Психофизическое развитие ребенка в школьные годы

Психофизическое развитие ребенка в школьные годы thumbnail

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема доклада:

«Особенности психофизического развития детей на разных ступенях развития»

Четверева Г.В.,воспитатель

отделение с.Пестравка

2019г

Цель: расширение знаний преподавателей о нормативном психофизическом и социальном развитии детей.

Задачи: 1) сформировать знания о возрастных закономерностях, особенностях психофизического и социального развития детей 2. Познакомить со спецификой развития привязанности и условиях формирования половой национальной и ролевой идентичности у ребенка.

От рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. В связи с этим можно отметить следующие ключевые моменты: 1. Социальная ситуация развития — это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется. 2. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, опреде- ляющий основное направление развития в том или ином возрасте.

3. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

4.Кризисы — переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов — предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис — своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представляется следующим образом:

Эпоха раннего детства (до 3-х лет).

Эпоха детства (3-11 лет).

Дошкольный возраст (3-7лет).

Младший школьный возраст (7-11 лет) III. Подростничество (11-17 лет).

Младшее подростничество (11-17 лет).

Появляется новая деятельность- деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» -особая форма новообразования сознания. через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).

Ранняя юность-старшее подростничество (14-17 лет).

У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, СЛ самосовершенствования^ самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Раннее детство — наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный — для развития учебных навыков и умений.

Характеристика основных возрастных кризисов развития ребенка.

4. Кризис 7-ми лет.

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность — уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

5. Кризис подросткового возраста — это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Он охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Мышление в подростковом возрасте — это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Второй симптом кризиса — негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14-16 лет.

6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Это период, в котором определяется

дальнейшая профессиональная деятельность.

Роль психологических потребностей в личностном развитии.

Очень важную роль играют в личностном развитии психологические потребности: привязанность, идентичность, безопасность.

Привязанность — это взаимный процесс образования взаимной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже , если эти люди разделены.

Идентичность (тождественный, одинаковый) — осознание

личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме, в ходе решения каких-то задач творческого характера. Но в литературе не пишется о том, что мешает развитию творчества. Одним из причин можно назвать телефон, планшет, компьютер.

3.Формирование у них нравственных личностных качеств;

знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья — общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально — педагогической поддержки ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиация- (отклонения в поведении)- поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество.

Ученые выделяют три вида причин девиантного поведения биологические, социальные, психологические.

К биологическим причинам относятся: тяжелые заболевания раннего возраста; наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); неврозы и невроподобные расстройства; задержки психического развития; раннее половое созревание или его дисгармония; психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).

К социальным причинам относятся: отсутствие привязанности к детям; ссоры, конфликты, скандалы в семье; распад семьи; неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);асоциальное поведение родителей;

психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;

Источник

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7 Г. СМОЛЕНСКА»

Методическая разработка

«ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. МЕТОТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ»

Выполнила:                                            преподаватель хореографии

Рощина Н.И.

Смоленск

2011

План

План        

Особенности психо-физического развития детей младшего школьного возраста        

Организация занятий        

Построение урока        

Советы по проведению первых уроков        

Музыкально-ритмические занятия        

Выводы        

Содержание работы        

Группа 6-7 лет        

Группа 7-8 лет        

Группа 8-9 лет        

Группа 8-9 лет        

Литература        

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

У детей младшего школьного возраста весь костно-мышечный аппарат и аппарат связок еще очень слаб и пребывает в стадии развития, поэтому не следует их перегружать. В этом возрасте еще недостаточно развернуты стопы (23°), а более младшие держат их практически параллельно. Разворачивание стопы с возрастом постепенно увеличивается, что обусловлено соотношением частей тела и центром тяжести. Учитывая это, на занятиях нужно не форсировать формирование выворотности, а проводить обучение не выворотных позиций бального танца – первой и третьей.

Одновременно с развитием ребенка развивается и прыжок. Начиная с 6-7 лет, симметричные движения ног при выворотных прыжках сохраняют заданное положение.

Быстрота движений зависит от быстроты протекания физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате и центральной нервной системе. Параллельно с возрастом, развитием ребенка возрастает и быстрота ходьбы.

Точность, работоспособность мышечного напряжения у детей семи — десяти лет еще небольшая, как и способность нервной системы к более длительному поддержанию состояния беспрерывного нервного возбуждения. Поэтому нельзя детей этого возраста ставить в позу на длительное время. Исходя из этого, педагог должен помнить, что длительные нагрузки во время разучивания танца в одном и том же ритме давать не следует, необходимо чередовать их с фазами переключения, обновления и стимулирования моторики в более легких мышечных усилиях.

У детей младшего школьного возраста процессы возбуждения перевешивают процессы торможения. Чувства и восприятие у них развиваются интенсивно и опережают развитие мышления.

У детей 6-7 лет доминирует игровой рефлекс. От 7 до 8 лет кроме этого рефлекса, рефлекторным становится слово. С 4 до 7 лет превалирует действенное мышление, поэтому целесообразно усилить развитие двигательной активности ребенка и использовать более широкий диапазон четко дифференцированных и адекватных с заданием способов формирования моторики организма.

Особенность младшего школьника в том, что он все воспринимает через игру. Наиболее действенным способом развития и тренировки есть игра. Этот период в жизни – период развития фантазии и воображения.

Для правильного формирования высшей нервной деятельности ребенка педагогу необходимо подбирать такие игровые танцы, которые соответствуют его возрасту.

Организация занятий

Занятия с младшими школьниками можно провести как в групповой, так и в индивидуальной форме. Не важно, в каком варианте будет проходить урок, его главная цель: ознакомить, научить, закрепить.

Длительность урока не должна превышать 45 минут, иначе это приведет к физическому переутомлению, рассеиванию внимания. Урок должен строиться на разнообразном материале, который нравится детям. Не следует долго оставлять детей на одном движении, потому что оно у них еще не стойкое. Между частями урока следует делать паузу, чтобы переключить внимание детей.

Построение урока

Начинать урок следует с 3-5 минутной разминки. Детям проигрывают незнакомую музыку, каждый ребенок движется так, как хочет. Перемены в движении наступает в связи со сменой нюансов, темпов, регистра.

Урок, как правило, слагается из трех частей, каждая из которых должны быть незамкнута и интересна.

«Разминка» — это подготовка к началу урока, ею начинается эмоциональное проникновение в образ, актуализируется внимание на общем освобождении двигательной активности.

Вторая часть урока для младшей группы проходит в форме свободной игры, для средней группы – игры с самостоятельно придуманными сюжетами, для старшей группы – разучивание этюдов к танцам.

Третья часть урока: младшая группа – ритмические задания, вначале без сопровождения, средняя – игровые этюды к танцам, старшая – разучивание частей танца.

По желанию педагога может быть и четверная часть: младшая группа – прослушивание музыки для будущего игрового задания или ритмического упражнения, средняя – показ самостоятельно подготовленного задания, старшая – пока самостоятельно придумано этюда или маленького танца.

Каждая часть урока должна включать повторение пройденного и объяснение нового материала с его обязательным закреплением (самостоятельное выполнение задания). Постоянным повторением незаметно накапливается материал, которым ребенок сможет пользоваться в самостоятельной деятельности.

Каждая часть урока должна ставить конкретные задания, связанные между собой и направленные на выполнение программы в целом. Соответственно поставленным задачам, педагог выбирает методические приемы.

На каждом занятии педагог должен говорить детям, что они сегодня будут делать, чему должны научиться, обращать внимание на достижение цели.

Новый материал лучше подавать в небольшом объеме, с нарастанием степени сложности. Перед каждым повторением следует четко объяснить, с какой целью повторяется движение или этюд. При исполнении новых заданий и повторении старых у детей не должна пропадать творческая основа. Детям каждой возрастной группы необходимо разное время для усвоения материала и приобретения навыков. Но этот процесс обязательно должен быть осмысленным!

Подбирать движения к танцам, этюдам, играм следует не очень сложные, чередуя моменты оживленности и спокойствия.

После того, как дети освоят необходимое количество движений, педагог направляет их деятельность на самостоятельное использование этих движений для выполнения разнообразных по содержанию заданий.

Во время подачи нового материала педагог внимательно следит за эстетическими переживаниями детей, фиксирует их, так как в дальнейшем в процессе разучивания этюдов, танцев при неоднократном повторении движений впечатления стираются, и движения могут быть не усвоены до свободного исполнения. В «рабочий» же период следует следить за эмоциональностью восприятия музыки, она не должна снижаться.

С первых дней обучения и до его завершения педагог провидит воспитание внимания у детей от неосознанного к осознанному. Методика состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно ставить перед собой определенную цель и добиваться ее достижения. Цель всегда должна быть ясной. Желая достичь ее, ребенок сживается с образцами, они становятся ему понятными, близкими, и тогда постепенно исполнение становится свободным, осознанным.

Когда дети освоят определенное количество умений и навыков, можно давать им задания на дом. Это развивает творческий потенциал ребенка и не позволяет ему забывать материал, полученный во время урока.

Во время занятий можно пользоваться станком, но он должен быть точно рассчитан на возраст детей. Подводить их к станку стоит лишь  в том случае. Когда движение вначале трудно выучить на середине зала.

Советы по проведению первых уроков

Начиная работу с детьми младшего школьного возраста, педагогу необходимо познакомиться с ними, присмотреться, сориентироваться в их данных. С этой целью на первом уроке педагог предлагает детям называть игры, в которые они любят играть. В зависимости от количества названных игр, дети играют первые два – три урока.

Застенчивые, несмелые, заторможенные в своем развитии дети не назовут игр и не сразу включатся в них. Заставлять их принимать участие в игре вопреки их воле не следует: они могут только замкнуться в себе.

Завершив период знакомства, педагог переходит к процессу обучения.

На первом занятии дети учатся ходить, начиная шаг с носка. Для разучивания этого движения можно взять шаг кота и т.п. Задание должны выполнять все дети. Во время упражнения педагог считает детям не слишком быстро, чтобы они успевали правильно ставить ногу. Не стоит делать замечания, чтобы не мешать детям сосредоточиться. После окончания нужно похвалить детей, сделать общее замечание и повторить задание. Повторять можно до трех раз – в силу неустойчивости внимания интерес к заданию начнет снижаться.

Эмоциональное возбуждение, вызванное игрой, нужно снять. Этого можно достигнуть, например, таким способом: педагог спрашивает детей, в какую игру они хотят поиграть в конце урока. Небольшой диалог, две-три минуты, снимет возбуждение, внимание вновь сконцентрируется, а увлечение не снизится.

Как только дети овладеют навыками «ходить с носка», педагог начинает работать над осанкой, а после этого приступает к музыкально-ритмическим заданиям, цель которых – подготовить детей к выполнению упражнения с аккомпанементом.

К конце года дети должны уметь двигаться под музыку, передавать в движениях все нюансы, сменять, согласно с музыкой, их характер, двигаться в шеренгах вперед, назад и по кругу с точными остановками в конце музыкальных фраз.

Музыкально-ритмические занятия

Переходя к музыкально-ритмическому воспитанию на уроке, педагог должен, прежде всего, знакомить детей с понятием четкого ритма. Посадив детей полукругом, педагог предлагает им хлопать в ладоши сначала свободно, потом вместе с ним под счет. От урока к уроку ритмический рисунок усложняется. И все же, задания не должны быть слишком сложными.

Следующий период обучения – соединение хлопков с шагами на месте.

После разучивания педагог переходит к выполнению этих заданий под сопровождение.

Сопровождение должно быть легким. Концертмейстер проигрывает его несколько раз, объясняет счет и лишь затем задание выполняется. Все внимание детей направлено на музыку, поэтому ни осанка, ни шаг, пока не устоится музыкальное восприятие, не должны играть в замечаниях педагога существенной роли.

Освоив выполнение простых движений под музыку, дети слушают очень доступное объяснения педагога о том, что так такт, сколько в нем четвертей, что такое музыкальная фраза, со скольких тактов она слагается.

Окончив этап музыкально-ритмического обучения, педагог приступает к выполнению пройденных детьми игр в сопровождении музыки.

Выводы

  1. большое значение в организации деятельности педагога имеет правильное планирование материала. При таком планировании годовой материал распределяется по ступеням сложности поквартально, квартальный – по месяцам, месяц – по неделя, неделя – поурочно.
  2. Каждое занятие должно быть продумано и обосновано, обязательно записано. Следующее занятие должно логично продолжать предыдущее, развивая, детализируя и усложняя его.
  3. Игры и танцы требуют значительных волевых усилий. Физическая нагрузка на детей должна соответствовать их возрастному нервно-психическому развитию.
  4. Важным условие проведения занятия является его атмосфера и организованность. Уважение к личности ребенка лежит в основе формирования правильных взаимоотношений между педагогом и детьми. Доброжелательность в отношении к детям и одновременно высокая требовательность создают соответствующую атмосферу, которая способствует успешному учебно-воспитательному процессу.
  5. Дети должны уяснить, что посещение занятий – обязанность каждого.
  6. С первых дней занятий педагог должен установить порядок, дисциплину в коллективе и следить за ее соблюдением.
  7. Группа должна состоять не более чем из двадцати детей.

Содержание работы

При составлении материала для обучения и подбора методов мною учитывались общие физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Цель данного реферата – помочь подобрать нужный для проведения занятий материал. Каждый педагог может составить свой вариант, соответствующий возможностям детей и особенностям коллектива.

Основные требования к процессу обучения:

  1. Четкая систему поточных заданий и будущие перспективы, чтобы избежать стихийности и случайности в обучении.
  2. Простой, посильный для каждого возраста материал.
  3. Объем знаний, умений и навыков должен соответствовать возрасту детей.
  4. Последовательное повышение требований к качеству исполнения, устойчивости знаний, свободного пользования навыками и умениями, постепенное усложнение и увеличение объема материала от младшего к старшему возрасту.
  5. Расположение материала от простого к сложному.
  6. Репертуар, который дается детям, должен быть разнообразным.
  7. Подчеркивание влияния значения музыки в эстетическом воспитании детей, внимание на качество и подбор.
  8. Содержание материала должно учитывать особенности развития процессов восприятия, памяти, чувств, способностей, активности, самостоятельности, художественной деятельности и т.д.
  9. Хореографическими методами для детей младшего школьного возраста должны быть танцевальные движения, комбинации, игры, этюды, музыкально-ритмические упражнения, элементы классического экзерсиса и т.д.

Группа 6-7 лет

У детей этой группы еще очень слаба нервная система, эмоциональная сфера нестабильна. Дети очень энергичны, любят шуметь, задавать вопросы, бегать, вместе играть, но и ссориться. Внимание у них неустойчиво. Хорошо понимают и запоминают содержание игр, заданий, этюдов, танцев. Любят слушать сказки, изображать животных и сказочных персонажей. Проявляют интерес к результатам своей работы.

Вести себя с ними следует осторожно и чутко. Говорить тоном приказа недопустимо. Им нужно объяснить, как и почему сейчас нужно выполнить то или иное движение.

Сложно процесса воспитания для педагога состоит в том, что он осуществляет его средствами хореографии, воздействие которых на не устоявшуюся эмоциональную сферу ребенка очень сильное. Направлять, воспитывать и руководить эмоциями детей, воспрепятствовать их хаотическому проявлению педагог может двумя путями:

  1. Старательно продуманной подготовкой к уроку.
  2. Способом подачи материала: подавать его следует так, чтобы подталкивать детей к умственной деятельности и вызывать осмысленное отношение к обучению.

Объяснять материал следует через знакомые детям образы, увлекательные рассказы и игры.

Слова педагога должны соответствовать показу, тогда, воспринимая показ движений со всеми их техническими деталями, которые обеспечивают правильное исполнение, дети быстро осваивают их.

Содержательность и образность движений подскажут детям их форму, а увлеченный заданием ребенок начнет сам его повторять, показывать другим детям, родителям… Педагогу необходимо поддерживать эти первые проявления самостоятельности, творческого подхода.

