Психической развитие ребенка в трудах

Начальной формой деятельности человека, создавшей самого человека, был труд. В процессе труда люди познавали природу, раскрывали ее законы, узнавали друг друга и самих себя. Роль труда в формировании человека в длительном процессе исторического развития раскрыта Ф. Энгельсом.

В развитии ребенка труд имеет также первостепенное значение. Однако его роль здесь отличается от той, которую играл труд в историческом формировании человеческого общества. Ребенок застает в готовом виде не только продукты труда людей, вещи, материалы и не только готовые и совершенные орудия, приборы, машины. Он учится у взрослых, у самих тружеников. Их действия служат ребенку образцом для подражания, а их указания, разъяснения, контроль и помощь освобождают детей от многих безрезультатных проб и серьезных ошибок, допускавшихся людьми ранее.

Анализ различных видов трудовой деятельности детей, ее особенностей, ее изменений в разные возрастные периоды убеждает в том, что и в процессе развития ребенка труд имеет огромные образовательно-воспитательные возможности.

Содержанием трудовой деятельности является система практических действий, направляемых ребенком на достижение какой-то понятной ему и желаемой цели. Эта цель всегда имеет определенную общественную ценность. Труд детей — это серьезное и полезное дело, он облегчает труд взрослых: накрытый к обеду стол, выстиранное белье для куклы, убранные на место игрушки. Даже самостоятельная уборка своей постели, шнурование ботинок или пришивание пуговицы, т. е. всякое самообслуживание, есть подлинный труд, так как он облегчает частично работу взрослых. Конечно, реальная ценность труда ребенка, тем более дошкольника, совсем невелика. Взрослый гораздо быстрее сам уберет посуду, протрет комнатные растения, подметет пол, а для ребенка все эти действия еще очень сложны. Однако труд только тогда может играть существенную роль в развитии личности подрастающего человека, когда ребенок хочет приложить усилия, чтобы принести пользу другим людям. В этом общественном значении труда заключена его нравственная ценность.

Потребность трудиться — одна из самых жизненных потребностей современного человека. Кроме того, трудовая деятельность отвечает естественной потребности ребенка в активном разумном действовании. Поскольку результат деятельности обычно нагляден, реален, он становится сам по себе, особенно у старших дошкольников, чрезвычайно привлекательной целью. Привлекательность труда усиливается и переживанием детьми чувства радости от совместной со взрослыми и другими детьми деятельности.

Однако высоконравственное отношение к труду и устремленность к достижению общественно полезной цели далеко не сразу становятся побудителем, мотивом трудовой деятельности детей. Исследования (В. А. Горбачевой, Л. А. Парембской, Я. З. Неверович, Т. Е. Ендовицкой, З. Н. Борисовой и др.) показывают, что маленькие дети, выполняя отдельные трудовые поручения, руководствуются сначала узкими и даже эгоистическими мотивами. Они трудятся, чтобы их похвалила мама, чтобы их поставили в пример другим детям. Постепенно, по мере развития детей, меняются и мотивы их трудовой деятельности. Для трехлетнего ребенка привлекателен сам процесс труда. Действуя вместе со взрослыми и выполняя по-настоящему нужное дело, он чувствует себя совсем большим. Он с интересом раскладывает ложки к обеду, убирает в ящик свои чулочки. Такой труд недалек от игры. Но побуждения тут иные. Они особенно отчетливо выступают, у пяти-, шестилетних и старших ребят. Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста должен знать, для чего он трудится, кому нужно то, что он делает. С развитием ребенка все большее значение приобретает результат труда, т. е. польза, которую принесет кому-то его работа. Исследование Я. 3. Неверович показало, что уже пятилетним детям совсем небезразлично, для кого делать флажок, салфеточку или другую вещь. Усидчивость детей, способность сохранять волевое внимание и высокую работоспособность, так же как и качество работы, заметно изменяются в зависимости от цели и мотива трудовой деятельности детей.

В некоторых случаях дети выполняют задание по нескольким мотивам (им хочется побольше надергать ниток и сделать подарок маме и т. д.).

Мотивы трудовой деятельности приобретают у шести-, восьмилетних детей все более и более ярко выраженное общественное значение. Дети работают на участке, чтобы весь их детский сад хорошо подготовился к встрече родителей. Достижение реального результата труда вызывает у ребенка чувство огромного эмоционального подъема. Это чувство возникает потому, что дети: а) видят, что их усилия потрачены не зря (сделанные к празднику цветы, убранный зал, вышитая салфеточка); б) начинают осознавать свои силы («Вот что я могу»); в) начинают ощущать радость коллективного труда, их увлекает сам процесс труда; г) воодушевляются похвалой, одобрением взрослых. Положительные переживания в процессе труда развивают у детей трудолюбие и уверенность в своих силах.

Труд развивает физические, умственные и нравственные способности детей. Эти огромные развивающие возможности трудовой деятельности были не раз подчеркнуты К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской (специально выделявшей труд детей по выращиванию растений), М. И. Калининым, А. С. Макаренко и другими выдающимися педагогами.

Труд развивает и совершенствует все психические качества детей, в частности, точность восприятия, наблюдательность и чувствительность к выполняемым движениям. Готовясь к посадке овощей, шести-, семилетние дети разбирают семена, сортируют их по величине, форме, ощупывают их поверхность. Бросая в воду, следят, какие из них всплывают, а какие падают на дно. Вышивая салфеточки, дети научаются определять и сравнивать толщину и качество швов, оценивать выбранную расцветку узора, его расположение. Координация в работе глаза и руки (сенсомоторика), согласованные движения всех пальцев являются существенным показателем готовности ребенка к школьному труду, к учению, письму.

Читайте также:  Рисование как способ раннего развития ребенка

Направляя свои действия на достижение ясно осознанной цели, дети упражняются в наблюдении, в избирательном сосредоточении внимания, которое становится все более устойчивым и произвольным, т. е. приобретает управляемый характер. Дети младшей группы детского сада замечают распустившийся за ночь бутон на тех кустиках, за которыми они ухаживали вместе со старшими детьми накануне. Шести-, семилетние дети замечают малейшую оплошность дежурных по столу.

Труд требует от ребенка разностороннего использования своего опыта. Для того чтобы дети трудились охотно, необходимо дать им понять значение труда людей, важность его для общества. Следует обогащать представления детей о том, где, как, для чего работают разные специалисты, рассказывать им об орудиях, инструментах, машинах и материалах, которыми и над которыми работают люди разных профессий. Надо раскрывать им пользу труда каждого ,показывать, в чем радость труда и в чем трудность работы Огромное образовательно-воспитательное значение имеет показ детям тех взаимоотношений, которыми трудящиеся связаны между собой.

Особое значение имеет труд для развития у детей ручных навыков и интеллектуальных умений. Подражая взрослым и выполняя их указания, ребенок уже в преддошкольном возрасте осваивает некоторые простые действия с такими предметами, как ложка, карандаш, приобретает навыки самообслуживания. В более  старшем возрасте ребенок умеет пользоваться ножницами, иголкой, линейкой. Старшие дошкольники уже овладевают навыками ухода за растениями, навыками шитья, рисуют, штрихуют и т. п. Ребенок должен владеть, однако, не только автоматизированными действиями, т. е. навыками, он должен владеть и специальными интеллектуальными умениями. Необходимо уметь отбирать наиболее пригодные для достижения поставленной цели приемы, инструменты, материалы; уметь определять, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять.

Маленькие дети еще не умеют планировать свою трудовую деятельность, осмысленно и последовательно подбирать и выполнять необходимые трудовые операции. Поэтому дети даже при наличии самых хороших побуждений и ясных целей не всегда могут достигнуть намеченного.

Исследование Н. Г. Морозовой показало, что умение планировать свои действия формируется у дошкольников в тех случаях, когда они изменяют свое отношение к инструкции взрослого. Младшие дошкольники подражательно воспроизводят отдельные действия взрослого, хотя и стремятся проявить самостоятельность («Я сам умею»). Старшие же дошкольники из указаний взрослого стремятся узнать, как надо делать, каким способом, какие движения надо использовать, чтобы получилось хорошо и без помощи взрослого.

Роль интеллектуальной стороны в освоении умений раскрывает и А. И. Сорокина. Она указывает такие основные компоненты труда: 1) использование знаний; 2) осознание цели; 3) обдумывание трудовых действий; 4) проверка и оценка результатов труда и 5) практическое выполнение необходимых действий.

Таким образом, четыре компонента трудовой деятельности из пяти требуют от ребенка выполнения умственных операций. Активность ребенка в труде (не только физическая, но и умственная) открывает широкие возможности для развития его мышления и воображения.

Труд требует как умственного, так и физического напряжения, т.е. значительных волевых усилий, при этом порой на протяжении достаточно длительного времени, так как на пути к достижению поставленной цели могут встретиться внешние и внутренние препятствия. «Витя,— кричит, вбегая в комнату, Сережа,— бежим скорее в сад, там ребята птичку поймали!» Витя, поливая посаженные семена, порывается бежать, но останавливается и спокойно продолжает свое дело. «Подожди, полью, тогда и приду». Чем более желанна цель труда, чем большую ценность в ней видит ребенок, тем больше усилий он прилагает к ее достижению, преодолевая подчас большие препятствия, возникающие на его пути.

Говоря о роли труда в развитии воли детей, А. С. Макаренко отмечал, что дети, приучаясь в труде преодолевать препятствия, перестают бояться ощущения усилия.

Как коллективная деятельность, труд требует от каждого ребенка соучастия в общей деятельности. Даже тогда, когда дети работают как будто порознь, когда ребенок для себя клеит, стирает или ухаживает за своей грядкой, он всегда пользуется орудиями, материалами, достижениями других людей. Их мнение становится для ребенка основным критерием оценки достигнутого им результата.

Чаще всего любая трудовая деятельность детей-дошкольников и школьников требует совместной работы. Значит, нужны распределение сил, согласованность усилий многих ребят. В этой совместной с товарищами деятельности рождаются отношения сотрудничества, возникают ростки дружбы, внимательного отношения друг к другу и к продуктам чужого труда.

Таким образом, педагогически организованный труд детей имеет огромные возможности для всестороннего развития ребенка, его движений и ощущений, памяти и воображения, наблюдательности, внимания и мышления. В трудовой деятельности создаются большие возможности развития у детей целеустремленности, настойчивости, воли, высших человеческих чувств и лучших нравственных качеств. Однако совершенно очевидно, что эти возможности могут быть использованы в разной мере, в зависимости от того, насколько педагог, воспитатель знает развивающие возможности труда и насколько владеет умениями реализовать их в повседневной педагогической работе.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка дошкольного возраста

Назовем основные требования к организации трудовой деятельности детей:

1. Как всякая деятельность, труд должен соответствовать психологическим и физическим возможностям детей. Для двух-, трехлетних малышей характерно увлечение самим процессом деятельности. Маленьким детям недоступно стремление к достижению предполагаемой цели, даже достаточно близкой.

По мере развития ребенка цель и мотив могут расщепляться. Пяти-, шестилетний ребенок уже может заглянуть в будущее, хотя еще и недалекое. Когда воспитатель предлагает детям средней группы подготовить площадку к празднику — приему родителей, посадить лук и ухаживать за ним, дети могут ради этой цели мобилизовать свои усилия.

Старшим (шести-, семилетним детям) доступны и более сложные, и более далекие цели, достижение которых требует длительных усилий целой группы детей, т. е. коллективной, хорошо организованной деятельности. Если задачи, поставленные педагогом, слишком легки для детей, они не вызывают у них серьезного отношения и не мобилизуют их усилий, а слишком сложные задачи тормозят попытки детей решать их практически.

2. Чтобы любой организованный воспитателем труд радовал детей, им должна быть ясна не только цель, т. е. конечный результат труда, но должно быть ясно и его общественное значение

3. Для формирования положительного эмоционального отношения к труду необходимо, чтобы ребенок не только знал, что труд нужен, что трудиться всем обязательно. Необходимо, чтобы ребенок признавал всякий полезный труд самой большой общественной ценностью. Общественные мотивы детей формируются на основе оценок, которыми взрослые подкрепляют сделанное ребенком усилие, необходимое для достижения поставленной цели. Рассказывая детям о труде взрослых, воспитатели постоянно подчеркивают необходимость усилий в труде. Для дошкольников положительные или отрицательные подкрепления приобретают все более ярко выраженный общественный характер.

Подкрепления взрослых выражаются в первую очередь словами. Конечно, такие словесные оценки обычно сопровождаются и различным эмоциональным отношением взрослого к трудовому действию ребенка, которое проявляется в мимике, жестах, интонациях голоса. Особая ценность общественно значимых мотивов в том и состоит, что дети не только понимают поставленную цель, но и хотят ее достигнуть.

4. Чтобы ребенок испытывал удовольствие от своей трудовой деятельности, он должен уметь трудиться, т. е. обладать определенными навыками и умениями. Навыки, как известно, требуют многократного повторения одних и тех же действий. Однако, вырабатывая у детей навыки, педагог не должен пользоваться «пооперационным» инструктажем. Если педагог ставит перед детьми задачу так, что мобилизует мыслительную активность и творческие силы детей, они начинают самостоятельно искать способы эффективного решения задачи, у них формируются интеллектуальные умения. Они научаются применять в новых обстоятельствах успешно использованные ими ранее знания и навыки. Так вырабатывается общее умение обдуманно и последовательно идти к поставленной цели, планировать необходимые операции и предвидеть будущий результат. Так, при решении задач разного содержания, структуры и сложности у детей уже в школьном возрасте формируется обобщенное умение, или метод умственного труда.

Труд детей как педагогически организованная деятельность имеет огромные развивающие возможности. Они выражены в том, что целью трудовой деятельности даже пяти-, шестилетних и тем более старших детей является достижение какого-то конкретного общественно полезного результата, ценность которого понятна ребенку.

Труд приносит ребенку радость, эмоциональное удовлетворение благодаря достигаемому результату, имеющему общественную значимость, одобрению старших, ощущению собственного роста в процессе деятельности и совместной с товарищами активной деятельности.

Источник

Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, она протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года; второй этап это развитие сложных двигательных функций — от 1 года до 3 лет; третий — созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет; четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психического качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором та или иная система созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психического созревания всегда является в известной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакция ребенка в первые дни его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3 месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции — удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования и представления о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности ( малышу становится доступным обращение с различными предметами). [2, с.183-190].

Читайте также:  Влияние игры на разностороннее развитие ребенка

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).

Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие раздражителей), то уже начиная со 2—3-го месяца жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер. Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м месяцу жизни. К 6—7 месяцу малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10 он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Итак, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли — стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в том числе в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я — личность.

На 2—3 году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества.

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психических функций — восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения. [2, с.208].

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций — познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики ребенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3 — 4 года, 7 — 8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, также нервно-психическими болезнями (неврозами, психозами). Наиболее настораживает в этом отношении третий — называется пубертатный (критический период, который характеризуется половым созреванием подростков)

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен, который называется акцелерацией — ускорение роста и развития современных детей и подростков. Все это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у детей, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности ребенка.

Источник