Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте новообразования

Новообразованиями
данного возраста являются: чувство
взрослости; развитие самосознания,
формирование идеала личности; склонность
к рефлексии; интерес к противоположному
полу, половое созревание; повышенная
возбудимость, частая смена настроения;
особое развитие волевых качеств;
потребность в самоутверждении и
самосовершенствовании, в деятельности,
имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство
взрослости –
отношение
подростка к себе как ко взрослому.
Подросток хочет, чтобы взрослые относились
к нему не как к ребенку, а как к взрослому
(подробно об этом см. 10.1).

Развитие
самосознания, формирование идеала
личности
направлено
на осознание человеком своих личных
особенностей. Это определяется особым,
критическим отношением подростка к
своим недостаткам. Желательный образ
«Я» обычно складывается из ценимых
качеств и достоинств других людей. Но
так как идеалом для подражания у него
выступают и взрослые, и сверстники, то
образ получается противоречивым.
Получается, что в данном образе необходимо
сочетание черт характера взрослого
человека и молодого, а это не всегда
совместимо в одном лице. Возможно, это
является причиной несоответствия
подростка своему идеалу, что является
поводом для переживаний.

Склонность
к рефлексии (самопознание).
Стремление
подростка познать себя нередко приводит
к потере душевного равновесия. Основной
формой самопознания является сравнение
себя с другими людьми, взрослыми и
сверстниками, критическое отношение к
себе, в результате чего развивается
психологический кризис. Подростку
приходится пройти через душевные муки,
в ходе которых формируется его самооценка
и происходит определение своего места
в социуме. Его поведение регулируется
самооценкой, сформированной во время
общения с окружающими. При становлении
самооценки большое внимание уделяется
внутренним критериям. Как правило, она
у младших подростков противоречива,
поэтому их поведение отличается
немотивированными поступками.

Интерес
к противоположному полу, половое
созревание.
В
подростковом возрасте меняются отношения
между мальчиками и девочками. Теперь
они проявляют интерес друг к другу как
к представителям противоположного
пола. Поэтому подростки начинают уделять
большое внимание своему внешнему виду:
одежде, прическе, фигуре, манере держаться
и др. Сначала интерес к противоположному
полу проявляется необычно: мальчики
начинают задирать девочек, те, в свою
очередь, жалуются на мальчиков, дерутся
с ними, обзываются, нелестно отзываются
в их адрес. Такое поведение доставляет
удовольствие и тем и другим. Со временем
отношения между ними меняются: мо-140
жет появиться застенчивость, скованность,
робость, иногда напускное равнодушие,
презрительное отношение к представителю
противоположного пола и т. п. Девочек
раньше, чем мальчиков, начинает волновать
вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано
с более быстрым физиологическим развитием
девочек. В старшем подростковом возрасте
между мальчиками и девочками возникают
романтические отношения. Они пишут друг
другу записки, письма, назначают свидания,
вместе гуляют по улицам, ходят в кино.
В результате у них появляется потребность
стать лучше, они начинают заниматься
самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее
физиологическое развитие приводит к
тому, что между мальчиками и девочками
может возникнуть сексуальное влечение,
характеризующееся определенной
недифференцированностью (неразборчивостью)
и повышенной возбудимостью. Это нередко
приводит к внутреннему конфликту между
стремлением подростка освоить новые
для себя формы поведения, в частности
физический контакт, и запретами на такие
отношения, как внешними – со стороны
родителей, так и внутренними – собственными
табу. Однако сексуальные отношения
очень интересуют подростков. И чем
слабее внутренние «тормоза» и меньше
развито чувство ответственности за
себя и другого, тем раньше возникает
готовность к сексуальным контактам с
представителями как своего, так и
противоположного пола.

Высокая
степень напряжения до и после сексуального
общения – сильнейшее испытание для
психики подростка. Первые сексуальные
контакты могут оказать большое влияние
на всю последующую интимную жизнь
взрослого человека, поэтому очень важно,
чтобы они были окрашены положительными
воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная
возбудимость, частая смена настроения.
Физиологические
изменения, чувство взрослости, изменения
отношений со взрослыми, стремление
вырваться из-под их опеки, рефлексия –
все это ведет к тому, что эмоциональное
состояние подростка становиться
нестабильным. Это выражается в частой
смене настроения, повышенной возбудимости,
«взрывоопасности», плаксивости,
агрессивности, негативизмом или,
наоборот, в апатии, безразличии,
равнодушии.

Развитие
волевых качеств.
В
подростковом возрасте дети начинают
усиленно заниматься самовоспитанием.
Это особенно характерно для мальчиков
– идеал мужественности становится для
них одним из основных. В возрасте 11–12
лет мальчики любят смотреть приключенческие
фильмы или читать соответствующие
книги. Они стараются подражать героям,
обладающим мужественностью, смелостью,
силой воли. В старшем подростковом
возрасте основное внимание направлено
на саморазвитие необходимых волевых
качеств. Мальчики много времени уделяют
спортивным занятиям, связанным с большими
физическими нагрузками и риском, такими,
где требуются незаурядная сила воли и
мужество.

В
формировании волевых качеств имеется
некоторая последовательность. Сначала
развиваются основные динамические
физические качества: сила, быстрота и
скорость реакции, затем – качества,
связанные со способностью выдерживать
большие и длительные нагрузки:
выносливость, выдержка, терпение и
настойчивость. И только потом формируются
более сложные и тонкие волевые качества:
концентрация внимания, сосредоточенность,
работоспособность. Вначале, в возрасте
10–11 лет, подросток просто восхищается
наличием этих качеств у других, в 11–12
лет он заявляет о желании обладать
такими качествами и в 12–13 лет приступает
к самовоспитанию воли. Наиболее активным
возрастом воспитания волевых качеств
является период от 13 до 14 лет.

Потребность
в самоутверждении и самосовершенствовании
в деятельности, имеющий личностный
смысл. Самоопределение.
Подростковый
возраст знаменателен еще и тем, что
именно в этом возрасте вырабатываются
умения, навыки, деловые качества,
происходит выбор будущей профессии. В
этом возрасте у детей отмечаются
повышенный интерес к различного рода
деятельности, стремление делать что-то
своими руками, повышенная любознательность,
появляются первые мечты о будущей
профессии. Первичные профессиональные
интересы возникают в учении и труде,
что создает благоприятные условия для
формирования нужных деловых качеств.

У
детей в этом возрасте наблюдается
повышенная
познавательная и творческая активность.
Они
стремятся узнать что-то новое, научиться
чему-либо и стараются делать это хорошо,
начинают совершенствовать свои знания,
умения, навыки. Подобные процессы
проходят и за пределами школы, причем
подростки действуют как самостоятельно
(сами что-то конструируют, строят, рисуют
и т. д.), так и при помощи взрослых или
более старших товарищей. Потребность
делать «по-взрослому» стимулирует
подростков к самообразованию,
самосовершенствованию, самообслуживания.
Работа, выполненная хорошо, получает
одобрение окружающих, что ведет к
самоутверждению подростков.

У
подростков отмечается дифференцированное
отношение к учебе.
Это
связано с уровнем их интеллектуального
развитии, достаточно широким кругозором,
объемом и прочностью знаний,
профессиональными склонностями и
интересами. Поэтому по отношению к
школьным предметам возникает
избирательность: одни становятся
любимыми и нужными, к другим интерес
снижается. На отношение к предмету
влияет также личность учителя.

Появляются
новые мотивы
учения,
связанные
с расширением знаний, формированием
нужных умений и навыков, позволяющих
заниматься интересной работой и
самостоятельным творческим трудом.

Формируется
система
личностных ценностей.
В
дальнейшем они определяют содержание
деятельности подростка, сферу его
общения, избирательность отношения к
людям, оценку этих людей и самооценку.
У старших подростков начинается процесс
профессионального самоопределения.

В
подростковом возрасте начинают
формироваться организаторские
способности, деловитость, предприимчивость,
умение налаживать деловые контакты,
договариваться о совместных делах,
распределении обязанностей и др. Данные
качества могут развиваться в любой
сфере деятельности, в которую вовлечен
подросток: в учении, труде, игре.

К
концу подросткового возраста процесс
самоопределения практически завершается,
и некоторые умения и навыки, нужные для
дальнейшего профессионального
становления, оказываются сформированными.

Соседние файлы в папке Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об этом см. 10.1).

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим.

Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Дата добавления: 2014-02-18; просмотров: 15748; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9174 — | 7785 — или читать все…

Читайте также:

Источник

  • Центральное
    новообразование подростничества
    –»чувство
    взрослости»- отношение подростка к
    себе как к взрослому.
    Это выражается в желании, чтобы все — и
    взрослые, и сверстники — относились к
    нему не как к маленькому, а как к
    взрослому. Он претендует на равноправие
    в отношениях со старшими и идет на
    конфликты, отстаивая свою «взрослую»
    позицию. Чувство взрослости проявляется
    и в стремлении к самостоятельности,
    желании оградить какие-то стороны своей
    жизни от вмешательства родителей. Это
    касается вопросов внешности, отношений
    с ровесниками, может быть — учебы. Чувство
    взрослости связано с этическими нормами
    поведения, которые усваиваются детьми
    в это время. Появляется моральный
    «кодекс», предписывающий подросткам
    четкий стиль поведения в дружеских
    отношениях со сверстниками. взрослость
    бывает социоморальная(участие в заботе
    о семье..), интеллект(самообр..) и
    внешняя(развлечения, взр во внешнем
    виде, манере пов…)

  • Развитие
    самосознания,формирование «Я-концепции»(
    система внутренне согласованных
    представлений о себе, образов «Я».)

  • Критичность
    мышления, склонность к рефлексии,
    формирование самоанализа.

  • Трудности
    роста, половое созревание, сексуальные
    переживания, интерес к противоположному
    полу.

  • Повышенная
    возбудимость, частая смена настроений,
    неуравновешенность.

  • Заметное развитие
    волевых качеств.

  • Потребность
    в самоутверждении, в деятельности,
    имеющий личностный смысл.

  • Направленность
    личности:
    — гуманистическая направленность
    — отношение подростка к себе и обществу
    положительны;
    — эгоистическая
    направленность — он сам является более
    значимым, чем общество;
    — депрессивная
    направленность — он сам никакой ценности
    не представляет для себя. Его отношение
    к обществу можно назвать условно
    положительным;
    — суицидальная
    направленность — ни общество, ни личность
    для самой себя не представляет никакой
    ценности.

Обычно
о подростковом возрасте говорят как о
периоде повышенной эмоциональности.
Это проявляется в возбудимости, частой
смене настроения, неуравновешенности.
Характер многих подростков становится
АКЦЕНТУИРОВАННЫМ — крайний вариант
нормы.
У подростков от типа акцентуации
характера зависит многое — особенности
транзиторных нарушений поведения
(«пубертатных кризов»), острых
аффективных реакций и неврозов (как в
их к картине, так и в отношении вызывающих
их причин). С типом акцентуации характера
необходимо считаться при разработке
реабилитационных программ для подростков.
Этот тип служит одним из главных
ориентиров для медико-психологических
рекомендаций, для советов в отношении
будущей профессии и трудоустройства,
что весьма существенно для устойчивой
социальной адаптации.
Тип акцентуации
указывает на слабые места характера и
тем самым позволяет предвидеть факторы,
способные вызвать психогенные реакции,
ведущие к дезадаптации, — тем самым
открываются перспективы для
психопрофилактики.
Обычно акцентуации
развиваются в период становления
характера и сглаживаются с повзрослением.
Особенности характера при акцентуациях
могут проявляться не постоянно, а лишь
в некоторых ситуациях, в определенной
обстановке, и почти не обнаруживаться
в обычных условиях. Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо вовсе отсутствует,
либо бывает непродолжительной.
В
зависимости от степени выраженности
выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.
Явная
акцентуация.
Эта степень акцентуации относится к
крайним вариантам нормы. Она отличается
наличием довольно постоянных черт
определенного типа характера. Выраженность
черт определенного типа не препятствует
возможности удовлетворительной
социальной адаптации. Занимаемое
положение обычно соответствует
способностям и возможностям. В подростковом
возрасте особенности характера часто
заостряются, а при действии психогенных
факторов, адресующихся к «месту
наименьшего сопротивления», могут
наступать временные нарушения адаптации,
отклонения в поведении. При повзрослении
особенности характера остаются достаточно
выраженными, но компенсируются и обычно
не мешают адаптации.
Скрытая
акцентуация.
Эта степень, видимо, должна быть отнесена
не к крайним, а к обычным вариантам
нормы. В обыденных, привычных условиях,
черты определенного типа характера
выражены слабо или не проявляются
совсем. Однако черты этого типа могут
ярко, порой неожиданно, выявиться под
влиянием тех ситуаций и психических
травм, которые предъявляют повышенные
требования к «месту наименьшего
сопротивления».

Центральные
задачи подр возр:

  1. освоение
    новой телесности, полоролевой идентичн

  2. развитие
    абст мышления

  3. приобр
    навыков межличн общения с представителями
    своего и противоположного полов,
    вхождение в группу сверстников

  4. становление
    новых отнош в семье

  5. выработка
    жизн философии и сит ценностей

  6. подготовка
    к сем жизни

Подростковый
эгоцентризм – феномен воображаемой
аудитории и миф о собственной
исключительности. Подр эгоц рождает
чувство одиночества, критичное отношение
к другим (защита от оценок), высокая эмо
напряженность, склонность к самолюбованию.

Преодоление
подр эгоцентр связано с разитием общения
со сверстниками и формированием
эго-идентичности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник