Психическое развитие ребенка старше 1 года
На чтение 9 мин.
В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша. В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение. Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.
Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.
Развитие психики малыша в 1 год – информация для родителей
Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.
Что такое психика – определение
Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год
Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить. Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки. Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.
☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝
Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей. Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления. Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.
Любовь и внимание родителей – самое важное для ребенка
Совет родителям: В играх с малышом нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно то, что он умеет.
Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев
Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.
Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке. Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.
Стадии развития психики у детей
Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна. Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым. Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:
- в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
- в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.
Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.
Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут
Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.
Совет родителям: если малыш не интересуется каким-либо предметов, бывает сложно привлечь его внимание. Поэтому не надо действовать с принуждением, а только побуждать ребенка к действиям.
Восприятие и совершенствование мышления
Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления. Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы). Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.
В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.
Как происходит развитие психических качеств
В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.
Слова родителей оказывают содействие формированию у ребенка наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».
Развитие речи годовалого ребенка
?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?
С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет. За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.
Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет
Совет родителям: Поощряйте интерес малыша к окружающему миру, больше рассказывайте ему о предназначении вещей, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни.
Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.
?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.
Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна. Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи. В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.
Чтение – способ развития психики
Особенности развития психики малыша
В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:
- своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
- строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
- деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
- протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.
Основа воспитания годовалого малыша – понимание
Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками. Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития. Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.
Общение с ребенком должно быть ежедневным
Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.
При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.
Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается. Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.
Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей
Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета. Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования. Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.
О важности психологического контакта
Совет родителям: когда кроха старается открыть на кухне шкафы, достает посуду и тянется к кастрюлям, дайте ему возможность поиграть под наблюдением взрослых.
В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.
Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.
Кризис 1-го года длится недолго
Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.
Это проявляется в:
- обидчивости;
- противоречивом поведении;
- стремлении к самостоятельности;
- в упрямстве и непослушании.
Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.
Источник
Физиология
К этому возрасту большинство детей уже умеет самостоятельно ходить. Первый шаг позади, а впереди новые навыки и умения, покорение новых вершин. Ребенок уже учится преодолевать новые препятствия, перелезать через ограждения, взбираться на возвышения.
ЛюбахаМалыш 5 месяцев , проблема засыпания
Стал очень сильно перед сном махать руками и долго засыпает, даже если очень устал.. когда засыпает, то спит хорошо. Стоит ли беспокоиться?
17
У большинства детей к возрасту 1 года есть 8 зубов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Прорезывание зубов – дело индивидуальное. Следите, что ребенок получал достаточно витамина Д. Помните, что потребность ребенка в витамине Д после года увеличивается. Сейчас потребность в витамине Д составляет 600 МЕ/сутки согласно ВОЗ.
К возрасту одного года ребенок спит днем меньше. Многие малыши переходят на однократный дневной сон, другие напротив, спят так же 2 раза в день.
В питании ребенка к одному году уже достаточно много продуктов. Многие дети часто питаются тем, что едят взрослые. Если вы еще не давали ребенку пищу кусочками, то сейчас самое время начать. Это очень важно для правильного развития челюстно-лицевого аппарата и обучения жеванию. Если затянуть с приучением малыша к тому, что пища неоднородная и ее надо жевать, то позже может сформироваться рвота на любую негомогенную пищу. Согласно ОВЗ введение соков так же рекомендовано для детей, старше 1 года. Так что если хотите, то можете ввести в питание сок.
Психология
Основная особенность психологии малыша в этот период – осознание собственного «я», отдельного от мамы, папы и другого окружения. Ребенок с его «хочу-не хочу», которое пока родители не готовы принять. Сейчас важный этап формирования у ребенка собственного мнения. В этом же возрасте могут проявляться собственнические инстинкты, особенно если ребенок не первый. Он старается максимально удержать внимание мамы всеми доступными способами. Это нормальный этап развития психики малыша и завоевание собственного места под солнцем.
В возрасте 1 года у ребенка нередки капризность и раздражительность. Иногда это просто следствие переутомления, а иногда и отстаивание своего «я» и своей независимости. Примите то, что ваш ребенок – это уже не часть вас, это отдельная личность и его надо уважать. Самый простой способ успокоить ребенка – это ваши объятья и переключение внимания на другую деятельность или игру.
Навыки и умения
♦ Вставать и самостоятельно ходить.
♦ Произносить несколько упрощенных слов, пользуется звукоподражанием.
♦ Активно играть игрушками, начинает использовать игрушечные предметы по их назначению.
♦ В игре появляется сюжетная игра.
♦ Пережевывать пищу.
♦ Строить башенку из двух кубиков.
♦ Переворачивать коробку, чтобы выкинуть из нее содержимое.
Родителям следует обратить внимание на здоровье зубов малыша. Не за горами первый визит к стоматологу. Зубы нужно чистить дважды в день детской щеткой мягкой и детской зубной пастой. Если в вашем питьевом источнике мало фтора, то можно использовать зубную пасту, содержащую фтор в количестве с рисовое зерно.
Советы родителям
Процесс воспитания всегда должен быть постоянным и последовательным. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Если один из родителей что-то запрещает, то другой не может разрешить.
Старайтесь чаще читать детям. Не переживайте, что ребенок слушает одну сказку по нескольку раз. Им это нравится.
Старайтесь придерживаться установленного режима дня. Не забывайте гулять с малышом. Оптимально, если это будут 2 прогулки по 1-2 часа в день. Прогулки помогают защитить ребенка от простуды и укрепить его иммунитет. Даже во время болезни, при хорошем самочувствии ребенка гулять можно и нужно.
Двигательное развитие
Ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице. Научите его это делать безопасно. То есть когда сначала вниз опускаются ноги. Впоследствии этот навык пригодится для того, чтобы спуститься безопасно с дивана, а не упасть с него.
Обратите внимание, как ребенок танцует, когда слышит веселую музыку. Еще больше ему нравится танцевать рядом с вами. Не забывайте устраивать себе такие музыкальные перерывы.
Малыш имитирует вашу ежедневную трудовую деятельность: выкладывает белье из стиральной машины, складывает его в таз, моет пол (тем, что попалось под руку). Сейчас он повторяет абсолютно всё.
Чему можно научить
Понимать, что ребенок хочет, а чего не хочет и уважать его решение. Ребенок вполне осознает, когда он хочет есть или пить, хочет банан или яблоко.
Можно научить ребенка махать «пока-пока» или «привет». Он еще не может полноценно говорить, но проявлять свои эмоции таким образом может. Дайте возможность ребенку подражать вам – ему это интересно.
Как развивается речь
Помните, что ребенок никому ничего не должен. Он не должен говорить 10 слов в 1 год, он не должен оправдывать ваши ожидания (ожидания бабушек, врачей, соседей и пр.)
Одни детки говорят и повторяют много, другие напротив – крайне мало. Обратите внимание на речепонимание, то есть на то, как малыш понимает обращенную речь. Старайтесь повторять то, что видите вокруг. Названия простых предметов – важны для ребенка. Но не перегружайте ребенка новыми словами и впечатлениями.
Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Мозг в этом возрасте начинает замедлять свой рост. Если за первый год окружность черепа у ребенка увеличилась на 12 см, то в течение второго года она вырастает только на 2 см. В конце 1-го года мозг малыша составляет три пятых, а в конце второго года -четыре пятых объема мозга взрослого человека.
Подвижность. Еще в грудном возрасте проявлялась потребность в движении. Возрастает эта потребность на втором году жизни. Ребенок ползает, ходит «на четырех», «гуляет» по всей квартире с помощью ходунков. А если взрослые помогают малышу, после года он пытается шагать. Малыш передвигается очень осторожно, ему нравится стоять на ногах не опираясь, он может постоять какое-то время, стоит он шатаясь, потому что не может держать равновесия. Это именно тот момент, когда малыша нужно учить ходить.
Сначала ребенка нужно поддерживать под мышки или за плечи, затем — за руки, а впоследствии — за одну ручку. После нескольких недель «тренировок» малыш начинает ходить. Он часто падает; если во время этого процесса сильно ударится, то хождение на время прекращается. Ребенок пробует ходить в течение нескольких месяцев , широко расставляя ноги, иногда раскинув для равновесия руки. С полутора-двух лет малыш начинает понемногу бегать, двухлетний ребенок бегает уже хорошо.
Возможно в этот период малыш на время перестанет ходить, родители не должны пугаться, биться в панике или заставлять ребенка. Успех в достижении определенной степени развития маленького ребенка должно наступать само. Никакое созревания не происходит по велению волшебной палочки. Всякий раз, когда ребенок падает, ему надо помочь встать, успокоить, похвалить. Отношение родителей к тем или иным действиям имеет важное значение в формировании личности малыша. Если родители каждый раз упрекают ребенка, смеются над ним, когда он падает, малыш начинает бояться этих упреков, и ходить вообще отказывается, следовательно, развитие задерживается. В подавляющем большинстве 12-15-месячный ребенок ходит сам; в 18 месяцев он может даже немного бегать. В этом же возрасте малыш умеет ходить по лестнице вниз или вверх, если его поддерживают за руку или он имеет возможность держаться за поручни. Двухлетний ребенок хорошо бегает, но еще довольно часто падает.
Между 10 и 14 месяцами ребенок может (держась за кроватку или за руку взрослого) наклониться и поднять игрушку, без потери равновесия. А уже 15-месячный малыш может без всякой опоры поднять предмет, что его интересует. Между первым и вторым годом ребенок хватает обеими руками мяч и бросает его, может бить мяч ногой. Между вторым и третьим годами он ловит и бросает матери мяч, выполняет небольшие задания, умеет принести не разливая стакан воды.
Вместе с совершенствованием общей подвижности развиваются и совершенные движения. Ребенок становится все более умелым и собранным! Мы видели, что в конце первого года жизни как ему удавалось хватать мелкие предметы кончиками своих пальцев. Теперь малыш сам подходит к каждому предмету, что его интересует, принимает или рукой, или пальцами и часто несет в рот. Рот все еще остается органом познания!
Иногда, взяв предмет, ребенок ударяет его, роняет или бросает или кладет на другое место. Он начинает «копаться» в ящиках, шкафах, в корзине для бумаги, доставая оттуда все подряд. Возникает опасность несчастных случаев и отравлений! Ребенок находится в стадии исследования, постоянного движения, а взрослые воспринимают это как непослушания. Попытки родителей «прекратить это безобразие», заставить ребенка «вести себя как следует» оказывают на нее тормозной эффект и вызывают чисто негативную реакцию. В этом периоде, когда ребенок завоевывает окружающее пространство, лучше всего направлять ее «деятельность» на игры и интересные занятия. Малышу необходим этот исследовательский этап для формирования ловкости и здорового трудолюбия. А кроме того, ему нужно время, чтобы научиться понимать мир взрослых.
Речь. В развитии речи заметны большие достижения. От звуков, выкриков, отдельных слов ребенок переходит к образованию предложений, состоящих из двух-трех или нескольких слов. Так рождается присущий ребенку язык с неповторимыми смещениями гласных и согласных, с выдумками, которые дают маленькому человеку широкие возможности для самовыражения и формулирование своих запросов.
Этап исследование и постижения окружающего мира в значительной степени способствует развитию речи. Еще одним обязательным условием является нормальный слух. Когда в семье и во дворе постоянным средством связи служит речь, когда ребенок растет в атмосфере любви, покоя и понимания, то, что он слышит, помогает ему, стимулирует развитие речи. И наоборот. Ссоры, крик, «сцены» — то для ребенка что-то непостижимое, а услышанные слова сочетаются с негативными ощущениями, в таких условиях наблюдается торможение развития речи. Хочу заметить, что в этом возрасте ребенок своеобразно воспринимает («переживает») названия и имена.
Запоздалое развитие речи у детей. Считается нормой, когда ребенок в 12 месяцев произносит 3-5 двусложных слов («мама», «да-да», «би-би», «ди-ди»), в 18 месяцев запас слов малыша состоит из 18-20 единиц . Но не все дети начинают говорить слова в одном и том же возрасте. В медицинской практике очень часто бывает, что на этот период ребенок еще «не всегда умеет говорить». Родители обращаются к педиатру, логопеду, психологу с вопросом: ребенок немой или умственно отсталый? Хотим уточнить сразу: о немоте можно говорить, если ребенок не слышит на уши, имеет серьезные расстройства нервной системы, головного мозга или наследственные заболевания. Когда есть подозрение на глухоту, при клиниках уточняют диагноз.
