Психокоррекционная работа с ребенком на разных этапах его развития

Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Содержание и выбор методов
психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а
также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке
трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся
изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено
психокоррекционное воздействие.
Виды коррекции 1. Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции
ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго.
Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности
личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других
негативных личностных проявлений.
2. Коррекция познавательной сферы
направлена на формирование
познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов,
тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности,
преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
3. Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения,
дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных
образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она
предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального
реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
4. Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов,
формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности
поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.
5. Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка,
овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей
поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных
стереотипов.
6. Коррекция игровой или учебной
деятельности направлена на развитие
личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами
деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
7. Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития,
ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта,
интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических конфликтов.
8. Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных
способностей;
развитие наглядно-образного
(наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций
произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках
логопедической помощи);
развитие познавательной
мотивации.
9. Коррекция готовности ребенка к
обучению
коррекция внутренней позиции
ребенка;
формирование общей
успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль,
самооценка);
коррекция мелкой моторики и
пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных
представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
10. Коррекция неорганизованности
поведения.
а) Мотивационный блок (целеполагание) – неумение
выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели,
принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду
»;
выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и
одобрения успеха;
перенос успеха на
самостоятельное поведение;
перенос произвольной регуляции
на фрустрирующую ситуацию;
б) Операционно-регулятивный
блок (планирование и контроль) – неумение планировать пути достижения цели как
по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить
коррекции по ходу их выполнения:
совместное со взрослым
планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое
моделирование пути действия;
овладение различными способами
планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
распределение функций в
кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной
готовности к деятельности;
формирование действий
самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная передача
функций планирования, контроля и оценки ребенку.
11. Коррекция личностного развития
а) Коммуникативные проблемы в семье – с
родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная
работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных
установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг
(повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического
общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с
ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с
родителями (проба на совместную деятельность).
б) Трудности общения вне семьи – со сверстниками,
воспитателями, учителями:
коллективные игры
(справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения
(отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия
(возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения
отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка
значимым взрослым).
в) Проблемы самооценки, тревожность, повышенная
эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы
десенсибилизации.
В подростково-юношеском
возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога,
представлена следующим образом:
акцентуации характера;
нарушения поведения;
трудности
подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные
проблемы;
психофизический инфантилизм;
социально-педагогическая
запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
нарушения
социально-психологической адаптации.
Классификация методов психологической коррекции
1. По физиологическому статусу мозга:
Бодрствование- Тормоз-
разъяснение;
самогипноз;
убеждение;
внушение в предсонном
состоянии
рассудочная регуляция; (трансе);
авторитетное внушение
внушение в просоночном
состоянии;
(директивная коррекция);
пиетативная коррекция
внушение во сне (парадоксальная фаза);
(эмпатическое слушание,
сочувствие);
внушение в гипнотическом и
наркотическом
состоянии
2. По биологическому гомеостазу: для
нормального состояния; для стрессового состояния;
3. По характеру и направленности воздействия:
развивающие; седативные; активизирующие; дезактуализирующие; активизирующие; мобилизирующие;
4. По преимущественному воздействию на
психические процессы:
иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление); эмоционально-волевая
тренировка (эмоции, воля);
5. По количеству участников:
групповые (для макро-, микро-,
медиагрупп); индивидуальные;
6. По принципу воздействия: гетерогенные
(на других); аутогенные (на себя);
7. По использованию средств искусства: изотерапия;
Источник
Библиотека » Консультирование и психотерапия » Детская психокоррекция
©
Т. Дуткевич., О. Савицкая
««« К началу
Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:
- Единство диагностики и психокоррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению диагноза и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.
- Деятельностный принцип психокоррекции. Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.
- Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Психокоррекционная работа с ребенком не будет иметь эффекта за пределами зоны ближайшего развития.
- Направленность психокоррекционной работы «сверху вниз», то есть на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, способствующих компенсации недостатков элементарных психических процессов.
- Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.
- Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направляется на устранение причин отклонений в развитии.
- Принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться с той
«точки», с которой начались отклонения от оптимальной программы. - Упреждающий характер психокоррекции. Коррекционная работа направляется на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировки того, что уже достигнуто ребенком.
- Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумела выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.
- Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.
- Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.
Основные этапы психокоррекции при работе со школьниками следующие:
- Диагноз;
- Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой);
- Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д. и осуществление которой происходит под контролем психолога.
- Выполнение психокоррекционной программы;
- Анализ ее эффективности.
Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.
««« Назад К началу Вперед »»»
Источник
Содержание
и выбор»1
методов психокоррекционной работы
обусловлены спецификой объектов, их
состоянием, а также предметом
коррекции, формулируемым в психологической
практике на языке трудностей клиентов
(детей, педагогов и родителей).
Объект
психокоррекции — это
отдельные сферы личности, подвергающиеся
изменению, ее предмет
—
та психическая реальность, на которую
направлено психокоррекционное
воздействие. Например, если объектом
коррекции являются нарушения поведения
ребенка, то предметы, в зависимости от
локуса жалобы, могут быть самые
разнообразные: образ «Я», отношение к
учителю, мотивация учения и др.
По содержанию
можно выделить общую личностную
коррекцию, коррекцию отдельных
сторон, сфер и качеств личности, коррекцию
деятельности и отношений.
Личностная
коррекция направлена
на позитивное изменение Я-концепции
ребенка, уровня его притязаний,
гармонизацию личностного баланса,
усиление Эго. Она предполагает работу
по пре-
одолению дисгармонии,
незрелости, невротичности личности,
комплекса неполноценности, нарушений
половой идентификации и других
негативных личностных проявлений.
Коррекция
познавательной сферы направлена
на формирование познавательной мотивации,
развитие познавательных психических
процессов, тренировку интеллектуальных
функций и способов умственной деятельности,
преодоление синдрома дефицита внимания,
выработку когнитивных стилей.
Коррекция
эмоциональной сферы связана,
со снижением психоэмоционального
напряжения, дезактуализацией
фрустрированных потребностей ребенка,
разрушением аффективных образа мира и
стереотипов поведения, оздоровлением
социальной среды. Она предполагает
развитие социальных эмоций и способов
безопасного эмоционального реагирования
и формирование навыков эмоционального
контроля поведения у ребенка.
Коррекция
волевой сферы ~ это
развитие произвольности психических
процессов, формирование целеполагания.
мотивации, осмысленности и рефлексивности
поведения, преодоление незавершенности
действий ребенка.*
Коррекция
поведенческой сферы связана
с формированием внутренней позиции
ребенка, овладением веером социальных
ролей, репетицией социально одобряемых
моделей «поведения, навыками
саморегуляции и самоконтроля, преодолением
негативных стереотипов.
Коррекция
игровой или учебной деятельности
направлена
на развитие личностной, социальной
и учебной мотивации, овладение средствами
и способами деятельности, навыками
целеполагания, контроля и самооценки.
Коррекция
отношений ребенка предполагает
изменение, социальной ситуации
развития, ее субъективного восприятия
ребенком; развитие социального интеллекта,
интуиции, эмпатии и рефлексии;
повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических
конфликтов.
По сведениям Г.
В.Бурменской, О. А. Карабановой и
А.Г.Ли-дерса, максимальное число обращений
к психологу падает на дошкольный и
младший школьный возраст (80 %). Содержание
кор-рекционной работы исследователи
связывают с наиболее типичными
трудностями детей:
несоответствием
уровня психического (умственного)
развития ребенка возрастной норме;
неготовностью к
школьному обучению, неуспеваемостью,
низкой познавательной и учебной
мотивацией;
негативными
тенденциями личностного развития,
коммуникативными проблемами;
неорганизованностью
поведения, низким уровнем произвольной
регуляции;
эмоциональными
нарушениями поведения;
дезадаптацией в
детском саду, школе, семье.
