Психологическая диагностика ребенка с нарушением в развитии

6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями

Установление
характера дефекта и степени его
выраженности требует системного подхода
к анализу нарушений, учета структуры
дефекта в целом.

Поэтому
одной из наиболее актуальных проблем
в отношении детей с отклонениями в
развитии в настоящее время является
проблема качественной диагностики. В
задачи психологической диагностики
аномального развития входит:

  1. Определение
    первичного
    нарушения (для какой категории нарушения
    характерны обнаруженные отклонения в
    развитии).

  2. Определение
    степени
    первичного нарушения. Выявление
    индивидуально-психологических
    особенностей развития ребенка.

  3. Определение
    оптимальных
    условий воспитания и индивидуальной
    программы развития ребенка.

  4. Оценка
    динамики
    психического развития (использует ли
    помощь, перспективы развития).

Для
того чтобы диагностика отражала
действительное состояние ребенка и
способствовала правильному выбору
методов коррекционной работы с ним, при
ее проведении необходимо учитывать
следующие принципиальные
положения:

  • Обязательное
    осуществление комплексного
    подхода

    (исследуется состояние слуха, двигательной
    сферы, зрения, особенности соматического
    состояния, познавательная деятельность,
    поведение, эмоции каждого обследуемого
    ребенка).

  • Принцип
    системного,
    целостного

    изучения ребенка, который подразумевает:

  • а)
    установление причин нарушения;

  • б)
    установление
    первичного дефекта и вторичных
    отклонений.

  • Принцип
    динамического
    изучения (для этого используют
    диагностический обучающий эксперимент,
    особенно в случаях дифференциальной
    диагностики).

  • Принцип
    качественного
    анализа данных (включает в себя анализ
    отношения испытуемого к обследованию,
    анализ способов действия, анализ
    характера ошибок, анализ отношения
    ребенка к результату).

Диагностика
аномального развития может быть только
строго индивидуальной.

В
процессе психологической диагностики
нарушений развития у детей
выявляется и систематизируется
патологическая симптоматика и
определяется нарушение развития.
Проводится
структурный анализ выявленных
расстройств, выделяются первичные
симптомы, связанные с болезнью, и
вторичные нарушения, обусловленные
аномальным развитием в условиях болезни.
Разрабатывается программа коррекционных
мероприятий, дифференцированная в
зависимости от характера, природы и
механизма нарушений и направленная на
их предупреждение,
снятие или ослабление. Основной путь
решения этих задач — экспериментально-психологическое
исследование детей и подростков.

Для
проведения психологического обследования
ребенка с дизонтогенией чаще всего
используются адаптированные
методики патопсихологии или тесты,
специально разработанные для
детей. Большая часть этих методик может
быть использована также при
решении вопросов
коррекционной педагогики: при отборе
и комплектовании специальных
образовательных
учреждений, для изучения неуспевающих
школьников и т.д.

При
планировании специального психологического
обследования ребенка необходимо
учитывать
его возраст, уровень интеллектуального
и речевого развития и другие значимые
факторы
— состояние зрения, слуха, двигательной
сферы.

Например,
психологическое исследование детей с
нарушениями слуха должно учитывать не
только то, что дети не воспринимают
речевую инструкцию на слух, но также и
тот факт, что уровень развития их речи
может быть недостаточным для адекватного
восприятия и понимания письменной
инструкции. В этом случае ребенку нужно
или объяснить инструкцию жестами (если
ребенок владеет жестовой речью), или
показать необходимые действия, выполнив
их в виде образца на аналогичном задании.

Дети,
страдающие нарушениями зрения, обычно
хорошо понимают словесную инструкцию,
но в некоторых случаях не могут справиться
с заданием, требующим оперирования
наглядными материалами. Такие задания
желательно исключать из процедуры
обследования ребенка с нарушением
зрения.

Обследование
детей в возрасте до 5 лет, страдающих
речевой
патологией, следует проводить по
заданиям, не требующим развернутых
речевых объяснений.
Им должны предъявляться задания, которые
можно выполнить
в практическом плане, без обязательного
сопровождения их собственной речью.

Некоторые
дети с патологией речи недостаточно
понимают обращенную к ним речь. Это
может послужить причиной неправильного
выполнения заданий. Поэтому при ошибочном
выполнении задания такими детьми следует
повторить инструкцию, сопровождая,
объяснения жестами или даже показом,
как и в случае нарушений слуха,
аналогичного задания.

При
обследовании ребенка с выраженными
двигательными нарушениями помимо
изучения когнитивной и эмоционально-волевой
сферы необходимо ввести
задания для оценки уровня двигательного
развития, мелкой моторики и пространственных
представлений. В
этих случаях необходимо установить, в
каком положении (сидя или стоя) ребенок
удерживает
вертикальное положение, каким образом
он передвигается (в
коляске; с
костылями; с
опорой на трость; самостоятельно
в пределах помещения; самостоятельно
на значительные расстояния).
Определяется
также ведущаярука
иразвитие
манипулятивной функции. Отслеживается
участие
пораженной руки в игре и процессах
самообслуживания.

В
случаях обследования детей с тяжелыми
двигательными или психическими
нарушениями важно оценить уровень
развития навыков самообслуживания. В
том числе проверяется уровень владения
навыками
личной гигиены, самообслуживанием
в одевании и раздевании, самообслуживанием
при приеме пищи.

При
обследовании ребенка с тяжелыми
двигательными нарушениями и(или)
серьезной степенью интеллектуальной
недостаточности необходимо оценить
уровень его бытовой и социальной
адаптации. Это можно сделать с помощью
специальной шкалы навыков, которая
приведена в приложении 8.

Важной
составной частью психологического
исследования ребенка и подростка
является
изучение его социального окружения, в
первую очередь семьи. Проводя изучение
ближайшего социального окружения
ребенка необходимо оценить
следующие показатели:

  • уровень образования
    родителей;

  • общий культурный
    уровень семьи;

  • материальная
    обеспеченность;

  • жилищно-бытовые
    условия;

  • взаимоотношения
    в семье;

  • наличие вредных
    привычек у родителей;

  • состояние здоровья
    родителей.

Очень
важно также учесть желание родителей
сотрудничать со специалистами по
преодолению
имеющихся у ребенка проблем. Уровень
родительской мотивации может быть
оценен по таким параметрам:

  • адекватность
    оценки родителями состояния своего
    ребенка;

  • готовность
    к полноценному сотрудничеству в процессе
    коррекционной работы, понимание
    его важности и необходимости;

  • степень инициативы
    в плане сотрудничества;

  • продуктивность
    использования психолого-педагогических
    и медицинских рекомендаций.

Требования
к процедуре проведения обследования и
к его методам:


Установление контакта с ребенком:
расположить, внушить ему доверие к себе.


Обследование начинать с игровой
деятельности; в зависимости от возраста,
личности ребенка это могут быть или
настольные игры, или подвижные, или
ситуативные.


Беседа, диалог поддерживаются в течение
всего времени обследования («немногословие»).


Взаимодействие с ребенком во время
обследования должно быть максимально
свободным, непроизвольным, заинтересованным,
интересным по содержанию.


В нужных случаях создавать ситуацию
соревнования (кто лучше сделает, кто
быстрее выполнит, кто больше запомнит,
кто лучше нарисует). Давать ребенку
возможность выигрывать, но не всегда.


Иногда процедура проведения теста
должна носить характер урока,
(а не игры) при котором обязательно
следование строгим правилам. Например,
при работе с таблицей Шульте. При этом
надо стимулировать ребенка к деятельности,
стараться, чтобы работа была доведена
до конца.


При специальном
исследовании гнозиса, праксиса, речи
важно применять адекватный задаче
обследования показатель выполнения
теста. Например, при исследовании
фонематического слуха необходимо
исключить возможные ошибки в
звукопроизношении, а при опознании
предметных картинок ошибки называния.


Для точности постановки диагноза и
установления причины нарушения того
или иного процесса важным является
соблюдение правила предъявления объема,
не превышающего 7 
2 объекта для школьников и не более 3-5
для детей старшего дошкольного возраста.


Обязательное условие обследования –
учет сложности и знакомости предъявляемого
материала (вербального и картиночного).


В зависимости от задачи исследования
особое внимание обратить на способ
подачи материала. В одних случаях
необходим только картиночный материал
без участия речи и испытуемого, и
психолога. В других только вербальный
без подкрепления картинкой, в противном
случае смешение материала не даст
возможности понять, что помогло выполнить
задание.


Способ выполнения ребенком теста должен
соответствовать задаче исследования,
тому, что исследователь хочет узнать.


Для исследования работоспособности
ребенка необходим учет утомляемости
ребенка и ее влияния на выполнение
заданий, а также врабатываемости.


При проведении диагностического
обследования должны быть исключены
посторонние люди, шум, предметы. Обычное
обследование ( кроме случаев обследования
совсем маленького ребенка) должно
происходить в отсутствие родителей
(родственников) и посторонних людей,
т.к. их присутствие и тем более вмешательство
может исказить получаемые данные.

Для
того
чтобы составить общее мнение о ребенке,
о наличии и характере дефекта, нужно
подытожить все, что было получено во
время обследования. Для решения вопроса
о перспективах обучения необходимо
проанализировать все те материалы
обследования, на основании которых
составляется общая характеристика
ребенка. Эта характеристика является
основанием для заключения о возможности
и необходимости помещения ребенка в
специальное учреждение для глухих,
слабослышащих или для детей с нарушениями
интеллекта.

Характеристика
составляется после окончания обследования,
в отсутствие ребенка и его родителей,
но обязательно до обследования следующего
ребенка. В характеристике представлены
следующие пункты:

  1. Данные
    из истории развития ребенка, указывающие
    на возможную причину, время возникновения
    дефекта и его характер.

  2. Данные
    медицинского осмотра.

  3. Внешний
    вид ребенка.

  4. Поведение
    и его оценка.

  5. Состояние
    слуха.

  6. Состояние
    речи.

  7. Характеристика
    восприятия и интеллектуального развития.

  8. Выводы.

  9. Заключение.

Отграничение
глухих от слабослышащих, детей с
нарушениями слуха от детей с речевыми
и интеллектуальными нарушениями, детей
с задержкой психического развития от
детей с умственной отсталостью, детей
с разными степенями снижения интеллекта
друг от друга в некоторых случаях бывает
невозможно произвести в процессе
однократного обследования.

В
этих случаях необходимо организовать
диагностическое обследование в виде
обучающего эксперимента, для чего
желательно организовать диагностические
группы или классы при областных и
городских медико-педагогических
консультациях. В тех случаях, когда нет
диагностической группы, рекомендуется
назначение на повторную консультацию
через год.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Что
    входит в задачи психологической
    диагностики аномального развития?

  2. Какие
    принципы необходимо учитывать при
    осуществлении психолого-педагогической
    диагностики детей с нарушением развития?

  3. Что
    еще необходимо учитывать при планировании
    и организации специального психологического
    исследования ребенка?

  4. По
    каким параметрам оценивается уровень
    родительской мотивации?

  5. Каким
    специальным требованиям должна отвечать
    процедура проведения обследования и
    его методы?

  6. Какие
    данные на ребенка должны быть представлены
    в его характеристике?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др ).

Таблица 2 Социальная характеристика семьи

Группа семей Факторы, характеризующие данную группу семей
Оптимальная Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
Хорошая Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки — кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — хорошая
Удовлетворительная Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
Неудовлетворительная Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т. е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

— методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования; так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее;

— важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

— подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга;

— при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения — это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень его возможностей;

— задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

— содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

— при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

— отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер; только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;

— не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

— количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:

— процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;

— методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;

— анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

— выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способностью отражать уровни сформированное™ психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;

— для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

— для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог должен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным ыводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекцион-ной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 2630; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8637 — | 7465 — или читать все…

Читайте также:

Источник