Психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка

Психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка thumbnail

В зависимости от коррекционных задач можно выделить следующие виды психокоррекции: игровая психокоррекция; семейная психокоррекция; ней-ропсихологическая коррекция; коррекция личностного роста и др.

По характеру направленности психокоррекционные воздействия подразделяются на симптоматические и каузальные. Кроме того, выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

Возможна также классификация видов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии, строящаяся в соответствии с формой ди-зонтогенеза. В данном случае речь идет о следующих видах психокоррекции:

1)  психокоррекция при психическом недоразвитии;

2)  психокоррекция задержанного психического развития;

3)  психокоррекция при поврежденном психическом развитии;

4)  психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка;

5)  психокоррекция при искаженном психическом развитии;

6)  психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.

Такой способ деления является весьма условным, так как каждый из вариантов дизонтогенеза в чистом виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие (ранний детский аутизм) может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, точно так же дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии, в зависимости от его формы, используются различные по содержанию психокоррекционные методы. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно классифицировать психокоррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных.

В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:

1.  Психокоррекция эмоционального развития ребенка.

2.  Психокоррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.

3.  Психокоррекция поведения детей и подростков.

4.  Психокоррекция развития личности.

Данный способ классификации отражает содержательно-психологическую направленность психокоррекции при всех вариантах нарушения психического и физического развития детей. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий, основные психокоррекционные технологии.

Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Условно можно выделить отечественную и зарубежную модели психокоррекционных воздействий.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии находятся в прямой связи с пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятель-ностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. Здесь определены направления, в которых осуществляется постановка психокоррекционных целей:

1.  Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка,

2.  Развитие различных видов деятельности ребенка.

3.  Формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Кляйн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. В первом случае (в русле психодинамического направления) главной целью является восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил; во втором (поведенческое направление) — модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.

В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».

Целью психологической коррекции в этом направлении является выяснение неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний ребенка или подростка. В соответствии с этим выбирается и техника психокоррекцион-ных воздействий. Однако в раннем возрасте классический метод психоанализа использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода для работы с детьми были предложены два следующих метода: игротера-пия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. В то же время, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокор-рекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Формы организации психологической коррекции – предыдущая  | следующая –  Различные направления в  психокоррекции

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник

Содержательно-психологические
характеристики психокоррекции
определяются формой дизонтогенеза.
Поэтому в психокоррекцию и аномального
развития можно выделить несколько
основных разделов:

1)     
психокоррекция при психическом
недоразвитии;

2)     
психокоррекция задержанного психического
развития;

3)     
психологическая коррекция при поврежденном
психическом развитии;

4)     
психокоррекция при дефицитарном развитии
ребенка;

5)     
психокоррекция при искаженном психическом
развитии;

6)     
психокоррекция при дисгармоничном
психическом развитии.

Следует
заметить, что такой способ деления
является весьма условным, так как один
вариант дизонтогенеза в чисто виде
можно встретить чрезвычайно редко.
Например, искаженное развитие может
сочетаться с психическим недоразвитием
или с задержанным развитием, а
дисгармоничное психическое развитие
часто протекает на фоне задержки
психического развития. Кроме того, при
задержанном психическом развитии в
зависимости от его формы используются
различные по содержанию психокоррекционные
методы. Поэтому целесообразно
классифицировать психокоррекционный
процесс по сферам его применения в
конкретных нозологических группах
больных.

В
зависимости от формы организации
психологической коррекции и коррекционных
задач выделяются несколько ее видов:

§  
игровая психокоррекция;

§  
групповая психокоррекция;

§  
индивидуальная психокоррекция;

§  
семейная психокоррекция;

§  
нейропсихологическая коррекция и др.

Два
основных вида психокоррекции можно
выделить по характеру направленности:
симптоматическую и каузальную, а по
характеру решаемых коррекционных
воздействий выделяются директивные и
недирективные виды коррекции.

Ряд
авторов предлагают выделять общую,
частную и специальную психокоррекции.

Под
общей психологической коррекцией
подразумеваются мероприятия
общепедагогического порядка, нормализующие
социальную среду ребенка. В нее входит
регуляция психофизических и эмоциональных
нагрузок ребенка в соответствии с его
возрастом и индивидуальными особенностями.
Задачи общей психокоррекции сливаются
с задачами психогигиены, психопрофилактики,
педагогической этики и деонтологиии.
Они решаются в процессе организации
учебно-воспитательных мероприятий.

Частная
психокоррекция, по мнению авторов,—
это набор Психолого-педагогических
воздействий. То есть это специально
разработанные системы психокоррекционных
мероприятий, таких как семейная
психокоррекция, музыкотерапия,
психогимнастика и пр.

Специальная
психокоррекция, как пишут авторы,— «это
комплекс приемов, методик и организационных
форм работы с ребенком или группой детей
одного возраста, являющийся наиболее
эффективным для достижения конкретных
задач формирования личности». Основная
цель специальной психокоррекции —
исправление последствий неправильного
воспитания (Ю. Шевченко с соавторами,
1995, с. 11).

Следует
обратить внимание на слабую
аргументированность такого разделения
психокоррекции. Автор рассматривает
психокоррецию как метод психологического
воздействия, разделяя ее на общий,
частный и специальный метод. Такой
подход является весьма условным и не
отвечает основному назначению
психологической коррекции как процесса
психологического воздействия,
направленного на исправление имеющихся
у детей недостатков в развитии психических
функций и личностных свойств.

В
практике психологической помощи детям
и подросткам целесообразно различать
следующие блоки психологической
коррекции:

1)     
коррекция эмоционального развития
ребенка;

2)     
коррекция сенсорно-перцептивной и
интеллектуальной деятельности;

3)     
психологическая коррекция поведения
детей и подростков

4)     
коррекция развития личности.

Данный
способ классификации видов психокоррекции
отражает содержательно-психологическую
направленность психокоррекции при всех
вариантах дизонтогенетического развития.
Внутри каждого блока следует различать
формы организации и методы психокоррекционных
воздействий. Постановка целей и задач
психокоррекционных воздействий
непосредственно связана с теоретической
моделью психического развития и
определяется ею. Теоретические модели
психокоррекционных воздействий весьма
разнообразны. Условно существуют две
группы: отечественная и зарубежная.

В
отечественной психологии цели
психокоррекционной работы с детьми и
подростками с проблемами в развитии
определяются пониманием закономерностей
психического развития ребенка как
активного деятельностного процесса,
реализуемого в сотрудничестве со
взрослым. В свою очередь здесь определены
направления в области постановки
психокоррекционных целей:

1)     
оптимизация социальной ситуации развития
ребенка и подростка;

2)     
развитие различных видов деятельности
ребенка;

3)     
формирование Возрастно-психологических
новообразований.

В
зарубежной психологии причины трудностей
в развитии ребенка усматриваются либо
в нарушении внутренних структур личности
(3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в искаженной
или дефицитарной среде. В зависимости
от этого формируются задачи психокоррекции.
При первом (психодинамическом направлении)
это восстановление целостности личности
и баланса психодинамических сил, при
втором (поведенческом направлении) —
это модификация поведения ребенка за
счет изменения среды и обучения его
новым формам поведения.

Несмотря
на многочисленную критику, эти направления
заслуживают, на наш взгляд, особого
внимания.

В
центре психодинамического подхода
стоят вопросы, связанные с динамическими
аспектами психики: мотивацией, влечением,
побуждением, внутренними конфликтами,
существование и развитие которых
обеспечивает функционирование и развитие
личностного «Я». Целью психологической
коррекции в этом направлении является
помощь ребенку или подростку в выяснении
неосознаваемых причин болезненных
проявлений и переживаний. Поставленные
цели определяют технику психокоррекционных
воздействий. Однако в раннем возрасте
этот метод использовать невозможно. В
связи с этим в рамках психодинамического
подхода было предложено два основных
метода: игротерапия и арттерапия, которые
в дальнейшем стали развиваться как
самостоятельные методы, выйдя за пределы
психодинамического подхода. В настоящее
время они широко используются в
психокоррекции детей с эмоциональными
нарушениями. С другой стороны, представители
психодинамического подхода обратили
внимание на активную роль родителей в
работе с детьми в рамках психокоррекционного
процесса. Сотрудничество родителей с
психологом является важным условием
эффективности психокоррекционной
работы.

Особый
интерес в психокоррекции детей и
подростков с проблемами в развитии
представляет концепция А. Адлера, где
личность рассматривается как неделимое
целое, являющееся интегральной частью
социума. Анализируя позитивную природу
человека, А. Адлер подчеркивал, что
каждый человек в раннем детстве формирует
уникальный стиль жизни, творит свою
судьбу. Поведение человека мотивировано
достижением социальной цели и социальным
интересом. Разбирая роль комплекса
неполноценности у человека, А. Адлер
полагал, что неполноценность, ее
компенсация и социальная среда — это
три переменные, которые имеют важнейшее
значение в формировании жизненных
целей. Он считал, что в целом поведение
человека не претерпевает особых изменений
на протяжении его жизни, изменяется
только система отношений, а отсюда одна
из основных задач психологической
коррекции — коррекция этих отношений.
Конкретизируя цель психокоррекции в
концепции А. Адлера, можно выделить
следующие задачи: коррекция чувства
неполноценности; формирование социального
интереса; коррекция устремлений и
мотивов с перспективой выработки нового
стиля жизни. Это достигается такими
психотехническими приемами, как
формирование у клиента положительных
установок на занятие, анализ и проработка
личностной позиции, подбадривание,
поощрение. Обоюдное доверие и установление
общих целей — первостепенные условия
психокоррекционной работы.

Роджеровское
направление психокррекции акцентирует
внимание на позитивной природе человека
и свойственном ему врожденном стремлении
к самореализации. Основу психического
здоровья, по мнению Роджерса, определяет
соответствие идеального «Я» реальному
«Я», достигаемое реализацией личностного
потенциала и стремлением к самоосознанию,
уверенности в себе, спонтанности. В
связи с этим конечный итог коррекции
заключается приобретением самоуважения,
адекватной самооценки, в создании
условий для личностного роста. Роджерс
особо подчеркивал значение искренности,
теплоты, эмпатии при общении психолога
с клиентом.

Целью
психологической коррекции в рамках
поведенческого направления является
приобретение ребенком новых установок,
направленных на формирование адаптивных
форм поведения, или угасание, торможение
у него дезадаптивных форм поведения.
Это достигается с помощью различных
поведенческих тренингов, психорегулирующих
тренировок. В процессе психологической
коррекции поведенческого направления
психолог выполняет активную и директивную
роль, он является учителем, тренером,
стремится помочь клиенту следовать
эффективному поведению. В рамках этого
подхода разработаны ряд методик
моделирования поведения, с помощью
которых решаются следующие задачи:

§  
построение новых стереотипов поведения;

§  
подавление имеющихся неадаптивных
стереотипов;

§  
осознание условий для проявления новых
стереотипов поведения.

Особого
внимания заслуживает когнитивное
направление, особенно в психокоррекции
подростков. В когнитивной психокоррекции
в первую очередь уделяется внимание
познавательным структурам психики, и
упор делается на личность, на структуру
личности и в целом, на логические
способности. Главной задачей психокоррекции
является изменение восприятия подростком
себя и окружающей действительности на
основе изменения поведения. В когнитивном
подходе выделяются два варианта
психокоррекции: когнитивно-аналитический
и когнитивно-поведенческий. Основной
задачей первого варианта является
создание модели психологической
проблемы, которая должна быть понятна
подростку и с которой он мог бы работать
самостоятельно. Когнитивно-поведенческий
вариант предполагает создание модели
поведения, являющейся наиболее приемлемой
для решения стоящих перед подростком
проблем, другими словами, проверка
искаженных убеждений в ситуации реальной
жизни. В рамках когнитивного подхода
создано много психотехнических приемов,
которые могут быть успешно использованы
в психокоррекции детей и подростков с
проблемами в развитии.