На второй вопрос, не является ли запоздалое развитие речи у детей признаком умственной отсталости, врач должен отвечать очень осторожно и только после подробного ознакомления с физическим развитием, психическим созреванием ребенка и профессиональным его осмотром. Есть так называемая пассивная речь (ребенок все понимает, но не говорит) и активная речь (выражает словами). Любой ребенок примерно годовалого возраста, умеет показать близкого человека приносит известный предмет по просьбе взрослого (выполняет задачи),такое развитие я считаю нормальным. Я видел детей, до двух-трех лет которые произносили очень мало слов или даже ни одного. Они слышали и понимали все, о чем говорилось вокруг, выполняли несложные задания, выражали свои желания или нежелания знаками, когда речь шла о них (следовательно, слышали).
У некоторых детей, «которые научились выражать свое мнение позже; общепринятых сроков, есть свой, достаточно богатый« словарь »(жаргон), очень часто это интонации и оттенки человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что могли бы понять окружающие . Я хочу напомнить, что некоторые известные лица лица в области мировой культуры и науки начали говорить очень поздно (Лучиан Блага, Томас Карлайл, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон и др..).
В нормальных детей, которые опаздывают с развитием речи на 18-24-м месяце наступает резкий скачок, они начинают произносить слова и выражать свои мысли не менее четко, чем дети, которые начали говорить вовремя.
Мы рекомендуем не прекословить не делать замечаний детям, если они произносят слово «по-своему»; вместе с тем взрослые не должны перенимать от малышей «их язык», а говорить правильно, спокойно и четко произнося слова.
Когда в семье говорят на двух языках. Почти все научные работы по этому вопросу которые я читал рекомендуют разговаривать с ребенком на одном языке, чтобы не тормозить его развития разговорной речи. И все же в последнее время утверждается мнение его разделяю и я, что с малышом можно разговаривать на двух языках, чтобы один человек всегда говорил одним и тем же языком: мать, например, родным языком (румынским или украинским), а отец — тем, который он хорошо знает. В таком случае ребенок привыкает обращаться и отвечать матери или отцу тем языком, которым привык общаться с данным лицом. Так ребенок с детства усваивает сразу два языка, что в современном мире имеет большое значение.
«Радость разрушения». Несмотря на свою еще не очень уверенную походку, малыш перебрасывает или портит разные вещи, таскает книги из библиотечного шкафа, рвет газеты, пачкает стены и т.д..
По мнению взрослых — это разрушительные действия. Вот почему называют этот период разрушительным, или «возрастом разрушения». Но взрослым следует знать: у ребенка еще нет понимания того, что он портит или ломает, он радуется каждой своей «победе», каждому действию, без умолку испытывает что-то новое, исследует и постигает мир вещей и людей.
Психическое развитие. Еще в конце первого года у малыша возникало приятное чувство, когда ему уделяли внимание или когда ему удавалось добиться какого-то успеха в результате многочисленных попыток и неудач. Деятельность ребенка имеет определенную цель и происходит в определенных условиях, отсюда — организация поведения в зависимости от результатов.
Начиная с 15-го месяца ребенок постепенно усваивает понятия «нет». Он уже научился ходить, стал самостоятельным в своих действиях, иногда даже бесстрашным; начинаются упреки, а некоторые матери только и делают, что запрещают. «Нет, нет, нет», — повторяет мать, качая головой. Ребенок слушает ее, и этот жест отказа приобретает значение языкового смысла. Это первая абстрактная идея, кристаллизуется в мышлении ребенка. С этого момента ребенка можно воспитывать. Отказ или запрет матери, если им пользоваться разумно, не грубо и только со второй половины 2-го года жизни, благотворно и для ребенка. Формирование своего «я» подкрепляется лишением чего-то, отказом или запретом, и именно они играют фундаментальную роль в умственном и психическом развитии ребенка.
Когда можно говорить об умственной отсталости ребенка? Тогда, когда он не выполняет нескольких минимальных условий:
а) в двухлетнем возрасте не произносит 3-х слов и не умеет показать рукой на две близкие ему лица или на 3-4 предметы в комнате
б) не может самостоятельно садиться или вставать на ноги
в) контакт с окружающим миром так слаб, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического «нет»
г) не следит взглядом за расположенными сбоку от него игрушками и не пытается схватить, когда их «забирают»
д) не чувствует «ожидания» (игра в кукушки, в козу-рогатую т.п.);
е) во время кормления никак не общается с лицом которое кормит;
ж) принимает только жидкие блюда.
Источник