Педагог должен уметь увлекать детей ненавязчиво, легко. Такое увлечение вызывает  у них желание действовать, пробуждает эмоциональную сферу, умственную деятельность, фантазию, инициативу, активность.

Любое задание не должны подаваться без содержания, детей нужно сразу же учить делать все осмысленно.

Группа 7-8 лет

Дети этого возраста более спокойны, внимательны, послушны, физически сильнее, их нервная система и эмоциональная сфера более стабильна. Они выявляют желание учиться, быть в коллективе, находиться в центре внимания. Дети начинают понимать связи между явлениями, систематизируют их, мыслят логично. Художественное восприятие становится глубже, навыки более стойкими, усиливается слух, чувство ритма, движения становятся точнее, свободные действия – убедительнее, сильнее костно-мышечный аппарат. Это дает возможность лучше развивать бег, ходьбу, шаги. Психологические и физиологические изменения позволяют увеличивать длительность и интенсивность нагрузок.

К 5-6-летним детям педагог может предъявлять четкие требования, ставить более конкретные задачи цель мягким, но более настойчивым тоном.

В этой возрастной группе педагогу следует уделять особое внимание воспитанию самостоятельности, активности, фантазии, творчества и т.д. Внимательно следить за развитием каждого ребенка.

В заданиях детям необходимо давать больше свободы, увеличить количество сольных выступлений.

Ребенок 7-8 лет начинает осваивать простор, ориентируется в нем, образное мышление у него развивается быстрее, а вместе с ним происходит и осмысление движений.

Рисунок задания, этюда или танца должен быть таким, чтобы дети имели возможности самостоятельно расширять его, исполняя в более быстром темпе. Иногда педагог только лишь намечает рисунок, а дети развивают его.

Хотя дети 7-8 лет спокойнее и послушнее 6-7-летних, они требуют от педагога большого педагогического мастерства.

Группа 8-9 лет

8-9-летние дети наполнены кипучей энергией они постоянно находятся в движении. Их эмоциональная сфера богаче, но на еще не стойкая. Первая неудача смущает их. Дети охотно берутся за все, но не всегда доводят дело до конца, легко отвлекаются. Черновую и неинтересную работу не любят, зато хотят быть в центре внимания.

У детей этого возраста расширяется представление о том, что нужно сделать для правильного исполнения движения или танца. Они могут направлять и проверять себя. Становятся внимательнее к качеству исполнения и лучше понимают художественную форму, смелее руководят своими движениями в различных темпах. У них развивается абстрактное мышление, работа подсознания.

Основным методом в работе с детьми этого возраста является игра.

Оставаясь на тех же принципах свободного выявления детского творчества, педагог имеет право ставить перед ними более высокие требования к самостоятельности и качеству работы.

Введение в обучение начальных (облегченных) приемов экзерсиса классического танца дает педагогу возможность поднять воспитание танцевальной культуры на необходимый эстетический уровень.

Группа 8-9 лет

Задания и содержание работы для детей группы 8-9 лет остаются теми же, что и для группы 7-8, но усложняются, соответственно возрасту. Обогащается и углубляется содержание всех заданий, увеличивается длительность номеров, усложняется композиция, повышается требование к исполнению.

При освоении новых заданий дети должны уметь задействовать знания и навыки, которыми они овладели в предыдущих группах.

Пополняется запас движений, дети должны лучше координировать их в зависимости от музыкального сопровождения. Углубляется развитие движенческих навыков в более быстром темпе. Дети должны запомнить последовательность развития действия в танцах играх и этюдах, выразительнее отображать образы, принимать участие в постановке танцев по заданию педагога, самостоятельно придумывать движения к танцам.

Литература

  1. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков /под ред. Маркосяна А.М./. – М., 1969.
  2. Раевская Е., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения начальной школе. – М., 1981.
  3. Сенсорное воспитание младших школьников /под ред. Саккулиной И.П., Позднякова Н.И./. – М., 1978.
  4. Художественное творчество ребенка /под ред. Ветлугиной Н.А./ — М., 1992.
  5. Элькони Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Источник