Мониторинг физического развития ребенка в доу

Ольга Александровна Деревянко
Методическая разработка «Мониторинг физического развития детей в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район ст. Старощербиновская.

МАНИТОРИНГ (методическая разработка) определения уровня физической

подготовленности (ФП) дошкольников в соответствии ФГОС.

Инструктор по физической культуре МБДОУ №8 комбинированного вида: Деревянко. О. А.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…. 3

Алгоритм тестирования… 5

Мониторинг физической подготовленности (физических качеств… 6

Ориентировочные показатели физической подготовленности детей…. 9

Заключение… 16

Список литературы…. 17

Сводная таблица показателей физической подготовленности детей 3 – 7 лет…

18

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности детей средней группы…

20

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности детей старшей группы….

21

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности детей подготовительной к школе группы….

22

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система предназначена для определения 3 уровней (высокий, средний, низкий) развития по 7 видам физических качеств детей от 4 до 6 лет, и их среднего уровня физической подготовленности. Она так же определяет общий средний уровень физической подготовленности детей (группы, параллелей групп дошкольного учреждения) по видам тестирования и по всем испытаниям в целом.

Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние, состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).

Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная — спортивные шорты, майка, спортивная обувь. Все данные обследования заносятся в индивидуальную диагностическую карту (или протокол) по каждой возрастной группе отдельно. Форма протоколов должна быть удобной для педагогов и показывать динамику развития каждого качества у каждого ребенка. Общую динамику продвижения детей в группе, общую динамику развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.

Методическая разработка основана на критериях уровней

развития физических качеств, которые приведены в таблицах Общероссийской системы мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи, утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916.

В каждой параллели возможно оценивать четыре или меньше групп. В каждой группе можно оценивать 25 или меньше детей. В системе также предусмотрено построение круговых диаграмм по итогам расчета протокола. Диаграммы рассчитываются используя данные протокола по всем испытаниям в целом.

Сущность мониторинга физкультурно – оздоровительной работы заключается в периодическом сборе и обобщении информации о детях, отслеживанием динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических выводов и проведения соответствующей коррекционной деятельности.

Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств. Ученые различают следующие физические качества:

Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а так же перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Быстрота- способность человека выполнять движения в кратчайшее время.

Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (преимущественно сгибания и разгибания).

Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление по средствам мышечных усилий.

Выносливость- способность человека выполнять какую-либо работу (в том числе физические упражнения) допустимой интенсивности в течение возможно длительного времени.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций человеческого организма вследствие естественного роста.

Физическая подготовленность- это уровень развития двигательных навыков умений, физических качеств.

Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями.

Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями.

Система физического обследования дошкольников,состоит: из 2 разделов,характеризующих:

физическое развитие (измерение длины и массы тела, функциональное состояние) ;(данные у мед. персонала ДОУ)

-Развитие физических качеств — (уровень физической подготовленности):

Физические качества ТЕСТЫ

1. Сила (скоростно-силовые) Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча

2. Выносливость Бег на дистанцию 90,120, 150 метров (в зависимости от возраста реб)

3. Быстрота. Бег 30 м

4. Ловкость. Бег 10м. Метание мешочка на дальность

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования. Всё оборудование имеется в нашем доу, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного возраста.

Алгоритм тестирования

Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентация процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики,а именно:

• определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);

• изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;

разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре совместно с медицинским работником. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Система оценки: -Дети, выполнившие все тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности;

— выше ориентировочных показателей (более трёх показателей)— к высокому уровню физической подготовленности.

-Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

(ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ)

Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из – за головы из исходного положения стоя

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1×2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка 3 лет

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

Бег на дистанцию 10 метров схода

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик, для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30 метров

Задание проводится на беговой дорожке или вдоль детского сада. На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)

проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Бег на дистанцию 90,120, 150 метров (в зависимости от возраста детей)

Тест проводится с небольшой подгруппой (5 — 7 человек, сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее — отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Инструктор по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест предназначен для детей: 5 лет — дистанция 90 м;

6 лет — дистанция 120 м;

7 лет — дистанция 150 м.

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

Ориентировочные показатели

физической подготовленности детей 3-7 лет

Показатели с 1 по 6 и 8 взяты из статьи «Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника» Светланы Семеновны Прищепа – кандидата педагогических наук, доцента кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Показатель 7 взят из общероссийской системы мониторинга для оценки физической подготовленности детей, учащихся и молодежи.

