Психическое развитие ребенка трех четырех лет
Возраст 3–4 лет для ребенка – непростой период. Во первых, в разгаре кризис 3 лет – осознание себя как личности, стремление утвердить свою самостоятельность в глазах близких. Во вторых – это время, когда большинство малышей получают первый опыт социализации – приходят в детский коллектив. Если родители будут знать о возрастных особенностях развития психики, мышления, физических возможностях детей в возрасте 3 – 4 лет, они смогут помочь малышу пройти этот этап наиболее безболезненно, а себя оградят от множества конфликтов со своим чадом, которые чреваты неверным психологическим дистанцированием.
Откуда взялся капризуля?
Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.
Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.
Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.
Совет
Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.
Психология: меряем на свой аршин
Детская психика от 1 года до школы проходит сложный и насыщенный этап развития: речь, память, мышление, восприятие, становление характера сопряжены с неизбежными кризисными периодами, к которым взрослым нужно быть готовыми.
В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии.
В этом возрасте малышей характеризуют:
- эмоциональность;
- отзывчивость;
- сопереживание другим;
- стремление прийти на помощь;
- дружелюбие;
- чувство стыда за плохой поступок;
- высокая потребность в общении со сверстниками.
По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от тех, кто младше всего на год.
- Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным.
- Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила.
- Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола.
- Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью.
Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами:
- привлекает внимание взрослых криками и плачем;
- пытается мстить обидчикам;
- стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых;
- пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху);
- демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает;
- начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху».
Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.
Физическое развитие: на год старше
Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.
В 3-4 года ребенок уже может:
- бросать мячик через голову;
- хватать катящийся мячик;
- бить по движущемуся мячу ногой;
- спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
- бегать, огибая препятствия;
- стоять и прыгать на одной ноге;
- удерживать равновесие на качелях;
- ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
- пританцовывать в такт музыке.
Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:
- он ест вилкой и ложкой;
- во время еды не пачкает одежду;
- может сам аккуратно ходить в туалет;
- моет руки с мылом;
- чистит зубки;
- умывается;
- может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
- обувает обувь с липучками.
Совет
В возрасте до 4 лет обращайте внимание на физические навыки, моторику, координацию малыша. Уделяйте внимание их наработке. Ему весьма полезно будет научиться:
- ходить по бревну, дощечке;
- переступать через препятствие;
- лазать по веревочной лестнице;
- качаться на качелях;
- работать кистью, карандашом;
- обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники;
- вырезать простые детали из бумаги;
- застегивать пуговицы;
- шнуровать.
Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.
Говорим, думаем, понимаем, мыслим
Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции.
Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил.
Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед:
- словарный запас может превышать 2000 слов;
- в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные;
- предложения становятся распространенными;
- появляются сложные речевые конструкции;
- игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности.
Развитию речи способствует рост познавательной и мыслительной активности, в частности направленных на изучение окружающего мира. Окружающий мир представляется малышу крайне интересным, он проявляет внимание, анализирует услышанное, уточняет детали.
Ребенок на четвертом году жизни уже знает:
- обобщающие термины (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);
- временное разделение суток (утро, день, вечер, ночь);
- времена года и явления природы, которые им соответствуют;
- названия домашних и диких животных, разницу между ними;
- названия птиц, рыб, насекомых;
- деление растений на деревья и (пока) цветы, знает их названия;
- разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знает их названия;
- многие материалы, из которых сделаны окружающие его предметы;
- разницу между живым и неживым;
- разницу между тем, что сделано человеком и существует в природе.
Такой скачок общего развития неизбежно тянет за собой рост умственных и логических способностей. К четырем годам малыш в состоянии осмысливать цепочку действий, понимать, что одно действие приводит к другому (хотя порой еще путает причину и следствие), может продумывать простую последовательность действий для достижения конкретной цели.
Дошкольник этого возраста уже может:
- складывать картинку, состоящую из 4 частей;
- находить несоответствие действительности на картинке и объяснять его;
- находить лишний предмет из нескольких и объяснять, почему он так решил;
- находить сходства и различия между предметами;
- выполнять задание около 10 минут, не отвлекаясь;
- находить пары предметов;
- находить предмет по описанию;
- собирать матрешку из 6 единиц;
- опускать фигурки в прорези в соответствии с их формой;
- выполнять действия, которые показал взрослый;
- считать до трех (и даже до пяти), загибая пальчики на счет;
- назвать, показать основные геометрические формы и цвета радуги;
- сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- находить пару предмету с указанной характеристикой;
- запоминать буквы алфавита (но складывать их в слоги пока не может).
Главное – игра
Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо.
Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.
Совет
Если в кризисный период ваш «великий нехочуха» не внимает просьбам чем-то вам помочь, переведите ситуацию в игровое русло. Пусть любимый зайка попросит ребенка вместе помочь маме: убрать игрушки, отнести посуду на кухню, собрать карандаши и т. д. Зайка может объяснить ребенку, что маме нужна помощь, потому что она устает, ухаживая за всеми, а если что-то сделать за нее – она станет веселой и будет благодарна. Или, к примеру, кукла попросит убраться в комнате, чтобы добраться до комода, в котором добрая фея оставила угощение.
В игровой форме можно просить ребенка помочь вам:
- полить цветок;
- протереть пыль на полочке;
- поставить ботинки на место;
- накрыть на стол;
- поставить коту миску с едой;
- что-то принести или подать.
Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.
Советы родителям
Такова характеристика общих возрастных особенностей малышей 3 – 4 лет. Главное в этот период для родителей – не утратить доверия ребенка, не стать его врагом, не сломать его как личность.
Чтобы избежать серьезных проблем на этом этапе, воспользуйтесь следующими советами.
- Поощряйте самостоятельность малыша. Хвалите за умения, помогайте обрести новые навыки. Подсказывайте альтернативное решение, если ребенок не может справиться с задачей намеченным путем.
- Установите равноправие в общении с крохой. Он не должен чувствовать, что вы – командир и начальник, а он – неумелый и беспомощный подчиненный.
- Поддерживайте положительную инициативу ребенка, хвалите за нее.
- Формируйте у малыша чувство, что он – хороший, независимо от того, совершает он проступки или нет.
- Введите рамки дозволенного. Малыш должен четко понимать, что у него есть право принять собственное решение, на что оно распространяется, а где будет действовать общеустановленное правило. Например: можешь выбрать, с какой игрушкой купаться, но купаться – обязательно. В какой шапке пойдем гулять – выбираешь ты, но гулять – необходимо.
- Установите систему разумных запретов. Они должны быть направлены на обеспечение здоровья и безопасности ребенка. И малыш должен понимать, что запрет – обоснован. Аргументируйте, почему нельзя гулять без шапки, есть на морозе мороженое, переходить дорогу на красный свет или хватать горячий чайник. Все остальное должно обсуждаться.
- Не пытайтесь наказывать криком или шлепками, устанавливать запреты назло или из мести. Это только сломает психику ребенка «под вас», сделает его в дальнейшем безвольным, неуверенным и закомплексованным.
С детьми непросто в любом возрасте. Трудности, кризисы, разногласия – неизбежны. Важно выходить из них на новом уровне, давая ребенку, а не отнимая. Не потерять доверие и уважение своего чада – трудная, но постижимая наука.
Источник
Ткачева Юлия
Консультация для родителей «Особенности психического развития детей 3–4 лет»
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ
Дошкольное детство – совершенно особенный период
развития ребенка.
«Это период первоначального фактического склада личности,
период развития личностных «механизмов» поведения.
В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности.
Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
(Леонтьев А. Н. 1959).
КАЧЕСТВЕННО НОВЫЕ ЧЕРТЫ:
Формирование личности ребёнка
Формирование деятельности ребёнка
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ИГРА
Начинают формироваться игры с правилами.
Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
Ребёнок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями.
Ребенок охотно играет с детьми и со взрослыми, у него есть любимые игры и игрушки.
В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
ВОСПИЯТИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
Ребенок воспринимает предмет без попытки его
обследования.
Восприятие отражает окружающую действительность.
Ребенок усваивает сенсорные эталоны формы,
величины, цвета и др. предметов.
Преобладает воссоздающее воображение.
Большое значение в развитии воображения играет опыт и знание ребенка, его кругозор.
Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
Память не произвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание.
Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок способен запомнить 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз, или 2-3 картинки.
Умеет запоминать и повторять движения, которые взрослый показал 1-2 раза.
Внимание ребенок способен удерживать в течение 5 минут, затем переключается с одной деятельности на другую.
МЫШЛЕНИЕ
Преобладающая форма мышления – наглядно-образное.
Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величины, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
Ребенок умеет находить лишний предмет и объяснять свой выбор.
Умеет складывать разрезную картинку из 2- 4 частей.
Находит несоответствия на рисунках и объясняет их.
ЭМОЦИИ
Резкие перепады настроения.
Эмоциональное состояние зависит от физического
комфорта.
Оказывают влияние взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
ПОВЕДЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Поведение ребенка еще ситуативно.
Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых.
Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.
Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЯ
1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное освоение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Признаки кризиса.
Негативизм. Упрямство. Строптивость. Своеволие.
Протест – бунт. Симптом обесценивания. Деспотизм.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА?
Позвольте малышу быть самостоятельным.
Расширьте права и обязанности ребенка.
Придерживайтесь одной линии воспитания в семье.
Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку.
Используйте игру и приёмы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек.
Любите ребенка.
Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка.
Как предотвратить приступы истерики у детей
• Научитесь предупреждать вспышки.
• Переключайте детей на действия.
• Скажите ребенку правду относительно последствий.
Если истерика все же началась:
• прежде всего, не раздражаться, взять себя в руки;
• не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;
• постарайтесь отвлечь малыша;
• твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;
• постарайтесь не реагировать на советы посторонних;
• не поддавайтесь на провокации.
• научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.
• выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ
Источник