Психическое развитие ребенка в раннем детстве ведущая деятельность возраста

Психическое развитие ребенка в раннем детстве ведущая деятельность возраста thumbnail

2.1
Общая характеристика развития

В
этом возрасте происходит разделение
линий психического развития мальчиков
и девочек. Им присущи разные типы ведущей
деятельности. У мальчиков на основе
предметной деятельности формируется
предметно-орудийная. У девочек на основе
речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию с
человеческими предметами, зачатки
конструирования, в результате чего у
мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление.

Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений. Большинство
женщин обладает более развитым, чем у
мужчин, социальным мышлением, сфера
проявления которого – общение людей.
У женщин тоньше интуиция, такт, они более
склонны к эмпатии.

Половые
различия в поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их
социального общения. Ориентация мальчиков
и девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются позже.
В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и проходят
одинаковые этапы.

2.2
Общение в раннем детстве

Коммуникативные
установки детей до 3-х лет включительно
по отношению к сверстнику – установки
на манипуляцию с неживым предметом. Но
при этом проявляют познавательный
интерес к сверстнику-ребенку, как к
самому себе – нарцистический
эгоцентрический интерес к сверстнику.

Если
на втором году жизни ребенок ощущает
беспокойство при приближении к сверстнику,
то на третьем он может спокойно играть
рядом с другими. Но не вместе. Совместные
игры кратковременны и ориентированы
на взрослого.

«Ясельные»
дети могут проявлять агрессивность –
ударить, толкнуть, укусить, особенно
если другой ребенок как-то ущемляет его
интересы (завладел привлекательной
игрушкой).

Эмоциональное
развитие в раннем детстве

Ребенок
эмоционально реагирует только на то,
что непосредственно переживает. Его не
волнует то, что ждет его в будущем,
например, подарок или наказание.

Желания
неустойчивы и быстро переходящи, все
желания обладают одинаковой силой (еще
отсутствует соподчинение мотивов).
Характерны яркие эмоциональные реакции,
связанные с желаниями ребенка.

У
детей от 1 до 3 лет больший диапазон
страхов, чем у младенцев. Это объясняется
тем, что с развитием их способностей
восприятия, а также умственных способностей
расширяются и рамки жизненного опыта,
из которого черпается все новая и новая
информация. Замечая, что некоторые
объекты могут исчезать из их поля зрения,
дети боятся, что и сами они могут
исчезнуть. Они могут опасаться
водопроводных труб в ванной и туалете,
думая, что вода может унести их с собой.
Маски, парики, новые очки, кукла без
руки, медленно сдувающийся воздушный
шарик – все это может вызвать страх. У
некоторых детей может возникать страх
перед животными или движущимися машинами,
многие боятся спать в одиночестве.

Обычно
страхи исчезают со временем сами по
мере освоения ребенком более тонких
способов мышления. Чрезмерная
раздражительность, нетерпимость, гнев
родителей могут лишь усугубить детские
страхи и способствовать появлению у
ребенка чувства отверженности. Чрезмерная
родительская опека тоже не избавляет
ребенка от страха. Более эффективным
способом является постепенное приучение
их к общению с предметами, вызывающими
страх, а также наглядный пример.

2.4
Возникновение самосознания

Механизмом,
способствующим психологическому
отделению ребенка от родителей, является
самоидентификация. Самоидентификация
в раннем детстве имеет несколько
последовательно возникающих явлений:
идентификация со своим именем, половая
идентификация, идентификация со своим
внешним образом.

Первые
представления о себе возникают у ребенка
к году. Ребенок отзывается на собственное
имя. Это и представления о частях своего
тела, обобщить которые малыш пока не
может. При специальном обучении взрослыми
к полутора годам ребенок может узнавать
себя в зеркале, осваивает идентичность
отражения и своей внешности.

К
3 годам – новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребенок получает
возможность формировать свое представление
о себе настоящем. Ребенок интересуется
всеми способами подтверждения своего
«Я». Одухотворяя отдельные части тела,
в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний
малыш интересуется всем, с ним связанным,
например, тенью. Начинает использовать
местоимение «я». Идентификация с
собственным именем выражается в особом
интересе к людям, которые носят такое
же имя.

Половая
идентификация. К 3 годам ребенок уже
знает, мальчик он или девочка. Подобные
знания дети черпают из наблюдений за
поведением родителей, старших братьев
и сестер. Это позволяет ребенку понять,
каких форм поведения в соответствии с
его половой принадлежностью ждут от
него окружающие.

Уяснение
ребенком принадлежности к конкретному
полу происходит в первые 2-3 года жизни,
и наличие отца при этом крайне важно.
Для мальчиков потеря отца после 4 лет
мало сказывается на усвоении социальных
ролей. Последствия отсутствия отца у
девочек начинают сказываться в
подростковом возрасте, когда у многих
из них возникают трудности в приспособлении
к женской роли при общении с представителями
другого пола.

К
трем годам ребенок проявляет начатки
самосознания, у него развивается
притязание на признание со стороны
взрослых. Положительно оценивая те или
иные действия, взрослые придают им
привлекательность в глазах детей,
пробуждают в детях желание заслужить
похвалу, признание.

Развитие
психических функций

Речь
из автономной трансформируется в
активную. К трем годам усваиваются все
основные звуки языка. Растет активный
словарь, причем количество произносимых
ребенком слов всегда меньше, чем
количество понимаемых. Появляются
первые фразы, первые вопросы, обращенные
к взрослым. К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка.

Характерно
доминирование восприятия над другими
психическими функциями (мышление,
память, внимание зависят от восприятия).
При этом восприятие является аффективно
окрашенным – наблюдаемые предметы
«притягивают» ребенка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию, у него
появляется желание достать предмет и
что-то с ним сделать. Поведение детей
является полевым, импульсивным – ничто
из того, что лежит вне данной наглядной
ситуации, их не привлекает.

Читайте также:  Характеристика на ребенка с задержкой психического развития по развитию речи

Память
становится продолжением и развитием
восприятия (непроизвольная память).

Усвоение
языка. Словарный запас детей 1,5 лет
обычно содержит около 10 слов, в 1,8 года
– 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем
годам словарный запас составляет уже
900 – 1000 слов. Установлена прямая
зависимость между качеством языковой
стимуляции в домашнем окружении и
развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим
периодом в развитии детской речи
является, по мнению исследователей,
возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в
это время нужны спокойные и развивающие
игры и нежелательны стрессы.

При
усвоении языка дети всех народов проходят
стадии односоставных, двусоставных и
полных предложений. Во всех существующих
на земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.

2.6
Умственное развитие

Главным
стимулом совершенствования умственной
деятельности у «ходячих» детей является
их чувственно-двигательная активность.
Дети 1-2 лет находятся в первом
(сенсомоторном) периоде умственного
развития, который Ж. Пиаже разделил на
6 стадий, 4 из них ребенок проходит до
года (см. выше).

5
стадия – третичные круговые реакции
(1 – 1,5 лет) – экспериментирование с
предметами. Цель экспериментов – в них
самих: малыши любят наблюдать, как ведут
себя предметы в новых ситуациях. На
смену рефлекторному поведению приходит
истинно мыслительная деятельность:
ребенок ищет новые способы взаимодействия
с неизвестными ранее предметами.

6
стадия (1,5 – 2 года). Появление символического
мышления, то есть способности по
запечатленным в мозгу психологическим
образам (символам предметов) воспринимать
их в тот или иной момент. Теперь ребенок
может проделывать операции не с реальными,
а с идеальными предметами. Ребенок
становится способным решать простейшие
задачи в уме, не прибегая к методу проб
и ошибок. Физические действия способствуют
успешной работе мышления.

Для
восприятия внешнего мира на данной
стадии умственного развития характерен
эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже
осознает свою обособленность, отделенность
от других людей и предметов, а также
понимает, что некоторые события могут
происходить и независимо от их желаний.
Однако продолжает считать, что все видят
мир так же, как и он. Формула восприятия
младенца: «Я центр вселенной», «Весь
мир вращается вокруг меня».

2.7
Базовая потребность возраста

Если
в младенческом возрасте потребность в
безопасности была насыщена, то
актуализируется потребность в любви.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще
зависят от родителей, они постоянно
хотят чувствовать физическую близость
отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года –
формирование Эдипова комплекса и
комплекса Электры по З.Фрейду13. Важное
значение приобретает тактильный контакт.
Ребенок осваивает язык ощущений. Если
потребность не удовлетворена, человек
остается тактильно бесчувствен (именно
в этом возрасте происходит формирование
эрогенных зон, З. Фрейд).

Новообразования
возраста:

Самоидентификация
с именем, полом и внешностью.

Активная
речь.

Межличностная
рефлексия в виде понимания эмоционального
отношения к себе.

Начатки
самосознания: развитие Я-концепции,
самооценка.

2.7
Кризис трех лет

На
подходе к кризису присутствует четкая
симптоматика:

острый
интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок
озадачивается своей внешностью,
заинтересован тем, как он выглядит в
глазах других. У девочек интерес к
нарядам; мальчики начинают проявлять
озабоченность своей эффективностью,
например, в конструировании.

острая
реакция на неудачу.

Кризис
3-х лет относится к числу острых. Ребенок
неуправляем, впадает в ярость. Поведение
почти не поддается коррекции. Период
труден как для взрослого, так и для
самого ребенка. Симптомы называются
семизвездием кризиса 3 лет.

Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
Стремление сделать все наоборот, даже
вопреки собственному желанию.

Упрямство.
Ребенок настаивает на чем-то не потому,
что хочет, а потому, что он этого
потребовал, он связан своим первоначальным
решением.

Строптивость.
Она безлична, направлена против норм
воспитания, образа жизни, который
сложился до трех лет.

Своеволие.
Стремление все делать самому.

Протест-бунт.
Ребенок в состоянии войны и конфликта
с собой и с окружающими.

Симптом
обесценивания проявляется в том, что
ребенок начинает ругаться, дразнить и
обзывать родителей.

Деспотизм.
Ребенок заставляет родителей делать
все, что он требует. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм
проявляется как ревность.

Кризис
характеризуется как кризис социальных
отношений и связан со становлением
самосознания ребенка. Появляется позиция
«Я сам». Ребенок познает различие
между «должен» и «хочу».

Если
кризис протекает вяло, это говорит о
задержке в развитии аффективной и
волевой сторон личности. У детей начинает
формироваться воля, которую Э. Эриксон
назвал автономией (независимостью,
самостоятельностью). Дети перестают
нуждаться в опеке со стороны взрослых
и стремятся сами делать выбор. Чувство
стыда и неуверенности вместо автономии
возникают тогда, когда родители
ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают
всякие попытки самостоятельности.

Зона
ближайшего развития ребенка состоит в
обретении «могу»: он должен научиться
соотносить свое «хочу» с «должен»
и «нельзя» и на этой основе определить
свое «могу». Кризис затягивается,
если взрослый стоит на позиции «хочу»
(вседозволенность) или «нельзя»
(запреты). Следует предоставить ребенку
сферу деятельности, где бы он мог
проявлять самостоятельность.

Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка музыкальная деятельность

Эта
сфера деятельности – в игре. Игра с ее
особыми правилами и нормами, которые
отражают социальные связи, служит для
ребенка тем «безопасным островом,
где он может развивать и апробировать
свою независимость, самостоятельность»
(Э.Эриксон).

Новообразованием
кризисного периода является автономия.

Литература
по теме

Абрамова
Г.С. Возрастная психология: Учебник для
студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999

Галигузова
Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от
года до семи лет.- М., 1992.

Джайнотт
Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.

Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка.- М., 1993.

Крайг
Г. Психология развития. – СПб: Питер.
1999.

Ле
Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с
ума.- М., 1990.

Лешли
Д. Работать с маленькими детьми.- М.,
1991.

Макарова
Е. В начале было детство.- М., 1990.

Матейчек
З. Родители и дети.- М., 1992.

Никитин
Б.П. Ступеньки творчества или развивающие
игры.- М., 1991.

Обухова
Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. — М., 1995.

Пиаже
Ж. Избранные психологические произведения.
— М., 1986.

Развитие
личности ребенка / Н.Ньюкомб. – СПб.:
Питер, 2003.

Сапогова
Е.Е. Психология развития человека:
Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс,
2001.

Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития
человека: Развитие субъективной
реальности в онтогенезе: учебное пособие
для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

Соколова
В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся
мире.- М., 1991.

Спиваковская
А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.
Том 1. – М., 2000.

Субботский
Е.В. Ребенок открывает мир.- М., 1991

Фельдштейн
Д.И. Психология взросления:
структурно-содержательные характеристики
процесса развития личности: Избранные
труды. – М.: Флинта, 1999.

Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:
Развитие ребенка и его отношений с
окружающими. — М., 1992.

Чуковский
К.И. От двух до пяти.- М., 1990.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб13возростная психология.doc

  • #
  • #

Источник

После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. 

На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие 2 года — период раннего детства — приносят ребенку новые принципиальные достижения.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами – он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить некоторые собственные удачные действия.     

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника. С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов.
В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых ситуациях, она направлена на выяснение того, для чего служит предмет, как его можно употребить. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»

Особенно значимыми для психического развития ребенка являются 2 вида действий:
1. Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок. 
2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.

В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей. Предметные действия в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра (она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии). Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия. 

В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого, не осознает этого, но активно соглашается, когда ему это сообщают: «Ты ведешь машину как папа». Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем. 
Все эти этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес и практические советы. 

Читайте также:  Ребенок 1год и 1месяц развитие

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития сенсорики существенно влияет на мышление. В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти 3 основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. 

В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление. 
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4-х лет. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Например, играя со сборно-разборными игрушками (пирамидки, матрешки и др.), ребенок методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К 5-6-ти годам дети обучаются совершать действия в уме. Но уже объектами манипулирования выступают не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление называют наглядно-действенным.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. 
То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Развитие речи в раннем детстве.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. Причем для правильного реагирования ребенка важно, кто именно из взрослых, с какой интонацией сказал те или иные слова, находится ли в поле зрения предмет, о котором говорят, не отвлекается ли внимание ребенка более сильным наглядным впечатлением. Вопросы взрослых: «Где собачка (мячик, мама и т.д.)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка. 

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания. 
К первому году словарь ребенка – 10 слов, к 1,8 г. – 50-100 слов, к 2-м годам – 200-300 слов, к 3-м годам – 1000-1500 слов. Сроки и темпы овладения ребенком речью во многом зависят от его индивидуальных особенностей, условий его жизни. 

Ситуации, неблагоприятные для развития речи:
— взрослые мало общаются с ребенком,
— погруженность взрослого в собственные проблемы,
— слишком хорошее понимание ребенка взрослыми и выполнение всех его требований.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы. После 1,5 лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос: «Это что?». Темп развития речи сразу возрастает. 
Таким образом, в период раннего детства происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи.

Личностные образования в раннем детстве.

Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представления о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. 
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. В этом возрасте уже появляется местоимение «Я». Также у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший». Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3-х лет. 

Автор статьи: Ирина Базан.

https://psi-pulse.ru/articles/detskaya-psixologiya/psixicheskoe-razvitie-detej-v-period-rannego-detstva-1-3-goda

Серия сообщений «Детская психология»:
Часть 1 — Психическое развитие детей в период новорожденности.
Часть 2 — Психическое развитие детей в период младенчества (от 2-х месяцев до 1 года).
Часть 3 — Психическое развитие детей в период раннего детства (1-3 года).
Часть 4 — Кризис новорожденности
Часть 5 — Кризис одного года

Часть 7 — Кризис 7-ми лет
Часть 8 — Предметная и игровая деятельность в раннем детстве
Часть 9 — Феномен воображаемого друга

Источник