Коррекция
умственного развития:
развитие восприятия,
сенсорных способностей;
развитие
наглядно-образного (наглядно-действенного)
мышления;
развитие начальных
функций произвольного внимания и
памяти;
развитие речи (в
рамках логопедической помощи);
развитие
познавательной мотивации.
Коррекция
готовности ребенка к обучению:
коррекция внутренней
позиции ребенка;
формирование общей
успеваемости (положительная мотивация,
познавательные процессы, самоконтроль,
самооценка);
коррекция мелкой
моторики и пространственной ориентации
(письмо);
речевая коррекция
(чтение);
коррекция исходных
представлений о количестве, величине
и т.п. (математика).
Коррекция
неорганизованности поведения.
1. Мотивационный
блок (целеполагание) — неумение выделить,
осознать, принять и выдержать цель
действия:
четкое выделение
цели, принятие и осознание ее ребенком
в виде образца продукта;
удержание образца
«на виду»;
выделение поэтапных
подцелей;
обеспечение
достижения цели и одобрения успеха;
перенос успеха на
самостоятельное поведение;
перенос произвольной
регуляции’на фрустрирующую ситуацию.
2. Операционно-регулятивный
блок (планирование и контроль) —
неумение планировать пути достижения
цели как по содержанию, так и во
времени; неумение контролировать
действия и вносить коррекции по ходу
их выполнения:
совместное со
взрослым планирование содержания и
последовательности операций по
достижению цели;
предметное и
знаковое моделирование пути действия;
овладение различными
способами планирования (готовая схема,
моделирование, план-схема);
распределение
функций в кооперативных формах
деятельности;
формирование
мотивационной готовности к деятельности;
формирование
действий самооценки и контроля через
исключение возможности незавершенных
действий; введение режима с небольшим
количеством требований;
последовательная
передача функций планирования, контроля
и
оценки ребенку.
Коррекция
личностного развития.
1. Коммуникативные
проблемы в семье — с родителями,
родственниками:
разъяснительная
коррекционная работа с родителями и
педагогами, направленная на изменение
воспитательных установок и стереотипов
воспитания;
родительский
тренинг (повышение родительской
компетентности);
тренинг педагогического
общения (повышение педагогической
компетентности);
коррекционные
игры психолога с ребенком (развитие
нового типа отношений равноправия и
партнерства);
организация игр
ребенка с родителями (проба на совместную
деятельность).
2. Трудности общения
вне семьи — со сверстниками, воспитателями,
учителями:
коллективные игры
(справедливое распределение ролей и
регуляция отношений);
игровая
коррекция поведения (отреагирование и
выход агрессивного заряда);
г,
статусная
психотерапия (возрастные перемещения
детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия
(изменения отношения группы к ребенку
благодаря устойчивой высокой оценке
этого ребенка значимым взрослым).
3. Проблемы
самооценки, тревожность,’повышенная
эмоциональная напряженность,
пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие
формы десенсибилизации.
Психокоррекционная
работа в случаях комплексной дезадаптации
ребенка может носить^комплексный либо
симптоматический характер, направленный
на дефицитарные области развития,
поведения и
общения
ребенка.
В подростково-юношеском
возрасте содержательная проблематика,
требующая коррекционных усилий
психолога, представлена следующим
образом:
акцентуации
характера;
нарушения поведения;
трудности
подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные
проблемы;
психофизический
инфантилизм;
социально-педагогическая
запущенность (несформированность
субъекта самосознания, общения и
деятельности);
нарушения
социально-психологической адаптации.
Для подросткового
возраста в большей степени подходят
групповые формы коррекционной работы
(кроме решения эмоционально-личностных
проблем).
На
основе разных критериев можно строить
различные классификации
методов психологической коррекции (АЛ.
