Психическое развитие ребенка в преддошкольном возрасте
В отечественной психологии, чаще всего, период новорождённости объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, уитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.
Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.
Центральным новообразованием этого этапа является формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.
Новорождённый ребёнок беспомощен, полность зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуаации развития младенца. На данном этапе ребёнок обладает сравнительно ораниченным фондом безусловно – рефлекторныхформ поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный и др. рефлексы). Органы чуст достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет ещё согласованности в движении глаз. Кора больших полушарий ещё не сформирована. Ощущения не дифференцированы и слиты с эмоциями.
У новорождённого малое число врождённых форм поведения. эТо не слабость, а сила ребёнка, безграничные возможности приобретения новых форм поведения.
В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов.
Новорождённость начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:
1. При переходе к самостоятельному кормлению(сосанию) происходит физиологическая потеря веса(от 6%), которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребёнок не научится полноченно питаться.
2. Физиологический катар кожи – кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок.
3. Физиологическая желтуха – является результатом приспособления печёнки к самостоятельному функционированию.
4. Половые кризы – увеличение молочных желёз. Припухлость половых органов и др.
5. Физиологическая гипертония мышц – напряжение и стремление новорождённого сохранять внутриутробное положение.
6. Физиологический сон – для несозревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон сохраняет, защищает, помогает накапливать энергию.
Рождается ребёнок с объёмом голвы – 32-34 см, весом мозга – 360 -400 гр, что составляет 1/8 веса его тела. В течение периода новорождённости вес мозга прибавляет по одному грамму каждый день, достигая к концу периода 420-460 граммов.
В качестве границы перехода на следующий возрастной этап Выготский называет первую сознательную улыбку ребёнка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовльствия малыша от общения с другим человеком. Улыбка представляет собою так называемый «Комплекс оживления», состоящий из четырех компонентов в 1-2 месяца:
1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.
2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.
3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).
4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.
Период младенчества(от 1-2 до 12-14 месяцев).
За этот период вес мозга, по сравнению с новорождённостью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к поялвению динамических стереотипов: в 2 месяца ребёнок пытается, а в 3 уже удерживает голову и поворачивает её к источнику воздействия, в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит, в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов, в 11-12 месяцев овладевает ходьбой. Формируется связь коры с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом неможет не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.
Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью, но ребёнку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействи(«мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылкик игре: в 3 месяца внимание к игрушкам, в 4 -4,5 месяца хватательные движения руки, в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев – начало действий поподражанию.
Центральным ведущим новообразованием психики является потребность ребёнка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главным фактором возрастного развития младенца.
Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока ребёнок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий. Потому он всё ещё нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребёнок резко протестует, прояляет неготивизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.
В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувтсвительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости,желание привлечь близких к своим потребностям и интересам. Отрицательные: обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б.Эльконину – кризис связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный момент в развитии, отделяющий период младенчества от последующего – преддошкольного(раннего детства) возраста.
Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)
Раннее детство в жизни ребёнка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте снижаются темпы увеличения роста и веса, но при этом знаительно совершенствуется множество умений и навыков. Это уверенная ходьба, развёрнутая предметная д-ть, достаточно развитая речь, предметное мышление, это первое рождение личности ребёнка, становление его «я».
Вес мозга, по сравнению с новорожденность, утраивается – 1050 -1100грамм. Происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.
Ведущая деятельность — Предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность.
Факторы предметно-манипулятивной д-ти:
Освоение ходьбы – расширяет возможности ребёнка в активном взаимодействии с предметами. Ребёнок постоянно находится в движении. Активность ребёнка – это мощнейший инструмент совершенствования всех видов д-ти ребёнка. Благодаря развитым двигательным навыкам ребёнок значительно быстрее осваивает пространство, в частности, более точно оценивает местоположение предметов, как по отношению к себе, так и между ними. Развитие ходьбы стимулирует развитие самосознания.
Освоение предметных действий – развитие предметных действий идёт от свободного манипулирования(1год 1 месяц), через предметные действия(выяснение значения предметов) к предметной д-ти(2года) – использование предметов по назначению.
Овладение речью – на основе накопленных впечатлений, полученных в предметной д-ти, у ребёнка происходит развитие речи. Процесс становление речи ребёнка раннего детства по-своему разнообразен. Источником развития речи являются, с одной стороны, биологические детрминанты, с другой – потребность в общении, с третьей – д-ть взрослого, вынуждающая ребёнка называть свои желания, ясно оформляя мысли словами. Речь в раннем детстве является ведущим новообразованием. Раннее детство – сензитивный период для развития речи.
(Новообразование)Речь. Три этапа:
1. Накопление словарного запаса (активного и пассивного словаря). 10-20сл в 1 год, 300-400 в 2года.
2. овладения фонетической речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи 3г.
3. Первоначальное развитие связной речи. 1,5-2 первая фраза (2-3 слова), к 3г развернутая фраза, с дополнениями, определениями и др. членами предложения.
Социальной ситуацией развития раннего возраста является ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначение и свойство предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним.
Помимо речи в раннем возрасте развиваются др. писхические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди перечисленных взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие.
Важная характеристика восприятия в этом возрасте – это аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.
В это период в процессе активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребёнок может и непроизвольно воспроизводить услышанное и увиденное раньше – ему что-то вспоминается. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.
Мышление в этом возрастном периоде принято называть наглядно – действенным. Как видно из названия, оно основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребёноком.
В это время в совместной д-ти взрослого и ребёнка усваивается сопособы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит ребёнка тому, как деражть ложку, карандаш, что нужно делать с игрушками – возить машинку, копать лопаткой, укачивать куклу.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической д-ти. Особенно это хорошо видно, когда ребёнок сталкивается с задачей, способам решения которой его взрослые не обучали. Мышление развивается в процессе практической д-ти и из практической д-ти.
Кризис 3 лет.
Л.С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. (Причем негативизм избирательный). Главный мотив действия – сделать наоборот.
Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Строптивость часто ведет к конфликту.
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм, тогда как в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание (может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя)
Преддошкольное детство включает в себя множество сенситивных периодов, освоение предметных действий.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2315; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 — | 7305 — или читать все…
Читайте также:
Источник
замедление
темпов прибавки массы и длины тела;значительное
повышение двигательной активности,
улучшение координации движений и
дальнейшее развитие моторных функций;быстрое
развитие моторной речи; к концу второго
года формируется фразовая речь, связно
говорит, быстрое развитие психических
функций;все органы
укрепляются, повышается их работоспособность;развиваются
и укрепляются мышцы, скелет;заканчивается
прорезывание молочных зубов;усиливается
деятельность пищеварительных ферментов;отношение
к окружающей среде и опасности
несознательное, ребенок нередко
подвергается большому риску и получает
повреждения (ушибы, падения);основные
физиологические системы обладают
большей степенью зрелости: частота
дыхания урежается до 35-25 в 1 мин, частота
пульса – 120-100 в 1 мин, мочеиспускание
произвольное, стул 1-2 раза в день.
Дошкольный
период (от 3 до 7 лет):
более
медленное, по сравнению с предыдущими
периодами, увеличение массы тела;первое
физиологическое вытяжение (6-8 лет),
значительное увеличение длины
конечностей;начало
замены молочных зубов на постоянные
(5-7 лет);достижение
иммунной системы определенной степени
зрелости, значительное улучшение
памяти;совершенствование
речи: правильное построение фраз,
правильное произношение звуков родного
языка, увеличение запаса слов;появление
различий в поведении детей разного
пола, возникновение сложных взаимоотношений
с разными детьми и взрослыми, формирование
самолюбия,появление
сдержанности эмоций;к концу
данного периода по уровню интеллекта,
развитию речи, произношению звуков
родного языка, развитию моторики, в том
числе и тонкой пальцев рук, ребенок
готов к обучению в школе;организм
продолжает укрепляться;интенсивный
рост лимфоидной ткани;завершение
формирования придаточных пазух носа.
Младший
школьный период (7-11 лет):
завершена
структурная дифференцировка тканей,
усиленно развивается скелет и
увеличивается мышечная сила;молочные
зубы сменяются постоянными;ребенок
из условий домашней среды или детского
сада переходит к школьной жизни,
овладевает необходимыми трудовыми
навыками;возрастает
влияние сверстников;к 12 годам
появляется способность к абстрактному
мышлению;формируются
вторичные половые признаки к концу
периода.
2.6.Старший школьный период (подростковый 12-18 лет):
ускорение
роста (пубертатный скачок роста);значительная
перестройка эндокринного аппарата:
усиление функции половых желез,
щитовидной железы, гипофиза;время
полового созревания;более
развивается абстрактное мышление;чаще
выявляются эндокринные нарушения,
нарушения осанки, ВСД;значительно
повышается мышечная сила, работоспособность;для каждого
ребенка характерен индивидуальный
темп биологического развития.
Возрастная патология в различные возрастные периоды
Педиатрия имеет дело с развивающимся
организмом, постоянно меняющимся и
совершенствующимся. Все внешние вредности
и болезнетворные агенты вызывают в
детском организме различные реакции
вследствие его морфологического,
функционального и биохимического
своеобразия, при этом, чем моложе ребенок,
тем выраженнее особенности:
быстрые
темпы физического и психического
развития, что требует более напряженных
энергетических и обменных процессов,
определяет нестабильность и легко
наступающие нарушения, обмена у детей.снижение
специфической и неспецифической защиты
в связи с физиологической недостаточностью
иммунитета и функциональной незрелостью
кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
систем.
Внутриутробный этап
Эмбриопатии
– патология эмбрионального периода
– с 16 – го дня беременности до 75 – го
дня включительно. Эмбриопатии
заканчиваются либо гибелью эмбриона
и спонтанным абортом, либо формированием
врожденных пороков развития.Фетопатии
–патология фетального периода – с
76 –го дня до окончания беременности.
В этот период развитие плода зависит
от состояния плаценты. При различных
повреждениях плацента становится
проницаемой для микробов, вирусов и
других неблагоприятных агентов, которые
могут привести к заболеванию плода,
нарушить его развитие, вызвать
преждевременные роды. Поздние фетопатии
характеризуются развитием генерализованной
внутриутробной инфекции с поражением
ЦНС, внутренних органов, а также
формированием хронических воспалительных
процессов.
Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.
Внеутробный период
Период новрожденности
Выявляются
пороки развития, наследственные
заболевания, болезни, обусловленные
антигенной несовместимостью матери и
плода (гемолитическая болезнь по резус
– или групповой несовместимости),
проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
инфицирования;В первые
дни жизни возникают гнойно-септические
заболевания, пиодермия, бактериальные
и вирусные поражения дыхательных путей
и кишечника;
В позднем
неонатальном периоде могут выявляться
заболевания, связанные с патологией
внутриутробного и раннего неонатального
периодов.
Грудной
возраста.
Интенсивный
рост и дифференцировка органов, большая
напряженность обменных процессов
становятся фоном, на котором легко
развиваются: гипотрофия, паратрофия,
анемия, рахит, острые расстройства
пищеварения, диспепсии, диатезы.Функциональная
недостаточность дыхательного аппарата
при нарушении режима и отсутствии
закаливания способствуют возникновению
воспалительных процессов в верхних
дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;Пассивный
иммунитет, полученный от матери,
постепенно ослабевает, и во второй
половине первого года жизни дети могут
тяжело заболеть корью, ветряной оспой
и другими детскими инфекционными
заболеваниями;
Преддошкольный период.
Острые
расстройства пищеварения, пневмонии,
бронхит, анемия, диатезы встречаются
часто, но протекают легче, чем у детей
грудного возраста;На фоне
физиологической гиперплазии лимфоидной
ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
лимфаденит;Наиболее
частой патологией становятся ОРВИ,
кишечные инфекции, острые детские
инфекции (менингококковая, коклюш,
краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
и др.);
Дошкольный
период.
Сохраняется
высокая заболеваемость острыми
респираторными и другими инфекционными
заболеваниями с более легким течением
и меньшим количеством осложненийПоявляются
аллергические заболевания (бронхиальная
астма, ревматическая лихорадка,
геморрагический васкулит и др)
Младший школьный возраст.
Остается
высокой частота инфекционных,
желудочно-кишечных, аллергических
болезней.Появляются
проблемы нарушения осанки, ухудшения
зрения;Обнаруживаются
очаги хронической инфекции (кариес,
тонзиллит).
Старший школьный возраст.
Часто
встречаются функциональные расстройства
сердечно-сосудистой системы, вегетативной
нервной системы («юношеское сердце»,
«юношеская гипертония», дисциркуляторные
расстройства в виде акроцианоза и
обморочных состояний);Широко
распространены расстройства питания
(тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
(гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);Выявляются
дефекты развития полового аппарата;Могут
обостриться инфекционно-аллергические
заболевания, туберкулез;Возможны
отклонения в функционировании
эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
гипертиреоз и др.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник