Психическое развитие ребенка в юношеском возрасте
Вопрос
№ 21
Особенности
психического развития в юношеском
возрасте
Социальная
ситуация развития характеризуется в
первую очередь тем, что старший школьник
стоит на пороге вступления в самостоятельную
жизнь. Ему предстоит выйти на путь
трудовой деятельности и определить
свое место в жизни.
В
центре психологического развития
старшего школьника стоит профессиональное
самоопределение.
Изменяется
отношение к школе — оно становится
более прагматичным. Несмотря на
сохраняющуюся привязанность к своей
школе, старшеклассники готовы даже
сменить ее, если в другой школе будут
лучшие условия подготовиться к будущей
профессиональной деятельности.
Становится
актуальным поиск спутника жизни и
единомышленников, возрастает потребность
в сотрудничестве с людьми, укрепляются
связи со своей социальной группой,
появляется чувство интимности с
определенными людьми.
Ранняя
юность — это установление психологической
независимости во всех сферах: в моральных
суждениях, политических взглядах,
поступках, своих чувств и интимных
отношений, поиск смысла и образа жизни,
переживание одиночества, выбор профессии
— вот круг наиболее значимых в этом
возрасте проблем.
Юношеский
возраст по сравнению с подростковым
характеризуется повышением уровня
самоконтроля и саморегуляции.
Появляется
особая чувствительность к оценке другимисвоей внешности, способностей, умений
и наряду с этим чрезмерная критичность
в отношении к окружающим: ранимость
уживается с поразительной черствостью,
болезненная застенчивость — с
развязностью, желание быть признанным
и оцененным другими — с подчеркнутой
независимостью, борьба с авторитетами
— с обожествлением случайных кумиров,
чувственное фантазирование — с сухим
мудрствованием.
Ведущая
деятельность в юношеском возрасте —учебно-профессиональная
деятельность.
В
старшем школьном возрасте связь между
познавательными и учебными интересами
становится постоянной и прочной.
Проявляется большая избирательность
к учебным предметам и одновременно —
интерес к решению самых общих познавательных
проблем и к выяснению их мировоззренческой
и моральной ценности.
Изменяется
отношение и к отметке. Отметка как
основной побуждающий мотив учения,
имеющий решающее значение вплоть до
подросткового возраста, теперь утрачивает
свою побудительную силу — старший
школьник перестает учиться «за отметку»,
ему важны сами по себе знания, в
значительной степени обеспечивающие
будущее.
В
16 лет уже определяется свой собственный
(далекий от идеала, но реально действующий)
стиль учебной работы. Учебная деятельность
старшеклассников определяете сложным
комплексом мотивов:
мотивы широкого
общественного плана (завоевать себе
место в жизни, получить одобрение
окружающих, подготовиться к будущей
профессии);мотивы, идущие от
самой учебной деятельности (интерес к
знаниям, удовольствие от сделанной
работы интеллектуального труда);мотивы, прямо не
связанные с учением, но имеющие к нему
некоторое отношение (награда, наказание,
конкурирующие потребности и желания);мотивы отрицательного
порядка (утомление, скука, трудность
материала, отсутствие комфорта в
отношениях с учителем или учениками).
В
старших классах отношения между учителями
и учениками положительны и продуктивны
тогда, когда онистроятся на основе
уважения друг к другу, старшеклассники
ищут в учителе старшего друга и наставника.
Развитие
познавательных психических процессов
Развитие
абстрактно-логического мышления
знаменует появление только нового
интеллектуального качества и
соответствующей потребности в познании.
Ребята готовы часами спорить об
отвлеченных предметах, о которых они
ничего не знают.
В
юношеском возрасте отмечается философская
направленность мышления, которая
обусловлена развитием формально-логических
операций и эмоциональными особенностями.
Юношам
более свойственно абстрактное мышление,
девушкам – конкретное. Поэтому девушки
обычно лучше решают конкретные задачи,
чем абстрактные. Художественно-гуманитарные
интересы у девушек в большинстве случаев
преобладают над естественно-научными.
В
юношеском возрасте увеличивается объем
внимания,
а
также способность длительно сохранять
его интенсивность и переключаться с
одного предмета на другой. Но внимание
становится более избирательным и
зависящим от направленности интересов.
Развиваются
творческие
способности. Поэтому
в данном возрасте юноши и девушки не
просто усваивают информацию, но и создают
что-то новое.
Умственное
развитие старшеклассника заключается
как в накоплении умений и изменении
отдельных свойств интеллекта, так и в
формировании индивидуального стиля
умственной деятельности.
Центральными
психологическими новообразованиями
юношеского возраста являютсяпрофессиональное самоопределение
и мировоззрение.
Ранняя
юность — это период формирования
жизненных планов.
Центральный
психологический процесс в юношеском
самосознании — формирование личной
идентичности.
Главное
психологическое приобретение ранней
юности — обнаружение ценности своего
внутреннего мира. Внешний мир начинает
восприниматься через себя.
Развивается
способность к самоанализу и
потребность систематизировать, обобщать
свои знания о себе. Юноши и девушки
стремятся глубже разобраться в своем
характере, своих чувствах, действиях,
поступках. Актуальной становится
проблема самовоспитания. Требования к
себе значительно возрастают и становятся
более устойчивыми.
Взаимоотношения
со сверстниками
В
ранней юности человеку присуща потребность
в общении:
интенсивное
физическое и умственное развитие
приводит к расширению интереса к миру
и деятельности;возрастает
необходимость в новом опыте, познании
и в защищенности: комфортное общение
с людьми, потребность в принятии и
признании.
Наряду
с развитием приятельских отношений со
сверстниками в этом возрасте особую
ценность приобретаем понятие дружбы.
Одной из главных функций юношеской
дружбы является поддержание самоуважения
личности. Более того, дружба выступает
как своеобразная форма психотерапии,
эмоциональная поддержка, в результате
которой укрепляются жизненные позиции.
Типичным проявлением дружеской
психотерапии являются телефонные
разговоры. Каждый родитель может
подтвердить, если будет внимателен, как
меняется настроение дочери от разговора
«ни о чем». Этот пустой разговор
психологически важнее любой содержательной
беседы в данном возрасте.
Взаимоотношения
со взрослыми
Сложно
складываются отношения со взрослыми.
Старшеклассники считают важным для
себя общение со взрослыми, с родителями.
Среди тем, которые желательны в общении
с ними:
выбор будущей
профессии;взаимоотношения с
окружающими;учебные дела;
вопросы морали;
о себе и своем
прошлом, настоящем и будущем (различные
аспекты самоопределения).
Однако
есть одна поправка — общение со взрослым
ценится только в том случае, если оно
имеет доверительную форму. Отсутствие
доверительных отношений со взрослым,
в том числе с учителем, в этом возрасте
— одна из главных причин тревожности,
которую испытывают старшие школьники.
Источник
Тема 9. Психология юношеского возраста
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.
2. Развитие личности юноши.
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте
Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.
Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.
Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).
Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.
Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.
Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.
Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.
Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.
2. Развитие личности юноши
Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.
В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).
По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.
Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.
Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.
Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.
Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
Задания для самостоятельной работы
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?
2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.
3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?
4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.
Список рекомендуемой литературы
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. — М., 2004.
Источник
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет. Подробнее о фрустрации здесь на сайте www.psyhodic.ru
В отечественной науке юность определяется в границах 14 — 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 — 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.
Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б. Д. Эльконин, отстаивая положение о том, что переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчетливо, как в период ранней юности. Взросление проходит вне образовательной системы, а образование — вне системы взросления. Возможно существование двух ведущих деятельностей. Вопрос о ведущей деятельности в период ранней юности, который и всегда был дискуссионным, на сегодняшний день остается открытым.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему. Она утверждает, что подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.
Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.
Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.
В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. И.В. Дубровина: «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению» [1].
Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие»[2].
Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.
Особенностью юности можно назвать близость ее к истории страны, особенную созвучность эпохе. И.В. Дубровина отмечает, что люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который тогда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и который олицетворялся в любимых актрисах и актерах, наконец, к тем ценностям и идеалам, которым были привержены, входя во взрослую жизнь.
Т. Томэ предлагает различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию.
Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б.Гиппенрейтер, описывая идеи А.Н. Леонтьева говорит о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности[3]. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.
В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.
Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре.
Юность ценят все — это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам.
Но эта субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ранней юности. Исследователями называются различные задачи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исторических условий развития личности на данном возрастном этапе.
Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:
1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
2. Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера;
3. Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых.
.
Источник