Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде

3. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде

Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников:

из спонтанного мировоззрения (public);

из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике;

из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;

— из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;

Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни — ступень воплощения — структурно включает в себя 2 критический и два стабильных периода; каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога)

Рис.1. Схема развития субъективной реальности. Ступень воплощения

Период совместностиПериод самобытности
кризис рождениястадия принятиякризис развитиястадия освоения
Ступень воплощения

кризис инобытия

0-13 нед. д. р.

плод

8-16 нед. д. р.

кризис фетальности

15-22 нед. д. р.

Внутриутробный младенец

20-28 нед. д. р.<

кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития — обособление оплодотворенной клетки от организма матери метафорически описан С.Фанти как » внутриутробная война», сходная по биологическим механизмам с развитием опухоли. Для этого периода адекватны противоположные борьбе меры — организация сообщества (Встреча) беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях;

стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития — отождествление с организмом матери, психологически выступает как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, «обособление» материнского опыта через отреагирование и осознание;

кризис фетальности. Механизм развития — снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологический смысл этого кризиса — мать получает возможность придать смысл этим движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка. Адекватной моделью являются практики, основанные на модели регулируемой коммуникации, однако регуляция осуществляется не только пренатальным специалистом, но и подготовлена работой матери на предыдущем этапе;

стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития — отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

кризис внутриутробного младенчества, или родовой относится к следующей ступени, ступени оживления. По описаниям С.Грофа в процессе родов также наблюдается чередование механизмов отождествления-обособления, то есть в родах матери необходимы одновременно оба типа психологических умений, развитых во время беременности: программы соединения и опыт эмоционального обособления.

4. Психическое развитие детей от рождения до 1 года

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста

К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.

Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).

Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.

Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.

Читайте также:  Развитие ребенка 11 месяцев в домашних условиях

Указательный жест.

Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Базовая потребность возраста — потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Раздел: Психология, педагогика
Количество знаков с пробелами: 62775
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

… и педагогического неблагополучия нашего общества. Это требует дальнейшего поиска путей реформирования специального высшего образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике, которые могли бы профессионально решать существующие проблемы детей с ограниченными возможностями. Участвуя в сентябре 1997 г. в обсуждении «Проекта …

… поколением. Зав. кафедрой —————————————————   Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Билет № 12 61) Периоды психического развития в детском возрасте. 62) Развитие речи детей в возрасте 1,5 — 2,5 лет. 63) Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни. 64) Стандартная …

… Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных. 2.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно …

… как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира. Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько: 1. Это наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека. 2. Это концепция другого человека, которая есть у каждого человека, который живет среди людей …

Источник

Период развития до 14 недель

Внутриутробное развитие ребенка

Период внутриутробного развития – особый невероятно значимый период, как для мамы, так и для ее малыша, который пока неотделим от матери. Христианский психолог А. Гармаев называл этот период внутриутробного развития периодом в котором происходит душевное становление ребенка, неотделимо связанным с материнской душевной организацией. И по его словам мать в период беременности должна быть наполнена душеным спокойствием.

Если говорить о развитии ребенка на данном начальном пути его становления, то стоит отметить следующие особенности:

В первый триместр: происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 неделя – закладывается центральная и периферическая нервные системы ;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

c 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки и появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 неделя – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр: период развития чувствительности (сенсорный период):

В этот период женщине лучше как можно больше радоваться и переживать положительных эмоций и впечатлений. Задача мамы – не выключаться из внешней жизни, но быть внимательной к тому, что происходит внутри нее.

С 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимой речевое подкрепление и стимулирование ребенка родителями;

К 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система;

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка на эмоциональное состояние матери;

Читайте также:  Ребенок 7 месяцев развитие и игры массаж

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук, дотрагивается и закрывает лицо руками;

С 20 недель можно начинать обучать ребенка и обеспечивать ему полный словесный контакт;

26 – 28 недель – ребенок мимически начинает выражать основные эмоции.

Третий триместр: чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей, способностей и интеллекта ребенка. Для мамы главными задачами становятся – стабильное реагирование на шевеление ребенка, постоянное речевое обращение к нему и ограничение самой себя от раздражающих внешних факторов. Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи. Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Период развития до 40 недель

Периоды развития беременности

Возможность выносить и родить ребенка — это удивительный дар, которым обладает женщина. Ведь в этот период жизни она становится чудесным сосудом, в котором из микроскопических клеток зарождается и развивается новая жизнь.

В среднем продолжительность беременности составляет 280 дней, что равно 10 акушерским (28 дней) или 9 календарным месяцам, считая от первого дня последней менструации. За это время из невидной вооруженным глазом яйцеклетки в матке разовьется зрелый плод — маленький человечек, организм которого будет готов к внеутробной жизни.

Периоды развития беременности по месяцам

1 месяц (1-4 неделя беременности)

С момента оплодотворения яйцеклетки в маточной трубе запускается механизм деления клеток. Он происходит настолько быстро, что можно буквально сказать «твой ребенок растет не по дням, а по часам». Уже на третий день после зачатия ребенок начинает вырабатывать гормон ХЧГ, благодаря которому в организме женщины происходит ряд изменений.

Первые три недели зигота яйцеклетки превращается в эмбрион. У ребенка закладываются все органы.

К концу четвертой недели внутри эмбриона начинает циркулировать кровь, формируется пуповина, как связь с будущей плацентой. Происходит имплантация эмбриона в матку.

К концу первого месяца у него есть глазные впадины, зачатки ножек и ручек.

К концу 4 недели развития эмбрион внешне напоминает ушную раковину и имеет размер песчинки — около 1 мм.

2 месяц (5-8 неделя беременности)

После того, как эмбрион со всеми оболочками прикрепляется к внутренней стенке матки, он начинает питаться не от плодного яйца, как раньше, а от мамы. В связи с этим ребенок начинает стремительно расти.

На первом месяце развития ребенок состоял из двух слоев — эндодермы и мезодермы, на 5-й неделе появляется 3-й слой — эктодерма, который станет нервной системой, кожей, волосами, зубной эмалью. На задней части эмбриона образуется желобок, который постепенно сворачивается. Он станет нервной трубкой, которая затем станет хордой, центральной и периферийной системой. В груди образуется примитивное сердце-трубка.

На 6 неделе у вашего малыша начинается активный органогенез, то есть формирование всех самых важных внешних и внутренних структур: руки, ноги, голова.

На 7 неделе начинает быстро расти голова из-за развития головного мозга. Она округляется, и уже видно глазницы. Появляются зачатки носа, начинает формироваться рот. В будущей дыхательной системе уже видны две ветки бронхиальных ветвей. Сердце начинает разделяться на камеры с артериями. Появляются вены, а также такие органы, как печень, селезенка и желчный пузырь, правда, последние свои функции пока не выполняют.

На 8 неделе УЗИ показывает, что ребенок начинает совершать первые неосознанные движения. Уже хорошо различимы руки и пальчики на них, а вот ножки развиваются дольше. Уже видны верхняя губа, нос и ушные раковины. Рост ребенка на 2 месяце развития составляет 13 мм от макушки до основания попки.

3 месяц развития (9-12 неделя беременности)

В период третьего месяца развития беременности твой ребенок пройдет стадию эмбриона и станет, так называемым в акушерстве, плодом. На 9-й неделе происходят изменения, связанные со скелетом ребенка. Хрящи в руках начинают превращаться в кости, руки и ноги начинают сгибаться, сформировалась шея. Помимо этого появляются веки, но пока они спаяны между собой.

10 неделя — окончание периода эмбрионального развития плода. Пальцы рук и ног разъединились, перепонки между ними исчезли. Наружные гениталии плода не различимы, однако у мальчиков уже начинает вырабатываться тестостерон.

На 11 неделе уже полностью исчезает хвостик. Ребенок становится похож на маленького человека, правда пропорции его тела пока сильно отличаются от тех, с которыми он родится. На этом сроке развития 10% веса плода принадлежит печени. У малыша уже начали работать почки, они производят мочу, которая пополняет объем околоплодных вод.

Читайте также:  Значение игрушек для развития ребенка дошкольного возраста

На 12 неделе полностью завершился органогенез. Все системы организма полностью сформированы и в последующие периоды развития плода они будут только развиваться.

К концу третьего месяца беременности рост плода составляет примерно 61 мм, а его вес — 14 г.

4 месяц (13 — 16 недели беременности)

На 14 неделе все хрящи, которые составляли скелет ребенка, превращаются в кости. Гениталии уже можно характеризовать по половому признаку, но на УЗИ их все еще не видно.

На 15 неделе начинает появляться волосяной покров на голове и брови на лице. На этом сроке развития начинает функционировать желчный пузырь.

На 16 неделе глаза и уши ребенка занимают свое окончательное положение. Заметно удлинились ноги — они стали пропорциональны телу. На этом сроке у ребенка сформировались ногти.

Вес малыша на четвертом месяце внутриутробного развития составляет 130 г, а его рост — 12 см.

5 месяц (17- 20 неделя беременности)

Окончательно сформировались бороздки на ладонях и пятках, которые составят основу для будущих отпечатков. Размеры ребенка и плаценты сравнялись.

На 18 неделе ребенок начинает слышать внешние звуки и может реагировать на них.

На 19 неделе стремительный рост малыша замедляется и начинается образование подкожного жира. В легких начинается формирование бронхиол, и через несколько недель они уже будут готовы функционировать. Ребенок уже реагирует на свет.

К 20 неделе у девочек уже полностью сформирована матка, а вот влагалища еще нет.

К концу 5 месяца рост ребенка составляет 16 см, а его вес — 320 г.

6 месяц (21-24 неделя беременности)

Нервная система ребенка развилась настолько, что он уже может глотать околоплодные воды.

На УЗИ в деснах видны зачатки молочных и постоянных зубов.

На голове продолжают расти волосы, но они пока не имеют цвета, поскольку пигмент меланин появится позже.

На 23 неделе на УЗИ можно зафиксировать быстрые движения глаз, когда ребенок спит, что говорит о развитии мозга.

24 неделя — начало жизнеспособности ребенка. В легких на концах капилляров образовались так называемые терминальные мешочки, которые отделены от альвеол тонкой пленкой. В легких началась выработка сурфактанта — поверхностного вещества, не позволяющего капиллярным мешочкам смыкаться под воздействием дыхания.

В конце шестого месяца беременности рост плода составляет уже 21 см, а его вес — 630 г.

7 месяц (25 — 28 неделя беременности)

Продолжается процесс активного образования подкожного жира, но малыш все еще выглядит худым. Кожа у него все еще красная и сморщенная. На языке сформировались вкусовые сосочки.

Все органы малыша уже функционируют, но еще продолжают развиваться.

В последние три месяца внутриутробного развития у ребенка стремительно растет головной мозг.

На 28 неделе ребенок открывает глаза. У мальчиков на этом сроке развития яички начинают опускаться в мошонку.

Рост ребенка на 6 месяце внутриутробного развития составляет 35 см, а весит он 1 кг.

8 месяц (29 — 32 неделя беременности)

Продолжается образование белого подкожного жира — важного источника энергии.

Начинает работать иммунная система, хотя в кровь малыша поступают антитела и от мамы.

На зубах в деснах появилась эмаль. Находясь в матке, малыш готовится к самостоятельной жизни: он вдыхает околоплодные воды (дыхательная зарядка, позволяющая увеличить объем легких), сосет кулачок или палец (развивает сосательный рефлекс). Он стал уже пухленьким, под кожей больше не просвечиваются сосуды.

Рост плода в конце этого периода развития беременности составляет около 40-41 см, а его вес — 1600 г.

9 месяц (33 — 36 неделя беременности)  37 — 40 недель беременности

Ребенок становится все активней, но с каждым днем границы его водной комнаты становятся все тесней. Белый подкожный жир уже составляет 8% от его веса. В легких ребенка полным ходом идет выработка суфрактанта.

К концу 9 месяца рост ребенка составляет примерно 45 см, а его вес 2500 г.

У ребенка выпадает лануго — волосы, покрывающие его голову и тельце. Количество первородной смазки уменьшается. Ребенок занимает позу, в которой рождается (колени крепко прижаты к подбородку). Он полностью готов к жизни вне мамы.

В среднем доношенный ребенок имеет рост 51 см, а его вес — 3400 г.

Завершающий период развития беременности подходит к концу, впереди нелегкое испытание — роды, после которых ты наконец-то обнимешь свое долгожданное сокровище.

Источник