Гройсман предлагает в качестве
критериев классификации статус мозга,
биологический гомеостаз, предмет и
объект коррекции, характер, направленность
и принцип воздействия):
а) по
физиологическому статусу мозга:
бодрствование | тормоз. |
б) по
биологическому гомеостазу: для
нормального состояния; для стрессового
состояния;
в) по
характеру и направленности воздействия:
развивающие;
седативные;
активизирующие;
дезактуализирующие;
активизирующие;
мобилизирующие;
г) по
преимущественному воздействию на
психические процессы: иматотренинг
(воображение);
ментальный тренинг
(мышление);
эмоцион-ально-волевая
тренировка (эмоции, воля);
л) по
количеству участников:
групповые (для
макро-, микро-, медиагрупп);
индивидуальные;
е) по
принципу воздействия: гетерогенные
(на других); аутогенные (на себя);
ж) по
использованию средств искусства:
изотерапия;
библиотерапия;
музыкотерапия; танцевальная терапия;
телесная терапия.
Итак, психокоррекционная
работа характеризуется богатством
содержания и методов воздействия. На
эффективность психокор-рекционного
воздействия влияет множество факторов:
личностная и профессиональная
готовность психолога, психотерапевтический
контакт с клиентом, правильность
постановки психологического диагноза,
выбор технологии, психологическая
поддержка окружающих и др.
П.4.3. Специфика
и особенности психокоррекционного
процесса
Подчеркивая
специфику психокоррекционного
воздействия, специалисты склонны его
отграничивать от развивающего и
психотерапевтического процессов.
Основное отличие психокоррекци-онных
воздействий они склонны видеть в том,
что психокоррекция имеет дело с уже
сформированными чертами и направлена
на их исправление. Основная задача
развития состоит в том, чтобы
сформировать у человека отсутствующие
или недостаточно развитые психологические
качества (А.А.Осипова). Психокоррекцию
от психотерапии отличают субъект,
предмет и средства воздействия.
Субъект психотерапии — врач, предмет
— психосоматические заболевания и
психические расстройства, используемые
средства — медико-психологические
(Р.С.Немов). Субъект психокоррекции
— психолог. Он использует психологические
средства, помогая клиенту справиться
с трудностями психологического
характера. Однако в реальном процессе
психологической помощи оба вида
воздействия тесно переплетаются между
собой. Более того, в современном понимании
психотерапия больше ориентирована
именно на психологические средства
воздействия на клиента, при использовании
которых он остается активной стороной,
принимающий на себя равную долю
ответственности за результаты
психокоррекционного процесса.
Выделяют
следующие специфические
черты психокоррекционного процесса:
он ориентирован
на клинически здоровую личность, имеющую
в повседневной жизни психологические
трудности, проблемы, жалобы;
акцентирует
здоровые стороны личности;
нацелен на настоящее
и будущее клиентов;
предполагает
оказание среднесрочной помощи;
основан на
ненавязчивом ценностном вкладе психолога;
направлен
на изменение поведения и
развитие
личности клиента.
По мнению
А.С.Спиваковской, главным в психокоррекции
является создание условий для развития
тех или иных психологи-
ческих
качеств каждого участника психокоррекции,
т.е. реализация индивидуального
подхода. Осуществление
индивидуального подхода тесно связано
с представлением о «личном
достижении», т.е.
признании права самого пациента взять
из психокоррекцион-ных возможностей
то, что он окажется в состоянии или
захочет взять. Непланируемость
личностного роста при
признании бесконечности и
неограниченности этого процесса — одна
из главных специфических черт
психокоррекции.
Поэтому
психокоррекционные приемы должны
использовать естественные
движущие силы психического
и личностного развития. Такими силами
являются деятельность
человека и система его отношений,
которые
значимы для него, ярко индивидуально
окрашены, насыщены острыми эмоциональными
переживаниями.
Особое
значение имеет понятие психокоррекционного
контакта с
участниками психокоррекции, основанного
на субъект-субъектных,
диалоговых отношениях. Необходимо
достичь как можно более полного
принятия индивидуального облика и
личности пациента во всем сложном
переплетении сильных и слабых сторон
человеческой души.
В
процессе психокоррекции отношения
между участниками коррекции и специалистом
строятся по принципу
партнерства, когда
взаимно признается право каждого на
ответственность, руководство, поиск,
личностный рост, психологическую
независимость. Именно такая позиция
психолога запускает в действие
кор-рекционные механизмы психологических
методов, которые он использует,
создает наилучшие условия для реализации
всех рычагов психокоррекционного
действия.
Особая
динамика
психокоррекционного процесса может
быть описана не прямой, а ломаной
линией. Это означает, что она имеет свои
взлеты и падения, ускорения движения и
замедления. Это происходит за счет того,
что главными в психокоррекции являются
эмоциональные переживания, а эмоции —
это весьма подвижные и динамичные
психологические образования.
Психокоррекционный
процесс может быть метафорически описан
как особые «мелькания», сгустки
переживаний. Яркие, эмоционально
окрашенные переживания и создают
возможность нового видения старых
проблем, нового взгляда на жизненную
ситуацию, на близких людей, на систему
своих отношений, на свою Деятельность.
В результате происходит перестройка
элементов сознания и самосознания.
Перестройку
структур сознания следует рассматривать
как творческий процесс. На операционном
уровне она может быть описана как
переход от оперирования закрытыми
формулами к использованию открытых
формул. Термин «открытые формулы»
означает использование таких систем
осознания, которые раскрывают в
человеке все
сильные стороны его души и выводят на
путь все больших личностных достижений.
В
процессе психокоррекции необходимо
использовать доступный, понятный,
убедительный, внушающий, воздействующий,
вызывающий эмоциональный отклик язык.
В
каждый момент психокоррекции психолог
должен быть предельно искренним в своих
эмоциональных переживаниях, чтобы его
вербальный и невербальный языки
соответствовали друг другу. Язык
психокоррекции — это также язык
конкретных реальных действий. Все
ситуации должны быть не только понятны
и доступны участникам, но и полезными,
эмоционально значимыми. Необходимо
отметить, что общее между участниками
психокоррекции может быть описано как
реализация высших форм гуманных отношений
между людьми.
На эффективность
психокоррекционного процесса влияет
множество факторов: ожидания клиента,
важность для него решаемых задач,
характер проблем, готовность клиента
к сотрудничеству, ожидания самого
психолога, его профессиональный и
личностный опыт, продолжительность
и интенсивность процесса и др.
Профессиональная
готовность психолога к коррекционному
воздействию включает
три компонента (А. А. Осипова):
теоретический
—
знание теоретических основ
психокоррекци-онной работы, ее способов
и методов;
практический
—
владение конкретными методами и
методиками психокоррекционной
работы;
личностный
—
психологическая проработанность у
специалиста собственных проблем в
тех сферах, которые он предполагает
корректировать у клиента.
Психокоррекционный
процесс, как правило, осуществляется
на основе программы, решающей задачи
разного уровня;
коррекционного
— исправление
отклонений и нарушений развития,
разрешение трудностей развития;
профилактического
— предупреждение
отклонений и трудностей в развитии;
развивающего
—
оптимизация, стимулирование и обогащение
содержания развития.
При
составлении психокоррекционных программ
необходимо опираться на следующие
принципы:
единства
коррекции и диагностики; приоритетности
коррекции каузального типа; учета
возрастных и индивидуально-типологических
особенностей личности; комплексности
методов; активного привлечения ближайшего
окружения; опоры на разные уровни
организации психических процессов;
постепенного возрастания сложности;
увеличения уровня субъектности ребенка.
Алгоритм
составления психокоррекционной
программы:
четкая формулировка
цели коррекционной работы;
определение круга
решаемых задач;
определение
методологии и содержания программы;
выбор стратегии
и тактики проведения психокоррекционной
работы;
определение формы
работы (групповая, индивидуальная или
смешанная);
отбор методик и
техник для работы с клиентом;
определение общего
времени и графика встреч;
подготовка
оборудования;
определение
критериев эффективности психокоррекционных
мероприятий.
Эффективность
психокоррекционной работы может
быть определена в параметрах
удовлетворенности клиента, заказчика
и самого психолога и позитивных
изменений в предмете коррекции. Первый
параметр выявляется в положительных
отзывах, оценках и отношениях. Второй
можно выяснить с помощью контрольного
психодиагностического эксперимента,
наблюдения за поведением клиента вне
коррекционной ситуации, мнений экспертов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник