Психоанализ о психическом развитии ребенка

З. Фрейд
внес в психологию идею, что психологические
проблемы взрослой личности могут быть
выведены из ранних переживаний детства
и детский опыт оказывает неосознанное
влияние на последующее поведение
взрослого. На основе общих тезисов
психоанализа З. Фрейд сформулировал
идеи генеза детской психики и детской
личности: стадии детского развития
соответствуют стадиям перемещения зон,
в которых находит свое удовлетворение
первичная сексуальная потребность. В
этих стадиях отражаются развитие и
взаимоотношение между Id (Оно), Ego (Я) и
Super-Ego (Сверх-Я).
Младенец,
полностью зависящий от матери в получении
удовольствия, пребывает в оральной
фазе (0-12
месяцев), характеризующейся быстрым
ростом. Оральная фаза развития
характеризуется тем, что основной
источник удовольствия и потенциальной
фрустрации связан с кормлением. Оральная
стадия состоит из двух фаз – ранней и
поздней, занимающих первое и второе
полугодия жизни и соответствующих двум
либидозным действиям – сосанию и укусу.
Первоначально сосание связано с пищевым
удовольствием, но постепенно оно
становится либидозным действием, на
почве которого закрепляются инстинкты
Id: ребенок и в отсутствии пищи иногда
посасывает свой большой палец. Этот тип
наслаждения в трактовке З. Фрейда
совпадает с сексуальным наслаждением
и находит предметы удовлетворения в
стимуляции собственного тела, поэтому
эту стадию называна аутоэротичной. Во
второй оральной стадии, с появлением
зубов к сосанию добавляется укус, который
придает действию агрессивный характер.
Но мать не позволяет ребенку кусать
свою грудь, даже если он недоволен или
расстроен, и его стремление к наслаждению
начинает вступать в конфликт с реальностью.
За
оральным периодом следует анальный (с
12-18 месяцев до 3 лет), во время которого
ребенок впервые научается контролировать
свои телесные функции. Либидо
концентрируется вокруг ануса, который
становится объектом внимания ребенка,
приучаемого к опрятности. Теперь детская
сексуальность находит предмет своего
удовлетворения в овладении функциями
дефекации, выделения. Здесь ребенок
впервые встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть, а развитие приобретает
конфликтный характер. На этой стадии
полностью образована инстанция Ego, и
теперь она способна контролировать
импульсы Id. Обучение туалетным привычкам
мешает ребенку получать удовольствие,
которое он испытывает от удержания или
выделения экскрементов, и в его поведении
в этот период появляются агрессия,
зависть, упрямство, собственнические
чувства. У него также развиваются
защитные реакции против копрофилических
тенденций (желание потрогать испражнения) –
отвращение и чистоплотность.
Следующая
фаза начинается в три года и называется
фаллической (3-5 лет). Она характеризует
высшую ступень детской сексуальности:
если до сих пор она была аутоэротичной,
то теперь становится предметной, т.е.
дети начинают испытывать сексуальную
привязанность к взрослым людям. Ведущей
эрогенной зоной становятся гениталии.
Фаллической стадии соответствует
зарождение таких личностных черт, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью. Для этой стадии характерны
также изучение половых органов и первые
игры с ними, детская мастурбация,
сексуальное любопытство, соревновательное
и честолюбивое чувства, но более всего
– эдипов комплекс, потому что первые
люди, которые привлекают внимание
ребенка, – его родители.
Самые
важные периоды в жизни ребенка завершаются
до 5-6 лет; именно к этому времени
сформированы все три главные структуры
личности. После пяти лет наступает
длительный период латентной детской
сексуальности (5-12 лет), когда прежнее
любопытство в отношении сексуальных
проявлений уступает место любопытству
по отношению ко всему окружающему миру.
Либидо не фиксировано, сексуальные
потенции дремлют, и у ребенка есть
возможности для идентификации и
построения Я-идентичности. Он идет в
школу, и большая часть его энергии уходит
в учение. Стадия характеризуется общим
снижением сексуальных интересов:
психическая инстанция Ego полностью
контролирует потребности Id; будучи
оторванной от сексуальной цели, энергия
либидо переносится на освоение
общечеловеческого опыта, закрепленного
в науке и культуре, а также на установление
дружеских отношений со взрослыми и
сверстниками за пределами семьи.
Приблизительно
с 12 лет, с началом подросткового периода,
когда созревает репродуктивная система,
сексуальные интересы вспыхивают вновь.
Генитальная фаза (12-18 лет) характеризуется
становлением самосознания, ощущением
уверенности в себе и способностью к
зрелой любви. Теперь все бывшие эрогенные
зоны объединяются, и подросток стремится
к одной цели – нормальному сексуальному
общению.
В
психоанализе осуществлено огромное
количество интересных наблюдений за
разными аспектами развития ребенка,
тем не менее, целостных картин развития
в психоанализе немного. Пожалуй, таковыми
можно считать лишь работы Анны Фрейд и
Э. Эриксона.
Следуя
традиции классического психоанализа,
концепция А. Фрейд представляла личность
состоящей из Id, Ego и Super-Ego.
Id,
в свою очередь, она делила на сексуальную
(либидо) и агрессивную (мортидо)
составляющие. Развитие либидозных
потребностей соответствует оральной,
анально-садистической, фаллической,
латентной, предпубертатной и пубертатной
стадиям. Соответствующие стадии развития
агрессивности проявляются в таких видах
поведения, как:
кусание,
плевание, цепляние (оральная агрессивность);разрушение
и жестокость (проявление анального
садизма);властолюбие,
хвастовство, зазнайство (на фаллической
стадии);дисоциальные
начала (в предпубертате и пубертате).
Для
развития Ego А. Фрейд наметила приблизительную
последовательность развития защитных
механизмов: вытеснение, реактивные
образования, проекции и переносы,
сублимация, расщепление, регрессии и
т.д.
Важным
моментом развития самой психоаналитической
концепции является распространение А.
Фрейд идей 3. Фрейда на сознание, на
инстанцию Ego (а не только на бессознательное,
как в ортодоксальном психоанализе). Она
рассматривает развитие как процесс
постепенной социализации ребенка,
подчиняющийся закону перехода от
принципа удовольствия к принципу
реальности.
Шансы
ребенка вырасти психически здоровым
во многом зависят от того, насколько
его Ego
способно выносить лишения, т.е. преодолевать
неудовольствие. Для некоторых детей
любая отсрочка или ограничение в
удовлетворении желаний совершенно
непереносимы. Они отвечают реакциями
гнева, нетерпения, ярости, и любые
замещения желаемого отвергаются ими
как недостаточные. У других детей
ограничения не вызывают возмущения.
Что интересно, подобные установки,
возникая очень рано, сохраняются на
долгие годы
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник

Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
Классический психоанализ, представленный в работах З.Фрейда, дает возможность представить психическое развитие прежде всего как психосексуальное развитие ребенка, проходящее пять основных стадий.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи -собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция — Я. Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я, определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция -Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.
Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Эрик Эриксон — последователь 3. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Его теорию называют иногда психосоциальной.
Эриксон считал, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
До 17-20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом.
На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет «количество» веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.
Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.
Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Младший школьный возраст соответствует четвертой стадии (латентной), связанной с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.
Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диф-фузностъ идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).
В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я».
Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.
Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества. Зрелость, или средний возраст, —седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.
Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.
Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.
Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.
Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.
Date: 2015-11-15; view: 1040; Нарушение авторских прав
Источник