Психическое развитие ребенка среднего школьного возраста

Психическое развитие ребенка среднего школьного возраста thumbnail

Библиографическое описание:


Шапкина Е. А., Щелина С. О. Психологические особенности среднего школьного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 343-345. — URL https://moluch.ru/archive/99/22162/ (дата обращения: 24.03.2020).

Если поступление в школу является «переломным» периодом в развитии личности ребенка, то не менее важным и также «переломным» в жизни растущего школьника является его переход в пятый класс.

Пятый класс недаром считается одним из самых трудных для обучения и воспитания. Пятиклассник чувствует себя, с одной стороны, гораздо увереннее и самостоятельнее, а с другой стороны — ещё во многом беспомощным и во многом предоставленным самому себе, своим ещё далеко не окрепшим силам. Это внутреннее противоречие в развитии подростка сказывается на всей его жизни и деятельности, создавая большое число довольно противоречивых стремлений и поступков.

Кроме того, школьник начинает занимать новое общественное положение, он уже не может и не хочет безоговорочно подчиняться авторитету старших, он стремится сам понять все то, что ему предлагают или требуют от него взрослые.

В связи с изменением его положения в школе, меняется и его внутренняя позиция перед лицом нахлынувших на него трудностей, связанных с усвоением учебных дисциплин. Перед ним встаёт задача всё более широких и глубоких обобщений, охватывающих всё большее количество предметов и явлений. Не сразу удаётся осмыслить значение таких обобщений, а потому не сразу приобретают они значимость для школьника.

Наряду с этим пятиклассник узнаёт сразу несколько предметов, что создаёт новые затруднения для него. Ему важно осмыслить те связи, которые существуют между преподаваемыми дисциплинами: часто, если не позаботилась об этом школа, он должен сам искать эти связи, точки соприкосновения одной науки с другой.

Но пятикласснику приходится разбираться не только в ценности знаний по тому или иному предмету, но и в том, какое положение ему надо занять в классе, а также в школе, семье и обществе. Стремление к самоутверждению становится для него необходимой задачей жизни.

Ещё Руссо в своё время писал, что для подростка необходим особый подход воспитателя, что прямое воздействие на подростка сплошь и рядом может вызвать не послушание, а противодействие с его стороны. Если воспитатель хочет понять ребенка, то он должен действовать так, как будто нет его прямого влияния. Он стоит за подростком, стоит как бы его тенью, всегда облегчая его трудное «становление»; не только не мешает этому «становлению», а всячески содействует ему, добиваясь того, чтобы решения принимались подростком как бы самостоятельно.

Этому помогает то, что у ребенка, хотя и хочет он всё решать самостоятельно, для этого не хватает не только опыта, но и разумения. Поэтому ему приходится обращаться за советом. Подросток будет советоваться не только с товарищами, но и со взрослыми, не посягающими на его самостоятельность, не навязывающих ему того, с чем он не согласен.

Конечно, в этом возрасте значение коллектива неизмеримо возрастает, но руководить им становится всё труднее, чем в предыдущих классах.

Очень важно для достижения успеха в работе с подростками добиться создания дружного и сплочённого педагогического коллектива.

Единство предъявляемых к подростку требований должно быты обеспечено и в семье, где на него возлагаются и такие обязанности, которые он выполняет самостоятельно, без напоминания и постоянных указок со стороны взрослых. Надо сказать, что в семьях, где начало этому не было положено с самого раннего детства, такие поручения не всегда легко принимаются подростком. Но и в этих случаях можно добиваться их выполнения, если только подросток почувствует, что ему полностью доверяют, что он является полноправным членом семейного коллектива.    Подростку не просто разобраться во всём окружающем. Вместе с этим потребность в этом у него достаточно велика. Причём ему иногда хочется разобраться во всём самому, без помощи со стороны, или при содействии товарищей.

