Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте кризис 1 года

Первый период в жизни человека —
новорожденность (от рож­дения до
1-2 месяцев)-
переход от биологического
к социальному типу разви­тия
. Резкое
изменение условий жизни: холод (при
отсутствии системы термо­регуляции),
яркая освещенность, воздушная среда,
требующая иного типа дыхания, действие
силы притяжения, смена типа питания.
Новорожденный совершенно бес­помощен,
он полностью зависит от взрослого
человека. По Выготскому,новорожденность— это проме­жуточный период между
внутри- и внеутробным развитием: ребе­нок
отделен от матери физически, но связан
с ней физиологически. О переходном,
смешанном характере развития новорожденного
сви­детельствуют:питание ребенка— он питается продуктом материнского
организма, хотя должен самостоятельно
его «добывать» — сосать;недостаточная
дифференциация сна и бодрствования— ребенок 80% времени проводит во сне,
однако сон его носит бес­покойный,
прерывистый и поверхностный характер;
короткие пери­оды сна чередуются с
островками бодрствования; большую часть
времени он находится в состоянии дремоты;эмбриональная поза— ребенок
находится в этой внутриут­робной позе
во время сна и бодрствования;двигательные
особенности— многие рефлексы
новорожден­ного атавистические,
исчезающие через несколько месяцев..

Выготский говорит о «рудиментарном
состоянии психичес­кой жизни
новорожденного»-
недиффе­ренцированные,
нерасчлененные переживания (сплав
аффекта, вле­чения, ощущения), ребенок
не отделяет себя, своих переживаний от
окружающего мира, не отличает людей от
физических объектов, воспринимает
ситуацию в целом, выделяя скорее
чувственный тон происходящего, чем
объективные элементы окружающего мира.
Центральным новообразованием данного
периода является ста­новление
индивидуальной психической жизни
новорожденного.

Сенсорные способности новорожденных.Зрение новорожденного очень бедно: у
них значи­тельно ниже точность
детализации пространства, движения
глаз новорожденного имеют фиксированное
фокусное расстояние, только объекты,
находящиеся на расстоянии приблизительно
21 см от его глаз, будут восприниматься
в фокусе, удаленные объекты имеют весьма
неясные очертания, слабо развита функция
управле­ния конвергенцией глаз.

Слуховая системаразвита достаточно
хорошо. Новорожденные способны реагировать
на широкий диапазон зву­ков. Однако
они предпочитают голоса в женском
диапазоне голо­сам мужским. Новорожденные
особенно чувствительны к звукам речи,
человеческому голосу: они предпочитает
песню, исполненную женским голосом, той
же мелодии, сыгранной на музыкальном
инст­рументе.

Тактильные ощущенияхорошо развиты.
Они реагируют на холод, тепло, прикосновение,
боль.

Органы вкуса и обоняниятакже
функционируют с самого рож­дения.
Новорожденные демонстрируют различные
реакции на кис­лое (лицевая реакция
— «возмущение») и сладкое (выражают
удо­вольствие).

Младенческий возраст— период
жизни ребенка от 1-2 месяцев до года.
Первая улыбка как реакция на лицо
взрослого че­ловека является показателем
того, чтосоциальная ситуация
психи­ческого развития ребенка
уже
сложилась. Это социальная ситуация
связанности, неразрывного единства
ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как
назвал ее Выготский. Жизнь ребенка
полностью зависит от ухаживающего за
ним взрослого человека, она как бы
вплетена в его жизнь и деятельность,
они живут общей жизнью. Ведущая потребность
младенчества — по­требность в другом
человеке, в общении, ведущая деятельность
— эмоционально-непосредственное
общение.

