Понятие наследственности роль наследственности в развитии ребенка
Наследственность— свойство
организмов повторять сходные типы
обмена веществ и индивидуального
развития в целом в ряду поколений.
Наследственность обеспечивается
самовоспроизведением генов, находящихся
в специфических структурах ядра клетки
(хромосомах) и цитоплазмы. Ген – участок
молекулы ДНК. При клеточном делении
хромосомы самоудваиваются и распределяются
в определенном порядке по дочерним
клеткам. Этим и обеспечивается передача
наследственных свойств от поколения к
поколению. Молекулы ДНК, являющиеся
носителями наследственности, отвечают
за все жизненно важные процессы в
организме (за сохранение информации о
протекании всех процессов, за обновление
клеток, за защиту от мутаций и т.д.).
Биологическая наследственность имеет
огромное значение в жизни человека. Она
сохраняет человека как природное
существо, как вид в биологическом мире.
С момента рождения ребенок наследует
многие врожденные свойства и инстинкты,
относящиеся к безусловным рефлексам(по И.П. Павлову). Это, например,
пищеварительные (сосание, слюноотделение),
ориентировочные (реакция на свет, звук
и т.д.); оборонительные (зажмуривание
глаз при ярком свете и др.) рефлексы.
Передаются и «собственно человеческие
задатки»: предрасположенность к
прямохождению, развитию речи, к
целенаправленному труду, развитию
мышления, самосознания и т.д. Наследственность
программирует передачу от взрослых
детям ряда биохимических, физических
качеств: физический облик, цвет волос,
физические данные; группу крови и резус
фактор, свойства зрительных органов
(цвет глаз, дальтонизм).
Генотип определяет также свойства
нервной системы. Нервная система
новорожденного несет в себе огромные
возможности образования новых форм
поведения и их нервных механизмов. В
частности, человек наследует такие
особенности строения и функционирования
нервной системы, как сила, уравновешенность,
подвижность тормозного и возбудительного
процессов. Их сочетания определяют тот
или иной тип высшей нервной системы,
или темперамент. Типологические
свойства нервной системы оказывают
влияние на формирование черт характера
человека. Важно также знать, что человек
наследует природные способности к
развитию в виде задатков к различным
видам деятельности.Задатки –
это природные (потенциальные) возможности
развития способностей. Они обусловлены
индивидуальными структурно-функциональными
различиями головного мозга и
речедвигательного аппарата, а также
органов чувств. Иначе говоря, это
анатомо-физиологические предпосылки
развития способностей.
Вместе с тем, для развития «собственно
человеческих задатков», второй сигнальной
системы, способностей индивиду необходимы
социальная среда, благоприятные условия
жизни и воспитание. Все имеющиеся в
науке факты о жизни малолетних детей с
дикими животными (“Дети Маугли”)
свидетельствуют о том, что у них не
развивались человеческие качества
(низкий уровень мышления, отсутствие
речи, ходьба на четвереньках, неразвитость
чувств). И по возвращении в человеческое
общество они так и не смогли восстановить
эти качества, не смогли стать личностями.
Следует отметить, что по наследству
передается также предрасположенность
к некоторым заболевания и аномалиям
(гемофилия, сахарный диабет, некоторые
эндокринные расстройства и др.), а также
особенности протекания психических
процессов. Известно, что нарушение
генной наследственности вызывается
радиацией, тяжелыми условиями труда,
нервно-психическими расстройствами,
влиянием бытовых канцерогенов (алкоголь,
курение, медикаменты и т.п.).
Все генетически заданные свойства
человеческого организма характеризуют
его способностьк саморазвитию.
Это внутренняя природная активность
индивида, его организма, проявляющаяся
как в анатомо-физиологическом созревании,
так и в психическом развитии. Вот как
процесс саморазвития описал в свое
время известный педагог П.Ф. Каптерев.
«Дан известный организм, дана известная
среда. При этих данных сейчас же начнется
процесс саморазвития, определяемый
свойствами организма и среды. Процесс
будет совершаться с необходимостью:
организм по присущим ему законам будет
оживлять и перерабатывать впечатления,
под их влиянием действовать… Иным
путем, помимо самодеятельности, человек
развиваться не может: такова его природа»
(П.Ф. Каптерев. Избр. пед. сочинения. М.,
1982. С .163).
Установлено, что биологически здоровый
человек имеет колоссальные возможности
развития, но практические реализует их
не более чем на 10-15%. В чем причина?
Отчасти, видимо в том, что не создаются
оптимально-благоприятные условия для
их реализации. Более того, неблагоприятные
условия жизни (плохое питание, тяжелые
условия жизни и т.п.) задерживают рост
и развитие ребенка.
Подчеркнем, что наследственность наряду
с деятельностью и общением относится
к
внутренним факторам развития личности.
Для того чтобы наследственные возможности
растущего человека реализовались в
качества личности, необходима среда,
взаимоотношения и взаимодействия с
другими людьми. Иначе говоря, все, что
отличает человека от животных, в конечном
счете является результатом его жизни
в социальной среде.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»[5].
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:
· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
· предрасположенность к целенаправленному труду,
· развитие мыслительных способностей человека,
· осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:
· физический облик,
· цвет волос,
· физические данные;
· группу крови и резус-фактор,
· задатки способностей;
· программирует также свойства нервной системы,
· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.[7]
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей[9].
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это
· умственные способности,
· тонкость и точность ручных движений,
· развитая память,
· совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:
· математические,
· музыкальные,
· лингвистические,
· литературные,
· художественно-творческие,
· технические,
· спортивные,
· организаторские,
· экономические и др.
Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…»[10]. Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены[11].
Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.
Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека[13].
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.
Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 7099; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9787 — | 7603 — или читать все…
Читайте также:
Источник