На подростка в этом переходном возрасте «набрасываются» множество самых разных впечатлений, среди которых немаловажную роль играют те впечатления, которые связаны с его половым созреванием. Разобраться в этой массе нового трудно. Он начинает всматриваться в самого себя, начинает становиться отдельной личностью, могущей как бы посмотреть на себя со стороны, заняться собственными переживаниями. Он много нового находит в самом себе, он как бы «открывает» своё «я». Это «я» и заинтересовывает его и нередко беспокоит. Такое самоуглубление позволяет подростку легко отвлекаться от бросающихся сразу в глаза внешних признаков вещей и замечать то общее, что в них заключено. Словом, известное самоуглубленное может помочь подростку развить абстрактное мышление. Этому способствует и то обстоятельство, что учителя раскрывают перед ребёнком более глубокие связи и отношения, существующие между предметами и явлениями.

Вместе с тем необходимо подумать и о своём будущем, о своём «жизненном пути».

В связи с известным углублением подростка в свои переживания у него развивается самосознание. Это открывает весьма важный для развития личности подростка период самовоспитания.

Подросток часто хочет очень много, слишком много, а сил у него, настойчивости и опыта для достижения намеренного ещё явно недостаточно. Это может повлечь за собой ряд разочарований. Постепенно он привыкает к необходимости добиваться известной последовательности и актуальности в выполнении намечаемых им себе целей.

У детей подросткового возраста возникает очень много стремлений; эти стремления часто мешают, а иногда и противоречат друг другу. Хочется, чтобы было и то и другое; хочется, чтобы все желания и все порывы были осуществлены. Но так как это невозможно, то приходится выбирать, предпочитать, например успехи в футболе — успехам в занятиях в школе.

Подросток, пытается делать только то, что хочется. Но это никак не получается, ибо и семья, и школа предъявляют к нему свои требования. И многие из этих требований, если не все, приходится выполнять. Да и сам он предъявляет требования к себе, иногда даже непомерные. Не всегда удаётся противопоставить свои желания этим требованиям. Приходится выбирать между желаниями и потребностями. Это может вызвать у подростка чувство неудовлетворенности, раздражения, а иногда и неполноценности. Порой эти требования вызывают у подростка так называемый негативизм (он производит действия, противоположные тем, которые от него требуют). Негативизм подростка — довольно частое явление. Он доставляет много неприятностей и учителям, и родителям, и самому подростку. Негативизм возникает как якобы «защитная реакция» против посягательства на самостоятельность подростка. Подросток не любит не только не обоснованных приказов, но и всякого покровительственного тона. «Ко всякому морализированию, навязыванию взглядов подросток переходного возраста относится резко отрицательно, в этом возрасте постоянно от него слышишь: «я сам знаю», «я не маленький…» [1].

Взрослые не всегда с этим считаются. По этому поводу Н. К. Крупская писала: «Часто бывает так: уравновешенный ребёнок и вдруг как с цепи сорвался: нагрубит, напортит и т. д». [2].

Не надо думать, что подростку нравится такая его черта, как негативизм, вспыльчивость. Сдержаться он часто бывает не в состоянии, хотя потом может и пожалеть о сделанном. Как бы ему хотелось, чтобы его не ставили в такое положение, не навязывали бы ему и не приказывали бы того, что унижало бы его и лишало самостоятельности!

Огромную роль в жизни подростков играет коллектив. Он не позволяет им замкнуться в самих себя, требует так или иначе, но необходимо требует постоянной работы над собой.

С переходом пятиклассников в шестой класс не кончаются трудности подросткового возраста.

В шестом классе вводятся новые предметы. К учащимся предъявляются более строгие требования. Преподаватели считают, что прошел самый трудный период жизни школьника и теперь можно относиться к нему менее терпимо.

Прежде всего, продолжается период полового созревания. У девочек пришло или приходят первые страхи перед менструациями. У мальчиков ещё только просыпается понимание того, что с ним происходит и что это происходящее означает. К этому прибавляется ещё отрицательное влияние старших школьников. Во избежание непониманий в период полового созревания необходимо проводить специальные беседы отдельно с девочками и отдельно с мальчиками о научном понимании этих вопросов и всех изменений, которые с ними происходят.

Изменяется для шестиклассника и значимость как усваиваемых им знаний, так и своих собственных познавательных интересов. Он всё больше и больше начинает понимать роль теории и теоритического обучения.

Способность к абстрактному мышлению получает своё дальнейшее развитие в седьмом классе. Этот класс уже не считается таким трудным, как пятый и шестой классы. Подросток в седьмом классе легче переносит трудности переходного возраста.

Развитие личности семиклассника проходит более спокойно. Условия, в которых он живет для уже достаточно привычны, в семье и в школе он определил своё место. Он уже умеет сдерживать себя, и учение в этом возрасте не является таким трудным делом.

Учащимся восьмого класса свойствен интерес к самовоспитанию. Восьмиклассники начинают задумываться над своим будущим, перед ними встают вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Трудности перехода от конкретного к абстрактному для него во многом уже позади. Подросток в восьмом классе может сравнительно легко сделать общие выводы, опираясь на конкретные факты, познавать законы природы и общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что средний школьный возраст является одним из самых сложных моментов в становлении личности ребенка. Все это ставит особые воспитательные задачи и выдвигает иные формы отношений с подростками.

Литература:

1.                  Добрынин Н. Ф. и др. Возрастная психология. — М.: Просвещение,1969. — 262 с.

2.                  Краковский А. П. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку, «Советская педагогика», 1963.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, класс, переходной возраст, семья, связь, предмет, абстрактное мышление, подростковый возраст, период полового созревания, сторона.

Источник

Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нараста­ет у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло­вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ­ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно мень­ше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реа­гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо­го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Объем лег­ких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет пока­затель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл под­росток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах 18, 19.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносли­вость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 18

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

Таблица 19

Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11—14 лет (%)

Гибкость

Суставы

активная

пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локте­вых и лучезапястных

-0,1

-1,4

-0,8

-1,7

Подвижность в тазобед­ренных, коленных и голеностопных суставах

-1,7

-2,6

-3,4

-2,3

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

— тазобедренный сустав при сгибании туловища

— нижнегрудной поясничный отдел

— верхнегрудной отдел

— шейный отдел

 
3,4

 5,1

11,6

6,0

 
10,4

 20,0

6,4

4,1

 

 —

 

 —

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с. С. 193-195.

Обновлено: 23 марта 2012

Просмотров: 34709

Источник

Психологическая характеристика младшего, среднего и старшего школьного возраста

Младший школьный возраст — это возраст с 7(6) до 11 лет. Назван он так, потому что дети на этом возрастном этапе учатся в младшей школе.

Ведущим видом деятельности является обучение. Если в дошкольном возрасте ребенок в основном познавал мир, усваивал социальные роли, узнавал логические связи между предметами и явлениями в процессе игровой деятельности, которую регулировал сам и являлся ее непосредственным инициатором, то в уже младшем школьном возрасте ребенок попадает в другую социальную ситуацию развития. Она уже обуславливается появлением у ребенка социально значимой деятельности и обязанностями, с ней связными: ребенок идет в школу, где все уже имеет свои правила и нормы.

К основным психологическим характеристикам младшего школьного возраста относятся:

Познавательные процессы:

— формирование произвольности, продуктивности, устойчивости;

— развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

— переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

— рассуждения строятся на уровне конкретных понятий;

3. Воля:

— формирование саморегуляции поведения, воли;

4. Умения и навыки:

— освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления;

— обучение сознательному накоплению знания;

— овладение навыками домашнего труда;

5. Социальная сфера:

— расширение сферы общения;

— появление новых авторитетов (учитель);

— формирование отношений в учебном коллективе;

— предпочтение развивающих игр, которым, тем не менее, отводится второе после учебы место;

6. Я-концепция:

— формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении;

— частые колебания самооценки;

— появление уверенности в себе, компетентности.

Следует отметить, что младший школьник очень сильно зависим от оценки его деятельности взрослыми. Так, если у него имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам». Поэтому как учителям, так и родителям следует крайне осторожно и бережно относится к успехам ребенка в школьном обучении, так как неосторожное слово или действие может на всю последующую школьную жизнь отбить у ребенка желание учиться.

К основным новообразованиям младшего школьного возраста можно отнести:

— формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;

— умственный план действий — возникновение способности выполнять действия в уме;

— произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;

— появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;

— развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

Средний школьный возраст, или подростковый возраст — это возраст с 11 до 14 (15) лет. Именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке: подросток иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте ребенок начинает усваивать новые формы взаимодействия с людьми, к нему начинают применяться совершенно иные, нежели в младшем школьном возрасте, нормы и правила поведения. Если самооценка ранее в основном базировалась на оценке учителя, то сейчас все в большей мере зависит от мнения сверстников. Это часто толкает подростков на совершение необдуманных, часто асоциальных поступков, что, по их мнению, поможет завоевать симпатию со стороны сверстников. Начинают складываться первые отношения с противоположным полом.

К основным психологическим характеристикам среднего школьного возраста относятся:

Физиологические процессы:

— интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

— появление сексуальных влечений и интересов.

2. Познавательные процессы:

— развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

3. Эмоционально-волевая сфера:

— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

— самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены.

4. Личностные особенности:

— самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;

— возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения;

— избирательность в учении, сензитивность, способствующая развитию общих и специальных способностей;

— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— формирование характера.

5. Я-концепция:

— формирование самооценки, она в данные период неустойчива;

— формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— формирование самосознания своего Я, эгоидентичности.

Подростковый возраст считают трудным. Объясняется это тем, что с биологической точки зрения подростки в большинстве своем уже сформированные люди, однако с социальной точки зрения они еще остаются детьми. Этот конфликт между биологическим и социальным и порождает всякого рода проблемы и затруднения. Протестные реакции, развитие акцентуаций и девиаций, агрессивность, конфликтность — вот основные особенности поведения подростков. Следует отметить, что подобные проблемы в историческом плане возникли сравнительно недавно, и обусловлено это повышением планки возраста социального.

К основным новообразованиям среднего школьного возраста можно отнести:

— появления «чувства взрослости», которое и входит в разрез с социальным возрастом подростка;

— развитие произвольности всех психических процессов;

— интерес к противоположному полу

Старший школьный возраст, или ранняя юность — это возраст с 14 до 17 лет. Это чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Ведущим видом деятельности в ранней юности исследователи определяют учебно-профессиональную деятельность. Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика, становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими учебную деятельность.

К основным психологическим характеристикам старшего школьного возраста относятся:

Физиологические процессы:

— завершено половое созревание;

— формируется отношение к сексуальным желаниям

Познавательные процессы:

— возрастает концентрация внимания, объем памяти;

— происходит логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;

— в мышлении преобладает рационализм, практицизм.

3. Эмоционально-волевая сфера:

— происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

— возрастает волевая регуляция;

— отсутствие подлинной самостоятельности;

— подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

— возникает первое чувство любви, дружбы.

4. Я-концепция:

— формируется представление о себе самом, оценивание своей внешности, своих умственных, моральных, волевых качеств;

— соотношение себя с идеалом, оказывается возможным процесс самовоспитания;

— формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

— стремление к самоуправлению, переосмыслению окружающего;

— жизненное самоопределение, приобретение определенной степени психологической зрелости.

5. Социальная сфера:

— появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

— пренебрежение советами старших;

— неоправданная критичность, недоверие;

— недостаточное осознание последствий своих поступков.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении юношеского возраста и представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковой) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля.

К основным новообразованиям старшего школьного возраста можно отнести:

— появление способности строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

Источник