Итак,
различные теоретические подходы к
проблеме психокоррекции способствуют
развитию разнообразных методических
приемов психологического воздействия.
Следует подчеркнуть, что при разработке
психокоррекционных программ для детей
и подростков с проблемами в развитии
рекомендуется ориентироваться не на
отдельное теоретическое направление,
а использовать разнообразные способы
психологических воздействий базирующихся
на многочисленных теоретических
направлениях. Подбор методов
психологического воздействия зависит
от конкретных психокоррекционных задач,
которые определяются степенью выраженности
проблем у ребенка и его родителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Коррекция
дефицитарного развития – нарушений
слуха, зрения – направлена на вторичные
дефекты. При поражении слуха для
формирования восприятия звуков речи
используются зрительный, двигательный
и тактильный анализаторы (чтение по
губам); при поражении зрения опора
делается на слуховое восприятие и
осязание. Обязательно осуществляется
стимулирование остаточных явлений
нарушенного анализатора.

Воздействие
на дефект возможно сверху вниз путем
вербализации и интеллектуализации
сенсорного опыта. У слепого ребенка
активно развивают речь, речевое общение
со взрослым помогает быстрее овладеть
опытом. Коррекция сверху вниз возможна
при нарушении слуха через активное
развитие речи, она может существенно
улучшить состояние слуха. Коррекция,
разработанная Солнцевой для слепых
детей, опирается на те сохранные функции,
которые находятся в сензитивном периоде.
На первом году жизни ведущими являются
кинестетический и двигательный
анализаторы, на втором году – сензитивный
период речи. В этот период важна помощь
в овладении большим запасом слов,
освоении предложений, формировании
представлений об окружающем мире, а
также предметные действия. На этой
основе следует развивать мышление.

Коррекция
эмоционально-личностной сферы направлена
на профилактику вторичных нарушений в
развитии личности, поскольку существует
риск формирования личности по дефицитарному
типу.

Отталкиваясь
от возрастной специфики потребностей
ребенка, необходимо обеспечить ребенку
общение со здоровыми сверстниками и с
детьми, имеющими такие же нарушения.
Коррекция семейной ситуации направлена
на избежание гиперопеки. При коррекции
дизонтогенеза, связанного с двигательными
нарушениями, важна коррекция познавательной,
эмоционально-личностной сфер и социальной
ситуации развития.

Коррекция
познавательной сферы заключается в
формировании пространственных
представлений, функции программирования
и контроля; коррекция осуществляется
сверху вниз. Коррекция эмоционально-лич­но­ст­ной
сферы направлена на профилактику двух
нарушений в развитии личности –
склонности к формированию комплекса
неполноценности, ущербности и склонности
к аутизации, избеганию контактов со
сверстниками. Могут быть включены
компенсаторные механизмы, направленные
на компенсацию физического дефекта.
Требуется избегание перекосов в развитии
личности и помощь в адекватной оценке
дефекта и его значения для дальнейшей
жизни. Также необходимы коррекция
социальной ситуации развития в семье
и вне семьи, коррекция чувства вины и
стыда родителей, создание наиболее
благоприятных условий социальных связей
вне семьи, адаптация в социуме.

При
поврежденном развитии основная коррекция
направлена на семью ребенка, особенно
если деменция грубо прогрессирует.
Коррекция интеллектуальной сферы
сложна, так как идет распад психики на
фоне органической патологии. Коррекция
личности также затруднена.

8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза

В
структуре дисгармонического отногенеза
главным выступает дефект эмоционально-волевой
сферы, обусловленной личностной и
социальной ситуацией развития. Как
правило, интеллект сохранен. Требуется
нивелирование негативных характерологических
особенностей, препятствующих нормальной
социальной адаптации ребенка, обучение
контролированию собственных эмоций.
При декомпенсированной психопатии
необходимы просвещение родителей об
истоках поведения ребенка, коррекция
родительско-детских отношений, обучение
техникам и методам наиболее адекватного
обращения с ребенком.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник