Психического развития ребенка в зарубежной психологии

Вероятно многие учителя, родители, воспитатели могут объяснить и предугадать те или иные формы поведения детей и взрослых, но их прогнозы строятся на уровне личного жизненного опыта и наблюдений. К сожалению, теория развития детей и взрослых на сегодняшний день не достаточно четко разработана, во всяком случае единой теории развития нет. Существует несколько теорий, которые в комплексе и единстве могут дать научные представления и осмысление вопросов, связанных с развитием, поведением и воспитанием детей.

Психоаналитическая теория З.Фрейда. Он рассматривал поведение человека, как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов, на которые влияют условия его воспитания в детском возрасте. З.Фрейд считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, а происходящее с нами – это результат деятельности подсознания, содержимое которого накапливается в течении всей жизни.

З.Фрейд полагал, что дети в своем развитии проходят 5 стадий психического (психосексуального) развития, которые оказывают влияние на формирование личностных качеств.

I. Оральная стадия (от рождения до 2-х лет). Мир ребенка на этой стадии сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что став взрослым, человек будет предельно самостоятельным. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимой личности; которая постоянно раздражена, агрессивна, саркастична, склонна к перееданию, много говорят, грызут ногти. По мнению З. Фрейда «она застряла на оральной стадии развития».

II. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививают навыки туалета. Его внимание сосредоточено на анальной области (выделениях, испражнениях). Дети, успешно прошедшие данною стадию отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью и это сохраняется на всю жизнь.

Быстрое и усиленное приручение к горшку приводит к тому, что ребенок зацикливается на постоянных требованиях чистоты, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают должного внимания – то в результате формируется взрослый с чертами негативизма, анархичности в поведении, и желанию лидировать.

III. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети усиленно изучают свои половые органы. У них впервые появляются симпатии к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного пола. Связанные с этими чувствами конфликты З. Фрейд назвал «эдиповым комплексом» (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек) согласно древней мифологии. Успешное преодоление данной стадии разрешается посредством отожествления себя /идентификации/ с родителями соответствующего пола. Дети начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т.п.

Мальчики, испытывающие трудности на этой стадии становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Девочки же всю жизнь, как крест несут «комплекс Электры», хотя и проявляется он по-разному: желание иметь сына в качестве компенсации или стремление к неформальным половым связям.

IV. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте «либидо» (позитивные сексуальные импульсы) не концентрируются в какой-либо части тела, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями одного пола, начинают не только их копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие данному полу.

V. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). Внимание детей вновь сосредоточено на своих половых органах, кроме того, появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям З. Фрейд уделял мало внимания, считая, что основные личностные характеристики закладываются в возрасте
5–6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной, и фаллической стадий, обуславливает формирование психически здоровой личности. Трудности же на этих стадиях проводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии.

Теория социального развития личности Э.Эриксона. У З.Фрейда стадии развития назывались психосексуальными, отражая их биологическую сущность. Э. Эриксон же чаще употребляет понятие «социальное», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов. Он выделил 8 стадий, на каждой, из которой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Он полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составлявших тот или иной тип личности. Все стадии люди проходят с разной скоростью и разным успехом. Неудачное разрешение кризиса приводит к тому, что переходя на новую стадию, человек переносят с собой необходимость решать противоречия данной и предыдущей стадии.

Конфликты на разных стадиях развития личности:

· между доверием и недоверием к окружающему миру (в возрасте от 0 до 1 года);

· между чувством независимости и ощущением стыда и сомнениями (в возрасте от 1 до З лет);

· между инициативностью и чувством вины (в возрасте от 4 до
5 лет);

· между трудолюбием и чувством неполноценности (в возрасте от 6 до 11лет);

· между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (в возрасте от 12 до 18 лет);

· между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление: 19–30 лет);

· между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (нормальное взросление: 31–50 лет);

· между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление: 51–60 лет).

Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Пиаже. Наиболее полно проблемы умственного развития были рассмотрены швейцарским ученым Жаном Пиаже. В своих работах он показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых, и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Читайте также:  Что давать ребенку для умственного развития

Согласно концепции Ж. Пиаже навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяется общая осведомленность ребенка об окружающем мире. Причем, детские игры Пиаже рассматривал как непременный компонент важнейшей работы по исследованию окружающих объектов: людей, явлений, предметов. Он считал, что именно «обучение в процессе деятельности» необходимо для нормального умственного развития ребенка и успешного процесса его взросления.

