Психического развития ребенка со сложным нарушением
К сложным нарушениям детского развития относят, сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.). У одного ребенка может наблюдаться, сочетание умственной отсталости и раннего детского аутизма, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи, сочетание глухоты и слабовидения. В современной специальной литературе сложные нарушения обозначаются только как первичные нарушения, например умственная отсталость. Если, в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например, в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено полное отсутствие речи у ребенка, являющееся следствием его глухоты и социально обусловленным, то есть вторичным нарушением, то такой термин, на мой взгляд, следует признать неточным. В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «комбинированные нарушения», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «сложный дефект», и все более утверждающийся в последнее время термин «сложная структура дефекта» [1].
В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три группы. Следует отметить, что в первую группу входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной), слепоглухие дети. Во вторую группу, входят дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях, принято говорить, об «осложненном» дефекте.
В третью группу, входят дети, с так называемыми множественными нарушениями, когда наблюдаются три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют, отрицательный кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи [3].
Таким образом, дети со сложными нарушениями развития — это достаточно редкая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 45 % контингента специальных образовательных учреждений. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. До недавнего времени, в нашей стране, многим детям вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако, за последнее десятилетие, положение в области коррекционного обучения и воспитания этой категории детей существенно улучшилось. Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными дефектами стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики и психологии. Все предыдущие исследовательские работы, в плане построения и развития реабилитационной помощи детям, касались в основном отдельных видов сложного дефекта. Отметим, что, данная проблема изучалась крайне неравномерно. Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогической системы воспитания слепоглухих детей. В число первоочередных задач входила проблема ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике коррекционной работы с такими детьми. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста.
Категория детей со сложной структурой дефекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения каждой группы таких детей еще предстоит разработать. В настоящее время большинство таких детей обучается в специальных классах коррекционных школ [2].
Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух и более первичных нарушений чрезвычайно отягощают контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации (материнской, сенсорной, культурной) и в сенситивный период развития основных психических функций, терпит значительный ущерб. Таким образом, это ведет к недоразвитию как отдельных функций (формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение с ними, предметные действия), так и к задержке психического развития. Отметим, что положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной деятельности такого ребенка. В дальнейшем, когда ребенок со сложным нарушением развития, попадает в условия специального образования, активно стимулирующие его развитие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием.
Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом развития последующей компенсации аномалии становятся наиболее актуальными не только в силу сложности нарушения, сколько в силу значительного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями оптимального времени начала процесса компенсации дефекта развития. Большинство исследователей, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, достаточно сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования Т. В. Розановой, А. И. Мещерякова и др.). Так, среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Это дети со сложными недостатками развития: олигофрены с поражением анализаторов (слуха, зрения), со специфическими речевыми отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом.
Характерным следствием сложных нарушений развития, является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое снижение средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные, слух и осязание. При глухоте — через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте, пути компенсации через слух и зрение оказываются, перекрыты и могут быть использованы лишь в случае частичной сохранности этих функций. Можно отметить, что если в сложном бисенсорном дефекте имеет место сложение двух различных первичных нарушений и образование их сочетания, то в средствах компенсации происходит как бы их вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтернативным является какой-то третий путь. Задача педагога- дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти, пусть и очень узкие, но реальные пути компенсации сложного дефекта. Так, для слепоглухого ребенка основную роль в развитии восприятия играют осязание и кинестетические ощущения. Кроме того, возможно значительное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере заменяют утраченные зрение и слух. Таким образом, решающим фактором развития будет являться включение ребенка в процесс культурного развития, усвоения им в процессе обучения общественно выработанного исторического опыта человечества. Вывод ребенка из ситуации изолированности от окружающего мира — материально-предметного и социального, это первейшая задача в поисках путей компенсации сложного дефекта.
В контексте культурного развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом смысле использование в компенсаторном процессе сенсорных каналов приобретает до известной степени подчиненное значение. Возможности умственного развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не следует признавать ограниченными. В конце концов они зависят от уровня развития специальной педагогики как научно-практической дисциплины. Развитие высших психических функций ребенка, как было отмечено Л. С. Выготским, является важнейшим резервом в формировании интеллектуального развития ребенка. Умственная отсталость, как возможный компонент сложного дефекта, чрезвычайно снижает потенциал компенсаторного развития аномального ребенка. Разделявшийся специалистами в прошлом крайне пессимистичный взгляд на обучение таких детей в настоящее время преодолен.
По отношению к детям, имеющим наряду с сенсорными нарушениями олигофрению, в настоящее время утверждается новая прогрессивная точка зрения, опирающаяся на гуманистическую традицию в специальной педагогике и на новые положительные экспериментальные факты.
Потенциальные возможности реабилитации детей со сложной структурой дефекта еще не освоен в специальной психологии и коррекционной педагогике, хотя и здесь действует известная в этих отраслях знания закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше.
Полноценное социальное взаимодействие с внешней средой впервые организуется через доступное при слепоглухоте самообслуживание и ручной труд. Именно в этой сфере у ребенка образуются начальные формы культурного поведения. Социально — эмоциональный контакт, взрослого (родителя, педагога) и слепоглухого ребенка, вводит его в мир человеческих отношений. Познание мира существенно обогащается, если ребенок включается в коллективный бытовой труд. Овладение функциями окружающих предметов в процессе обучения, является необходимым условием реального познания внешнего мира, выступает средством развития познавательной деятельности ребенка, в частности, формирования у него сенсорных процессов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфической особенностью таких детей является, практически полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам, что увеличивает значимость коррекционного образования для них, по сравнению с другими детьми, имеющими дефекты развития.
Литература:
1. Басилова Т. Л. Воспитание в семье ребенка со сложным сенсорным или множественным нарушением. — Дефектология № 3 1996. — 96с.
2. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. — 246 с.
3. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога — дефектолога / Под ред. Епифанцева Т. О; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 486с. (Сердце отдаю детям)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое развитие, специальная педагогика, слух, умственная отсталость, зрение, внешний мир.
Источник
Психология детей со сложными нарушениями
развития — это сравнительно новая
отрасль специальной психологии, которая
изучает особенности психического
развития человека, имеющего два или
более нарушений. Самые большие научные
традиции в этой области имеет наука об
особенностях психического развития
слепоглухого ребенка — ребенка с двойным
сенсорным нарушением.
Сложными нарушениями, как уже было
сказано, принято называть наличие
двух или более выраженных первичных
нарушений у одного ребенка. Недостатки
развития, входящие в состав сложного
дефекта, связаны с повреждением разных
систем организма. Это могут быть
выраженные нарушения зрения и ДЦП;
глухота и ДЦП; разные виды одновременного
нарушения зрения и слуха, которые принято
относить к слепоглухоте; слепота и
системное нарушение речи и т.д. Эти
достаточно выраженные сложные нарушения
развития должны диагностироваться у
детей как можно раньше.
Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы организма
как результат воздействия определенного
неблагоприятного фактора можно
назвать осложненным дефектом. Например,
результатом родовой травмы может стать
выраженное органическое поражение ЦНС,
вобравшее в себя ликвородинамические,
двигательные расстройства, нарушения
поведения и развития речи. Эти симптомы,
в зависимости от тяжести их проявлений,
могут стать характерными для осложненной
формы ЗПР, ОНР и олигофрении.
Для ранней диагностики сложного нарушения
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу
нескольких функций организма. Когда мы
имеем дело с одним первичным дефектом
развития у ребенка, мы рассматриваем
вероятность либо наследственного,
либо экзогенного происхождения.
Сложное нарушение развития может быть
вызвано одной или несколькими причинами,
разными или одинаковыми по происхождению.
Можно рассматривать несколько вариантов
этиологически сложного нарушения:
• один дефект имеет генетическое, а
второй экзогенное происхождение и
наоборот (например, ребенок наследует
выраженную близорукость по линии
матери, а нарушение двигательной сферы
приобрел в результате родовой травмы);
• оба дефекта обусловлены разными
генетическими факторами, действующими
независимо друг от друга (например,
нарушение слуха наследуется по линии
отца, а нарушение зрения по линии матери);
• каждый дефект обусловлен разными
экзогенными факторами, действующими
независимо (например, ребенок приобрел
нарушение слуха в результате перенесенной
скарлатины, а нарушение движений
наступило от травмы позвоночника);
• оба нарушения представляют собой
разные проявления одного и того же
наследственного синдрома;
• два дефекта возникли в результате
действия одного и того же экзогенного
фактора.
Наиболее изучены последние два варианта
причин сложных нарушений, когда одно
заболевание (наследственное или
экзогенное) может стать причиной
сложного или даже множественного
нарушения развития у ребенка. В группе
множественных нарушений у детей
преобладают врожденные формы патологии,
имеющие в большинстве случаев генетическое
происхождение. Реже встречаются
хромосомные синдромы как виды сложных
нарушений. Классический пример
множественного дефекта хромосомного
происхождения — это синдром Дауна.
