Психическое развитие ребенка роль привязанности

Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 7 мес.) и появлении посторонних (в 8 мес.). На втором году жизни беспокойство в присутствии посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет.

К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям — все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.

Взрослый, находящийся рядом с ребенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Ребенок не в состоянии справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или ярость, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мать помогает малышу справляться с его чувствами. Ребенок видит, что мама не отвечает ему стра-хом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими уж страшными или чрезмерными. Прикосновениями и ласковыми словами мать «принимает» страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока ребенок не успокоится. Несколько месяцев спустя ребенок начнет сам регулировать и сдерживать подобные эмоции. Это происходит благодаря отношениям с матерью и близкими людьми, которые помогают малышу справляться со своими чувствами.

Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего, что является проявлением истинно человеческих качеств.

По мере взросления детям все больше приходится разлучаться с матерью. Но еще долгие годы ребенку требуется сохранение очень близких и теплых отношений с близкими. Л.С.Выготский указывал на тот факт, что в присутствии хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого уже в начальной школе дети способны продемонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.

Качественные отношения помогают детям развить самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с разочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребенок, который имеет хорошую привязанность к одному заботящемуся о нем человеку, может легче развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например, к братьям и сестрам, родственникам, а со временем и к друзьям.

Развитие отношений между людьми непосредственно связано с развитием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в развитии многих психопатологических состояний. Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных и положительных последствий; и в противоположность этому — отрыв ребенка от того человека, который заботится о нем, представляет собой серьезную опасность для всей последующей жизни.

Характер привязанности ребенка к матери откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Как показывают многочисленные исследования влияние привязанности к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослые возрасты жизни. Во-первых, привязанность сохраняет роль активно действующего психологического механизма в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные отношения. Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток на особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого и даже зрелого возраста. В-третьих особенности самосознания и самоотношения зависят от ранних отношений с матерью, показывающих, что из отношений привязанности развиваются модели восприятия себя, других и мира.

Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 1842; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9198 — | 7802 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Обнаружено, что различия в проживании периода привязанности находит свое отражение в проявлении эмоций, в поведенческом репертуаре, самооценке, при выполнении ребенком заданий в игровой или
учебной деятельности, и многом другом.

Дети с надежным типом привязанности имеют преимущество в интеллектуальном развитиии в школьном возрасте, эффективно взаимодействуют со сверстниками, имеют больше близких друзей. 

Два момента состоявляют непременное условие возникновения у ребенка базисного доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Привязанность сформированная в раннем детстве, является достаточно стабильм образованием. Двухкратное изучение одних и тех же детей в младенчестве, а затем в возрасте 16-17 лет, показало, что у
77% обследованных сохраняется зафиксированный в младенчестве тип привязанности.

Различные варианты нарушенной привязанности существенно влияют на все последующее развитие ребенка, сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающим миром, обуславливают
способность  к формированию вторичной привязанности к друзьям, лицам противоположного пола, учителям, а в последующем — к партнеру. 

Давайте рассмотрим некоторые проявления нарушенной привязанности в песочных картинах:

1. Работа девочки 10 лет: сложности в эмоциональной сфере.

* В центре песочницы — зона роста (растение), но оно имеет органичительный характер;

Читайте также:  Механизмы развития ребенка в процессе обучения

* В телеге очень много овощей и фруктов, как символ потребности в питании = «Эмоциональном питании»;

* В доме: мама лежит на кровати одна, отца нет, ребенок — опрокинут и отражается в зеркале. Можно предположить, что клиентка, т.о.,  выражает потребность в «отзеркаливании себя», что
являются важным аспектом в проживании надежной привязанности — отражение родителем эмоций, чувств и состояний ребенка. 

2. Клиент: мальчик-подросток 11 лет: трудности в коммуникации со свертниками.

* В расстановке на столе при помощи миниатюрных фигур мы видим разобщенность семьи. Папа сидит за столом, мама — лежит на скамейке,сестра — смотрит телевизор, а он (клиент), в образе маленького
ребенка- лежит в люльке. Между членами семьи нет эмоциональной связи: лица фигур отвернуты друг от друга (глаза членов семьи не встречаются). 

Случай №3 — динамика в проживании детско-родительских отношений у клиентки — девочки 8 лет: агрессия по отношению к родителям (особенно к маме).

* На первом слайде: родилась девочка, а ждали мальчика. Клиентка —  девочка бесознательно передает это «знание» при помощи синего банта. Родители имеют неустойчивую позицию — лежат.

* В процессе игры — девочка откинула родительские фигуры, внесла две большие раковины (через три года в семье появятся близнецы).

* Третий слайд: появилось много животных — детенышей, которым клиентка сделала тарелочки с едой (стеклянные камешки) — бессознательная потребности в питании (эмоциональном питании), свою фигуру
«ребенка» поставила на стул — как потребность,чтобы увидели и обратили внимание, родители продолжают находится в пассивной позиции по отношению к ребенку и раскиданы по песочному полю.

