Психофизиологическое развитие ребенка с овз

С 1996-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман.

 Сущность социальной адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева, А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В.Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.

Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, НА. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.С нарушением слуха — Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог

2.С нарушениями зрения — незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог.

  1. Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР): к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.
  2. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды.
  3. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.
  4. Дети с нарушениями интеллекта — умственно отсталые дети /невролог, психиатр/
  5. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. /психолог и невропатолог/
  6. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Существуют причины появления детей с ОВЗ.

  1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
  • Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
  • Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.
  • Постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное решение.
  1. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

  1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
  2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
  3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
  4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
  5. Снижена познавательная активность.
  6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
  9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
  10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Существует комплексный подход к детям с ОВЗ

  1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения) .
  2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов) .
  3. Охрана и укрепление здоровья детей.

Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.

  1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

                        Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю букву, цифру или фигуру», «Выполни узор», работа в клетке, игры с песком и другие.

  1. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно.

                          Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.

  1. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.
  2. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.
  3. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.
  4. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) — дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.
  5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.
  6. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.

Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить.

Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

  1. Мотивация– необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
  2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
  3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
Читайте также:  Институт развития ребенка в архангельске

Что такое индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальная программа сопровождения?

Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью.

Направления действий по преодолению трудностей освоения воспитанниками с ОВЗ программы дошкольного образования

Для оказания воспитаннику с ОВЗ комплексной помощи по преодолению трудностей освоения программы дошкольного образования необходимо взаимодействие всех специалистов и построение их деятельности по принципу команды. Работа ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ОУ, отслеживаются и результаты дальнейшего школьного обучения. Команда работает в следующих направлениях:

  1. Диагностическое направление

1.1. Изучение документации ПМПК (заключения членов ПМПК, врачей-специалистов, состояние слуха, зрения, НОДА, наличие инвалидности, характеристики, заключения и т.д.).

1.2. Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ОУ (при необходимости направление на дополнительное обследование).

1.3. Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родителельских и семейных проблем).

1.4. Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга (первичный, срезовый, итоговый) в очно-заочной форме (специалисты — под роспись, воспитатели — выборочно, по решению ПМПк).

1.5. Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы, длительности и формы КРО.

  1. Коррекционно-развивающее направление

2.1. Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей ООП на заседаниях ПМПк.

2.2. Определение программы обучения воспитанника (соответствие возрастной норме, 1,2,3-му этапу обучения, 1,2,3-й год обучения)

2.3. Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения,

— определение приоритетных направлений, исходя из выявленных трудностей;

— закрепление курирующего специалиста;

— определение сроков работы (периода работы)

2.4. Коррекционно — развивающая работа по периодам

  1. Консультационно-просветительское направление

3.1. Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам

3.2. Включение родителей в образовательный процесс

Практическая часть:

Упражнение «Земляне и инопланетяне»

Инструкция: вам необходимо разделиться на пары, договоритесь в парах — кто из вас будет в роли «землянина», кто в роли «инопланетянина». Отдельно инструкция для землян – познакомиться с пришельцем, и узнать как можно больше о планете с которой тот прилетел.

Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»: Что Вам помогло найти решение?

Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Рекомендации по ведению дневника наблюдений за воспитанником

1.На первой странице дневника указывается необходимая информация о ребенке:

  • Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления, домашний адрес;
  • Ф.И.О. родителей (законных представителей), родственников, контактные телефоны

2.Медицинские рекомендации заносятся в дневник врачом дошкольного отделения по мере изменений в состоянии ребенка /не менее 2 раз в год/ с указанием даты заполнения.

3.Рекомендации к оформлению наблюдений:

  • наблюдения записываются в дневник ежедневно с указанием времени сопровождения ребенка;
  • фиксируются все изменения в период адаптации ребенка к ОУ (при поступлении в группу, после длительных больничных, отпусков);
  • информация родителей о состоянии ребенка дома и пожелания по сопровождению;
  • сведения о получении (длительность, состояние ребенка в период и после) медикаментозного лечения.

3.1. Описание состояния ребенка в течение дня:

  • настроение утром, во время прогулки, занятий, после дневного сна и перед уходом домой;
  • особенности поведения во время кормления и дневного сна;
  • формирование КГН и навыков самообслуживания (питание, пользование туалетом, умывание, одевание-раздевание и т.д./;
  • особенности общения с детьми и взрослыми при проведении образовательной деятельности, во время прогулки, совместных игр с детьми и др.;
  • предпочтения ребенка /любимые предметы, игрушки, игры, упражнения, звуки/;
  • негативные проявления (причины их появления в течение дня);
  • речевые и эмоциональные проявления в течение дня, появление новых звукокомплексов, слогов, слов, эмоций;
  • «+» или резко «-» динамика в развитии воспитанника;
  • фиксируется при необходимости и состояние ребенком дома – со слов родителей;
  • отмечается дата ухода и выхода ребенка с больничного, отпуска, причины отсутствия.

Литература

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
  3. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
  4. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
  5. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971. –349 с.
  6. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  7. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
  8. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
  9. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с.
  10. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
  11. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
  12. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004. – 306 с.
  13. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
  14. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
  15. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  16. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
  17. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  18. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
  19. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  20. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  21. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
  22. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
  23. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84. [электронный ресурс]https://www.pedlib.ru/Books/6/0317/6_0317-5.shtml#book_page_top
  24. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.
  25. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 92с.
Читайте также:  Фото развитие пола ребенка по

Источник

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же  чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,  с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.  

Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные , равноценные составляющие   — психическое развитие и физическое развитие.  В детстве эти 2 составляющие  связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие  мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое  развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, ), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

   Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.

   Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей: младенческий — от рождения до 1 года,  преддошкольный — от 1 до 3 лет,  дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до I2 лет, подростковый — от 12 лет.

Особенности психофизического развития у глухих, слабослышащих, позднооглохших детей.

Отличия в темпах психофизического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление  развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

младенческий от рождения до 1 года

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от  детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, на него воздействуют в малой степени. Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает.

Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жесто-вой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

 преддошкольный-от 1 до 3 лет;

При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слышащих по развитию речи. Слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами-сурдологами, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе). Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятельность, как он овладевает умениями самообслуживания (одевание,  еда, туалет, умывание и т.п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически и психически.

Читайте также:  Когнитивный подход к развитию психики ребенка

 дошкольный-от 3 до 7 лет;

Дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом.

Речь глухих детей в этом возрасте лет бедна по словарю, по способам высказывания. Поэтому наблюдается заметное снижение словесной памяти. Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений детьми с нарушениями слуха: они испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, контурных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире,
важное средство для развития возможностей глухих детей общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь

младший школьный-от 7 до I2 лет;

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом развивается произвольное внимание, формируются основные его свойства. Но формируется и развивается внимание с большим отставанием. Более позднее становление внимания связано и с отставанием в развитии речи.

  Так же глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих:  в начале младшего школьного возраста  путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Они смешивают образы сходных предметов, затрудняются в переходе от слова к соответствующему ему образу предмета.

По характеру произвольного запоминания глухими детьми наглядного материала можно заключить, что в их памяти образы предметов в меньшей степени, чем у слышащих, организованы в систему.

   В формировании словесно-логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.  По уровню развития наглядно-образного мышления глухие дети младшего и среднего школьного возраста заметно ближе к слышащим сверстникам.

   Для глухих детей младшего школьного возраста представляется проблемой анализировать тексты,  часто не акцентируют внимание на важных деталях.

Медленнее формируются более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и синтезирования целого. При зрительном восприятии им труднее совершить единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа и синтеза может привести к неверному объединению элементов.   Так же глухие дети в этом возрасте заметно уступают слышащим детям  в точности опознания эмоциональных состояний.

     В школьном возрасте проявляются трудности сохранения равновесия. Так, при ходьбе с открытыми глазами глухие держатся так же, как и слышащие. При ходьбе с закрытыми глазами у 45% глухих младших школьников наблюдаются расстройства равновесия. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом. Это объясняется тем,
что потеря слуха делает менее полным процесс отражения выполняемых действий и менее точной и быстрой их корректировку. Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами.  Потеря
слуха создает более сложные условия для развития двигательной чувствительности.

подростковый-от 12 лет

Постепенно по мере обучения к 13—14 годам у глухих детей совершенствуется умение опознания эмоций и чувств, а также определение причин, их вызывающих. Глухие подростки овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциональным состояниям и социально-нравственным чувствам. Они в ряде случаев могут правильно в качестве причины эмоции выделить внутреннее отношение одного человека к другому. Но в целом у них сохраняются трудности понимания взаимосвязей между эмоциональными состояниями человека и порождающими их жизненными ситуациями.

  На протяжении школьного обучения происходит значительное развитие речи, как устной, так и письменной: обогащение словаря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако сохраняются трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей

  Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих приходится на подростковый период. В период от 13 до 17 лет у глухих детей наблюдается значительное развитие понятийного мышления.

Физическое развитие детей с проблемами слуха постепенно перестают уступать

показателям физического  развития  слышащих  сверстников, но  показатели  уровня двигательной подготовленности глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности  слышащих детей. Для  глухих   и   слабослышащих   школьников   характерны  остаются характерны недостаточно точная координация и неуверенность в движениях,  относительная замедленность овладения двигательными навыками, трудность сохранения статического и динамического равновесия,  низкий уровень развития силовых качеств  (особенно  статической  и силовой выносливости, а  также  силы  основных  мышечных  групп  — сгибателей и разгибателей), замедленная скорость обратной реакции,

следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые  необходимо  учитывать при организации работы.

Источник