Кроме умственной отсталости у детей с
этим синдромом в 70 % случаев имеются
нарушения слуха и в 40 % — выраженный
дефект зрения. Почти 30 % детей с синдромом
Дауна имеют множественный сенсорный
дефект (нарушение зрения и слуха) в
сочетании с умственной отсталостью.
В настоящее время описано более 250
наследственных синдромов, связанных
с нарушением слуха. Примерно одна треть
этих наследственных нарушений слуха
у детей сочетается с другими видами
нарушений (заболеваниями внутренних
органов: эндокринной системы, сердца,
почек и т.д.; заболеваниями ЦНС; нарушениями
скелетно-мышечной системы; зрения и
т.д.). Наиболее изучен ряд наследственных
синдромов и заболеваний, приводящих к
комплексному нарушению зрения и
слуха. В ряде случаев симптомы такого
наследственного заболевания проявляются
неодновременно. Например, при синдроме
Ушера нарушение слуха может возникнуть
с рождения, а поражение зрения в виде
дегенерации сетчатки начинает
проявлять себя только в дошкольном
возрасте в виде ночной или сумеречной
(«куриной») слепоты, и только к подростковому
или более старшему возрасту наступает
резкое ухудшение зрения из-за сужения
полей зрения до так называемого
«туннельного» зрения.
К экзогенным по происхождению заболеваниям,
приводящим к сложному и даже множественному
нарушению развития, относятся
различные пренатально (внутриутробно)
и постнатально перенесенные заболевания.
Наиболее известными из таких внутриутробных
заболеваний является краснуха, корь,
туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная
инфекция и др.
Вирус краснухи проникает от заболевшей
матери через плаценту в плод и может
вызвать множественные пороки развития
ребенка. Наибольший риск множественного
поражения плода возникает на ранних
сроках беременности, когда органы
зрения, слуха и кровообращения развиваются
наиболее интенсивно. Считается, что
примерно треть детей, перенесших краснуху
в утробе матери, появляются на свет со
сложными врожденными нарушениями.
Примерно 87% пораженных детей имеют
нарушения слуха; 46% — врожденный порок
сердца; 34% — врожденные нарушения зрения
и 39 % — трудности в обучении. У части
детей все эти пороки развития встречаются
одновременно в виде врожденной катаракты
обоих глаз, глухоты и врожденного порока
сердца.
Другим известным внутриутробным
хроническим вирусным заболеванием,
которое может привести к сложному
дефекту, является цитомегаловирусная
инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания
передается при близком контакте и
считается наиболее распространенным
среди всех врожденных инфекций.
Заболевание часто протекает у детей
почти без видимых симптомов и
подтверждается только после
лабораторных исследований. Как следствие
этой врожденной инфекции у детей могут
возникать изолированные нарушения
(врожденная косолапость, глухота,
деформация нёба и микроцефалия) или
комплексные (глухота и нарушения
зрения в виде хориоретинита или атрофии
зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.).
Поскольку в последние годы успешно
проводится профилактика внутриутробной
краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной
инфекцией, последствием которой могут
быть врожденные сложные нарушения у
детей.
Причинами врожденных нарушений зрения
и слуха, нарушений зрения и умственной
отсталости может стать заболевание
матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.
Такие постнатальные заболевания, как
корь или скарлатина, тяжелый грипп или
нейроинфекции, перенесенные в детском
возрасте, также могут привести к сложному
нарушению развития у ребенка. К сложному
нарушению зрения и слуха с возрастом
может привести тяжелый диабет и ряд
других соматических заболеваний.
В последние годы специалисты отмечают
рост числа детей с врожденными нарушениями
зрения и слуха, появившихся на свет
глубоко недоношенными и спасенными
благодаря достижениям современной
медицины. Примерно у 11 % недоношенных
детей обнаруживаются аномалии
развития глаз, приводящие к глубоким
нарушениям зрения и даже слепоте.
Ретинопатия недоношенных (поражение
сетчатки) развивается у глубоко
недоношенных детей при неадекватном
кислородном режиме во время искусственного
вынашивания в кювезах. Как следствие
глубокой недоношенности у таких детей
могут наблюдаться и нарушения слуха.
Иногда к би-сенсорному дефекту добавляется
ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая
недоношенность является следствием
внутриутробно перенесенных инфекционных
заболеваний. Но в большинстве случаев
причины глубокой недоношенности остаются
пока неизвестными.
Современный уровень науки и практики
оказания помощи детям со сложными
недостатками развития позволяет выделить
следующие варианты разных сочетанных
нарушений.
1. По сочетанности нарушений можно
выделить более 20 видов сложных и
множественных нарушений. Это могут быть
различные сочетания сенсорных,
двигательных, речевых и эмоциональных
нарушений друг с другом (сложное сенсорное
нарушение как сочетание нарушений
зрения и слуха; нарушение зрения и
системное нарушение речи; нарушения
слуха и движений; нарушение зрения и
движений), а также сочетание всех видов
этих дефектов с умственной отсталостью
разной степени (глухота и умственная
отсталость, слепота и умственная
отсталость, двигательные нарушения и
умственная отсталость; разные сочетания
умственной отсталости и сложных сенсорных
нарушений при множественном дефекте).
2. По выраженности сочетанных нарушений
зрения и слуха детей с этим видом сложного
нарушения можно разделить на: тотально
или практически слепоглухих; слепых
слабослышащих; слабовидящих глухих;
слабовидящих слабослышащих.
Детей с сочетанными нарушениями зрения
и речи можно разделить на: слепых
алаликов; слабовидящих алаликов; слепых
детей с ОНР; слабовидящих детей с ОНР.
Детей с нарушениями зрения и движений
можно разделить на:
непередвигающихся самостоятельно
слепых; непередвигающихся самостоятельно
слабовидящих; слепых с нарушениями
движений (остаточные явления ДЦП);
слабовидящих с остаточными нарушениями
ДЦП.
Сочетание нарушений слуха и движений
можно разделить на:
тяжелые формы ДЦП и глухоты; тяжелые
формы ДЦП и тугоухости; легкие формы
ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и
тугоухости.
Возможно множество сочетаний, разных
по выраженности сенсорных и двигательных
нарушений, с разной по глубине умственной
отсталостью.
Такая классификация позволяет достаточно
адекватно подойти к решению вопроса
о месте обучения ребенка в определенном
типе школы. Но при этом необходимо
учитывать условность подобного
разделения и зависимость выраженности
нарушений от применяемого лечения.
Например, ребенок, рожденный слепым или
ослепший от раннего проявления
врожденной катаракты обоих глаз, имеет
большой
шанс возвращения зрения после удаления
катаракты в раннем возрасте. Однако при
этом необходимо помнить о большом
количестве осложнений после операций,
о возможности вторичных катаракт и даже
потери зрения в юношеском возрасте
из-за отслойки сетчатки у части детей
с внутриутробно перенесенной краснухой.
При хорошо подобранном лечении и
правильном воспитании яркая
положительная динамика может наблюдаться
у детей с тяжелыми формами детского
церебрального паралича, у детей с
кондуктивной тугоухостью и т.д.
Известны наследственные синдромы,
которые дают прогрессирующее ухудшение
движений, слуха и зрения уже в дошкольном
возрасте. Например, при врожденной
атрофии зрительных нервов обоих глаз
и сахарном диабете у ребенка с нормальным
при рождении слухом может наступить
нейросенсорная глухота.
Известен также высокий риск тотальной
отслойки сетчатки у детей с врожденной
тяжелой близорукостью и тугоухостью
(синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с
врожденным нарушением слуха страдают
прогрессирующим с возрастом нарушением
зрения в виде необратимого сужения
полей зрения (синдром Ушера).
Таким образом, разделение детей со
сложными нарушениями по выраженности
каждого из имеющихся дефектов позволяет
определить их основные трудности и
построить программу их обучения и
воспитания. При этом необходимо постоянно
следить за изменением состояния
нарушенных функций и быть готовым не
только к их будущему улучшению, но и к
ухудшению или появлению новых
проявлений других нарушений.
3. В случае сложного нарушения принято
выделять детей с одновременно или
разновременно наступившими нарушениями.
Это могут быть врожденные нарушения
зрения и слуха у ребенка, одновременно
наступившие после заболевания
менингоэнцефалитом в определенном
возрасте. Это могут быть различные
случаи разновременной потери слуха и
зрения (одно нарушение врожденное,
другое наступило в результате травмы
или прогрессирующего наследственного
заболевания в более позднем возрасте).
В других случаях это может быть врожденная
слепота и неподвижность после травмы
позвоночника в подростковом возрасте.
Этот подход к классификации сложного
нарушения у детей дошкольного возраста
также помогает нам понять неоднозначность
течения многих видов сложного дефекта,
возможность перехода этих детей из
одной категории нарушений развития в
другую и т. д. Учет времени наступления
нарушений особенно важен для детей с
сенсорными нарушениями: для оглохших
детей является очень важным степень
сформированности их речи ко времени
заболевания; для ослепших — запас их
зрительных впечатлений, на которые
можно опереться при ориентировке в
окружающем.
4. По времени наступления сложных
нарушений можно разделить на такие
группы:
с врожденным или ранним сложным дефектом;
со сложным нарушением, проявившимся
или приобретенным в младшем или старшем
дошкольном возрасте; с нарушением,
приобретенным в подростковом возрасте;
с нарушением, приобретенным в зрелом
возрасте; с нарушением, наступившим в
старческом возрасте. Врожденное или
очень рано наступившее сложное нарушение
чрезвычайно осложняет процесс развития
ребенка и требует самого пристального
внимания со стороны специалистов разного
профиля в течение всей его жизни. Рождение
ребенка с комплексным тяжелым
нарушением в семье почти сразу ставит
вопрос о возможности его семейного
воспитания. Именно эти дети чаще всего
попадают в специальные Дома ребенка и
клиники и прогноз их развития там самый
печальный. Описанные выше подходы к
классификации сложных нарушений у
детей показывают огромное многообразие
и нестабильность вариантов таких
нарушений в детстве. Это многообразие
проявлений и их динамизм является
главной особенностью категории детей
со сложными нарушениями развития.
Единая комплексная программа обследования
детей с выраженным нарушением в
психическом развитии должна включать:
обязательное медицинское, нейрофизиологическое
и психолого-педагогическое комплексное
обследование каждого ребенка при первом
обращении; регулярные повторные
обследования состояния зрения и
слуха у детей со всеми видами аномалий
развития;
регулярные повторные психолого-педагогические
обследования всех детей с нарушениями
развития; направление всех семей на
генетическое обследование.
Медицинское, или клиническое, обследование
должно включать участие врачей разных
специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), при этом нужно учитывать
данные лабораторных, рентгенологических
и других специальных обследований;
в последние годы это, например, томография
мозга и магнитно-резонансная томография
(МРТ).
Нейрофизиологическое обследование
может состоять из электроэнцефалографии
(ЭЭГ) и объективного обследования зрения
и слуха ребенка методом вызванных
потенциалов. Особенно велика роль
исследования слуховых вызванных
потенциалов (СВП.) и зрительных вызванных
потенциалов (ЗВП). Данные нейрофизио-логического
изучения ребенка могут существенно
повлиять на заключение о наличии и
выраженности сенсорных нарушений, о
глубине и распространенности поражения
ЦНС, о зрелости мозговых процессов.
Психолог вместе с врачом суммирует
полученные данные и дополняет ими
историю развития ребенка, полученную
из беседы с членами его семьи, уделяя
особое внимание описанию состояния
ребенка ко времени заболевания, приведшего
к сложному нарушению психического
развития. По характеру и скорости
восстановления нарушенных контактов
со средой можно судить о перспективах
развития ребенка с приобретенной потерей
зрения и слуха. Для этого очень важно
самым тщательным образом собирать
все имеющиеся сведения об особенностях
его психического развития до заболевания
и своевременно начать восстанавливать
утраченные связи, используя сохранные
органы чувств.
Психолого-педагогическое обследование
должно включать исследование
особенностей двигательной, познавательной
и личностной сфер ребенка, ведущих
средств общения и уровня владения
навыками самообслуживания. В случаях
сложного и множественного нарушения
развития у ребенка огромное значение
имеют наблюдения за особенностями
поведения и общения с окружающими в
привычной для ребенка домашней обстановке
или анализ видеоматериалов об этом. При
обследовании в диагностическом
центре нужно внимательно следить за
особенностями реакции ребенка на
новое помещение, наблюдать характер
контактов ребенка с близкими взрослыми
и с незнакомыми людьми, определять
уровень сформированности предметных
и игровых действий, возможности
ребенка в принятии диагностических
заданий от взрослого, реакция на
помощь, оказываемую при их выполнении.
Задачей комплексного диагностического
обследования ребенка со сложным или
множественным нарушением является
описание физического, соматического
и психического состояния ребенка на
момент обследования и разработка
психолого-педагогических рекомендаций
по его обучению и воспитанию. Решить же
вопрос о потенциальных возможностях
развития каждого отдельного ребенка
можно только в процессе его воспитания
и обучения. Полисенсорная стимуляция
ребенка при постоянном контроле за ее
интенсивностью, стимуляция малейших
проявлений его активности, чуткость
к состоянию ребенка и его родителей
являются принципами индивидуальных
коррекционных занятий с ним. Одним из
главных направлений педагогической
работы с ребенком раннего возраста
становится развитие эмоционального
контакта со взрослым и стимуляция
собственных активных движений
ребенка.
39
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник