Психоанализ о психическом развитии ребенка

Психоанализ о психическом развитии ребенка thumbnail

З. Фрейд
внес в психологию идею, что психологические
проблемы взрослой личности могут быть
выведены из ранних переживаний детства
и детский опыт оказывает неосознанное
влияние на последующее поведение
взрослого. На основе общих тезисов
психоанализа З. Фрейд сформулировал
идеи генеза детской психики и детской
личности: стадии детского развития
соответствуют стадиям перемещения зон,
в которых находит свое удовлетворение
первичная сексуальная потребность. В
этих стадиях отражаются развитие и
взаимоотношение между Id (Оно), Ego (Я) и
Super-Ego (Сверх-Я).

Младенец,
полностью зависящий от матери в получении
удовольствия, пребывает в оральной
фазе
(0-12
месяцев), характеризующейся быстрым
ростом. Оральная фаза развития
характеризуется тем, что основной
источник удовольствия и потенциальной
фрустрации связан с кормлением. Оральная
стадия состоит из двух фаз – ранней и
поздней, занимающих первое и второе
полугодия жизни и соответствующих двум
либидозным действиям – сосанию и укусу.
Первоначально сосание связано с пищевым
удовольствием, но постепенно оно
становится либидозным действием, на
почве которого закрепляются инстинкты
Id: ребенок и в отсутствии пищи иногда
посасывает свой большой палец. Этот тип
наслаждения в трактовке З. Фрейда
совпадает с сексуальным наслаждением
и находит предметы удовлетворения в
стимуляции собственного тела, поэтому
эту стадию называна аутоэротичной. Во
второй оральной стадии, с появлением
зубов к сосанию добавляется укус, который
придает действию агрессивный характер.
Но мать не позволяет ребенку кусать
свою грудь, даже если он недоволен или
расстроен, и его стремление к наслаждению
начинает вступать в конфликт с реальностью.

За
оральным периодом следует анальный (с
12-18 месяцев до 3 лет), во время которого
ребенок впервые научается контролировать
свои телесные функции. Либидо
концентрируется вокруг ануса, который
становится объектом внимания ребенка,
приучаемого к опрятности. Теперь детская
сексуальность находит предмет своего
удовлетворения в овладении функциями
дефекации, выделения. Здесь ребенок
впервые встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть, а развитие приобретает
конфликтный характер. На этой стадии
полностью образована инстанция Ego, и
теперь она способна контролировать
импульсы Id. Обучение туалетным привычкам
мешает ребенку получать удовольствие,
которое он испытывает от удержания или
выделения экскрементов, и в его поведении
в этот период появляются агрессия,
зависть, упрямство, собственнические
чувства. У него также развиваются
защитные реакции против копрофилических
тенденций (желание потрогать испражнения) –
отвращение и чистоплотность.

Следующая
фаза начинается в три года и называется
фаллической (3-5 лет). Она характеризует
высшую ступень детской сексуальности:
если до сих пор она была аутоэротичной,
то теперь становится предметной, т.е.
дети начинают испытывать сексуальную
привязанность к взрослым людям. Ведущей
эрогенной зоной становятся гениталии.
Фаллической стадии соответствует
зарождение таких личностных черт, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью. Для этой стадии характерны
также изучение половых органов и первые
игры с ними, детская мастурбация,
сексуальное любопытство, соревновательное
и честолюбивое чувства, но более всего
– эдипов комплекс, потому что первые
люди, которые привлекают внимание
ребенка, – его родители.

Самые
важные периоды в жизни ребенка завершаются
до 5-6 лет; именно к этому времени
сформированы все три главные структуры
личности. После пяти лет наступает
длительный период латентной детской
сексуальности (5-12 лет), когда прежнее
любопытство в отношении сексуальных
проявлений уступает место любопытству
по отношению ко всему окружающему миру.
Либидо не фиксировано, сексуальные
потенции дремлют, и у ребенка есть
возможности для идентификации и
построения Я-идентичности. Он идет в
школу, и большая часть его энергии уходит
в учение. Стадия характеризуется общим
снижением сексуальных интересов:
психическая инстанция Ego полностью
контролирует потребности Id; будучи
оторванной от сексуальной цели, энергия
либидо переносится на освоение
общечеловеческого опыта, закрепленного
в науке и культуре, а также на установление
дружеских отношений со взрослыми и
сверстниками за пределами семьи.

Приблизительно
с 12 лет, с началом подросткового периода,
когда созревает репродуктивная система,
сексуальные интересы вспыхивают вновь.
Генитальная фаза (12-18 лет) характеризуется
становлением самосознания, ощущением
уверенности в себе и способностью к
зрелой любви. Теперь все бывшие эрогенные
зоны объединяются, и подросток стремится
к одной цели – нормальному сексуальному
общению.

Читайте также:  Обследование психического развития ребенка 3 лет

В
психоанализе осуществлено огромное
количество интересных наблюдений за
разными аспектами развития ребенка,
тем не менее, целостных картин развития
в психоанализе немного. Пожалуй, таковыми
можно считать лишь работы Анны Фрейд и
Э. Эриксона.

Следуя
традиции классического психоанализа,
концепция А. Фрейд представляла личность
состоящей из Id, Ego и Super-Ego.

Id,
в свою очередь, она делила на сексуальную
(либидо) и агрессивную (мортидо)
составляющие. Развитие либидозных
потребностей соответствует оральной,
анально-садистической, фаллической,
латентной, предпубертатной и пубертатной
стадиям. Соответствующие стадии развития
агрессивности проявляются в таких видах
поведения, как:

  • кусание,
    плевание, цепляние (оральная агрессивность);

  • разрушение
    и жестокость (проявление анального
    садизма);

  • властолюбие,
    хвастовство, зазнайство (на фаллической
    стадии);

  • дисоциальные
    начала (в предпубертате и пубертате).

Для
развития Ego А. Фрейд наметила приблизительную
последовательность развития защитных
механизмов: вытеснение, реактивные
образования, проекции и переносы,
сублимация, расщепление, регрессии и
т.д.

Важным
моментом развития самой психоаналитической
концепции является распространение А.
Фрейд идей 3. Фрейда на сознание, на
инстанцию Ego (а не только на бессознательное,
как в ортодоксальном психоанализе). Она
рассматривает развитие как процесс
постепенной социализации ребенка,
подчиняющийся закону перехода от
принципа удовольствия к принципу
реальности.

Шансы
ребенка вырасти психически здоровым
во многом зависят от того, насколько
его Ego
способно выносить лишения, т.е. преодолевать
неудовольствие. Для некоторых детей
любая отсрочка или ограничение в
удовлетворении желаний совершенно
непереносимы. Они отвечают реакциями
гнева, нетерпения, ярости, и любые
замещения желаемого отвергаются ими
как недостаточные. У других детей
ограничения не вызывают возмущения.
Что интересно, подобные установки,
возникая очень рано, сохраняются на
долгие годы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психоанализ о психическом развитии ребенка

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Классический психоанализ, представленный в работах З.Фрейда, дает возможность представить психическое развитие прежде всего как психо­сексуальное развитие ребенка, проходящее пять основных стадий.

На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи -собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция — Я. Форми­руются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требователь­ность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возни­кает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развива­ется Я, определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в лич­ности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция -Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети на­чинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, маль­чики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка на­правляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — уси­ливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессив­ными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Читайте также:  Психологическое сопровождение развития ребенка в доу

Эрик Эриксон — последователь 3. Фрейда, расширивший психоанали­тическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных от­ношений. Его теорию называют иногда психосоциальной.

Эриксон считал, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором рас­тет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что об­щество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, ка­кие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последова­тельность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное ново­образование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17-20 лет происходит медленное, постепенное становление глав­ного ядерного образования — идентичности личности. Личность развива­ется благодаря включению в различные социальные общности (нацию, со­циальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождествен­ность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отно­шений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кри­зисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», мо­менты выбора между прогрессом и регрессом.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное от­ношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапря­женности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней свя­зано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка. В это время ребенок как бы «вбира­ет» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая сту­пень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помо­гают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требо­вать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза ми­ра», следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщитель­ность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанав­ливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ра­зумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с до­школьным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, модели­рует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обя­занности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива огра­ничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом за­кладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответст­венность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны пере­гружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначи­тельные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится ини­циатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ре­бенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Читайте также:  Статьи о дошкольном образовании и развитии ребенка

Младший школьный возраст соответствует четвертой стадии (ла­тентной), связанной с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разоча­рованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает воз­можность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства ком­петентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения — это также начало профес­сиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями оп­ределенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрос­левший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентич­ность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диф-фузностъ идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желатель­ных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, на­циональной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему оте­чественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утвер­ждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».

Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит лю­бовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравст­венном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответст­венности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отно­шения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приво­дит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, или средний возраст, —седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к сво­ему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к про­дуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные про­изведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является ес­тественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в се­мье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточен­ность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обед­нению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек при­нимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целост­ность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возмож­ность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимают­ся как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздража­ет, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприят­ных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

Date: 2015-11-15; view: 1040; Нарушение авторских прав

Источник