Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте кратко

Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте кратко thumbnail

Вопрос № 19

Особенности
психического развития детей младшего
школьного возраста

Границы младшего школьного возраста,
совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. С началом
обучения в школе образ жизни ребенка
меняется коренным образом. Центром
жизни младшего школьника становится
система «ребенок – учитель»,
определяющая отношения ребенка к
родителям и к сверстникам.

В связи с поступлением в школу ведущей
деятельностью ребенка становится
учебная деятельность.

Переход
к систематическому обучению создает
условия для развития новых познавательных
потребностей детей, активного интереса
к окружающей действительности, к
овладению новыми знаниями и умениями.

Заметные сдвиги происходят в сфере
развития произвольных форм поведения
и деятельности. Основным фактором
развития произвольности у ребенка
является появление в его жизни учебного
труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум
направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться
    целями, которые ставит взрослый;

  • формируется умение ставитьцели
    самому и в соответствии с ними
    самостоятельно контролировать свое
    поведение.

Наряду с учебой
дети вместе со взрослыми участвуют
также и в трудовой деятельности.
Достаточно много времени они заняты и
игрой.

Дети в этом возрасте
жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно
любознательны. Характерной особенностью
младшего школьного возраста является
эмоциональная впечатлительность,
отзывчивость ребенка на все яркое,
необычное, красочное.

В этот возрастной
период у ребенка активно развиваются
социальные эмоции, такие, как самолюбие,
чувство ответственности, чувство доверия
к людям и способность ребенка к
сопереживанию.

В младшем школьном
возрасте все большее значение для
развития ребенка приобретает его общение
со сверстниками, которое способствует
усвоению таких типов отношений, как
лидерство и дружба.

Развитие познавательных психических
процессов в младшем школьном возрасте
характеризуется тем, что из действий
непроизвольных, совершающихся
непреднамеренно в игровой или практической
деятельности, они превращаются в
самостоятельные виды психической
деятельности, имеющие свою цель, мотив
и способы выполнения.

Восприятие. Происходит переход от
непроизвольного восприятия к
целенаправленному наблюдению за
объектом. Для дошкольников характерно
анализирующее восприятие, к концу
младшего школьного возраста появляется
синтезирующее восприятие.

Память. Развивается произвольная
память, дети уже способны запоминать
материал, который обязательно представляет
для них интерес; процессы памяти
характеризуются осмысленностью (связь
памяти и мышления). Ребенок во-первых,
начинает осознавать особую мнемическую
задачу. Он отделяет эту задачу от всякой
другой. во-вторых, идет интенсивное
формирование приемов запоминания. От
наиболее примитивных приемов (повторение,
внимательное длительное рассмотрение
материала) в более старшем возрасте
ребенок переходит к группировке,
осмыслению связей разных частей
материала.

Внимание. В младшем школьном возрасте
преобладает непроизвольное внимание.
Внимание младшего школьника отличается
неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.
Младшие школьники не умеют быстро
переключать свое внимание с одного
объекта на другой.

Младшие школьники могут сосредоточенно
заниматься одним делом непродолжительное
время (15—20 мин) в связи с быстрым
наступлением утомления. Постепенно
внимание младшего школьника приобретает
выраженныйпроизвольный,
преднамеренный характер.

Мышление. Мышление характеризуется
переходом от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению; развивается
теоретическое мышление благодаря
усвоению научных понятий.

Воображение. Формируется произвольность
воображения.

В школе вся деятельность по своему
характеру является произвольной, поэтому
активно развивается воля и самоорганизация
(действия планирования, самоконтроля
и самооценки).

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди
разнообразных социальных мотивов учения
главное место занимает мотив получения
высоких отметок. Когда ребенок успешно
учится, его хвалят и учитель, и родители,
его ставят в пример другим детям, высокие
отметки и прочие оценки обеспечивают
соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения
— долг, ответственность, необходимость
получить образование. Абстрактное для
него понятие долга или далекая перспектива
продолжить образование в вузе
непосредственно побуждать его к учебной
работе не могут. Отметка — реально
действующий мотив; чтобы получить
высокую отметку или похвалу, ребенок
готов немедленно сесть заниматься и
старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация. Развитая
познавательная мотивация, обеспечивающая
интерес к изучению какого-либо учебного
предмета в начальных классах встречается
редко. Если ребенок в процессе обучения
начинает радоваться тому, что он что-то
узнал, понял, чему-то научился, — значит,
у него развивается мотивация, адекватная
структуре учебной деятельности. К
сожалению, даже среди хорошо успевающих
учеников крайне мало детей, имеющих
учебно-познавательные мотивы.

Мотивация достижения. Если, внимание
со стороны взрослого и большая часть
действий ребенка приходятся на успехи,
то складывается мотив достижения
успехов.

Если взрослые люди, мало поощряют их за
успехи и больше наказывают за неудачи,
то в итоге формируется и закрепляется
мотив избегания неудачи, который
сопровождается тревожностью, страхом
и придает учебной деятельности
отрицательную эмоциональную окрашенность.

К третьему классу у неуспевающих детей
возникает и особая компенсаторная
мотивация. Это побочные по отношению
к учебной деятельности мотивы, позволяющие
утвердиться в другой области — в занятиях
спортом, музыкой, рисованием, в заботах
о младших членах семьи и т.п. Когда
потребность в самоутверждении
удовлетворяется в какой-то сфере
деятельности, низкая успеваемость не
становится источником тяжелых переживаний
ребенка.

Престижная мотивация, характерна для
детей с завышенной самооценкой и
лидерскими наклонностями. Она побуждает
ученика учиться лучше одноклассников,
выделиться среди них, быть первым.

Самосознание.

Типы самооценки. У младших школьников
в отличие от дошкольников уже встречаются
самооценки различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.

От результативности учебной деятельности
зависит развитие личности младшего
школьника. Школьная успеваемость
является важным критерием оценки ребенка
как личности. Успешная учеба, осознание
своих способностей и умений приводят
к становлению чувства компетентности.
Если чувства компетентности в учебной
деятельности не формируется, у ребенка
снижается самооценка и возникает чувство
неполноценности; могут развиться
компенсаторные самооценка и мотивация.

Развитие адекватной самооценки.
Для развития у детей адекватной самооценки
и чувства компетентности необходимо
создание в классе атмосферы психологического
комфорта и поддержки.

Становление самооценки младшего
школьника зависит не только от его
успеваемости и особенностей общения
учителя с классом. Большое значение
имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности.

Особенности эмоционально-волевой
сферы младшего школьника

В учебной деятельности и в коллективе
сверстников у младшего школьника в
первую очередь формируются такие волевые
черты характера, как
самостоятельность,
уверенность в своих силах, настойчивость,
выдержка.

В некоторых случаях отсутствие
самостоятельности и критичности приводит
к повышенной внушаемости: дети подражают
и хорошему и плохому. Поэтому очень
важно, чтобы примеры поведения учителя
и окружающих людей были положительными.

Сдержанность, как черта характера,
появляется именно в младшем школьном
возрасте и быстро закрепляется.
Многие
учащиеся уже могут самостоятельно
готовить уроки, сдерживая желания
погулять, поиграть, почитать, не
отвлекаясь, не занимаясь посторонними
делами.

Настойчивость, как черта характера,
особенно обнаруживается в II
классе Благодаря ей учащиеся добиваются
значительных, успехов.

В процессе обучения и развития волевые
качества младшего школьника
совершенствуются.

Все более глубокими, осознанными
становятся высшие чувства школьника:
нравственные, интеллектуальные,
эстетические.

В младшем школьном возрасте в процессе
обучения идет развитие таких нравственных
чувств, как любовь к Родине, коллективизм,
чувство товарищества, дружбы, долга,
чести.

Осознанность нравственных чувств к III
классу проявляется в том, что дети
выбирают друга, товарища не по случайным
внешним обстоятельствам (рядом живут,
вместе идут домой), а мотивируют свой
выбор, характеризуя нравственные черты,
которые способствовали сближению с
одноклассником.

Одновременно с чувством товарищества
развивается и чувство коллективизма.
Коллективизм как черта характера
формируется у ребенка постепенно. В
процессе коллективной работы дети
убеждаются, что любое дело лучше выполнять
всем вместе.

Процесс познания, вызывая удовольствие,
способствует формированию познавательных
интересов. При правильной организации
обучения интеллектуальные чувства
становятся для учащихся потребностью.

Источник

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника.

2. Личностное развитие младшего школьника.

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника

Хронологические рамки (возрастные границы).  От 6‑7 до 10‑11 лет.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ребенок развивает­ся в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок ‑ учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы.

Физическое развитие. Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», увеличивается физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую  высокой координации движений деятельность.

Очень важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура и труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4-5 часов  должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

Ведущая деятельность ‑ учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

Текущая воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).

Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Направление развития внимания: от  концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.

Память. Младшиешкольники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Воспроизведением начинает пользоваться при заучивании наизусть. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Воспроизводят с опорой на текст,  к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.

Память носит конкретно-образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.

Таблица

Непроизвольное запоминание

Произвольное запоминание

Играет большую роль в учебном процессе.

Еще не сформировано. Активно формируется.

На быстроту и точность запоминания сильно влияют эмоции и чувства. Быстро запоминаются стихи, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок.

Увеличивается осмысленность запоминания.

В 1-м классе: недостаточность самоконтроля:

— количественная сторона повторения (сколько задано);

— на уровне узнавания.

Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к более общему, а также в обратном направлении.

Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.

Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов).

Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.

Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте отражены в таблице.

Таблица 

Особенности воображения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Воображаемый образ из отдельных деталей-фрагментов.

Незначительная переработка имеющихся представлений.

Связывают отдельные части образа

Управляемость процесса воображения.

Образы воображения

Расплывчатость, неясность. Вносится много лишнего. В образе отражается 2-3 детали.

Дополнительных  деталей не вносится. В образе отражается 3-4 детали.

Более точные и определенные. В образе отражается 4-5 детали.

Переработка образов

Незначительная

Более обобщенный и яркий образ.

Может изменяться сюжетная линия рассказа,  вводится условность.

Опора образа

Воссоздание словесной ситуации:

На основе конкретного предмета, действия.

На основе слова мысленный образ.

Речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов.

Речь играет важную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При научении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи.

2. Личностное развитие младшего школьника

Индивидуально-психологические особенности. Происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия проявляются в деятельности и поведении. Условия и ведущая деятельность благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, способность к саморегуляции.

О развитии способностей свидетельствует устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, формирование соответствующего познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, приходят новые мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы социальные мотивы – самосовершенствования (быть культурным и развитым) и самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать).  Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами  избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей.

В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать мотивы, связанные с процессом учения. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретические содержания знания. Важно научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения.

Таблица

Виды мотивов

Характеристика мотивов

Мотив долга и ответственности.

Первоначально школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.

Мотивы благополучия (узколичные).

Желание и стремление получить хорошую оценку  любой ценой, похвалу учителя, родителей.

Мотивы престижные

Выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе.

Учебно-познавательные мотивы.

Заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности.

Развитие мотива зависит от уровня познавательных потребностей (потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности). Внутренняя мотивация познавательных процессов – стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности.

Широкие социальные мотивы (самосовершенствования, самоопределения).

Быть умным, культурным, развитым.

После школы продолжить учебу, хорошо работать.

Как результат: «принимаемые» далекие мотивы определяют положительное отношение к учебной деятельности и создают благоприятные условия для начала обучения. Но… младший школьник живет преимущественно сегодняшним днем.

Личностное развитие. С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.

Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.

Возникают новые взаимоотношения с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.

Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости,  эмоциональной неустойчивости.

Новообразования. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование благодаря усвоенной системе научных понятий. Рефлексия как осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Э. Эриксон считал чувство компетентности центральным новообразованием возраста.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность иосознанность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Сделайте выводы об основных направлениях в исследовании детей младшего школьного возраста:

  1. Мамюхина М.В. Особенности мотивации учения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1985. ‑ №1 ‑ С. 43.
  2. Понарядов Г.М. О внимании младшего школьника // Вопросы психологии. – 1982.‑ №2. ‑ С. 51.
  3. Зак А.З. Исследования мышления младшего школьника в американской психологии. // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №1. ‑ С. 156.
  4. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ №4. ‑ С. 90-100.
  5. Иванова И.П. Обучаемость и память учащихся 1 класса школы // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №3. ‑ С. 90-100.
  6. Романова М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии  младшего школьника // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №6.‑ С. 109-114.
  7. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №6. ‑ С. 87.
  8. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4. ‑ С. 36.
  9. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4 ‑ С. 43.
  10. Филлипова Е.В. Формирование логических операций у 6 летних детей // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №2. – С. 43.
  11. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии мышления младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №1.‑ С. 47
  12. Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных операций // Вопросы психологии. – 1986.‑ №1. ‑ С. 64.
  13. Ривина И.В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. ‑  №5. ‑ С. 62.
  14. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №2. ‑ С. 40.
  15. Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшим школьником // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 47.
  16. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 56.
  17. Антонова Г.П. Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младшего школьника // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №5. ‑ С. 42.
  18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №3-4. ‑ С. 14.
  19. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1998. ‑ №5.
  20. Климин С.В. Некоторые особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст // Мир психологии. – 1995. ‑ № 3. ‑ С. 36 – 43.
  21. Кайгородов Б.В., Насырова О.А. Некоторые особенности самосознания гиперактивных детей в младшем школьном возрасте // Мир психологии. – 1998. ‑ № 3. ‑ С. 211 – 214.
  22. Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении // Мир психологии. – 1998. ‑ № 4. ‑ С. 82 – 95.
  23. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной ассиметрией полушарий головного мозга // Мир психологии. – 2001. ‑ № 1. ‑ С. 156 – 165.
  24. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликт между детьми и взрослыми // Мир психологии. – 2001. ‑ № 3. ‑ С. 197 – 209.
  25. Романина Е.В., Габбазова  А.Я. Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // Психологический журнал. – 2004. ‑ №6. ‑ С. 77.
  26. Шеститко И.В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ №5. ‑ С. 67.
  27. Кавецкая М.И. Развитие творческой активности младшего школьника // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ № 12. ‑ С. 68.
  28. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. – 1996. ‑ №4. ‑ С. 55-64.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?

2. Какие индивидуальные особенности внимания должен учитывать учитель младших классов?

3. Почему для развития общительности ребенку лучше контактировать со сверстником немного старшим?

4. Какие дети в классе обычно занимают авторитетное положение у сверстников?

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. ‑ Москва — Воронеж, 1997.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002.

Источник