

• Словесный:

— при нежелательных формах поведения слова: «Ай-яй-яй! Пальчик сердится!»

— при миролюбивых формах: «Молодец!», «Я рад!» и др.

Формы работы:

• Применяется сразу во время проявления детьми агрессивных и нежелательных форм поведения.

Описание работы:

Формы проявления агрессии у детей раннего возраста

По мнению психологов (И. А. Фурманова, Д. Лешли, И. Дубровиной, С. Якобсон и др.) конфликты между детьми чаще всего возникают по поводу обладания ими игрушками. Особенно, когда несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путём захвата чужих игрушек. Дети могут укусить сверстника, толкнуть оказавшегося на дороге, или наступить на него, если тот на свою беду лежит на пути, отнять игрушку, хотя сам держит такую же, и тем более, если у него такой нет и тд.

Проявлений физической агрессивности у детей много. Она может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда разрушительность и агрессивность совпадают, и тогда ребёнок швыряет игрушки в других детей или взрослых.

Каковы причины агрессивного поведения у детей раннего возраста?

Причины появления агрессивного поведения у детей могут быть разные. Специфика же агрессивного поведения в раннем детстве (по мнению психологов Д. Лешли, С. Якобсон, И. Фурманова) кроется в возрастных и психологических особенностях детей данного возраста, так как малышам свойственно ограниченное понимание физических и эмоциональных ощущений других людей. Ребёнок часто причиняет физическую боль окружающим, потому что не в силах понять, что шлёпнуть или толкнуть другого – это также больно, как если шлёпают и толкают тебя самого.

Основных причин, по мнению С. Якобсон, две.

Во-первых, дети часто не знают как надо вести себя со сверстниками, и не умеют общаться с ними.

Читайте также:  Центр развития ребенка умничка тобольск

Во-вторых, и это более существенно, сверстник в этом возрасте не слишком отличается для них от любого другого движущегося предмета. Они могут действовать, не считаясь с возможными неудобствами и переживаниями друзей. Они об этом просто не подозревают, и уже конечно не церемонятся, если сверстник оказывается на пути к их цели.

Я лично наблюдала, как мальчик Захар, сидевший на стульчике рядом с другими детьми во время занятия, 2-3 минуты сидит спокойно. Затем, явно не выдержав такого однообразия, начинает щипать соседей рукой за уши. Дети начинают возмущаться, а он же радостно оживляется. И всё это происходит на фоне святого неведения о том, что сверстник тоже человек со своими правами и желаниями.

Таким образом, агрессия в адрес сверстника для детей раннего возраста не есть проявление устойчивого плохого отношения к нему. Скорее, это импульсивная реакция, вроде желания схватить горячий утюг или сунуть пальцы в розетку.

Какие же методы и средства по снижению детской агрессивности можно использовать в раннем детстве?

Пути снижения агрессивного поведения у детей могут быть разные.

Наиболее эффективный и очень интересный, на мой взгляд, приём снижения детской агрессии описали психологи С. Якобсон и С. Чернавина в статье «Программа морального воспитания детей 2-4 лет» (Журнал Д/в № 9 -2000).

Чтобы добиться в раннем возрасте спокойных и дружелюбных отношений между детьми, авторы предлагают два направления работы.

Первое – систематическое торможение нежелательных форм поведения, которое достаточно быстро даёт практический результат.

Второе- постепенное формирование сочувственного и уважительного отношения к другим. Это направление используется в более старшем возрасте.

У детей третьего года жизни агрессивные реакции могут быть заторможены в момент их появления. Если торможение осуществляется систематически, нежелательные реакции быстро исчезают из «репертуара» ребёнка.

Более того, насилие в отношении другого должно пресекаться и осуждаться достаточно эмоционально, так как эмоциональная реакция на поведение сверстника в этом возрасте является естественной.

Описание метода

По рекомендации авторов статьи, я сделала из плотной бумаги колпачок, который надевается на палец.

С одной стороны на нём нарисованы глаза, нос и рот с чрезвычайно сердитым выражением, с другой – то же самое, но с радостным выражением.

При агрессивных действиях в адрес сверстника воспитатель надевает колпачок на палец, поворачивает к детям сердитой стороной, грозит этим пальцем и говорит: «Ай-яй-яй!»