В 7-8 месяцев начинает проявляться
избирательность эмоциональных реакций,
выражающаяся в том, что возникает страх
расставания и боязнь незнакомых людей
( «тревожное предчувствие разлуки»):
грусть или острый испуг на исчезновения
мамы (или другого близкого человека) и
робость, настороженность, сильное
беспокойство при появлении незнакомых
людей. Появление данных реакций, по
мнению психологов, важная веха в
эмоциональном и социальном развитии,
свидетельствующая о процессе возникновения
эмоциональной привязанности к ма­тери
и другим близким людям; она также говорит
о растущей ког­нитивной способности
младенца различать знакомых и незнако­мых
взрослых.

В возрасте между 6 и 12-м месяцами дети
начинают дей­ствовать «понарошку»,
особенно если старшие им подают пример:
они могут изобразить знакомые им действия
(как они спят, едят, пьют).

Начинается в младенчестве и речевое
развитие
. Этапы развития голосовой
активности мла­денцев:

2—3 месяца — возникновение первых
спонтанных вокализа­ций: гуление,
когда ребенок как бы играет с гласными
звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье
(соединение согласных звуков, подобно
кряхтению— «кхх»); 6—7 месяцев —
появление эмоциональных возгласов,
вскри­ков — коротких, эмоционально
насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); 6—8
месяцев — исчезновение вокализаций в
моменты рече­вого общения со взрослыми;
7—8 месяцев — появляется лепет:
звукосочетания, комбина­ция гласных
и согласных звуков («дай-дай-дай»,
«та-та-та», «ма-ма- ма»); 8—9 месяцев —
возникает усложненный лепет —
звукосоче­тания родного языка,
имитирующие речь; 9—12 месяцев —
спонтанные вокализации сокращаются;
10—12 месяцев — появление первых слов.
Первые слова, как правило, основаны на
звукоподражании («бах» или «га-га-га»)
или представляют собой особые
звукосочетания, понятные только мате­ри
и ребенку и употребляемые в определенной
ситуации, например «ка» — картинка,
«гуг» — медведь.

К концу первого года жизни развитие
механизма «совместного внимания»(тенденция матери и ребенка обращать
взор на одни и те же предметы) дети
начинают понимать значение указывающего
жеста и могут посмотреть в указанном
направлении, если кто-то использует
его, вскоре после этого они начинают
сами применять такой жест, когда возникает
необходи­мость направить чье-либо
внимание в нужную сторону.

Читайте также:  Ведущая роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка

При­близительно к 5 месяцам возникает
акт хватания, когда у младенца
развивается навык зрительного управления
движениями рук, когда и дотягивание и
схватывание осуществляются под конт­ролем
зрения. Появление акта хватания имеет
чрезвычайное зна­чение для психического
развития ребенка: формируется и
совершенствуется первая функциональная
си­стема — зрительно-двигательная;
складывается предметное восприятие;
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
всем остальным, что является видоспецифичным
для чело­века и создает условия для
удержания и использования орудий;
расширяются возможности манипулирования
с предметами; формируется познавательная
потребность. Акт хватания продолжает
развиваться и совершенствоваться в
течение первого года жизни.

Основными новообразованиями младенчестваявляются потреб­ность в общении,
эмоциональное отношение к людям; акт
хватания как основа человеческих
действий с предметами; ходьба и появле­ние
первого слова. Именно они с необходимостью
вызывают постро­ение новой ситуации
развития — ситуации совместной
деятельно­сти со взрослым человеком.

Кризис одного года— резкое возрастание
независимости ребенка от взрослых,
происходит всплеск самостоятельности.
Ребенок овладевает ходьбой, что рас­ширяет
его пространство, круг предметов, с
которыми он сталкива­ется. Это расширяет
сферу его ориентировочно-исследовательской
деятельности, способствует овладению
большим кругом предмет­ных действий.
Стремление к самостоятельности почти
всегда встре­чает отпор со стороны
взрослых, поскольку многие действия
ребен­ка могут причинить вред ему
самому или окружающим. Отсюда —
аффективные реакции ребенка, иногда
очень бурные и яркие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

Источник

Новорожденность  — это начало младенческого возраста.Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Ребенок в момент родов отделяется от матери физичес­ки, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства.

Новорожденный беспомощен. Он не может самостоя­тельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кор­мят, купают, одевают). Такая беспомощность, полная зави­симость от взрослых составляет специфику социальной ситуации развития младенца.

Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные усло­вия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требу­ющая другого типа дыхания, смена типа питания. Он должен приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям.

Помогают ребенку в этом наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Это прежде всего система пищевых рефлексов. При при­косновении к углам губ или языку появляются сосательные движения — «пищевое сосредоточение»; рефлексы, обеспе­чивающие работу основных систем организма, — дыхания, кровообращения; защитные рефлексы (отдергивание, заж­муривание, сужение зрачка); ориентировочные рефлексы (поворот головы); сосательный рефлекс (сосет вложенный в

рот предмет); рефлекс отталкивания (при прикосновении); хватательный рефлекс (схватывание руки взрослого) и др.

Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свой­ственных человеку форм поведения.

Формируются потребности: 

· в получении впечатлений;

· в движении;

· в общении со взрослым.

Для индивидуальной психической жизни новорожденно­го характерны два момента: преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. В первый месяц жизни все раздражения, все окружающее он переживает только как субъективные состояния.

В психической жизни ребенка возникает слуховое и зри­тельное сосредоточение (задержка взора на предмете). Раз­витие зрения и слуха у ребенка происходит быстрее, чем развитие телесных движений (на основе нервной системы и головного мозга). Вес мозга новорожденного составляет 1/4 части веса мозга взрослого, хотя количество нервных кле­ток то же. Однако психическое развитие не определяется созреванием нервных клеток, а зависит от впечатлений, на основе которых формируются условные рефлексы. Органи­затором впечатлений является взрослый. Новорожденный начинает реагировать на сложные комплексные целые, ок­рашенные эмоционально.

В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного пережи­вания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вски­дывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления».

«Комплекс оживления» — это специфический акт пове­дения младенца в отношении взрослого. Он знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в познании и общении. Становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый переходный период — этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Ведущей деятельностью, как и в младенческом периоде, является эмоциональное общение со взрослым.

Центральные новообразования новорожденное — ин­дивидуальная психическая жизнь: индивидуальность суще­ствования, вплетенное в социальное окружение ребенка; эта индивидуальная жизнь уже является социальной и психи­ческой, в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих людей (Л.С. Выготский); потребность во впе­чатлениях (Л.И. Божович); потребность в общении со взрос­лыми (B.C. Мухина).

Младенчество. Младенчество — особая пора в развитии ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мне­нию Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и пове­дение младенца реализуются в сотрудничестве со взрослыми.

Ведущая деятельность — эмоциональное общение ребен­ка со взрослым, которое проходит следующие стадии:

Читайте также:  Методики диагностики развития ребенка до года

Центральные новообразования— потребность в обще­нии со взрослыми, а также потребность во впечатлениях.

Кризис 1 года. Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве.

Ходьба — основное новообразование младенческого воз­раста, знаменующее собой разрыв старой ситуации разви­тия.

Второй момент кризиса связан с появлением первого слова:

  • ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между знаком и значением — сим­волизирующую функцию речи);
  • увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

Третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противо­поставления себя другим

В младенческом возра­сте «…автономной речью, практическими действиями, не­гативизмом, капризами ребенок отделяется от взрослых (прежде всего от матери как эмоционального центра). Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятель­ность ребенка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях.

Ранний возраст. Кризис 3 лет.Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего дет­ства: ребенок становится более самостоятельным в позна­нии окружающей действительности и начинает исполь­зовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывно­го единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребе­нок — предмет — взрослый.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: ов­ладение телом, речью, развитие предметной деятель­ности.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 4513; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все…

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Читайте также:  Книга раннее развитие ребенка онлайн

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник