Психическое развитие ребенка в норме патологии
В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.
Часть I ОБШИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНК
Глава 1 ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 2 МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Часть II ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТ
Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Часть III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ
Глава 6 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 7 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ТРУДУ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 9 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
Часть IV РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНК
Глава 10 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА
Глава 11 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Глава 12 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 13 МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Глава 14 СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Глава 15 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Часть V РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНК
Глава 16 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Глава 17 РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И МОТИВАНИОННОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Глава 18 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА РЕБЕНКА
Глава 19 РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Глава 20 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 22 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Глава 23 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САЛА
Глава 24 ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Глава 25 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Глава 26 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Приложени
- Ганькина М.. Грамматическая Аптечка — 2010 год
- Людмила Александровна Регуш. ПРАКТИКУМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ — 2008 год
- Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком — 2008 год
- Первушина Е. В.. Настольная книга молодой мамы. Все о малышах от рождения до 2 лет — 2007 год
- Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей. — Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь. — 80 с. — 2004 год
- Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с. — 2003 год
- Скотт Миллер. Психология развития: методы исследования — СПб.: Питер. — 464 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») — 2002 год
- Хацкевич Ю.Г. (отв.ред.). Играем вместе с мамой и друзьями. — 2001 год
- Аллан Фромм. АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ — 1996 год - Москвичев Л. Н.. Знания о мире и мир знаний — 1989 год
- Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М.. Мотивация учения и ее воспитание у школьников — 1983 год
- Минкина М.В.. Чем и как занять ребенка дома — 1983 год
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
_____________
Бюджетное учреждение высшего образования ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики профессионального образования
Автор
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ИГОиС, СурГУ А.В. Демчук
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
(в профессиональной подготовке будущих учителей)
Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»
Сургут
2017
УДК 376
Демчук А.В.
Теория и методика специальной педагогики и психологии (в профессиональной подготовке будущих учителей): учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук; Сургут. гос. ун-т
ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. – 40 с.
Тема: «Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка»
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты.
Возрастная и индивидуальная норма развития. Кризисы детского развития. Категории развития в специальной педагогике и психологии. Возрастная периодизация. В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Д.Б. Эльконин разработал концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность. переход от раннего детства к дошкольному возрасту — кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому — кризис полового созревания.
Виды норм:
1) нормативная норма (предварительно идеально
установленный образец);
2) функциональная (физиологическая) норма (определяется по отношению к выполнению или невыполнению
Функции какой-либо системы организма);
3) статистическая норма (определяет место индивида в
популяции по отношению к статистическому среднему, на
пример, интеллект среднего уровня (IQ = 80—119 баллов)
имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта — 6%,
умственную отсталость— 2—3%, повышенный интеллект —
0-12%);
4) индивидуальная норма (уровень отклонения от статистической и физиологической норм). Показателями отклонения от нормы являются замедление или деградация психического развития, дисфункциональность организма как биологической системы, поведенческая патология.
Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как: склонность к дезадатптации, тотальность, стабильность.
Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают:
По источнику происхождения нарушения:
1. Эндогенные (внутренние) – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).
2. Экзогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).
По структуре дефекта:
3. Органические – поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.
4. Функциональные – расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
По времени возникновения отклонения:
5. Врождённые – вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.
6. Приобретённые – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребёнка.
По способу возникновения:
7. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.
8. Стихийные – несчастные случаи.
9. Наследственные.
Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.
Вопросы:
Периодизация Э. Эриксона разработана на основе идентичности.
Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
Причины и условия деформации личностного развития ребенка.
Понятие «норма» и «аномалия» (дизонтегенез) в психическом и личностном развитии ребенка.
Проблема «норма-аномалия» как междисплинарная проблема.
Проблема «норма» и «аномалия» как междисциплинарная проблема.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. Первичные и вторичные нарушения
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.
Асинхрония — неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других, характеризуется нестабильностью показателей психоречевого и статико-моторного развития.
Ретардация (от лат. retardatio – замедление) – поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез. Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга, возможно и их сочетание.
Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование – часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Факторы возникновения первичного и вторичного нарушений в развитии:
— экзогенно-органический фактор;
— перинатальные причины;
— натальные причины;
— постнатальные причины.
Вопросы:
Причина нарушений в психическом и физическом развитии.
Проблемы аномального детства.
Закономерности психического развития.
Проблемы аномальных детей в процессе воспитания и образования.
Психолого-педагогическая коррекция вторичных нарушений.
Понятие «первичный» и «вторичный» дефект (концепция Л.С. Выготского).
Литература
Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : Матер. Всерос. науч. школы с междунар. участ. / под общ. ред. А. Г. Ряписовой. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – С. 20–31.
Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учеб. пособие. – Москва: Пер Сэ, 2012. – 176 с.
Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: Моног. / А.В. Демчук. – Ульяновск: изд. ЗЕБРА, 2016. – 141 с.
Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. Ю. Зеленина. – Пермь : Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2014. — 50 с.
Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010 .— 250 с.
Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. – Москва: Академический Проект, 2015
Слепович Е.С. Специальная психология : Учебное пособие / Слепович Е. С. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 511 с.
Специальная педагогика : учеб. / Л. В. Мардахаев [и др.] ; ред.: Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова. — М. : Юрайт, 2014. – 447 с.
Специальная педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Назаровой .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001 .— 394 с.
Специальная психология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Лубовского .— М. : Академия, 2003 .— 460 с.
Специальная психология : учебное пособие : для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского .— 4-е изд., испр. — М. : Академия, 2007 .— 460.
Специальная педагогика и специальная психология : учебно-методическое пособие для студентов / Югорский государственный университет, Гуманитарный факультет, Кафедра педагогики и психологии ; [сост.: О. В. Булатова] .— Ханты-Мансийск : Информационно-издательский центр ЮГУ, 2009 . – 44 с.
Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М. А. Поваляева .— Ростов н/Д : Феникс, 2002 .— 350 с.
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н.Н. Малофеев : [в 2 ч.]. – М. : Печатный двор, 1996 . –Ч.1. –182 с.
Нацаренус, Н.Н. Региональная система подготовки педагогов-дефектологов: от профессиональной компетентности к профессиональной мобильности [Текст]: монография / Н.Н. Нацаренус. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008 . – 82 с.
Нестерова, Г.Ф. Опыт и перспективы социальной работы с инвалидами / Г.Ф. Нестерова // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: мат-лы международной науч.-практ. конф. 24 апреля 2009 года / [отв. ред. Ю. П. Платонова] . – СПб. : Изд-во СПбГИПСР, 2009 . – С. 80–82.
Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учеб.пособие / Н.В.Новоторцева СПб. : Каро, 2006. – 136 с.
Панов, А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / А.М. Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М., 1997. – 199 с.
Психолого-педагогическая диагностика : учеб.пособие для студентов вузов / [Левченко И.Ю. и др.] ; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной М. : Academia, 2005. – 318 с.
Райгородская, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я Райгородская : учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХАРАХ-М», 2006 . – 672 с.
Соколова, Н Д. Дети с ограниченными возможностями:проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : Хрестоматия по курсу «Коррекц.педагогика и спец.психология» / Сост.Н.Д.Соколова,Л.В.Калинникова М. : ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Москва–Сургут : РИО СурГПИ, 2003 . – 247 с.
Теория и методика подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: учеб.-метод. пособие / А.В. Демчук ; Сургут. гос. ун-т ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2012. – 34 с.
Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] : монография. / Л.М. Шипицина.– СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002 . – 496 с.
Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич : монография / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. – СПб. : Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001 . – 272 с.
Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2005 . – 208 с.
Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с.
21. Сорокин, В.М. Специальная психология учебное пособие для студентов вузов / под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : «Речь», 2003. – 216 с.
Источник
Год выпуска: 2004
Автор: Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А.
Жанр: Психология, педиатрия
Формат: PDF
Качество: OCR
Описание: Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие «Психическое развитие детей в норме и патологии» подготовлено коллективом ведущих специалистов Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка: заведующим кафедрой общей и детской психологии, заслуженным деятелем науки Республики Беларусь, доктором психологических наук, профессором Я. Л. Коломинским, профессором кафедры общей и детской психологии Е. А. Панько и доктором медицинских наук, профессором кафедры общей и педагогической психологии С. А. Игумновым.
В книге «Психическое развитие детей в норме и патологии» суммирован достаточно полный фактический материал, касающийся основных психологических понятий, ведущих закономерностей психического развития детей и методов исследования, применяемых в детской психологии. На современном научно-методическом уровне излагаются базисные представления об особенностях сенсорного, эмоционально-когнитивного и личностного развития ребенка на различных этапах онтогенеза. Представлены основные способы психологической диагностики и коррекции семейной микросреды и межличностного взаимодействия в дошкольном и школьном возрасте. Определяются наиболее важные направления профилактики, описываются конкретные методы психолого-педагогической коррекции нарушений эмоционально-когнитивного развития и поведенческих девиаций у детей и подростков. В приложениях даются ряд практических психодиагностических и психотерапевтических методик, адаптированных к детскому и подростковому возрасту.
Учебное пособие «Психическое развитие детей в норме и патологии» соответствует содержанию профессиональной образовательной программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности 020400 «Психология», дисциплина ОПД.Ф.12 «Психология развития и возрастная психология». Оно характеризуется высокой степенью адаптивности материала к образовательным технологиям, соблюдением современных психолого-педагогических требований в трактовке излагаемого материала. Имеет четкую педагогическую направленность, которая делает его необходимым как для опытных, так и для начинающих специалистов.
В книге удачно сочетаются доступность изложения сложных понятий современной психологии со строгой научностью и детальностью в описании конкретных методик психологической коррекции, высокой степенью освещения актуальных практических вопросов.
Книга «Психическое развитие детей в норме и патологии» предназначается для использования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Оно представит также несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.
Содержание учебного пособия
«Психическое развитие детей в норме и патологии»
Обшие закономерности психического развития ребенка
Предмет и история детской психологии
Предмет детской психологии
Связь детской психологии с другими науками
История детской психологии
Методы детской психологии
Методологические принципы изучения психологии ребенка
Основные пути исследования в детской психологии
Планирование и построение исследования
Методы изучения психики ребенка
Основные закономерности психического развития ребенка
Биогенетические и соииогенетические концепции психического развития
Влияние среды на психическое развитие ребенка
Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития
Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи обшественного опыта
Движущие силы развития и возрастная периодизация
Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация
Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
Психологические особенности ребенка первого года жизни
Период новорожденности
Развитие в младенческом возрасте
Психическое развитие ребенка в раннем детстве
Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка
Деятельность дошкольника
Развитие речи
Предпосылки развития личности в раннем детстве
Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Теории игровой деятельности
Развитие игры
Взаимоотношения между детьми в игре
Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка
Значение игры для психического развития ребенка
Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте
Художественная деятельность ребенка
Рисование ребенка
Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития
Стадии развития детского рисунка
Рисунок — отражение особенностей личности и отношений ребенка и подростка
Рисунок семьи как средство диагностики внутрисемейных взаимоотношений
Музыкальная деятельность ребенка
Психологическая подготовка детей к труду и особенности их трудовой деятельности
Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности
Становление собственно трудовой деятельности детей
Формирование представлений детей о труде взрослых
Влияние трудовой деятельности ребенка на его психическое развитие
Учебная деятельность ребенка
Обшая характеристика учебной деятельности в детском возрасте
Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников
Условия развития учебной деятельности в детском возрасте
Основные уровни развития учебной деятельности детей
Развитие познавательных процессов ребенка
Развитие ошушений и восприятия ребенка
Психологические основы системы сенсорного воспитания
Развитие основных видов чувственного восприятия
Восприятие пространства
Ориентировка во времени
Восприятие ребенком художественных произведений
Восприятие человека детьми различного возраста
Развитие внимания у детей
Развитие внимания у детей раннего возраста
Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Пути и средства организации и поддержания внимания детей
Развитие памяти в детском возрасте
Особенности памяти ребенка в раннем возрасте
Развитие памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте
Психологические приемы развития памяти у детей
Мышление у детей: основные этапы развития
Возрастные психологические новообразования в сфере мышления
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое мышление
Психолого-педагогические методы развития мышления у детей
Становление речи у детей
Развитие словаря и грамматического строя речи
Осознание словесного состава и грамматического строя речи
Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова
Развитие планирующей функции речи
Развитие речи у детей как средства коммуникации
Усвоение грамоты в процессе обучения
Развитие воображения
Характеристика образов воображения ребенка
Развитие творческого воображения в детском возрасте
Некоторые индивидуальные особенности воображения ребенка
Формирование воображения ребенка
Развитие личности ребенка
Условия развития личности ребенка
Обшение как важный фактор развития личности
Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка
Ребенок и «детское общество»
Влияние взрослого на формирование личности ребенка
Развитие самосознания и мотиваиионной сферы ребенка
Самосознание в раннем возрасте
Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Развитие мотиваиионной сферы ребенка
Эмоции и чувства ребенка
Обшие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе
Личностный аспект развития эмоций и чувств
Развитие высших чувств у детей
Условия развития эмоций и чувств у детей
Развитие волевой сферы ребенка
Особенности развития произвольных движений
Становление этапов волевого действия у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Личностный аспект развития воли
Развитие способностей ребенка
Развитие познавательных способностей ребенка
Развитие практических способностей
Развитие специальных способностей ребенка
Проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Обшие проявления темперамента у детей
Развертывание темперамента в детском возрасте
Характеристика детей разных типов темперамента
Психологическая готовность ребенка к школе
Требования к детям, поступающим в школу
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Соииальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Волевая готовность ребенка к школе
Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности
Психология личности и деятельности воспитателя детского сада
Профессионально важные психологические качества воспитателя
Характеристика деятельности воспитателя детского сада
Педагогическое общение воспитателя
Психология подросткового возраста
Психологические особенности подростков
Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков
Типология ситуационно-личностных реакций, проявляюшихся в подростковом возрасте
Особенности характера у подростков
Формирование представлений об особенностях характера у подростков
Типология акцентуаций характера
Экспериментально-психологические методы в изучении межличностных взаимоотношений
Что измеряет социометрический опыт?
Критерии выбора. Подготовка и проведение экспериментов
Способы обработки результатов социометрических экспериментов
Аутосоциометрические методы
Ретроспективная аутосоциометрия
Представление и обработка аутосоииометрических экспериментов
Изучение ценностно-ориентационного единства. Референтометрия
Приложение
- Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста
- Опросник АСВ (анализ семейного воспитания)
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПАО)
- Методика «Несуществующее животное»
- Тренинг общения в детском возрасте (С. А. Игумнов)
- Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением (С. А. Игумнов, Т. А. Емельянцева)
- Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксаиии
Литература
Скачать книги по медицине – Педиатрия – Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция — Коломинский Я.П. — Учебное пособие
Источник