Психическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте

Психическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте thumbnail

Малика Мамадалиева
Возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста

Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся, в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают. Развитие общения детей с взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольник и седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). Продолжает развиваться восприятие. В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. Дети хорошо ориентируются и правильно используют обозначения пространственных отношений, например «надо спуститься в низ, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени — ориентация во времени суток.В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты).

Читайте также:  Беседа с ребенком на развитие коммуникативных навыков

Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Руководство взрослых родителей и педагогов должно быть направлено на формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного.Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания — возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ— логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство — слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства — картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети 5-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины, но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать.

Читайте также:  Воспитание и психологическое развитие ребенка в семье

Источник

На чтение 7 мин.

Поведение человека любого возраста напрямую зависит от особенностей возрастного периода, в котором он находится. Особенно выражена эта зависимость у детей, ведь их психическое развитие происходит более стремительно, чем у взрослых.

Задачи дошкольного детства в психологическом плане

Поэтому при работе с детьми необходимо знать особенности психического развития старшего дошкольного возраста.

Эти особенности должны выступать, как условия математического развития дошкольников. Именно формирование математических представлений будущих школьников является базой  для успешного становления дошкольника в сфере образования.

Психологическое развитие старшего дошкольника – подготовка к школе

Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста целесообразно изучать с точки зрения   деятельностного подхода в психологии, сторонники которого  (А.Н. Леонтьев,его последователи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.),  основываясь взглядах  Л.С. Выготского,  обосновали структуру возраста. В неё вошли следующие компоненты:

  • социальная ситуация развития (специфическое отношение ребенка с окружающим миром, предопределяющее его образ жизни и сознание);
  • ведущий вид деятельности (тот вид деятельности, которому ребенок уделяет большее время, чем остальным, причем второстепенные виды деятельности являются включенными в основную);
  • основные новообразования (характеристики, проявляющиеся в конкретном возрасте, заменяющие собой предыдущие навыки и предопределяя будущие);
  • возрастной кризис (период активного развития ребенка, характеризующийся разрушением привычной социальной ситуации развития и созданием новой, что отражается в поведении ребенка и выглядит как упрямство или непослушание).

Закономерности развития психики дошкольников

Данный подход является наиболее популярным сегодня, учитывая то, что развивающее обучение, курс  на которое стараются держать современные образовательные учреждения, становится самым адекватным способом обучения подрастающего поколения.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития старшего дошкольника может быть названа «ребенок – общественный взрослый». Она остается неизменной с младшего школьного периода и характеризуется тесным взаимодействием с миром взрослых людей. Однако в старшем дошкольном возрасте это взаимодействие становится более активным, оно направлено не только на родителей и ближайших родственников, но и за пределы семьи. Ребенок заинтересован в общении с интересующими его людьми, так он получает опыт взаимодействия, необходимый для успешной социализации.

Показатели нервно-психического развития старшего дошкольного возраста

Общение характеризуется как внеситуативно – личностное, с активностью с обеих сторон. Цель такого общения состоит не в познании предметного мира, а в непосредственной коммуникации с собеседником.

Совет родителям: не лишайте ребенка возможности посещать детский сад. Именно там он получит первые навыки общения, научится самостоятельности, дисциплине и будет всесторонне развиваться вместе со сверстниками.

Ведущий вид деятельности

Ведущий вид деятельности, как и в младшем школьном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Тем не менее, сюжеты игр меняются, особое значения имеют правила, в рамках которых должны действовать все участники игры. Познавать новое старшим дошкольникам удается именно в процессе игры.

Движущие силы психологического развития

Новообразования

Основными новообразованиями старшего дошкольного возраста являются:

  • Произвольность. Все процессы начинают контролироваться ребенком, он постепенно переходит  от проявления воли словом «хочу» к «надо». Более того, он способен ставить перед собой цель и последовательно идти к её достижению.
  • Самосознание. Начинает складываться дифференцированная самооценка. Старший дошкольник способен выделить те области, в которых он наиболее силен. Тем не менее, самооценка остается завышенной, что является нормой для дошкольников. Возникает полоролевая идентификация.
  • Изменения в эмоциональной сфере. Эмоции становятся более контролируемыми.  Происходит развитие сферы чувств: появляются эстетические пристрастия, появляется чувство юмора, дошкольники способны сопереживать. Появляются новые страхи, например, становится очень сильным страх потери близких людей.
  • Развитие словесно-логического мышления, осуществляемого при помощи  логических операций с понятиями и посредством речевой деятельности. Наглядно-образное мышление, характерное для младшего школьного возраста, никуда не исчезает, оно просто переходит на более высокий уровень. Теперь ребёнок способен, глядя на картинку устанавливать связи между изображениями. Появляется способность к моделированию.
Читайте также:  Что необходимо ребенку до года для развития речи

Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников – умения думать

  • Происходит формирование  представления о временных отрезках, о настоящем, прошлом и будущем.
  • Увеличение объема памяти. Ребенок способен непроизвольно запоминать большое количество информации. Механический способ запоминания осуществляется чаще всего путем многократного повторения. Причем дошкольник способен самостоятельно поставить цель что-то запомнить и добиться её путем повторения шепотом или про себя.

Возрастной кризис

Старший дошкольный возраст завершает кризис семи лет, знаменующий переход дошкольника в возрастной период младшего школьника.  Ребенок теряет былую непосредственность, это связано с тем, что он начинает действовать не только эмоционально, но включает в определенный момент интеллектуальную составляющую. Начиная злиться, он осознает себя злящимся, начиная плакать, он осознает, что расстроен. Восприятие перемещается из области чувственного в область сознательного, то есть, ребенок может воспринимать и в то же время обобщать происходящее, то есть называть словом предмет.

Симптомы кризиса у детей 6-7 лет

Старший дошкольник начинает подражать взрослым и примерять на себя различные роли, причем не всегда уместно.

Родители могут расценивать это как баловство или даже паясничанье. Детско-родительские отношения в этот период становятся натянутыми, дошкольник настаивает на собственной позиции и не прислушивается к мнению взрослых. Желая выглядеть взрослее, ребенок старается действовать в соответствии со статусом взрослого: берет на себя новые обязанности, действует по-иному в привычных ситуациях, словом, пытается разрушить мнение о себе как о маленьком ребенке. Психика ребенка в период возрастного кризиса отличается неустойчивостью, поэтому родителям важно сохранять спокойствие.

Совет родителям: Не воспринимайте кризис 7 лет как недуг, от которого нужно оградить ребенка.

Дайте ему больше свободы и не ограничивайте ни в чем, лишь бережно контролируйте и направляйте в нужное русло. Проявлять родительскую заботу лучше всего с помощью советов, за которыми ребенок обращается сам, а не проявляя гиперопеку.

Гиперопека приводит к негативным последствиям

Развитие математических представлений у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст – период подготовки к обучению в школе.  Математика не зря издавна считалась «царицей наук». Она не только необходима в повседневной жизни, но и служит  замечательным средством развития  умственных способностей  человека. Формирование элементарных математических представлений как средства математического развития ребенка представляет собой совокупность следующих компонентов:

  •  представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
  • ориентации в пространстве и времени;
  • навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
  • владения математическими понятиями;
  • познавательных интересов и способностей, логического мышления, общего развития ребенка.

Игрушки на развитие математических способностей

Формирование математических представлений должно опираться на возрастные особенности старших дошкольников – это главное и необходимое условие. Образовательная деятельность должна быть тщательно продумана и проходить в игровой форме с включением в нее познавательную, исследовательскую и др. деятельность. Важно сформировать познавательный интерес у детей и стремление к получению знаний.

Совет родителям: наслаждайтесь каждым моментом жизни ребенка, не допускайте мысли: «Это время как-нибудь переживем, дальше будет легче».

Каждый возраст хорош по-своему. Совсем немного времени остается до того момента, когда дошкольник станет младшим школьником и продолжит восхождение по лестнице взросления, проходя новые этапы стабильности и кризисов, приобретая новый опыт и знания.

Источник