Когда агрессия прекращается, воспитатель поворачивает «пальчик» улыбающейся стороной и говорит что-нибудь одобрительное: «Молодцы», «Хорошо», «Теперь я рад».

«Пальчик» отличается от обычных порицаний высокой эмоциональностью и превалированием невербальных форм. Эмоциональность содержится в выражении нарисованных на «пальчике» глаз и рта, и в жесте пальца взрослого с надетым колпачком и в словах «Ай-яй-яй!», являющихся скорее эмоциональным возгласом. Дети очень чувствительны к интонации, выражению лица. Видимо все эти особенности хорошо согласуются с тем, что важнейшим фактором регуляции поведения в данном возрасте является эмоциональная реакция взрослых.

Особенности применения

«Колпачок» не игрушка и не персонаж в прямом смысле слова. Детям его не дают, и он выступает в одной единственной функции – реакции на агрессию в адрес сверстника. Тем самым подобная агрессия начинает выделяться детьми из других форм поведения.

Детей третьего года жизни такой колпачок чрезвычайно занимает. Они его долго и с интересом рассматривают, а воспитатель может очень коротко сказать, что когда дети дерутся, кусаются или плюются «пальчик» очень сердится, а когда они ведут себя миролюбиво, он наоборот радуется.

• Из всех режимных, гигиенических и бытовых требований необходимо выделить так называемые социальные, т. е требования к взаимодействию и взаимоотношениям со сверстниками. Реакция воспитателя на нарушение социальных требований должна отличаться от реакции на нарушение всех остальных требований. Почему это важно? Если ребёнок будет одинаково реагировать на забрызганные при умывании рукава и на укус сверстника, дети не поймут разницы между этими действиями. А это необходимо, ибо акты насилия в отношении других должны пресекаться в зародыше, быстро, решительно и у всех без исключения.

Результаты

В своей практике я использую данный приём с детьми раннего возраста уже на протяжении трёх выпусков. Действительно, применение «колпачка» очень быстро даёт положительный результат. Приведу несколько примеров поведения детей в ситуации с «колпачком».

1. Серёжа выталкивает Павлика из машины. Воспитатель грозит «пальчиком» «Ай-яй-яй! Серёжа отошёл. Пальчик повернулся обратной стороной «Молодец, Серёжа!».

2. Дима схватил Софью за волосы. Воспитатель грозит «пальчиком»: «Ай-яй-яй! Нельзя драться!». Дима гладит Софью по голове. «Пальчик» радуется: «Молдец, Дима!» и тд.

Читайте также:  Развитие деятельности ребенка дошкольного возраста

Приведу пример из практики прошлых лет.

В группе была девочка Лена. Она очень сильно кусалась, таскала детей за волосы, отнимала игрушки. Агрессивные действия проявлялись до 10 раз в день. На замечания реагировала слабо. Но с появлением колпачка ситуация изменилась. На слова «Ай-яй-яй! Нельзя драться!», Лена сразу прекращала агрессивные действия, гладила «жертву» по голове и говорила: «Я больше не буду». Она всегда внимательно смотрела на реакцию «колпачка» и радовалась, когда он поворачивался обратной стороной и хвалил её. Девочка очень быстро перестала кусаться, агрессивные проявления постепенно уменьшились.

Как видно из приведённых примеров, дети достаточно широко и притом совершенно осознанно используют этот приём и хорошо понимают его назначение

Выводы:

• Систематическое торможение нежелательных форм поведения достаточно быстро даёт положительный эффект.

• Дети постепенно отвыкают от агрессивных действий, у них складывается привычка к мирным формам взаимодействия.

• В группе создаётся спокойная обстановка.

Используемая литература:

• Лешли Дженни. Работать с маленькими детьми; поощрять их развитие и решать проблемы – М. «Просвещение» 1991.

• Фурманов И. А. Детская агрессивность; психодиагностика и коррекция. – Минск 1996.

• С. Якобсон, С. Чернавина. Программа морального воспитания детей 2-4 лет – Дошкольное воспитание № 9- 2000, с. 49-57.

Источник

В последние годы
наметился рост числа детей, имеющ.
отклонения в психич. развитии и испытывающ.
вследствие этого трудности в обучении.
Поиск наиболее эффективных методов
коррекции детей с отклон. в психич.
развитии яв-ся актуальной проблемой
для специалистов, работающих с данной
категорией детей.

Ее цель
– развитие познавательной сферы детей
раннего возраста с психофизическими
нарушениями. Здесь будут решаться след.
задачи:

— развитие
эмоционально-делового и предметного
общения;

— развитие предметных
действий и предметной деятельности;

— накопление и расширение
сенсорного опыта;

— развитие
наглядно-действенного мышления;

— развитие мелкой
моторики;

— развития и коррекция
слухового внимания и восприятия

Ранний возраст в жизни
ребенка яв-ся более ответственным
периодом, когда развиваются моторные
функции, ориентировочно-познавательная
деятельность, речь, а также формируется
личность. Пластичность мозга ребенка
раннего возраста, сензитивные периоды
формирования эмоций, речи, интеллекта
и личности определяют большие потенциальные
возможности в коррекционной помощи.
Ранняя и адекватная помощь ребенку
позволяет более эффективно компенсировать
нарушения в его психофизическом развитии
и тем самым смягчить, а возможно и
предупредить вторичные нарушения.
Контроль в этом возрасте необходим для
раннего выявления отклонений, планирования
индивид. мер коррекции и профилактики
направленных на создание условий для
полноценного развития все сторон психики
ребенка.

Началом кореек.-развивающей
работы яв-ся этап диагностики. Основное
назначение диагностики получить
объективные данные о состоянии тех
качеств, свойств и функций, которые
подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему
воздействию. При диагностики ребенка
выявляют: сенсорное развитие, развитие
общих движений, мелкой моторики, развитии
речи, формирование игровой деятельности
и навыков самообслуживания.

Все занятия с детьми
раннего возраста проходят в игровой
форме, продолжительность не превышает
10 минут. Подходит следующая схема
построения занятия:

1. Ритуал приветствия.
Цель: настроить ребенка на предстоящую
игровую ситуацию сформировать
эмоциональный контакт.

2. Упражнения направленные
на познавательное развитие, игры на
сенсорное развитие, развитие и коррекцию
слухового внимания и восприятия.

3. Упражнения направленные
на физическое развитие: развитие и
коррекцию мелкой моторики, развитие
общих движений.

19. Особенности психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство –
один из самых важных этапов жизни
ребенка: без полноценно прожитого,
всесторонне наполненного детства вся
его последующая жизнь будет ущербной.
Чрезвычайно высокий темп психического,
лич­ностного и физического развития
в этот период позволяет ребенку в
кратчайшие сроки пройти путь от
беспомощно­го существа до человека,
владеющего всеми основными началами
человеческой культуры. Грамотное
взаи­модействие взрослых в процессе
воспитания ребенка обес­печивает
максимальную реализацию всех имеющихся
у него возможностей, позволит избежать
многих трудностей и отклонений в ходе
его психического и личностного раз­вития.
Созда­вая новые интенсивные программы
развивающей работы с ребенком необходимо
иметь в виду не только то, чего он может
достигнуть, но и то, каких физических и
нервно-пси­хических затрат ему это
будет стоить.

Старший дошкольный
возраст непосредственно пред­шествует
переходу ребенка на следующий, очень
важный этап его жизни – поступление в
школу. Поэтому существен­ное место в
работе с детьми 6-го и 7-го года жизни
начина­ет занимать подготовка к школе.
Здесь можно выделить два аспекта:
во-первых, продолжающееся целенаправлен­ное
развитие личности ребенка и познавательных
психи­ческих процессов, лежащих в
основе успешного освоения им в будущем
собственно учебной программы, а
во-вто­рых, обучение начальным школьным
умениям и навыкам (элементам письма,
чтения, счета).

