Психическое развитие воспитанников дома ребенка
Глава первая. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья – первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды. Но в нашем веке семья, помимо всего прочего, перестала быть той единственной средой, где развивается ребёнок. В последние годы высказываются сомнения в достаточности одного лишь семейного воспитания для полноценного и всестороннего развития детей. Возникли разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных групп до детских домов. Появление таких учреждений вызвало стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т.е. вопрос об особенностях формирования личности и поведения ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. Советские учёные, в отличие от некоторых зарубежных, придают большое значение исследованию отношений матери и ребёнка, но не считают их биологически обусловленными. Не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребёнка в учреждениях закрытого типа. Это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения с взрослыми, от овладения различными видами деятельности. Психологи выяснили также, что для ребёнка нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемся в первые месяцы жизни. Попав позднее в благоприятные условия, он может быстро догнать сверстников, воспитывающихся в семье. У психологов появилось острое желание разобраться в том, что же такое семья, понять и сравнить особенности ситуации в детских учреждениях и в семье.Вместе с тем выясняется необходимость в дифференцированной оценке для гармоничного воспитания детей в учреждениях разного типа. Помимо этого необходимо принимать в расчёт действие по меньшей мере ещё двух факторов: возраста детей и особенностей разных сфер или линий их психического развития. Что касается общественного воспитания, то нужно согласиться с тем, что разветвлённая сеть детских учреждений может выполнять в обществе важнейшие функции: социально-бытовую – детские учреждения позволяют женщине-матери участвовать в производстве, воспитательную – в детских учреждениях могут быть созданы условия для всестороннего развития ребёнка. Исследуя особенности развития детей в учреждениях разного типа и в семье, авторы ставили пред собой следующие задачи – выявить специфику влияния различных детских учреждений, условий жизни и воспитания на развитие детей различных возрастных групп, с момента появления ребёнка на свет и до старшего возраста, условий жизни и воспитания детей на разные стороны их психического развития. Глава вторая. Ребёнок младенческого возраста Если у ребёнка в середине или в конце первого года жизни отсутствует потребность в общении или она выражена слабо, следует провести работу по организации общения. Необходимо сначала сформировать ситуативно-личностное общение, а затем – ситуативно-деловое общение. Персоналу группы необходимо поддерживать только коммуникативные контактыи по возможности организовывать их, привлекая внимание ребёнка к личностным качествам сверстника, стимулируя субъектные отношения. К концу первого года жизни можно начинать учить детей сочувствовать и сопереживать сверстнику. Следует чаще хвалить детей, обязательно успокаивать и утешать плачущего ребёнка в присутствии других детей, а по возможности и привлекать их к этому. Глава третья. Ребёнок раннего возраста Практическое сотрудничество ребёнка с взрослым должно стать основной формой общения, а предметная деятельность – ведущей деятельностью детей от года до трёх лет. В качестве главной задачи на втором году жизни детей выступает создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности. Для этого взрослый в ходе непосредственно-эмоционального контакта, т.е. той основы, на которой строится новая форма общения, должен переключать внимание с себя на предмет: показывать его малышу, поворачивать разными сторонами, производить с ним несколько простейших действий. Присвоив функцию контроля за исполнением предметно-практических задач, ребёнок становится подлинно самостоятельным в онтогенетически доступной ему сфере – предметно-практической деятельности. Глава четвёртая. Дошкольник I. Многие дети на занятиях в детском доме постоянно нарушают правила, принятые в учебной ситуации. Чтобы облегчить им осознание своих действий, можно раздаватьсвоеобразные метки хорошего и плохого поведения (кружочки, звёздочки и т.д.) с целью привлечения внимания ребёнка к своему поведению. Важно, чтобы ребёнок сам давал себе оценку, опираясь на полученные значки. II. Наблюдая за самостоятельными действиями ребёнка во время игры, воспитатель время от времени может задавать ему вопросы, направленные на осознание действий и состояний. Вопросы взрослого преследуют три основные цели. 1. Если дети будут играть не молча, а комментируя свои действия вслух, как это часто делают дети из семьи, то произойдёт важный сдвиг в их осознании собственных действий. 2. Способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребёнка. 3. Ставить ребёнка в ситуацию сознательного выбора, побуждать к принятию самостоятельных решений. III. Совместное планирование игры предполагает специальную организацию взрослым совместной деятельности детей. IV.Каждый вечер с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Своеобразный «устный дневник» дисциплинирует сознание ребёнка, развивает внимание, память, самосознание. V. Жизнь детей в детском доме нужно по возможности насыщать новыми событиями, обогащать новыми впечатлениями, заставляя детей ьыть активными участниками этих событий, ждать их, готовиться к ним. Для этого нужны беседы о завтрашнем дне, которые полезно проводить каждый вечер. Оченьполезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими. Постепенно следует подключать самих детей к планированию своей жизни. Глава пятая. Младший школьник 1. Для полноценного интеллектуального развития детей и особенно образного мышления, креативности, творческого компонента необходимо всемерно обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт воспитанников школы интерната. Полезно увеличивать пространство обитания, чаще совершать прогулки, по возможности менять обстановку, в которой дети занимаются. Необходимо увеличение числа и разнообразия предметов, с которыми ребёнок может активно иметь дело. Важно, чтобы он сам мастерил что-то из этих элементов. 2. Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. При поборе заданий для развития мышления и воображения необходимо учитывать возможности ребёнка, добиваться того, чтобы задания были в меру трудны и, выполняя их, ученик испытал радость как преодоления сложности, так и своего успеха. 3. В младшей школе роль игры продолжает оставаться весьма существенной. Задача взрослого – научить ребёнка играть с игрушками, в настольные игры, работать с конструкторами: младшие школьники из детского дома практически не умеют играть. Ролевая игра и игра с правилами у воспитанников детского дома почти не встречаются. На деле оказывается необходимым начинать с игр-манипуляций, постепенно включая их в простейшие формы ролевой игры, а затем и в более сложные. 4. Воспитатель должен стремиться развивать автономию ребёнка от взрослого. Для развития общения со взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребёнок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих. 5. Для развития произвольности поведения, операций планирования и контроля за результатами своей деятельности можно использовать как ситуации учебной деятельности, так и специальные коррекционные занятия. 6. Взрослый, работающий в детском учреждении интернатного типа, должен обращать особое внимание на то, как складываются его эмоциональные связи с детьми, учитывать все возможные последствия как недостатка, так и переизбытка эмоциональности и интимности общения. Глава шестая. Подросток 1. В подростковом возрасте следует вести воспитательную работу по трём направлениям. 1) Стимулировать процесс рефлексии, самопознания при помощи групповых и индивидуальных бесед, поощрения ведения личных дневников и т.д.; 2) Обращать особое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих. 3) Удерживать два способа отношения к воспитаннику: подход к подростку как к личности в целом и множественные конкретные оценки отдельных его действий, черт характера, достижений. 2. Специфика профориентационной и профконсультационной работы с учащимися определяется необходимостью сформировать далёкую перспективу профессиональной деятельности, а с другой – развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственно профессиональной деятельности. 3. Для подготовки воспитанников детских домов и школ-интернатов к будущей семейной жизни их следует учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. 4. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Но воспитанники детского дома испытывают перегрузку общением, постоянно живя в коллективе. В результате чего может возникнуть негативное отношение к групповым занятиям. Следует найти способы нормального удовлетворения потребности в одиночестве: как организационные, так и психологические, научив подростка противостоятьинформационной перегрузке. Аннотацию выполнила студентка Костерева Анна Оглавление1.Введение 2.Глава первая. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи 3.Глава вторая. Ребёнок младенческого возраста 4.Глава третья. Ребёнок раннего возраста 5.Глава четвёртая. Дошкольник 6.Глава пятая. Младший школьник 7.Глава шестая. Подросток 8.Заключение 9.Литература ПредисловиеОсобенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени. Поэтому последние 10 – 15 лет психологи всех стран озабочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учреждениях интернатного типа. В нашей стране усилилось внимание к воспитанию детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Чтобы это внимание стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными психологическими рекомендациями по созданию условий, способствующим психическому развитию и формированию личности детей. А для этого должны быть изучены психологические особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей. Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Результаты сравнительных исследований психического развития детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, позволяют достаточно разносторонне представить, как собственно и возрастную динамику формирования личности ребёнка, так и специфику психического развития детей на разных этапах онтогенеза в зависимости от условий их воспитания и обучения. ЗаключениеДля воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье. Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое. Чем младше ребёнок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. Наиболее тесно психическое благополучие связано с условиями воспитания ребёнка (с типом детского учреждения) в младенческом и раннем возрасте. Но и в дошкольном возрасте, и в младшем школьном, и в подростковом развитии ребёнка ещё в значительной степени определяется типом детского учреждения, в котором он живёт. Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание. Сегодняшние воспитанники дома ребёнка, детского дома и интерната отличаются не только от своих сверстников из семьи, но и от детей, поражённых «госпитализмом» в его классической (грубой) форме. Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными. Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, детских домах и интернатах, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общение взрослого с ребёнком и расширение рамок индивидуального опыта последнего. Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии11.03.2020 23:32:00 MGPPULIB — Новые поступления 13.02.2020 «Каждый важен» — концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности 22.01.2020 Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление» МедиатекаВсе ролики ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник
Психологические особенности детей, воспитывающихся
в условиях детского дома.
Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,
что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже
и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.
Ф.М.Достоевский
Дошкольный возраст – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.
На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.
Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.
Говоря о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.
В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.
Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу) является материнская депривация — отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.
Формирование личности ребенка — сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.
Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми — к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение — к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивной депривации.
У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются ряд особенностей.
Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.
У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
У детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.
Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.
Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:
- пониженный фон настроения;
- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
- склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание
(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству;
- основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
- непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);
Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые определяются как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени
Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:
во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;
во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии детей по ряду существенных параметров:
- дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, медленнее овладевают речью;
- отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом;
- у детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
- обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно — образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
- у многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.
И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.
Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи, более коммуникативные, и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи.
По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.
Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.
Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.
Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.
Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
У детей, воспитывающихся в детском доме, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.
Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:
положительной — когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,
отрицательной — когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.
Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.
Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте.
Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.
И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.
Статью подготовила:
Бодягина Ирина Станиславовна
Детский дом №40
В.О.района С-Пб
воспитатель
Источник