* В четвертой песочнице отображается процесс, который бы хотела девочка. На мой вопрос: как ей хочется,чтобы себя проявляли родители по отношению к ней- она поставила родительские фигуры в
вертикальное положение, рядом с собой. Когда родители стоят рядом, ребенок чувствует «защиту и поддержку, а самое главное — они меня видят»!

Случай №4: клиентка — женщина 47 лет.

Слайд 1 — образ клиентки — младенца в центре, образ отца рядом с образом ангела-хранителя, образ мамы — «Грусть из Головоломки» (мать имела депрессивный характер), присутствует еще образ старшей
сестры и «архитипический» образ детско-родительских отношений  (потребность в привязанности).

Слайд 2: Осознается образ матери и появляется желание его изменить. Клиентка через новый образ материнской фигуры осознает свои потребности по отношению к ней: хочу, чтобы мама была 
активная, красивая, радостная, властная — ответственная. 

 Слайд 3: появляется новый образ отца, между родителями возникает эмоциональная близость, появляются ресурсы, которые даруют ей родители (детскость (девочка с большими глазами), игривость
(несуществующее животное зеленого цвета),  любовь (розовый кварц). 

Данная тематика рассматривается:

* на семинаре — тренинге «Теория привязанности: основные понятия и
направления работы в песочной терапии» из цикла «Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА».

Страница вконтакте: https://vk.com/club142772208

* на терапевтической группе «Persandlity».

Страница вконтакте: https://vk.com/club134792994

Источник

Влияние типа привязанности на развитие личности малыша

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Что такое привязанность и как она формируется?

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.
Читайте также:  Центр образования и развития ребенка начало

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Выводы

Заключение

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!

Источник

Привязанность
как первое социальное отношение
оказывает решающее воздействие на
то, как человек в дальнейшем будет
относиться к окружающим людям и
вообще к миру, будет ли он испытывать
доверие к миру, воспринимать его как
безопасное, подходящее для жизни
место. Этот тезис подтверждается
данными многочисленных исследований
и прежде всего лонгитюдных. Приведем
некоторые из них8.

Начнем
с того, что привязанность, сформировавшаяся
в раннем детстве, является достаточно
стабильным образованием. Двукратное
изучение одних и тех же детей,
первоначально в младенчестве, а затем
в возрасте 16-17 лет показало, что
примерно у 77 % обследованных сохраняется
зафиксированный в младенчестве тип
привязанности.

В
другом исследования было выявлено,
что дети, которые в возрасте до
18 месяцев характеризовались надежной
привязанностью, в дальнейшем по целому
ряду показателей заметно отличались
в лучшую сторону от всех остальных
детей. В два года они лучше играли
с игрушками, лучше общались со
сверстниками, они были более
настойчивыми, упорными, более
расположенными к совместной деятельности,
чем остальные малыши. В начальной
школе они проявляли большую настойчивость
в учебе, большее стремление к овладению
новыми знаниями и навыками, лучше
общались со взрослыми и сверстниками.

В
ряде исследований была доказана
прямая зависимость между типом
привязанности в младенчестве и
характером общения со сверстниками
в старших возрастах (дошкольном,
младшем школьном, подростковом. Дети
с надежной привязанностью, в сравнении
с детьми с ненадежной привязанностью,
умели более эффективно взаимодействовать
со сверстниками, пользовались большей
симпатией с их стороны, они имели
больше близких друзей и устанавливали
с ними более теплые и близкие
контакты, значительно реже вступали
в конфликты со сверстниками и были
более конструктивны в их разрешении.

Объяснением
этого может служить следующее. Ребенок
с надежной привязанностью, относясь
с доверием к окружающим людям,
постоянно вступает с ними в общение,
в то время как ребенок с ненадежной
привязанностью, испытывая тревогу и
страх, избегает контактов. В результате
первый имеет значительно более
широкий и разнообразный опыт общения,
оказывается гораздо более умелым,
искусным во взаимоотношениях с людьми.

Читайте также:  Умница центр раннего развития ребенка москва

В
других исследованиях изучалась связь
между типом привязанности в младенчестве
и наличием проблем в поведении у
младших школьников. Экспериментальные
данные показали, что поведение детей,
имевших в младенчестве надежную
привязанность, было в основном
благополучным, в то время как у детей
с надежной привязанностью часто
отмечались нарушения поведения,
неумение придерживаться принятых в
школе правил и требований.

Дети
с надежной привязанностью оказываются
и более толерантными к жизненным
трудностям. В экстремальных ситуациях
они умеют проявить жизненную стойкость.
Й.Лангмейер и З.Матейчек, анализируя
нарушения поведения у группы детей,
эвакуированных во время П мировой
войны, отмечают:

«Хотя
большинство детей реагировали на
эвакуацию ухудшением поведения или
невротическими проявлениями, все же
имелись и дети, поведение которых,
напротив, улучшалось: они стали более
самостоятельными, дисциплинированными
и спокойными… В целом дети, отношение
которых к родителям были уравновешенным
и полностью положительным, перенесли
свое перемещение сравнительно спокойно
— как будто бы это их отношение
представляло ту базу уверенности,
которая им помогала адаптироваться
в новой ситуации… Однако дети,
отношение которых к родителям являлось
конфликтным, не были способны к
подобному приспособлению, и их
конфликт, как правило, еще обострялся
и прорывался наружу»
(
Там же, с.154-155).

