Психическое развитие ребенка в нетрадиционном рисовании

Психическое развитие ребенка в нетрадиционном рисовании thumbnail

ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пчелина Л.В.

МДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка»,

г. Тамбов

Психологические исследования  и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети во время непосредственной образовательной деятельности ведут себя импульсивно, постоянно отвлекаются, другие, напротив, проявляют инертность. Характерной особенностью детей с ЗПР является недоразвитие мелкой моторики  и зрительно – пространственной ориентировки, недоразвитие изобразительно – графических навыков, отсутствие творческого воображения. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается, как единое целое. В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов  на листе бумаги, неправильное соединение отдельных частей между собой, отсутствие изображения мелких деталей.

Изобразительная деятельность занимает особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Она предоставляет возможности для умственного эмоционально – эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Художественно – продуктивная деятельность является одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики. Традиционные способы и техники рисования подразумевают умение изображать предметы тонкими линиями при помощи кисти. Для детей с задержкой психического развития  эта методика является сложной. Проблему развития мелкой моторики у старших дошкольников можно решить через использование нетрадиционных техник в непосредственной образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет учитывать характерные особенности детей с ЗПР и способствует более результативному обучению и развитию, так как эти техники позволяют быстро и относительно просто получить силуэты и детали нужной формы, а новизна способа получения изображения позволяет удерживать детское внимание.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать простого копирования предлагаемого образца, т.к. вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник дает возможность  применять коллективную  форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую  эмоциональную атмосферу. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает  страх перед процессом рисования. В своей работе с детьми я использую многие техники нетрадиционного  рисования: кляксография, рисование ладошкой, рисование печаткой, монотипия, рисование тычком, рисование по мокрому фону, граттаж и др. Один из любимых детьми способов рисования — это рисование свечой. Маленькой тонкой свечкой рисуем на белом листе, а затем тонируем лист акварельной краской, на цветном фоне картинка проявляется. Рисование необычными материалами, использование в рисованиии нетрадиционных техник, позволяет детям ощутить множество положительных эмоций. Работа с нетрадиционными техниками изображения  превращается в свободный творческий процесс, который развивает детскую фантазию, воображение, снимает страх перед неудачей. Дети, которые испытывали трудности при рисовании карандашом и кисточкой, с удовольствием рисуют пальчиками, печатками, отпечатками листьев. Очень интересно наблюдать, как дети  дорисовывают кляксу, процарапывают рисунок, используя технику «граттаж». Ребенку трудно общаться, свое настроение он передает с помощью рисунка, он самостоятельно выберет изобразительный материал, который находится в доступном для него месте.  Это повышает его интерес к изобразительной деятельности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, они с удовольствием рисует на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Используя различные техники рисования, ребенок без особого труда может создать свой собственный шедевр,  у него появится уверенность в своих силах и желание рисовать дальше, быстрее и легче раскроются  его творческие способности. Нестандартный подход к организации изобразительной деятельности удивляет и восхищает детей, тем самым вызывает стремление заниматься таким интересным делом, как рисование. Постепенно дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах, они могут рисовать разными материалами, придумывать свои сюжеты для рисунков.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения

Нетрадиционные техники рисования позволяют воспитателю осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес, воспитать у  детей эмоциональное отношение к миру, так как развить только технические навыки  недостаточно, важно научить ребенка вложить в свое произведение душу, эмоции, чувства, переживания. О результатах художественного обучения можно судить не только потому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности. Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования развивается познавательный интерес, происходит коррекция психических процессов и личностной сферы у детей с задержкой психического развития в целом.

Таким образом, в процессе нетрадиционных техник рисования у детей формируется уровень развития действий с различными материалами, происходит умственное развитие детей, повышается  уровень творческого воображения, дети получают большой заряд положительных эмоций.

Источник

Библиографическое описание:

Чепурная С. Б. Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/118/3945/ (дата обращения: 02.04.2020).



Встатье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит о том, что детское творчество может дать толчок, как развитию творческого потенциала ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. В статье даются практические рекомендации организации рисования в группе детей с ЗПР.

Ключевые слова: дошкольный возраст, рисование, изобразительное творчество, нетрадиционные техники рисования, дети с задержкой психического развития.

В последнее время педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании. Эти новые подходы дают толчок как развитию творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д,).

В целом, у детей с различными нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2–3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются очень редко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом). При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания. Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности; дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог. При работе с акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно. У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность навыков рисования. Технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития. Но несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.

Читайте также:  Что дает игра для психического развития ребенка

Итак, изобразительная деятельность для таких детей нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

Формируя и обогащая продуктивную детскую деятельность, а также учитывая ее специфику и коррекционную направленность мы, таким образом, способствуем ослаблению и ликвидации многих нарушений психических процессов.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать. А это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, появлению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской.

Нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Рисование положительно влияет на центральную нервную систему, оказывая психокоррекционное воздействие на ребенка.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создать психофизиологическую базу для развития речи.

Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, осуществление отбора персонажей будущего рисунка.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.

Кроме этого, дети просто «заболевают» рисованием. Они рисуют везде и всюду: дома, в свободной деятельности, на прогулке. А когда ребенок регулярно занимается свободным творчеством, его фантазия находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, коррекцию некоторых психических функций, формирование новых образов и чувств.

Читайте также:  Развитие психики ребенка в онтогенезе изучает психология

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рисованию, имеет всестороннее значение: как для развития изобразительной деятельности — в частности и коррекции личности и поведения — в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, нетрадиционная техника изображения, работа, психическое развитие, рисование, изобразительное творчество, дошкольный возраст, детское творчество.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей дошкольников средствами…

Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования : сформировать у

Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением…

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль…

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей…)

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой…

Использование нетрадиционных технологий в развитии

ребенок, нетрадиционная техника рисования, рисование, нетрадиционное рисование, нетрадиционная техника изображения, техник, изобразительная

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей посредством использования…

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной

Нетрадиционные техники рисования как средство развития

Нетрадиционные техники — это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению

Нетрадиционные техники рисования, отобранные нами для занятий с детьми 6 лет

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих…

ребенок, нетрадиционная техника рисования, рисование, нетрадиционное рисование, нетрадиционная техника изображения, техник, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, изобразительное искусство…

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие

Развития изобразительных возможностей с помощью нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской

Нетрадиционные техники рисования — это довольно интересные способы изображения

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем…

Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, акварель

Виды нетрадиционных техник рисования вмладшем дошкольном возрасте

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование…

Источник