Психодинамический подход в психическом развитии ребенка

Психодинамический подход в психическом развитии ребенка thumbnail

Обращение к анализу состояния проблемы коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии продиктована двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что зарубежная психология располагает значительным арсеналом хорошо отработанных методов, процедур и техник коррекционной работы, адаптированных к задачам практической психологии. Второе обстоятельство — отчетливо выступившая в последнее время тенденция прямого некритического заимствования коррекционных методов и техник, попытка их использования без соответствующего анализа теоретических истоков и оснований, во многом определяющих ограничения и возможности их внедрения.

Все подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии можно условно разделить на две большие группы:

психодинамический подход, реализующий представления о сознании, его структуре и динамике развития как фокусе приложения терапевтических усилий, и поведенческого, направленного на модификацию стимульно-реактивных связей, определяющих проявления активности индивидуума во внешней среде и его отношения с действительностью.

Психодинамический подход

С момента зарождения детского психоанализа были основаны две школы, различающиеся по теоретическим взглядам и техникам практического приложения: школа Клейн и классическая, или фрейдовская, школа. Между этими школами существовали расхождения в понимании механизма трансфера — центрального процесса, определяющего успех терапии.

Поскольку прямое использование в детском психоанализе метода вербальных свободных ассоциаций наталкивалось на значительные трудности, представители психоанализа стали искать пути их преодоления. Возможности их преодоления выступили в практике психоанализа в виде регулярных контактов с родителями, в особом характере взаимодействия аналитика с ребенком и наблюдении за игрой ребенка. Это привело к введению в психоаналитическую практику трех принципиально новых специфических для детского возраста положений: 1) о необходимости установления связи аналитик — родители; 2) о спецификации связи аналитик — ребенок; 3) о необходимости обращения к анализу игры как символической деятельности ребенка.

Аналитик — родители, ребенок, игра как символическая деятельность

Требование установления тесного терапевтического альянса терапевта с родителями ребенка представляется особенно важным и имеющим значительный эвристический материал. Осознание аналитиками необходимости такого союза с родителями в профилактике и преодолении отклонений в развитии личности ребенка привело к созданию перспективной практики работы психолога с родителями в различных ее формах — от просвещения и консультирования до тренинга родительских групп.

Помимо установления связи с родителями важную роль в коррекционном процессе играет связь терапевта с самим ребенком. Если первоначально в качестве условия установления такой связи А. Фрейд видела позитивно-эмоциональное отношение ребенка к терапевту, то по мере развития детской аналитической техники такими средствами установления терапевтической аналитической связи становятся кооперация и игра.

Работа психоаналитического направления по созданию эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития в 30-е годы нашего века привела к их обобщению в двух формах психодинамического подхода — игротерапии и арттерапии.

Источник

В основе психодинамического направления лежит представление, что движущей силой психики человека является конфликт. Конфликт обесиечивает постоянную потребность и необходимость меняться, адаптироваться и развиваться[1].

Первой попыткой рассмотреть и описать процесс развития человека в рамках данного подхода была концепция психосексуального развития Зигмунда Фрейда. Согласно его теории, инстинктивные потребности и врожденное поведение человека являются принципиально антисоциальными, при этом все стремления и желания его (человека) находятся во внешнем, социальном мире. Поэтому человеку необходимо адаптироваться, но ценой этой адаптации становится тревога или невроз. 3. Фрейд предположил, что развитие связано с эрогенными зонами человека. В течение жизни происходит смешение этих зон и меняется фокус развития.

Пять стадий развития (по 3. Фрейду):

  • 1) оральная (от рождения до 1 — 1,5 лет);
  • 2) анальная (от 1 — 1,5 до 3 лет);
  • 3) фаллическая (от 3 до 5—6 лет);
  • 4) латентная (от 5—6 до 12 лет);
  • 5) генитальная (от 12 лет и старше).

На каждой из стадий либидо сосредотачивается в определенных зонах, раздражение которых приводит к удовлетворению потребностей, значимых для ребенка. В случае неудовлетворения этих потребностей возникает сильное напряжение, происходит фиксация влечений. Возможны капризы, неврозоподобные состояния, регрессия — возврат к более ранним формам поведения. В случае чрезмерного удовлетворения потребностей также возможны нежелательные эффекты.

Несколько иной взгляд на природу развития предложила Анна Фрейд. Если в классическом психоанализе акцент делается на изучении бессознательного, то Л. Фрейд изучает инстанцию Я личности и распространяет основные положения психоанализа на сферу сознания. Она рассматривает развитие ребенка как процесс его постепенной социализации, который подчиняется закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Ядром ее концепции можно назвать представление, что развитие происходит в процессе взаимодействия и противоборства внутренних инстинктивных желаний и внешних ограничений, таким образом, развитие идет по пути от зависимости к самостоятельности.

А. Фрейд выделила линии развития: линия развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линия развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линия развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т.п. Особое значение в психоанализе имеет линия развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

По мнению А. Фрейд развитие ребенка в норме идет не равномерно и постепенно, а скачками. Периоды подъема сменяются регрессией, что можно метафорически выразить как «два шага вперед и один назад».

Мелани Кляйн предложила новую для психоанализа концепцию развития. Ее главной заслугой можно назвать разработку теории развития личности и межличностных отношений в младенчестве и раннем детстве. В эти периоды отношения ребенка с матерью и другими людьми она рассматривала как главное условие, источник развития его личности и даже его физического выживания. Согласно М. Кляйн, у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительноагрессивное. Овладение этими влечениями и создание внутреннего мира у ребенка происходит путем интроекции (поглощения, усвоения) первых объектов окружающего мира (мать и грудь), идентификации с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями.

М. Кляйн описывает две стадии в процессе интеграции эго и развития объектных отношений. Эти стадии не привязаны к конкретному возрасту, они могут присутствовать на протяжении всей жизни человека как позиции, отражающие его отношение к себе и окружающему миру. Для первой из них характерно отсутствие интеграции как Эго, так и объектов, при этом Я воспринимается позитивно, а другим приписываются негативные свойства. Условно более зрелая стадия связана с целостностью, т.е. с признанием разных сторон и в себе, и в других.

Читайте также:  История развития ребенка форма приказ

Маргарет Малер также внесла вклад в изучение раннего детства, делая акцент на происходящих в этот период и переплетенных между собой процессах сепарации (разделения) и индивидуализации.

Сепарация — это процесс постепенного формирования у младенца вну- трипсихической репрезентации себя, которая отличается от репрезентации его матери. При этом подразумевается не пространственное, физическое отделение, ни распад сложившихся отношений, а развитие у ребенка интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери.

Индивидуация связана с восприятием ребенком своих индивидуальных характеристик, с построением идентичности. Обычно сепарация и индивидуация идут вместе, но возможна и их гетерохронность.

М. Малер полагала, что развитие ребенка в раннем детстве проходит три последовательные фазы:

  • 1) нормального аутизма;
  • 2) симбиоза;
  • 3) сепарации-индивидуации, которая имеет четыре подфазы.

«Объектная теория» В. Файрберна и Д. Винникота

Несколько иное видение психоаналитической теории предложил В. Файрберн, который предположил, что «влечения» стремятся не к удовольствию, а к объекту и, таким образом, развитие зависит от человеческого объекта и взаимоотношений с ним[2]. Дональд В. Винникот, вслед за В. Файрберном, подчеркнул важность объекта в развитии психики человека. Винникот сделал акцент на неотделимости развития индивидуальной психики от объекта: человеческая психика может формироваться только в отношении объект-субъект.

Одним из важных концептов теории Винникота является self (самость) — представление, которое существует у субъекта о самом себе. Этот термин активно используется в современном психоанализе.

Развитие отношения субъект-объект идет в направлении от симбиоза (преобладание недифференцированного слияния субъекта и объекта) к обособлению и достигает все более индивидуализированных состояний, отделения субъекта от объекта.

Источник

Психодинамический подход в психическом развитии ребенка

Под термином «психодинамика» обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека. Тогда психодинамический подход — это подход, согласно которому видимые человеку происходящие в его психике процессы определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.

«Мы хотим не просто описывать и классифицировать явления, а стремимся понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга. Мы придерживаемся динамического понимания психических явлений». — З. Фрейд, Введение в психоанализ.

Психодинамический подход исходит из предположения, что в психике человека есть собственные движения и взаимодействия энергий, не сводимые к физиологическим или социальным влияниям.

Исторически, все началось с психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений «… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга» (3. Фрейд, 1915).

В психодинамическом подходе работали К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и очень многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (среди наиболее известных школ и направлений) трансактный анализ, психодрама (как ее разновидность — системные расстановки) и телесно-ориентированная психотерапия. Стремление к превосходству, комплекс неполноценности — это также понятия психодинамического подхода. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н. Мясищева — разновидность психодинамической психотерапии. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия — аналогично. Если перечислять все школы и направления, то список следующий →

Психодинамический подход не всегда дает четкие ответы о причинах происходящего и закономерностях протекания, нередко нас устраивают общие указания на направления поиска таких механизмов. Если у нас раз за разом, иногда во сне, иногда наяву, всплывают странные образы и воспоминания, как будто мы стоим на краю обрыва и никак не можем решить сделать шаг вперед, хотя чувствуем, что у нас могут появиться крылья — мы можем предположить, что такие картины могут быть связаны с такими-то подавленными желаниями. Разбираясь, когда и зачем вы подавляли эти желания и что теперь эти подавленные желания делают с вами, вы оказываетесь внутри психодинамического подхода.

Психодинамический подход допускает, что какие-то моменты нашего поведения в принципе не могут получить простых объяснений.

Если мы предполагаем, что в нас живут идеи наших предков, что мы проживаем очередную свою жизнь из вереницы своих жизней, то свои странные прозрения мы будем истолковывать в связи с этими предположениями. Это тоже психодинамический подход, хотя и не имеющий отношения к какой-либо науке.

Динамика внутренних энергий не обязательна глубинная, она может лежать на поверхности, быть элементарной для понимания. «Действие равно противодействию», «Чем больше давишь, тем больше сопротивление…»

Важно понимать: что простые динамики — не синоним «неважного». Динамика отвлечения внимания или закономерности возникновения усталости — вещи исключительной важности, хотя отнести их к глубинным динамикам сложно.

С другой стороны, глубинные динамики — не синоним чего-то непременно важного и значительного. Во время аутотренинга высшей ступени в сознании человека начинают происходить цветовые разряды. В них есть некоторая закономерность, мы можем предположить, что это связано с динамикой каких-то внутренних, видимо глубинных энергий, но отражает ли это что-то важное либо является только «внутренним шумом» — сказать трудно.

Не все динамики диктуют человеку его поведение. При том, что классический психоанализ описывает случаи, когда поведение человека жестко управлялось внутренними динамиками, было необходимым следствием внутренних импульсов и состояний, в юнгианстве и гуманистическом подходе чаще оказывается, что несмотря на влияние глубинных динамик, внешнее поведение человека может вполне отвечать обстоятельствам, быть социально адекватным и в разумных рамках.

Некоторые внутренние динамики оставляют возможность человеку или его окружению осуществлять некоторую деятельность (мягкие динамики), другие по сути диктуют то, как человек будет себя вести (жесткие динамики).
Классический психоанализ описывает случаи, когда поведение человека управлялось жесткими динамиками, было следствием внутренних импульсов и состояний.
В других подходах внешнее, социальное поведение человека вполне отвечало внешним обстоятельствам, было адекватно и в рамках, но внутренние динамики представляли интерес как выражение происходящего во внутреннем мире, мире чувств и отношений. Это — юнгианство и гуманистический подход.

Читайте также:  Развитие грамматического строя у ребенка 6 лет

Откуда у психологов и клиентов психологов интерес к динамикам внутренних энергий человека? — Как ни странно, это не простой вопрос. Знание закономерностей в науке дает (по крайней мере теоретически) возможность предсказывать течение исследуемых процессов, однако в психологической работе это практически не востребовано. Зигмунд Фрейд и его последователи верили, что понимание клиентом его внутренней ситуации, осознавание им внутреннего конфликта его снимает, однако это предположение не подтвердилось: осознание может повлиять, а может и не повлиять на то, что происходит внутри нас.

«Принцип маятника» — цикличность смены психических состояний. Динамика известна, понятна, но осознавание этой динамики ее меняет мало. «Принцип трех дней» — если вы обиделись, прервали отношения и хотите, чтобы ваше появление «вновь» было максимально переживательным, то звонить нужно на третий день после обеда. Работает известная психодинамика: на первый день ваше появление еще не ждут, на второй ждут, но не горячо, а на четвертый уже вас позабудут и ждать не будут. Поэтому объявляться и звонить нужно на третий день… Так вот, знание этих закономерностей мало влияет на ваши переживания — психодинамика работает вне зависимости от нашего знания о ней.

Однако нужно учесть, что многим клиентам становится легче просто от того, что они получили объяснение происходящего, даже если реально у них не изменилось ничего. Кроме того, нельзя исключать простое любопытство и желание многих людей покопаться в себе.

Глубинный психодинамический подход

Так сложилось, что совсем элементарные вещи, типа адаптации внутреннего темпоритма к изменению ритма жизни или общению собеседника, хотя и являются типичным проявлением динамики внутренних энергий, обычно считаются «сами собой разумеющимися» и теории, использующие их, к психодинамическому подходу обычно не относят. Солидное звание «психодинамический подход», имея в виду глубинный психодинамический подход, чаще присваивают теориям, описывающих неочевидные и не проверяемые явления, обычно относимые к бессознательной жизни человека.

Согласно глубинному психодинамическому подходу, настоящие направляющие и движущие процессы нашей душевной жизни являются бессознательными, от нас скрыты. Мы склонны считать себя вполне осведомленными относительно мотивов и причин своего поведения, но в глубинном психодинамическом подходе это ставится под сомнение. Скорее предполагается, что выбор того или иного стиля поведения, склонность к той или иной работе, особенности нашего романтического идеала, привычки и сексуальные предпочтения часто складываются не в силу нашего сознательного и контролируемого выбора, а лишь осмысливаются и оформляются сознанием — будучи уже сформированными скрытыми душевными процессами.

При этом, в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика — это обязательство столкновение первичных сексуальный влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения как подросткового периода так и еще более разнообразные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека. В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их — задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Этот подход в психотерапии исходит из того, что психическая жизнь человека — это только поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное. Подробнее смотри →

Источник

Библиографическое описание:

Тавтилова Н. Н. Психодинамический подход в психологии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 25-28. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3413/ (дата обращения: 30.03.2020).

Интерес современной науки
к проблеме психодинамического подхода личности прослеживается во
многих исследованиях зарубежных (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер,
Г.
Олпорт, К. Левин, Р. Вудвортс, В.Райх и др.) и отечественных
психологов
(К. Платонов, Л.И. Божович, М.Ш. Магомед-Эминов, Д.
Сочивко, Т. Савельева,
Ю. Красикова, Г. Белокуров, Е. Щелкушкина
и др.).

Термин «психодинамика»
был введен в 1918 году Робертом Вудвортсом (1869 – 1962),
американским психологом, одним из создателей функциональной
психологии
в США. Согласно определению в центре
психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с
динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями,
побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование

и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие
личностного «Я»
[6, с.34].

«Психодинамика»
(PSYCHODYNAMICS) — один из важнейших аспектов психоаналитической
теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как
психические проявления, возникающие в результате взаимодействия
противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание
психодинамики нацелено на изучение взаимных влияний различных
побуждений, выяснение сущности психических процессов, развития,
прогресса, регресса и фиксации психической деятельности [9, с.67].

«Психодинамика есть
наука о движении душевного тепла», такое определение дается в
словаре «Преступление и наказание от «А» до «Я»
под редакцией Д.В.Сочивко. При этом необходимо отметить, что
«душевное тепло» — это психическая энергия, где
элементарным когнитивным элементом психического является временной
элемент – психоид. Психоида можно рассматривать как
субстанционального деятеля, как единство внешнего и внутреннего.
Единство мира в психической точке. Высшим уровнем организации
субстанционального деятеля является личность [7, с.262].

Однако, в большинстве
отечественных словарей термин «психодинамика»
отсутствует, и зачастую объясняется через словосочетания
«психодинамическая теория» и «психология
динамическая» [5, с.446, с.465].

Важнейшие динамические
понятия рассматриваются в структуре личности Курта Левина (1890 –
1947), германо – американского психолога, основателя
психологической теории поля. «Энергия», «напряжение»,
«потребность», «валентность», «сила»,
«вектор» в своей взаимосвязи создают сложную
энергетическую систему личности под названием «человек».
Психическая энергия высвобождается, когда психическая система
(человек) пытается вернуть равновесие после того, как оказалась в
состоянии неуравновешенности [10, с.345].

В «Концепции динамической
функциональной структуры личности» К.К.Платонов проводит
системно – структурный анализ личности и рассматривает ее
четыре подструктуры, которые являются стержневыми и отражают
существующую иерархическую и динамическую субординацию личности
(см.табл.1).

Читайте также:  Чем отличается ребенок кесаренок особенности развития

Таблица 1. Схема
иерархии основных рядоположенных подструктур

Психодинамический подход в психическом развитии ребенка

Концепция динамической структуры личности
за целое выбирает непосредственно личность, и ее изменения с позиций
временного параметра во взаимосвязи с внутренними и внешними
закономерностями [3, с.124].

Теорию, предложенную
Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических,
экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период
развития личности с раннего дошкольного детства до юности и
использующих для описания личности внутренние психологические
свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности,
Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и
общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный
взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна
из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию,
которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности
[11].

М.Ш. Магомед – Эминов в книге
«Трансформации личности» описывает концептуальный аппарат
работы личности, раскрывая мотивационные образования и предлагая
новые трактовки известных положений психоанализа [4].

Примером структурно – динамического и
в целом психодинамического подхода служит психоаналитическая теория,
так как она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между
различными инстанциями личности — инстинктами, мотивами и влечениями,
которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в
регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому
личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в
нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления,
особенно в трактовке Фрейда
[12, с.25]. В
основе психоаналитического подхода З.Фрейда лежит постулат о том, что
люди являются сложными энергетическими системами. Здесь особую роль
приобретает трехкомпонентная структура психики, так как
взаимодействие между тремя составляющими отражают внутреннюю динамику
психических процессов, то есть психодинамику личности.

Еще одним ярким представителем
психодинамического направления является К.Г. Юнг. Подобно Фрейду, Юнг
посвятил себя изучению влияния динамических неосознаваемых влечений
на человеческое поведение. Психодинамика определяется Юнгом, как
процесс развития человека на протяжении всей жизни под влиянием
внутриличностных сил и тенденций, результатом которого, возможно,
будет конечная точка развития личности – самореализация.
[2].

Г. Олпортом и Р. Кеттелом
была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее
можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных,
структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и
описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние
психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг
от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной
личности можно получить на основе тестологического обследования.

Сегодня «динамическая психология»
(«психодинамика») является разделом психологии, в рамках
которой изучается мотивация человеческого поведения, его влечения,
эмоции, чувства, переживания, эксцессы – конфликты, т.е. все те
побудительно-динамическо-аффективные сферы психической жизни
индивида, в отличие от ментально-интеллигибельных аспектов [12,
с.14].

Современные представители
психодинамического подхода исследуют, в первую очередь, развитие «Я»
и его механизмы. Здесь традиционно упоминание ставшей уже классикой
теории развития эго-идентичности Э. Эриксона. Этот подход описывает
восемь стадий развития эго. В нем наличествуют все характеристики
психодинамической теории: описание закономерностей происходящих в
личности изменений; конфликтов и гармонизации, роста и деградации
[13].

В практической психологии в рамках
психодинамического подхода работают (среди наиболее известных школ и
направлений) транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная
психотерапия:

  • Аналитическая
    психология (Юнг — Jung С. G.)

  • Индивидуальная
    психология (Адлер — Adler А.)

  • Волевая
    терапия Ранка (Rank О.)

  • Интерперсональная
    психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

  • Характерологический
    анализ Хорни (Horney К)

  • Адаптационная
    психодинамика Радо (Rado S.) и другие.

Динамическая
(психодинамическая) психотерапия известна также под названием
психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии.
Психическая жизнь человека — это только поверхность, под которой
лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А
бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача
психотерапевта — помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое
бессознательное. Динамический подход реализуется преимущественно
средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и
анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как
задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими
процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией),
интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с
самого начала является основным способом взаимодействия
психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики
пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого”
материала, на котором базируется анализ [8].

По А.А. Александрову сущность
психодинамического подхода в психотерапии состоит в понимании генеза
и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов,
которые являются результатом динамической и часто бессознательной
борьбы противоречивых мотивов внутри личности [1].

Психодинамический подход открывает новые
горизонты на пути исследования личности как целостной системы, во
взаимодействии внутренних динамических процессов, находящих свое
отражение во внешних проявлениях человека.

Литература:

  1. Александров
    А.А. Психотерапия: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. –
    480

  2. Кряклин
    К.В. Проблема определения содержания понятия психодинамика
    личности.[Электронный
    ресурс]https://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Psihologia/

3_116880

  1. Куликов
    Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов:
    Хрестоматия. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С.124

  2. Магомед
    – Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М.:
    Психоаналитическая Ассоциация, 1998. – 496 с.

  3. Новейший
    психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под
    общ.ред. В.Б.Шапаря. – Изд. 2 –е — Ростов н /Д.: Феникс,
    2006. – С.446, С.465

  4. Осипова
    А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.Сфера, 2002 –
    С.34

  5. Преступление
    и наказание от «А» до «Я» (словарь по
    пенитенциарной психологии)/ под общей редакцией Д.В.Сочивко. –
    М.:МПСИ, 2009. – С.262

  6. Психодинамический
    подход: школы и направления.
    [Электронный ресурс]
    https://www.psychologos.ru/articles/view/psihodinamicheskiy_podhod_shkoly_i_napravleniya

  7. Психоаналитические
    термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д.
    Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. —
    М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — С.67

  8. Теории
    личности/ Пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – 2-е изд. – М.:
    Психотерапия, 2008. – С.345

  9. Теории
    личности.[Электронный
    ресурс] https://psyera.ru/4213/teorii-lichnosti

  10. Шаранов
    Ю.А. Современные представления и атрибуты психодинамического подхода
    в психологии/Проблемы
    развития современных психодинамических концепций в России и за
    рубежом: Материалы межвузовской научно-практической конференции.
    Санкт-Петербург, 26 ноября 2010 г. / Под общей ред. проф. Ю.А.
    Шаранова. СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и
    акмеологии. 2010.–
    С.14, С.25

  11. Эриксон
    Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл.
    Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
    — 344 с.

Источник