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка и развитие различных

Проблема готовности
ребенка к школьному обучению сегодня
рассматривается в первую очередь как
психологи­ческая: приоритет отдается
уровню развития мотивационно-потребностной
сферы, произвольности психических
процессов, операциональных навыков,
развитию тонкой моторики руки. Установлено,
что одна лишь интеллекту­альная
готовность к школе не обеспечивает
успешного вхождения ребенка в учебную
деятельность. Тем не менее на практике
работа со старшими дошкольниками
сводит­ся к обучению чтению, письму
и счету, чтобы обеспечить им, таким
образом, некоторую фору на первый этап
школь­ного обучения. Отчасти это
спровоцировано и самой учеб­ной
программой современной школы: она
составлена так, что на отработку начальных
навыков письма, чтения и счета времени
отведено мало. Если ребенок приходит в
школу неграмотным, он отстает от своих
более продвину­тых одноклассников
просто потому, что так составлена
программа начальной школы. Формирование
же у ребен­ка соответствующей учебной
мотивации, произвольности внимания,
памяти, словесно-логического мышления,
ориентировки на способ действия,
операциональных навыков выступает при
этом лишь как побочный продукт обуче­ния:
все это должно сформироваться само
собой, по мере развития интеллектуальных
навыков. Тем не менее это далеко не так.
Специальные исследования показывают,
что дети, хорошо интеллектуально
подготовленные к школе, зачастую плохо
пишут, не выполняют правил ведения
тет­радей, работы с дидактическим
материалом и испытыва­ют целый ряд
других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у
педагогов, и у родителей существует
убеждение, что достижение ребенком
определенного возра­ста или поступление
в школу автоматически должно вести к
возникновению и становлению указанных
выше качеств. Обнаружив, что они
отсутствуют и это мешает первокласс­нику
хорошо учиться, взрослые начинают
требовать от него «быть добросовестным,
внимательным», забывая о том, что эти
качества формируются на протяжении
всего дошколь­ного детства и отсутствие
их у ребенка 6-7 лет свидетель­ствует
о недостаточной развивающей работе с
ним.

Исследования показали,
что к концу старшего дошколь­ного
возраста не все дети достигают того
уровня психоло­гической зрелости,
который позволил бы им успешно пе­рейти
к систематическому обучению. Можно
выделить ряд показателей психологической
незрелости ребенка, посту­пающего в
школу.

1. Слабое речевое
развитие детей.

2. Неразвитость тонкой
моторики.

3. Неправильное
формирование способов учебной рабо­ты.

4. Отсутствие у детей
ориентировки на способ действия, слабое
владение операциональными навыками.

5. Слабое развитие
произвольного внимания, памяти

6. Низкий уровень
развития самоконтроля.

Практический психолог
детского сада может использо­вать
программу диагностики психологической
зрелости детей старшего дошкольного
возраста, составленную с уче­том
выделенных выше показателей. Весь
комплекс методик направлен на качественную
диагностику развития тех психических
функций, которые занимают центральное
место в общей картине психологической
зрелости ребенка и его го­товности к
систематическому обучению. Выполнение
каж­дого задания демонстрирует
сформированность у ребенка не только
того психического познавательного
процесса, на диагностику которого оно
направлено в первую очередь, но и ряда
других, сопряженных с ним функций,
уровень раз­вития которых в значительной
мере определяет качество решения
экспериментальной задачи. Таким образом,
все показанные ребенком результаты
взаимно дополняют друг друга, что
позволяет получить более полное
представление о степени психологической
зрелости ребенка старшего дош­кольного
возраста и на этом основании вести с
ним коррекционную и развивающую работу.
В поведении и развитии детей дошкольного
возраста часто встречаются нарушения
поведения (агрессивность, вспыльчивость,
пассивность, гиперактивность), отстава­ние
в развитии и различные формы детской
нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического
и личностного развития ребен­ка
обусловлены, как правило, двумя факторами:
1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной
незрелостью, минималь­ными поражениями
нервной системы. Зачастую оба эти
фак­тора действуют одновременно,
поскольку взрослые нередко недооценивают
или игнорируют (а иногда и вовсе не
зна­ют) те особенности нервной системы
ребенка, которые ле­жат в основе
трудностей поведения, и пытаются
«исправить» ребенка различными
неадекватными воспитательными
воз­действиями. Очень важно поэтому
уметь выявить истинные причины поведения
ребенка, тревожащего родителей и
вос­питателей, и наметить соответствующие
пути коррекционной работы с ним. Для
этого необходимо ясно представлять
себе симптоматику указанных выше
нарушений психичес­кого развития
детей, знание которой позволит педагогу
со­вместно с психологом не только
правильно построить ра­боту с ребенком,
но и определить, не переходят ли те или
иные осложнения в болезненные формы,
требующие квали­фицированной
медицинской помощи.

Коррекционная работа
с ребенком должна быть начата как можно
раньше. Своевременность психологической
по­мощи – главное условие ее успешности
и эффективности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник