Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте кризис 1 года
Первый период в жизни человека —
новорожденность (от рождения до
1-2 месяцев)- переход от биологического
к социальному типу развития. Резкое
изменение условий жизни: холод (при
отсутствии системы терморегуляции),
яркая освещенность, воздушная среда,
требующая иного типа дыхания, действие
силы притяжения, смена типа питания.
Новорожденный совершенно беспомощен,
он полностью зависит от взрослого
человека. По Выготскому,новорожденность— это промежуточный период между
внутри- и внеутробным развитием: ребенок
отделен от матери физически, но связан
с ней физиологически. О переходном,
смешанном характере развития новорожденного
свидетельствуют:питание ребенка— он питается продуктом материнского
организма, хотя должен самостоятельно
его «добывать» — сосать;недостаточная
дифференциация сна и бодрствования— ребенок 80% времени проводит во сне,
однако сон его носит беспокойный,
прерывистый и поверхностный характер;
короткие периоды сна чередуются с
островками бодрствования; большую часть
времени он находится в состоянии дремоты;эмбриональная поза— ребенок
находится в этой внутриутробной позе
во время сна и бодрствования;двигательные
особенности— многие рефлексы
новорожденного атавистические,
исчезающие через несколько месяцев..
Выготский говорит о «рудиментарном
состоянии психической жизни
новорожденного»-недифференцированные,
нерасчлененные переживания (сплав
аффекта, влечения, ощущения), ребенок
не отделяет себя, своих переживаний от
окружающего мира, не отличает людей от
физических объектов, воспринимает
ситуацию в целом, выделяя скорее
чувственный тон происходящего, чем
объективные элементы окружающего мира.
Центральным новообразованием данного
периода является становление
индивидуальной психической жизни
новорожденного.
Сенсорные способности новорожденных.Зрение новорожденного очень бедно: у
них значительно ниже точность
детализации пространства, движения
глаз новорожденного имеют фиксированное
фокусное расстояние, только объекты,
находящиеся на расстоянии приблизительно
21 см от его глаз, будут восприниматься
в фокусе, удаленные объекты имеют весьма
неясные очертания, слабо развита функция
управления конвергенцией глаз.
Слуховая системаразвита достаточно
хорошо. Новорожденные способны реагировать
на широкий диапазон звуков. Однако
они предпочитают голоса в женском
диапазоне голосам мужским. Новорожденные
особенно чувствительны к звукам речи,
человеческому голосу: они предпочитает
песню, исполненную женским голосом, той
же мелодии, сыгранной на музыкальном
инструменте.
Тактильные ощущенияхорошо развиты.
Они реагируют на холод, тепло, прикосновение,
боль.
Органы вкуса и обоняниятакже
функционируют с самого рождения.
Новорожденные демонстрируют различные
реакции на кислое (лицевая реакция
— «возмущение») и сладкое (выражают
удовольствие).
Младенческий возраст— период
жизни ребенка от 1-2 месяцев до года.
Первая улыбка как реакция на лицо
взрослого человека является показателем
того, чтосоциальная ситуация
психического развития ребенкауже
сложилась. Это социальная ситуация
связанности, неразрывного единства
ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как
назвал ее Выготский. Жизнь ребенка
полностью зависит от ухаживающего за
ним взрослого человека, она как бы
вплетена в его жизнь и деятельность,
они живут общей жизнью. Ведущая потребность
младенчества — потребность в другом
человеке, в общении, ведущая деятельность
— эмоционально-непосредственное
общение.
В 7-8 месяцев начинает проявляться
избирательность эмоциональных реакций,
выражающаяся в том, что возникает страх
расставания и боязнь незнакомых людей
( «тревожное предчувствие разлуки»):
грусть или острый испуг на исчезновения
мамы (или другого близкого человека) и
робость, настороженность, сильное
беспокойство при появлении незнакомых
людей. Появление данных реакций, по
мнению психологов, важная веха в
эмоциональном и социальном развитии,
свидетельствующая о процессе возникновения
эмоциональной привязанности к матери
и другим близким людям; она также говорит
о растущей когнитивной способности
младенца различать знакомых и незнакомых
взрослых.
В возрасте между 6 и 12-м месяцами дети
начинают действовать «понарошку»,
особенно если старшие им подают пример:
они могут изобразить знакомые им действия
(как они спят, едят, пьют).
Начинается в младенчестве и речевое
развитие. Этапы развития голосовой
активности младенцев:
2—3 месяца — возникновение первых
спонтанных вокализаций: гуление,
когда ребенок как бы играет с гласными
звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье
(соединение согласных звуков, подобно
кряхтению— «кхх»); 6—7 месяцев —
появление эмоциональных возгласов,
вскриков — коротких, эмоционально
насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); 6—8
месяцев — исчезновение вокализаций в
моменты речевого общения со взрослыми;
7—8 месяцев — появляется лепет:
звукосочетания, комбинация гласных
и согласных звуков («дай-дай-дай»,
«та-та-та», «ма-ма- ма»); 8—9 месяцев —
возникает усложненный лепет —
звукосочетания родного языка,
имитирующие речь; 9—12 месяцев —
спонтанные вокализации сокращаются;
10—12 месяцев — появление первых слов.
Первые слова, как правило, основаны на
звукоподражании («бах» или «га-га-га»)
или представляют собой особые
звукосочетания, понятные только матери
и ребенку и употребляемые в определенной
ситуации, например «ка» — картинка,
«гуг» — медведь.
К концу первого года жизни развитие
механизма «совместного внимания»(тенденция матери и ребенка обращать
взор на одни и те же предметы) дети
начинают понимать значение указывающего
жеста и могут посмотреть в указанном
направлении, если кто-то использует
его, вскоре после этого они начинают
сами применять такой жест, когда возникает
необходимость направить чье-либо
внимание в нужную сторону.
Приблизительно к 5 месяцам возникает
акт хватания, когда у младенца
развивается навык зрительного управления
движениями рук, когда и дотягивание и
схватывание осуществляются под контролем
зрения. Появление акта хватания имеет
чрезвычайное значение для психического
развития ребенка: формируется и
совершенствуется первая функциональная
система — зрительно-двигательная;
складывается предметное восприятие;
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
всем остальным, что является видоспецифичным
для человека и создает условия для
удержания и использования орудий;
расширяются возможности манипулирования
с предметами; формируется познавательная
потребность. Акт хватания продолжает
развиваться и совершенствоваться в
течение первого года жизни.
Основными новообразованиями младенчестваявляются потребность в общении,
эмоциональное отношение к людям; акт
хватания как основа человеческих
действий с предметами; ходьба и появление
первого слова. Именно они с необходимостью
вызывают построение новой ситуации
развития — ситуации совместной
деятельности со взрослым человеком.
Кризис одного года— резкое возрастание
независимости ребенка от взрослых,
происходит всплеск самостоятельности.
Ребенок овладевает ходьбой, что расширяет
его пространство, круг предметов, с
которыми он сталкивается. Это расширяет
сферу его ориентировочно-исследовательской
деятельности, способствует овладению
большим кругом предметных действий.
Стремление к самостоятельности почти
всегда встречает отпор со стороны
взрослых, поскольку многие действия
ребенка могут причинить вред ему
самому или окружающим. Отсюда —
аффективные реакции ребенка, иногда
очень бурные и яркие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
Источник
Новорожденность — это начало младенческого возраста.Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства.
Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кормят, купают, одевают). Такая беспомощность, полная зависимость от взрослых составляет специфику социальной ситуации развития младенца.
Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена типа питания. Он должен приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям.
Помогают ребенку в этом наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.
Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения — «пищевое сосредоточение»; рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма, — дыхания, кровообращения; защитные рефлексы (отдергивание, зажмуривание, сужение зрачка); ориентировочные рефлексы (поворот головы); сосательный рефлекс (сосет вложенный в
рот предмет); рефлекс отталкивания (при прикосновении); хватательный рефлекс (схватывание руки взрослого) и др.
Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.
Формируются потребности:
· в получении впечатлений;
· в движении;
· в общении со взрослым.
Для индивидуальной психической жизни новорожденного характерны два момента: преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. В первый месяц жизни все раздражения, все окружающее он переживает только как субъективные состояния.
В психической жизни ребенка возникает слуховое и зрительное сосредоточение (задержка взора на предмете). Развитие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений (на основе нервной системы и головного мозга). Вес мозга новорожденного составляет 1/4 части веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток то же. Однако психическое развитие не определяется созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Организатором впечатлений является взрослый. Новорожденный начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально.
В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления».
«Комплекс оживления» — это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в познании и общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый переходный период — этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Ведущей деятельностью, как и в младенческом периоде, является эмоциональное общение со взрослым.
Центральные новообразования новорожденное — индивидуальная психическая жизнь: индивидуальность существования, вплетенное в социальное окружение ребенка; эта индивидуальная жизнь уже является социальной и психической, в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих людей (Л.С. Выготский); потребность во впечатлениях (Л.И. Божович); потребность в общении со взрослыми (B.C. Мухина).
Младенчество. Младенчество — особая пора в развитии ребенка.
Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца реализуются в сотрудничестве со взрослыми.
Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребенка со взрослым, которое проходит следующие стадии:
Центральные новообразования— потребность в общении со взрослыми, а также потребность во впечатлениях.
Кризис 1 года. Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.
Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве.
Ходьба — основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второй момент кризиса связан с появлением первого слова:
- ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между знаком и значением — символизирующую функцию речи);
- увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.
Третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим
В младенческом возрасте «…автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребенок отделяется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра). Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.
Ранний возраст. Кризис 3 лет.Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).
Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.
Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 4513; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все…
Источник
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник