Психическое развитие ребенка в юношеском возрасте

Психическое развитие ребенка в юношеском возрасте thumbnail

Вопрос
№ 21

Особенности
психического развития в юношеском
возрасте

Социальная
ситуация развития характеризуется в
первую очередь тем, что старший школьник
стоит на пороге вступления в самостоятельную
жизнь. Ему предстоит выйти на путь
трудовой деятельности и определить
свое место в жизни.

В
центре психологического развития
старшего школьника стоит профессиональное
самоопределение.

Изменяется
отношение к школе — оно становится
более прагматичным.
Несмотря на
сохраняющуюся привязанность к своей
школе, старшеклассники готовы даже
сменить ее, если в другой школе будут
лучшие условия подготовиться к будущей
профессиональной деятельности.

Становится
актуальным поиск спутника жизни и
единомышленников, возрастает потребность
в сотрудничестве с людьми, укрепляются
связи со своей социальной группой,
появляется чувство интимности с
определенными людьми.

Ранняя
юность — это установление психологической
независимости во всех сферах: в моральных
суждениях, политических взглядах,
поступках, своих чувств и интимных
отношений, поиск смысла и образа жизни,
переживание одиночества, выбор профессии
— вот круг наиболее значимых в этом
возрасте проблем.

Юношеский
возраст по сравнению с подростковым
характеризуется повышением уровня
самоконтроля и саморегуляции.

Появляется
особая чувствительность к оценке другимисвоей внешности, способностей, умений
и наряду с этим чрезмерная критичность
в отношении к окружающим: ранимость
уживается с поразительной черствостью,
болезненная застенчивость — с
развязностью, желание быть признанным
и оцененным другими — с подчеркнутой
независимостью, борьба с авторитетами
— с обожествлением случайных кумиров,
чувственное фантазирование — с сухим
мудрствованием.

Ведущая
деятельность в юношеском возрасте —
учебно-профессиональная
деятельность.

В
старшем школьном возрасте связь между
познавательными и учебными интересами
становится постоянной и прочной.
Проявляется большая избирательность
к учебным предметам и одновременно —
интерес к решению самых общих познавательных
проблем и к выяснению их мировоззренческой
и моральной ценности.

Изменяется
отношение и к отметке.
Отметка как
основной побуждающий мотив учения,
имеющий решающее значение вплоть до
подросткового возраста, теперь утрачивает
свою побудительную силу — старший
школьник перестает учиться «за отметку»,
ему важны сами по себе знания, в
значительной степени обеспечивающие
будущее.

В
16 лет уже определяется свой собственный
(далекий от идеала, но реально действующий)
стиль учебной работы. Учебная деятельность
старшеклассников определяете сложным
комплексом мотивов:

  • мотивы широкого
    общественного плана (завоевать себе
    место в жизни, получить одобрение
    окружающих, подготовиться к будущей
    профессии);

  • мотивы, идущие от
    самой учебной деятельности (интерес к
    знаниям, удовольствие от сделанной
    работы интеллектуального труда);

  • мотивы, прямо не
    связанные с учением, но имеющие к нему
    некоторое отношение (награда, наказание,
    конкурирующие потребности и желания);

  • мотивы отрицательного
    порядка (утомление, скука, трудность
    материала, отсутствие комфорта в
    отношениях с учителем или учениками).

В
старших классах отношения между учителями
и учениками положительны и продуктивны
тогда, когда онистроятся на основе
уважения друг к другу, старшеклассники
ищут в учителе старшего друга и наставника.

Развитие
познавательных психических процессов

Развитие
абстрактно-логического мышления
знаменует появление только нового
интеллектуального качества и
соответствующей потребности в познании.
Ребята готовы часами спорить об
отвлеченных предметах, о которых они
ничего не знают.

В
юношеском возрасте отмечается философская
направленность мышления, которая
обусловлена развитием формально-логических
операций и эмоциональными особенностями.

Юношам
более свойственно абстрактное мышление,
девушкам – конкретное. Поэтому девушки
обычно лучше решают конкретные задачи,
чем абстрактные. Художественно-гуманитарные
интересы у девушек в большинстве случаев
преобладают над естественно-научными.

В
юношеском возрасте увеличивается объем
внимания,
а
также способность длительно сохранять
его интенсивность и переключаться с
одного предмета на другой. Но внимание
становится более избирательным и
зависящим от направленности интересов.

Развиваются
творческие
способности.
Поэтому
в данном возрасте юноши и девушки не
просто усваивают информацию, но и создают
что-то новое.

Умственное
развитие старшеклассника заключается
как в накоплении умений и изменении
отдельных свойств интеллекта, так и в
формировании индивидуального стиля
умственной деятельности.

Центральными
психологическими новообразованиями
юношеского возраста являются
профессиональное самоопределение
и мировоззрение.

Ранняя
юность — это период формирования
жизненных планов.

Центральный
психологический процесс в юношеском
самосознании — формирование личной
идентичности
.

Главное
психологическое приобретение ранней
юности — обнаружение ценности своего
внутреннего мира. Внешний мир начинает
восприниматься через себя.

Развивается
способность к самоанализу и
потребность систематизировать, обобщать
свои знания о себе. Юноши и девушки
стремятся глубже разобраться в своем
характере, своих чувствах, действиях,
поступках. Актуальной становится
проблема самовоспитания. Требования к
себе значительно возрастают и становятся
более устойчивыми.

Взаимоотношения
со сверстниками

В
ранней юности человеку присуща потребность
в общении:

  • интенсивное
    физическое и умственное развитие
    приводит к расширению интереса к миру
    и деятельности;

  • возрастает
    необходимость в новом опыте, познании
    и в защищенности: комфортное общение
    с людьми, потребность в принятии и
    признании.

Наряду
с развитием приятельских отношений со
сверстниками в этом возрасте особую
ценность приобретаем понятие дружбы.
Одной из главных функций юношеской
дружбы является поддержание самоуважения
личности.
Более того, дружба выступает
как своеобразная форма психотерапии,
эмоциональная поддержка, в результате
которой укрепляются жизненные позиции.
Типичным проявлением дружеской
психотерапии являются телефонные
разговоры. Каждый родитель может
подтвердить, если будет внимателен, как
меняется настроение дочери от разговора
«ни о чем». Этот пустой разговор
психологически важнее любой содержательной
беседы в данном возрасте.

Читайте также:  Развитие ребенка до года видео методики

Взаимоотношения
со взрослыми

Сложно
складываются отношения со взрослыми.
Старшеклассники считают важным для
себя общение со взрослыми, с родителями.
Среди тем, которые желательны в общении
с ними:

  • выбор будущей
    профессии;

  • взаимоотношения с
    окружающими;

  • учебные дела;

  • вопросы морали;

  • о себе и своем
    прошлом, настоящем и будущем (различные
    аспекты самоопределения).

Однако
есть одна поправка — общение со взрослым
ценится только в том случае, если оно
имеет доверительную форму. Отсутствие
доверительных отношений со взрослым,
в том числе с учителем, в этом возрасте
— одна из главных причин тревожности,
которую испытывают старшие школьники.

Источник

Тема 9. Психология юношеского возраста

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.

2. Развитие личности юноши.

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

2. Развитие личности юноши

Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.

Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Читайте также:  Приказ минздрава о дородовой диагностике нарушении развития ребенка

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Задания для самостоятельной работы

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?

2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?

4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.

Список рекомендуемой литературы

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  7. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. —  М., 2004.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходят­ся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения от­рочества и юности в возрастной период, называемый пери­одом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы кото­рого могут простираться от 12/14 до 25 лет. Подробнее о фрустрации здесь на сайте www.psyhodic.ru

В отечественной науке юность оп­ределяется в границах 14 — 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 — 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Особенности психического развития в раннем юно­шеском возрасте, во многом, связаны со спецификой со­циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо­ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределе­ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч­ты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбо­ра. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказыва­ются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая поло­жение о том, что переживаемый нами исторический пери­од в развитии детства может быть охарактеризован как кри­зисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхожде­нии образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчет­ливо, как в период ранней юности. Взросление про­ходит вне образовательной системы, а образование — вне системы взросления. Возможно суще­ствование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в период ран­ней юности, который и всегда был дискуссионным, на се­годняшний день остается открытым.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успеш­но решена без и вне решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения, включающей построение це­лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способнос­ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно­шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к дея­тельности взрослых.

Спецификой возраста является бы­строе развитие специальных способностей, нередко напря­мую связанных с выбираемой профессиональной облас­тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки го­раздо более сложной и индивидуальной, чем в более млад­ших возрастах. У юношей этот процесс начинается рань­ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо­собностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности от­крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз­рывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанали­за, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен­том социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рас­сматривают как основное новообразование, итожащее ран­нюю юность. И.В. Дубровина: «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осу­ществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов­ность (способность) к личностному и жизненному самоопре­делению» [1].

Читайте также:  Развитие интереса ребенка к спорту

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле­нию об идентичности — понятию, наиболее часто встреча­ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис­следователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каж­дый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым со­вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде­лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обострен­ного чувства ожидают от него другие»[2].

Если молодой человек успешно справляет­ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бы­вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас­пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло­вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уров­нем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мне­нию Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности луч­ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и кото­рый олицетворялся в любимых актрисах и актерах, нако­нец, к тем ценностям и идеалам, которым были привер­жены, входя во взрослую жизнь.

Т. Томэ предлагает различать два прин­ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.

Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б.Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит о сознательном самоопределении как об основном содержа­нии «второго рождения» личности в юности[3]. Само­определение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними пере­живания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упус­кается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное про­фессиональными, родительскими или какими-либо ины­ми нуждами приобщение к культуре.

Юность ценят все — это возраст, с которым горько рас­ставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб дру­гим возрастам.

Но эта субъективная и объективная ценность и значи­мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран­ней юности. Исследователями называются различные зада­чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто­рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран­ней юности:

1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

2. Обретение психосексуальной идентичности — осозна­ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;

3. Профессиональное самоопределение — самостоятель­ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност­ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых.

.

Источник