№ Наименование показателя Пол 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

1 Бросок набивного мяча Мал 119-157 117-185 187-270 221-303 242-360

Дев 97-133 97-178 138-221 156-256 193-311

2 Прыжок в длину с места Мал 47.0-67.5 53,5-76,6 81.2-102,4 86,3-108,7 94,0-122,4

Дев 41,5-61,9 51.1-73,9 66,0-94,0 77,7-99,6 80,0-123,0

3 Наклон туловища вперед из положения стоя (см) Мал 0-3 1-4 2-7 3-8 4-9

Дев 2-6 3-7 4-8 5-9 6-10

4 Бег на дистанцию 10 метров Мал 3,8-3,5 3,4-3,0 2,8 – 2,7 2,5-2,1 2,3-2,0

Дев 4,0-3,6 3,5-3,3 3,0 – 2,8 2,6-2,2 2,5-2,1

5 Бег на дистанцию 30 метров Мал 10.5-8,8 9,2-7,9 8,4-7,6 8,0-7,4

Дев 10,7-8,7 9,8-8,3 8,9-7,7 8,7-7,3

6 Челночный бег 3×10 метров Мал 12,5-13,0 12,8 – 11,1 11,2 – 9,9 9,8 – 9,5

Дев 12,8-13,5 12.9 – 11,1 11,3 – 10,0 10,0 – 9,9

7 Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество) Мал 6-8 9-11 10-12 12-14

Дев 4-6 7-9 8-10 9-12

8 Бег на дистанцию

90 метров Мал +

Дев 30,6-25,0

Бег на дистанцию

120 метров

Мал +

Дев 35,7-29,2

Бег на дистанцию

150 метров

Мал +

Дев 41,2-33,6

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста (%) Оценка За счет чего достигнут прирост

До 8 Неудовлетворительно За счет естественного роста

8-10 Удовлетворительно За счет естественного роста и естественной двигательной активности

10-15 Хорошо За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют:

1) оценить различные стороны психомоторного развития детей;

2) видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;

3) широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

2. Березина Н. О., Лащнёва И. П. Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет: проблемы и пути их решения. //Школа здоровья. -2003. №4

3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». — М. ,2004

4. Ноткина Н. А., Казьмина Л. И., Бойнович Н. Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С. П., 2003

5. Прищепа С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника. //Дошкольное воспитание. -2004. №1

6. Поляков С. Д., Хрущев С. В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

7. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

8. Соломенникова О. А., Комарова Т. С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

9. Ступницкая М. А., Белов А. В., Радионов В. А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды. //Школа здоровья. -2003. №3

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с помощью хореографии

10. Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М. ,2005

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

Показатели

уровня физической подготовленности детей 3-7 лет М__ДОУ «Детский сад «___»

за 20— 20__ учебный год

Название группы; возраст Количество тестируемых Уровень физической подготовленности Прирост показателей физ. подготовленности

в конце года в среднем по группе (по формуле УсаковаВ. И.)

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

%

%

%

%

Итого:

В среднем по ДОУ:

%

Источник

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (группы 2 младшая – подготовительная)

Экспресс-диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе экспресс-диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта (овладения основными движениями), динамику этих показателей в течение года.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5—7 м ставится хорошо видимой с линии старта черта — ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления

ребенком движения на финише. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится результат лучший из трех попыток.

Сила

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног — становым динамометром.

Скоростно-силовые качества

Скоростно-силовые возможности плечевого пояса и мышц ног можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, и прыгает в длину с места. Это связано с тем, что прыжок и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений.

Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

Ловкость

Ловкость — это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 м + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

Дошкольники  3—7 лет с интересом выполняют и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы т.д.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Выносливость

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м — для детей 4 лет; 200 м — для детей 5 лет; 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

Гибкость

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения: наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком «минус». При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Равновесие

 для детей 4 лет.

И. П.: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

для детей 5 лет.

Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма — 10 секунд.

для детей 6 лет.

В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

Возрастно-половые показатели развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Быстрота

Скоростно-силовые качества

Гибкость

Выносливость

Ловкость

Пол/ возраст

Бег на 30 м, с.

Бег

на 10 м, с.

Метание набивного мяча (1 кг.) см.

Метание мешочка с песком вдаль, м.

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в высоту с места, см.

Статическое

равновесие,

сек.

Равновесие

Становая сила, кг.

Наклон ниже уровня скамейки см.

Длительный бег

Правая рука

Левая рука

2 года

10-10,2

1-2,0

3 года

13-13,5

90

2-2,5

 4 года

Мальчики

10.5-8.8

3.3-2.4

117-185

2.5-4.1

2.0-3.4

60-90

14-18

15 сек

14-18

3-7

100 м

Девочки

10.7-8.7

3.4-2.6

97-178

2.4-3.4

1.8-2.8

55-93

12-15

12-16

2-6

5 лет

Мальчики

9.2-7.9

2.5-2.1

187-270

3.9-5.7

2.4-4.2

100-110

20-26

7.0-11.8

18-25

2-7

200 м

Девочки

9.8-8.3

2.7-2.2

138-221

3.0-4.4

2.5-3.5

95-104

20-35

9.4-14.2

14-20

4-8

6 лет

Мальчики

7.8-7.0

2.2-2.0

450-570

6.7-7.5

5.8-6.0

116-123

22-25

40-60

20-23

3-6

300 м

Девочки

7.8-7.5

2.4-2.2

340-520

4.0-4.6

4.0-4.4

111-123

21-24

50-60

19-21

4-8

Читайте также:  Семья как фактор развития поведение ребенка психология

Формула для оценки прироста показателей физических качеств (в.и. Усаков)

200 x (V2 – V1)

    W   =

—————————

V2 + V1

где W —   прирост показателей темпов в %;

где V1 —  исходный уровень;

где V2 —  конечный уровень.

Шкала оценки темпов роста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста %

Оценка

За счет чего достигается прирост

до 8%

неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10 %

удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной активности

10-15 %

хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

свыше 15 %

отлично

За счет эффективного использования сил природы и физических упражнений

Протокол исследования физических качеств

Ф.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения ________________________________

средняя

старшая

подготовительная

Сентябрь

2012

W

W

W

W

W

W

Быстрота

Бег на 30 (10) м, с.

Скоростно-силовые качества

Метание набивного мяча, см.

Метание мешочка с песком вдаль, м.

Правая рука

Левая рука

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в высоту с места, см.

Статическое равновесие   сек.

Становая сила, кг

Гибкость

Наклон ниже уровня скамейки см.

Выносливость

Длительный бег

Протокол исследования физических качеств

Ф.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения ________________________________

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

Сентябрь

2012

W

W

W

W

W

W

W

W

Быстрота

Бег на 30 (10) м, с.

Скоростно-силовые качества

Метание набивного мяча, см.

Метание мешочка с песком вдаль, м.

Правая рука

Левая рука

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в высоту с места, см.

Статическое равновесие   сек.

Становая сила, кг

Гибкость

Наклон ниже уровня скамейки см.

Выносливость

Длительный бег

Протокол исследования физических качеств

Ф.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения ________________________________

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

W

W

W

W

W

W

W

W

W

W

Быстрота

Бег на 30 (10) м, с.

Скоростно-силовые качества

Метание набивного мяча, см.

Метание мешочка с песком вдаль, м.

Правая рука

Левая рука

Прыжок в длину с места, см.

Прыжок в высоту с места, см.

Статическое равновесие   сек.

Становая сила, кг

Гибкость

Наклон ниже уровня скамейки см.

Выносливость

Длительный бег

Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

Бег 30м (с)

4 года

5 лет

6 лет

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

10,7-8

10,5-8

9,8-8,3

9,2-7,9

7,5-7,8

7,0-7,3

Метание на дальность. Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим — показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

  • исходное положение вполоборота к направлению метания;
  • наличие замаха;
  • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
  • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
  • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).

Метание мешочка с песком вдаль 200 г (м)

4 года

5 лет

6 лет

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

Пр.

Лев.

2,4-3,4

1,8-2,8

2,5-4,1

2,0-3,4

3,0-4,4

2,5-3,5

3,9-5,7

2,4-4,2

4,0-4,6

4,0-4,4

6,7-7,5

5,8-6,0

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.

Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

Источник