По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода и несколько стадий:

1. Чувственно-двигательный (сенсомоторный) период (от 0 до
2 лет). Преобладающей формой поведений являются рефлексы – первая стадия. Затем происходит приспособление к окружающей среде за счет координации движений – вторая стадия. На 3–4 стадиях дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие. Развивается способность восприятия постоянства объектов.

2. Дооператорный период (от 2 до 7 лет). Происходит формирование образного мышления, которое позволяет думать о предметах, сравнивать их в уме, даже в том случае, если предметов нет. Формируется память, развивается способность подбирать предметы по предложенному образцу, распределять по сериям, т.е. классифицировать и систематизировать.

3. Период периодконкретного мышления (от 7 до 11лет). Это период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Формируется новая форма мышления, позволяющая искать решение своих проблем чисто логическим путем, удерживая в памяти различные образцы (предметов, действий) и производить с ними мыслительные операции.

4. Период формально-логического (абстрактного) мышления (от
11–12 до 18 лет и далее). В этом возрасте складываются новые сложные мыслительные схемы, позволяющие производить формально-логические операции, не опираясь на чувственное восприятие конкретных объектов. Появляется способность оперировать абстрактными понятиями, развиваются навыки научного мышления, благодаря которым люди рассуждают о прошлом, будущем, настоящем, выдвигают гипотезы, строят предположения.

Теории поведения.

Сторонники поведенческой теории считают, что поведение, его различные формы и типы обуславливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской (Дж. Уотсон), что в переводе означает «поведение». Согласно этой теории человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым – назвать бихевиоризм «теорией обучения», – т.е. «человек учится вести себя всю жизнь». Выделяют три типа обучения:

1. Классическое обуславливание – это простейший тип обучения, в процесс которого используются лишь непроизвольные /безусловные/ рефлексы в поведении детей. Ребенок, как и детеныш животных в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом и на стимулы несколько отличающиеся. /Д.Уотсон/

Пример: американческие исследователи учили бояться 9-ти мес. малыша белую мышь, используя только его безусловные рефлексы. Было подмечено, что ребенок очень пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появляется он вздрагивает, вскидывает ручки, ножки и раздается сильный плач. Ученые показали малышу игрушечную из белого меха мышь, дали потрогать – и ни каких реакций она не вызвала, и так 2 раза. В следующий раз, как только он к ней прикасался, у изголовья его кровати раздавался сильный резкий звук. Малыш испугался, оттолкнул мышь, а в следующий раз при повторении опыта, громко плакал. Теперь его плач можно было слышать после каждого появления мыши, даже без звукового сопровождения.

Белая мышь в данном примере – условный стимул, а плач – обусловленный ответ. Ребенок научился бояться белую мышь, более того подобную реакцию /чувство страха/ вызывали у него теперь и белый мягкий заяц и белый пушистый игрушечный медвежонок и т.п., хотя никто не учил малыша их бояться. Подобную реакцию ученые назвали – генерализацией страха.

2. Оперантное обусловливание (Б.Скиннер). Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные и отрицательные). Дело в том, что дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, относящихся к оперантному обусловливанию, особенно таких, как подкрепление и наказание.

Подкрепление – это стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Различают подкрепление позитивное и негативное. Позитивным – является подкрепление приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения.

Негативное подкрепление – это то, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, лишь бы избежать неприятный стимул.

Пример: в момент, когда шофер садится на водительское место в машине раздается резкий и неприятный звонок, который замолкает лишь после того как пристегиваются ремни безопасности, т.е. согласно теории Б.Скиннера, форма поведения (пристегивание ремня) повторяется ради того, что бы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Бихевиористы установили, что наказание тоже является специфическим средством обучения. Наказание – это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения.

Понятие «наказание» и «негативное подкрепление» часто путают, однако: при наказании человеку дается, предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирают нечто приятное – а в результате вынуждают его прекратить какие-то действия или поступки. При «негативном подкреплении» убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Б.Скиннер придавал «позитивному подкреплению» большее значение, чем наказаниям из-за отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление – более действенное средство контроля за поведением. Наказания же следует всячески избегать.

Например: истерические припадки ребенка – родители не обращают внимания, т.е. стимул не срабатывает, и постепенно ребенок от него отказывается..

3. Обучение посредством наблюдения (американский психолог А.Бандура). Он считает, что взрослые должны «давать образцы социально приемлемого поведения детям». Не отрицая два выше указанных способа обучения, он полагал, что гораздо чаще обучение ребенка происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем что делают, как ведут себя родители, бабушки и девушки, сестры и братья, сверстники, другие люди в его социальном окружении и старается воспроизводить образцы их поведения. Развитие личностных характеристик человека зависит от его «способности учиться у окружающих».

Читайте также:  Список книг развитие ребенка до года

Например: если ребенок в поликлинике общался с добрым врачом, или видел как другой ребенок изображал доброго врача, слушал по радио, смотрел по телевидению о врачах – он может решит стать врачом, когда вырастет.

За годы жизни ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он это может и не воспроизводить. Однако, если он видит что за какие-то дела, поступки, других детей поощряют, то скорее всего он будет стараться копировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет подражать тем людям, которыми он восхищается. Дети никогда не будут копировать образцы поведения тех, кто им неприятии, или кого боятся.

Теория нравственного развития личности Л.Колберга

Л. Колберг в своей теории выделяет три уровнянравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает по 2 стадии:

1. Преднравственный уровень (4–10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.

— На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.

— На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

2.Конвенциональный уровень (10–13 лет). Человек находящийся на этом уровне нравственного развития придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.

— На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

— На четвертой стадии суждение выдается в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). По мнению Кольберга истинная нравственность достигается только на этом уровне развития. Именно здесь человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности.

— На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически примятого решения или вообще на уважении прав человека.

— На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Вместе с тем, Л.Колберг утверждает, что многие люди так никогда и не переходят 4 стадию нравственного развития, а 6 стадии достигают меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Л. Колберга упрекали в том, что он разработал «мужскую» систему нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставив без внимания женщин, ориентированных на заботу о другом, caмоотречении и самопожертвовании.

Женскую модель развития нравственности предложила Гиллиган, которая выделила три уровня, между которыми имеются переходные стадии:

1. Самоозабоченность – на этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. На переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей.

2. Самопожертвование – социальные нормы, которым следуют большинство женщин, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Это роль хорошей матери, когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей, чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее в ситуацию выбора. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других, ответственность за которых она продолжает испытывать.

3. Самоуважение – на этом уровне понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда другим, особенно людям, связанными с нею семейными и социальными узами. Уровень нравственного сознания перерастает в мораль.

Источник

Теория детского мышления Пиаже строилась на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть также выведено из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой является логическое мышление. Процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Он не подается непосредственному наблюдению и выражается через другие феномены. Среди них — доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм. В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.

Читайте также:  Влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное развитие ребенка

Психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.

Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:

  1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Критерий появления интеллекта – использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели;
  2. Период «конкретных» операций (репрезентативный) (до 12 лет), куда в качестве подпериода включена стадия дооперационального интеллекта (до 6 – 7 лет):
    1. Cтадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2-4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия.
    2. Стадия конкретных операций (7-11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Это начальный этап интериоризации действий, развитие символического мышления, формирования семиотических функций( язык, умственный образ). Переход к конкретно — операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми.
  3. Формально – операциональный интеллект (примерно до 15 лет). Формально — операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Дети способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта.

В книге «Детство и общество» (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности».

  1. Младенчество (орально – сенсорная): базальное доверие / базальное недоверие. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
  2. Раннее детство (мышечно-анальная): автономия / стыд и сомнение. Охватывает второй и третий год жизни и совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период считает Эриксон у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, то кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности.
  3. Возраст игры (локомоторно-генитальная): инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом.
  4. Школьный возраст (латентная): трудолюбие / неполноценность. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности и он осваивает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов поддерживают в нем чувство трудолюбия.
  5. Юность (кризис подросткового возраста): эго-идентичность / ролевое смешение. Идентификация Я означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности. Подросток приобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я – как индивидуальность. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих.
  6. Молодость: достижение близости / изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
  7. Зрелость: продуктивность / инертность. Относится к возрасту 26 — 64 года. Основная проблема этой стадии — это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
  8. Старость: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти.

Источник