Аналогичные
выводы авторы делают и описывая
детей, оказавшихся во время П мировой
войны в концентрационных лагерях.
Хотя в целом пребывание в фашистском
лагере оказало тяжелое негативное
влияние на детей, однако и в этих
экстремальных условиях обнаружились
различия, связанные с ранним опытом
жизни в семье:

«Дети
из устойчивых семей, счастливо
прожившие свои ранние годы и бывшие
полностью душевно «здоровыми», в
целом переносили эти условия лучше.
Свойства характера, приобретенные в
раннем детстве (несмотря на внешний
нанос запущенности), устояли в
определенной мере и перед самой
тяжелой нагрузкой»
(Там
же, с.163-164).

Можно ли перечислить
те характеристики отношения матери
и ребенка, которые способствуют
развитию надежной привязанности.
Попытку формализации этого, представленную
в таблице 3, сделали Д.Волфф и ван
Айзендурн (цит.по Д.Шэффер, 2003, с.591).

Однако несмотря
на многочисленные доказательства
отрицательного влияния сформировавшейся
в раннем детстве ненадежной привязанности
на дальнейшее развитие ребенка
существуют данные, основанные прежде
всего на психотерапевтической
практике, которые позволяют не считать
несформированность надежной
привязанности в младенчестве фатальной,
а ее последствия неисправимыми.

Таблица 3.

Аспекты ухода за
младенцем, способствующие развитию
надежных материнско-младенческих
привязанностей

Характеристика

Описание

Сензитивность

Быстрые
и адекватные реакции на сигналы,
подаваемые младенцем

Позитивная
установка

Выражение
положительных эмоций по отношению
к младенцу и любви к нему

Синхронность

Структурирующие
ровные взаимоотношения с младенцем

Взаимность

Структурирующие
взаимоотношения, в ходе которых и
младенец, и мать акцентируют внимание
на одном и том же

Поддержка

Постоянная
эмоциональная поддержка действий
ребенка

Стимуляция

Частое
применение действий, направляющих
младенца

Примечание:
данные шесть аспектов ухода за
младенцем умеренно коррелируют друг
с другом

Так, О.Кларк и
Дж.Ханиси (1982) исследовали группу
азиатских детей-сирот, которые до
переезда в США жили в детских домах
и больницах. Многие из них перенесли
серьезные болезни, голод, потерю
родных и близких во время войны и
т.п. В США они были помещены в семье,
где о них хорошо заботились. Через
два-три года эти приемные дети
значительно превысили средние
показатели выполнения тестов интеллекта
и тестов на социальную зрелость.

По
мнению других американских исследователей
(Кларк и Кларк, 1976, О’ Коннор и др.,
2000) восстановление депривированных
детей идет особенно успешно, если они
испытывали депривацию не более двух
лет и пережили физического насилия.
Большое значение имело также, что
они усыновлялись высоко образованными
родителями, которые обладали достаточным
личностных, социальных и материальные
ресурсы. Таким образом, дети, даже
перенесшие материнскую депривацию, в
хорошей домашней обстановке имеют
большие шансы на восстановление. Однако
если двухлетний период материнской
депривации оказывается превышен, и
дети были усыновлены позже, если они
были жертвами насилия, то процесс
восстановления значительно осложняется.
Это позволило выдвинуть гипотезу о
том, что в младенчестве и раннем
детстве имеется сензитивный
период
для
установления надежных эмоциональных
связей и других способностей,
развивающихся на основе этих связей.
В таких сложных случаях просто
помещения ребенка в хорошую семью
оказывается недостаточным и требуется
специальная психотерапевтическая
работа.

Свою эффективность
для таких случаев доказала так
называемая «терапия привязанностей»,
направленных на формирование
эмоциональных связей между ребенком
и его ближайшим окружением. Психотерапия
основана на восстановлении чувства
привязанности, что в свою очередь
подразумевает акцентированные, ярко
выраженные телесные контакты. Даже
подростков обнимают, качают, прижимают
к себе специально обученные воспитатели.
В арсенале этой психотерапевтической
школы есть и такой метод: комната тишины
— пустая небольшая комната с ковром на
полу, в которой есть очень большая и
мягкая игрушка. В эту комнату ребенок
может попроситься сам, когда ему очень
плохо, или его может поместить туда
воспитатель.

По
данным, приводимым Д.Шеффером (2003) на
основании результата конкретного
исследования, у 85% детей, прошедших
терапию привязанности, сформировались
надежные взаимоотношения с близкими
взрослыми. Однако процент успешных
случаев среди подростков был очень
низким.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник