Психическое развитие ребенка с дцп

Психическое развитие ребенка с дцп thumbnail

Аномалии развития
психики при ДЦП включают нарушения
формирования познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личности.

Познавательная
деятельность

Структура
интеллектуального
дефекта
при
ДЦП характеризуется рядом специфических
особенностей:

1.
Неравномерно
сниженный запас сведений и представлений
об окружающем мире
.
Это обусловлено несколькими причинами:
во-первых, вынужденной изоляцией,
ограничением контактов ребенка со
сверстниками и взрослыми людьми в связи
с длительной обездвиженностью или
трудностями передвижения; во-вторых,
затруднением познания окружающего мира
в процессе предметно-практической
деятельности, связанным с проявлением
двигательных расстройств, в-третьих, с
нарушением сенсорных функций.

При
ДЦП отмечается нарушение координированной
деятельности различных анализаторных
систем
.
Патология зрения, слуха, мышечно-суставного
чувства существенно сказывается на
восприятии в целом, ограничивает
объем информации
,
затрудняет интеллектуальную деятельность
детей с церебральным параличом.

Ощупывание,
манипулирование с предметами, т.е.
действенное
познание
,
при ДЦП существенно нарушены. Дети с
церебральным параличом не знают многих
явлений окружающего предметного мира
и социальной сферы, а чаще всего имеют
представления лишь о том, что было в их
практике.

  1. Неравномерный,
    дисгармоничный
    характер интеллектуальной недостаточности
    ,
    т.е. нарушение одних интеллектуальных
    функций, задержка развития других и
    сохранность третьих. Мозаичный
    характер

    развития психики связан с ранним
    органическим поражением мозга на ранних
    этапах его развития, причем преимущественно
    страдают наиболее «молодые» функциональные
    системы мозга, обеспечивающие сложные
    высокоорганизованные стороны
    интеллектуальной деятельности и
    формирование других высших корковых
    функций. Несформированность высших
    корковых функций является важным звеном
    нарушений познавательной деятельности
    при ДЦП. Причем чаще всего страдают
    отдельные корковые функции, т.е.
    характерна
    парциальность

    их нарушений. У некоторых детей
    развиваются преимущественно наглядные
    формы мышления, у других, наоборот,
    особенно страдает наглядно-действенное
    мышление при лучшем развитии
    словесно-логического.

  2. Выраженность
    психоорганических
    проявлений

    – замедленность, истощаемость психических
    процессов, трудности переключения на
    другие виды деятельности, недостаточность
    концентрации внимания, снижение объема
    механической памяти. Большое число
    детей отличается низкой познавательной
    активностью, что проявляется в отсутствии
    интереса к заданиям, плохой
    сосредоточенности, медлительности и
    пониженной переключаемости психических
    процессов. Низкая
    умственная работоспособность

    отчасти связана с церебрастеническим
    синдромом, характеризующимся быстро
    нарастающим утомлением при выполнении
    интеллектуальных заданий. Наиболее
    отчетливо оно проявляется в школьном
    возрасте при различных интеллектуальных
    нагрузках. При этом нарушается
    целенаправленная деятельность.

По
состоянию
интеллекта

дети с церебральным параличом представляют
крайне разнородную
группу
: одни
имеют нормальный или близкий к нормальному
интеллект, у других наблюдается задержка
психического развития, у остальных
имеет место олигофрения.

Речь

В
структуре дефекта у детей с церебральным
параличом значительное место занимают
нарушения речи, частота которых составляет
80 %.

Особенности
нарушений речи

и степень их выраженности зависят в
первую очередь от локализации
и тяжести поражения мозга
.
В основе нарушений речи при ДЦП лежит
не только повреждение определенных
структур мозга, но и более позднее
формирование или недоразвитие тех
отделов коры головного мозга, которые
имеют важнейшее значение в речевой и
психической деятельности. Отставания
в развитии речи при ДЦП связаны с
ограничением
объема знаний

и представлений об окружающем мире,
недостаточностью
предметно-практической деятельности.

Большое
значение в механизме речевых нарушений
при ДЦП имеет сама двигательная
патология
.
Отмечается взаимосвязь между речевыми
и двигательными нарушениями у детей с
церебральным параличом. Длительное
сохранение патологических тонических
рефлексов оказывает отрицательное
влияние на мышечный
тонус артикуляционного аппарата.

Выраженность тонических рефлексов
повышает тонус мышц языка, затрудняет
дыхание, голосообразование, произвольное
открывание рта, движения языка вперед
и вверх. Подобные нарушения артикуляционной
моторики задерживают и нарушают
формирование голосовой активности и
звукопроизносительной стороны речи.

Недостаточность
кинестетического восприятия проявляется
в том, что ребенок не только с трудом
выполняет движения, но и слабо
ощущает

положение и движение органов артикуляции
и конечностей
.

Отмечается
зависимость
между тяжестью нарушений артикуляционной
моторики
и
тяжестью нарушений функции
рук
. Наиболее
выраженные нарушения артикуляционной
моторики отмечаются у детей, у которых
значительно поражены верхние конечности.
Различные нарушения двигательной сферы
обусловливают разнообразие речевых
расстройств.

У
детей с церебральным параличом выделяют
следующие
формы речевых нарушений
:
дизартрия, задержка речевого развития,
алалия, нарушение письменной речи.
Речевые нарушения при ДЦП редко
встречаются в изолированном виде.
Например, наиболее частая форма речевой
патологии – дизартрия – часто сочетается
с задержкой речевого развития или реже
с алалией. Для каждой формы детского
церебрального паралича характерны
специфические нарушения речи.

Речевые
нарушения затрудняют
общение детей
,
страдающих церебральным параличом, с
окружающими и отрицательно сказываются
на всем их развитии.

Эмоционально-волевая
сфера

Для
детей с церебральным параличом характерны
расстройства эмоционально-волевой
сферы.
У
одних детей они проявляются в виде
повышенной эмоциональной возбудимости,
раздражительности, расторможенности,
у других – в виде заторможенности,
застенчивости, робости. Склонность к
колебаниям настроения часто сочетается
с инертностью эмоциональных реакций.
Так, начав плакать или смеяться, ребенок
не может остановиться. Повышенная
эмоциональная возбудимость нередко
сочетается с плаксивостью, раздражительностью,
капризностью, реакцией протеста, которые
усиливаются в новой для ребенка обстановке
и при утомлении. Иногда отмечается
радостное, приподнятое, благодушное
настроение со снижением критики
(эйфория).

Нарушения
поведения

могут проявляться в виде двигательной
расторможенности, агрессии, реакции
протеста по отношению к окружающим. У
некоторых детей можно наблюдать состояние
полного безразличия, равнодушия,
безучастности.

У
детей с церебральным параличом
своеобразная
структура личности
.
Достаточное интеллектуальное развитие
часто сочетается с отсутствием уверенности
в себе, самостоятельности, с повышенной
внушаемостью. Личностная
незрелость

проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических
вопросах. У детей и подростков легко
формируются иждивенческие установки,
неспособность и нежелание к самостоятельной
практической деятельности. Выраженные
трудности
социальной адаптации

способствуют формированию таких черт
личности, как робость, застенчивость,
неумение постоять за свои интересы. Это
сочетается с повышенной чувствительностью,
обидчивостью, впечатлительностью,
замкнутостью.

Читайте также:  Методы работы с книгой для развития ребенка

Развитие
деятельности

У детей с ДЦП
развитие всех видов деятельности имеет
свои особенности.

Предметная
деятельность

формируется со значительным опозданием,
причиной чему являются именно двигательные,
моторные нарушения. Задержка формирования
предметных действий приводит к задержке
формирования целостного представления
о предмете, к недостаточному запасу
знаний и представлений об окружающем
мире.

Негативные
особенности предметной деятельности
приводят к специфике формирования
сюжетно-ролевой игры дошкольника.

По
уровню сформированности игровой
деятельности

группа детей с ДЦП не является однородной.
Для некоторых детей характерна достаточно
сложная, развитая сюжетно-ролевая игра.
Однако у детей со спастическими параличами
отмечаются глубокие нарушения поведения,
приводящие к неспособности участвовать
в играх сверстников.

Игры
большинства младших
дошкольников

(4–5 лет) с ДЦП (исследование Н.В. Симоновой)
отличаются подражательностью, бедностью
выразительных средств, относительно
ограниченным набором операций. Дети
играют «рядом, но не вместе». К старшему
дошкольному возрасту

сюжетно-ролевые игры усложняются,
становятся более развернутыми,
совершенствуются игровые приемы,
возникает принятие роли, увеличивается
значение ролевого общения в игре. К 7
годам
дети
могут планировать ход игры, реализовывать
творческие замыслы, комбинировать
достаточно сложные сюжеты и организовывать
продолжительные (до 35 минут) игры для
коллектива сверстников.

Проблема
трудового
обучения
и
воспитания учащихся школ для детей с
нарушениями ОДА чрезвычайно значима.

Трудности
формирования любых двигательных навыков,
в том числе и навыков хозяйственно-бытовой
деятельности, самообслуживания, труда
на природе, ручного труда, связаны с
особенностями течения заболевания.
Целенаправленные
практические действия

развиваются в результате деятельности
и тренировки, в конечном итоге, зависят
от развитости волевой сферы личности.

Негативно на
развитие различных видов трудовой
деятельности сказывается воспитание
ребенка по типу гиперопеки. Данный стиль
воспитания искусственно приводит к
депривации в сфере деятельности.

Выводы

    1. Дефицит сенсорных
      ощущений (зрения, слуха), моторики и
      речи негативно влияет на психическое
      развитие ребенка. Для преодоления
      первичных биологических дефектов
      требуется организованная психокоррекционная
      помощь.

    2. Наиболее ярко
      дефицит сенсорной информации сказывается
      в раннем возрасте. В дальнейшем, по
      мере овладения культурными средствами,
      направленными на восполнение дефицита
      сенсорной информации, отличия от
      нормального онтогенеза психики
      минимизируются, исчезая к подростковому
      возрасту. Для большинства людей с
      сенсорными дефектами нет препятствий
      к полноценной социальной адаптации
      (таким препятствием следует считать
      органическое поражение ГМ и необучаемость
      ребенка).

    3. Для каждого из
      типов нарушения – слепоты, глухоты,
      слепоглухоты, нарушения речи и моторики
      – развитие познавательных процессов
      и личности имеет свои особенности.

    4. Развитие
      деятельности детей с дефицитом сенсорной
      информации возможно за счет вырабатываемых
      средств компенсации; необходима
      профориентация выпускников коррекционных
      школ.

Соседние файлы в папке от гнедовой

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

   Особенности психического развития детей с церебральным параличом               

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др. ) .

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

7. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

8. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

9. сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

§   вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

§   затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Около 25 % детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз) . Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

Читайте также:  Нормы и сроки развития ребенка воз

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20—25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п) , затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками) . У многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию (ба-па, ва-фа) . В таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму. При письме под диктовку они делают много ошибок. JB некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может, иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (дети вздрагивают, мигают при любом неожиданном звуке) , но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство) . Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами) . Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностыо кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нарушений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено.

Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) . Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения, У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строи-тельного материала) . Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений) . У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других — наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогикой работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией.

Читайте также:  Родительское влияние на развитие ребенка

Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания. При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Важно подчеркнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций — пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) — могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако, несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплеги.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных) . Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования

Источник:Методическая разработка по теме: Работа психолога с детьми с ДЦП

 Опубликовано 25.03.2012 — 18:58 — Голованова Елена Владимировна

Серия сообщений «Психолого-педагогическое»:
Часть 1 — Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом
Часть 2 — Психическое развитие ребенка с церебральным параличом
Часть 3 — Особенности речевого развития детей с церебральным параличом
Часть 4 — КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП

Источник