Психическое развитие ребенка раннего возраста лекция

Психическое развитие ребенка раннего возраста лекция thumbnail

    Кризис одного
    года

    Новообразование
    кризиса – автономная речь

    (см. выше).

    Кризис одного года
    характеризуется освоением речевого
    действия. Организм младенца регулировала
    биологическая система, связанная с
    биоритмами. Теперь же она вошла в
    противоречие с вербальной ситуацией,
    основанной на самоприказе или приказе
    со стороны взрослых. Таким образом,
    ребенок в возрасте около года оказывается
    вообще без системы, позволяющей ему
    надежно ориентироваться в окружающем
    мире. Биологические ритмы сильно
    деформированы, а речевые не настолько
    сформированы, чтобы ребенок мог свободно
    управлять своим поведением.

    Кризис характеризуется
    общим регрессом деятельности ребенка,
    как бы обратным развитием. Эмоционально
    проявляется в аффективности. Эмоции
    примитивные. При этом наблюдаются
    различные нарушения:

    • нарушение
      всех биоритмических процессов (сон –
      бодрствование);

    • нарушение
      удовлетворения всех витальных
      потребностей (например, чувства голода);

    • эмоциональные
      аномалии (угрюмость, плаксивость,
      обидчивость).

    Кризис не относится
    к числу острых.

    Раннее детство
    (1 – 3 года)

    В этом возрасте
    происходит разделение линий психического
    развития мальчиков и девочек. Им присущи
    разные типы ведущей деятельности. У
    мальчиков на основе предметной
    деятельности формируется предметно-орудийная.
    У девочек на основе речевой деятельности
    коммуникативная.

    Предметно-орудийная
    деятельность включает манипуляцию с
    человеческими предметами, зачатки
    конструирования, в результате чего у
    мужчин лучше развито отвлеченное,
    абстрактное мышление.

    Коммуникативная
    деятельность предполагает освоение
    логики человеческих отношений.
    Большинство женщин обладает более
    развитым, чем у мужчин, социальным
    мышлением, сфера проявления которого
    – общение людей. У женщин тоньше интуиция,
    такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия
    в поведении детей обусловлены не столько
    биологическими и физиологическими
    причинами, сколько характером их
    социального общения. Ориентация мальчиков
    и девочек на разные типы деятельности
    задана социально, вследствие культурных
    образцов. На самом деле между малышами
    мужского и женского пола больше сходства,
    чем различий. Различия появляются
    позже. В основном же мальчики и девочки
    развиваются параллельно и проходят
    одинаковые этапы.

    Так, к трем годам
    у детей того и другого пола складываются
    следующие новообразования
    возраста
    :
    начатки самосознания, развитие
    Я-концепции, самооценка. Ребенок
    проделывает 90% работы по усвоению
    языка. За три года человек проходит
    половину пути своего психического
    развития.

    Первые представления
    о себе

    возникают у ребенка к году.

    Это представления
    о частях своего тела, но обобщить их
    малыш пока не может. При специальном
    обучении взрослыми к полутора годам
    ребенок может узнавать себя в зеркале,
    осваивает идентичность отражения и
    своей внешности.

    К 3 годам – новый
    этап самоидентификации: с помощью
    зеркала ребенок получает возможность
    формировать свое представление о себе
    настоящем.

    Ребенок интересуется
    всеми способами подтверждения своего
    Я. Одухотворяя отдельные части тела, в
    игре он познает волю над самим собой.

    Трехлетний малыш
    интересуется всем, с ним связанным,
    например, тенью. Начинает использовать
    местоимение «я», усваивает свое
    имя, пол. Идентификация с собственным
    именем выражается в особом интересе к
    людям, которые носят такое же имя.

    Половая
    идентификация.

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик
    он или девочка. Подобные знания дети
    черпают из наблюдений за поведением
    родителей, старших братьев и сестер.
    Это позволяет ребенку понять, каких
    форм поведения в соответствии с его
    половой принадлежностью ждут от него
    окружающие.

    Уяснение ребенком
    принадлежности к конкретному полу
    происходит в первые 2-3 года жизни, и
    наличие отца при этом крайне важно. Для
    мальчиков потеря отца после 4 лет мало
    сказывается на усвоении социальных
    ролей. Последствия отсутствия отца у
    девочек начинают сказываться в
    подростковом возрасте, когда у многих
    из них возникают трудности в приспособлении
    к женской роли при общении с представителями
    другого пола.

    Возникновение
    самосознания.

    К трем годам ребенок проявляет начатки
    самосознания, у него развивается
    притязание на признание со стороны
    взрослых. Положительно оценивая те или
    иные действия, взрослые придают им
    привлекательность в глазах детей,
    пробуждают в детях желание заслужить
    похвалу, признание.

    Усвоение языка.
    Словарный запас детей 1,5 лет обычно
    содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в
    2 года – примерно 200. К трем годам
    словарный запас составляет уже 900 –
    1000 слов. Установлена прямая зависимость
    между качеством языковой стимуляции в
    домашнем окружении и развитием речи
    ребенка в 3 года.

    Критическим
    периодом в развитии детской речи
    является, по мнению исследователей,
    возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
    в это время нужны спокойные и развивающие
    игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка
    дети всех народов проходят стадии
    односоставных, двусоставных и полных
    предложений. Во всех существующих на
    земле языках есть правила грамматики,
    синтаксиса, семантики. Поначалу дети
    предельно обобщают правила.

    Умственное
    развитие

    Главным стимулом
    совершенствования умственной
    деятельности у «ходячих» детей
    является их чувственно-двигательная
    активность. Дети 1-2 лет находятся в
    первом (сенсомоторном) периоде умственного
    развития, который Пиаже разделил на
    6 стадий. 4 из них ребенок проходит до
    года (см. выше).

    5 стадия
    – третичные круговые реакции (1 – 1,5
    лет) – экспериментирование с предметами.
    Цель экспериментов – в них самих: малыши
    любят наблюдать, как ведут себя предметы
    в новых ситуациях. На смену рефлекторному
    поведению приходит истинно мыслительная
    деятельность: ребенок ищет новые способы
    взаимодействия с неизвестными ранее
    предметами.

    6 стадия
    (1,5 – 2 года). Появление символического
    мышления, то есть способности по
    запечатленным в мозгу психологическим
    образам (символам предметов) воспринимать
    их в тот или иной момент. Теперь ребенок
    может проделывать операции не с реальными,
    а с идеальными предметами. Ребенок
    становится способным решать простейшие
    задачи в уме, не прибегая к методу проб
    и ошибок. Физические действия способствуют
    успешной работе мышления.

    Для восприятия
    внешнего мира на данной стадии умственного
    развития характерен эгоцентризм.
    Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою
    обособленность, отделенность от других
    людей и предметов, а также понимает, что
    некоторые события могут происходить и
    независимо от их желаний. Однако
    продолжает считать, что все видят мир
    так же, как и он. Формула восприятия
    младенца: «Я центр вселенной», «Весь
    мир вращается вокруг меня».

    Страхи

    У детей от 1 до 3
    лет больший диапазон страхов, чем у
    младенцев. Это объясняется тем, что с
    развитием их способностей восприятия,
    а также умственных способностей
    расширяются и рамки жизненного опыта,
    из которого черпается все новая и
    новая информация. Замечая, что некоторые
    объекты могут исчезать из их поля зрения,
    дети боятся, что и сами они могут
    исчезнуть. Они могут опасаться
    водопроводных труб в ванной и туалете,
    думая, что вода может унести их с собой.
    Маски, парики, новые очки, кукла без
    руки, медленно сдувающийся воздушный
    шарик – все это может вызвать страх. У
    некоторых детей может возникать страх
    перед животными или движущимися машинами,
    многие боятся спать в одиночестве.

    Читайте также:  Социально личностное воспитание и развитие ребенка раннего возраста

    Обычно страхи
    исчезают со временем сами по мере
    освоения ребенком более тонких способов
    мышления. Чрезмерная раздражительность,
    нетерпимость, гнев родителей могут лишь
    усугубить детские страхи и способствовать
    появлению у ребенка чувства отверженности.
    Чрезмерная родительская опека тоже не
    избавляет ребенка от страха. Более
    эффективным способом является постепенное
    приучение их к общению с предметами,
    вызывающими страх, а также наглядный
    пример.

    Базовая
    потребность возраста

    Если в младенческом
    возрасте потребность в безопасности
    была насыщена, то актуализируется
    потребность
    в любви
    . Дети
    в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят
    от родителей, они постоянно хотят
    чувствовать физическую близость отца
    и матери. Ведущая роль в удовлетворении
    базовой потребности отдается родителю
    противоположного пола. 3-4 года –
    формирование эдипова комплекса и
    комплекса Электры. Важное значение
    приобретает тактильный контакт. Ребенок
    осваивает язык ощущений. Если потребность
    не удовлетворена, человек остается
    тактильно бесчувствен (например, именно
    в указанном возрасте происходит
    формирование эрогенных зон).

    Соседние файлы в папке ГОСЫ

    • #
    • #

    Источник

    Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

    В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

    Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

    К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

    Формирование психических процессов

    1. Восприятие

    К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

    Характеристика:

    • основным проводником с реальностью является предмет;
    • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
    • действие эмоционально и подвластно настроению;

    Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

    2. Внимание

    Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

    Специфика:

    • форма непроизвольная;
    • слабо сконцентрировано;
    • не длительное и не стойкое;
    • еще сложно его переключать и распределять;
    • объем удерживающих предметов небольшой;
    • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
    • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
    • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

    3. Воображение

    • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
    • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

    4. Память

    • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
    • неразрывно связано с восприятием:
    • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
    • теперь материал может дольше и больше хранится;
    • зарождаются задатки воспроизведения информации;
    • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

    Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

    5. Мышление

    • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
    • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
    • учится сравнивать и обобщать;
    • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

    6. Речь

    • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
    • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
    • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
    • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
    • старается повторить за взрослым услышанное слово.

    Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

    Источник

    Е.О. Смирнова

    Дети раннего возраста в детском саду

    Лекции 1–4

    Москва Педагогический университет

    «Первое сентября»

    2010

    Елена Олеговна Смирнова

    Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 c.

    Учебно-методическое пособие

    Редактор М.С. Аромштам Корректор Т.А. Подгорная

    Компьютерная верстка М.Д. Минаев

    Подписано в впечать 05.04.2010

    Формат 60×901/16 . Гарнитура «Петербург», «Прагматика». Печ. л. 6,5 Тираж 500. Заказ №

    Педагогический университет «Первое сентября», ул. Киевская, 24, Москва, 121165 https://edu.1september.ru

    Читайте также:  Развитие для двух летнего ребенка

    © Е.О. Смирнова, 2010 © Педагогический университет «Первое сентября», 2010

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    бро-

    Название лекции

    шюры

    1

    Лекция 1. Психологические особенности детей ран-

    него возраста. Возрастные особенности детей ран-

    него возраста. Значение предметных действий для

    развитиявосприятия,внимания,мышления.Этапы

    становленияречииусловия,способствующиерече-

    вомуразвитию.Характеристикакризисатрехлет,

    его психологический смысл

    1

    Лекция 2. Специфика работы педагога с детьми ран-

    него возраста. Особенности общения с детьми ран-

    него возраста. Типичные ошибки в воспитании и

    обучении малышей. Проблема адаптации к ДОУ.

    Стратегия адаптационного периода и взаимодей-

    ствие воспитателя с родителями

    1

    Лекция 3. Методы познавательного развития детей

    от года до трех лет. Что такое раннее развитие.

    Практическиедействияспредметамикакглавный

    источник развития в раннем детстве. Игры и за-

    нятия,способствующиеразвитиюпознавательной

    активности.

    Контрольная работа № 1

    1

    Лекция4.Какпомочьребенкузаговорить.Рольречи

    в развитии ребенка. Развитие речи в повседневном

    общенииивспециальноорганизованныхиграх. Игры

    и игровые приемы, побуждающие к активной речи.

    Игры, развивающие тонкую моторику малышей

    Психическое развитие ребенка раннего возраста лекция

    2Лекция5.Особенностиигрыребенкараннеговозраста.

    Какивочтоигратьсмалышами.Переходотпредметной игры к символическим игровым замещениям. Роль взрослого в формировании игровой деятельности. Первые сюжеты ролевых и режиссерских игр

    2Лекция6.Организацияразвивающейпредметнойсре-

    дыдетскогосада.Психолого-педагогическиетребования к игрушкам для детей раннего возраста. Как организовать предметную среду в группе для детей раннего возраста

    2Лекция 7. Формирование общения и партнерских отношений у детей раннего возраста. Развитие общения со сверстником в раннем возрасте. Особенности эмоционально-практическоговзаимодействиямалышей иегорольвразвитииличностиребенка.Этапыформирования общения детей от года до трех лет. Игры, способствующие становлению доброжелательных отношений между маленькими детьми.

    Контрольная работа № 2

    2Лекция 8. Формы взаимодействия воспитателя с родителями детей от года до трех лет. Задачисовместной­ работывоспитателейиродителей.Консультирование родителей. Родительское собрание. Формы участия родителей в жизни детского сада.

    Итоговая работа

    Лекция 1. Психологические особенности детей раннего возраста

    Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека,когдазакладываютсянаиболееважныеспособности,определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываютсятакиеключевыекачествакакпознавательнаяактивность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

    Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги у детей дошкольного и школьного возраста (сниженнаяпознавательнаяактивность,неуверенностьвсебе,нарушения

    вобщении, гиперактивность детей и т.д.), нужно искать именно

    враннем детстве. Коррекция и компенсация этих трудностей в более позднем возрасте если и является возможной, то представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

    Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возрастаиотвзрослых.Поэтомувпервойлекциимыостановимся на психологической характеристике раннего возраста.

    Характерные особенности детей раннего возраста

    Ситуативность как главная характеристика поведения ребенка раннего возраста

    Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.

    Прежде всего, это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком опреде- ляетсявоспринимаемойситуацией,тем,чтоонвидитислышит,—то есть является ситуативным. Каждый предмет «тянет» малыша к себе—«просит»потрогать,взятьвруки,пощупать,или,наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Ребенок в этом воз-

    расте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Такое поведение можно назвать «полевым».

    В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующимобразомпровоцируетегонадействие.Лестницаманит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позво- нили,шарик—чтобыегопокатилиит.п.Невозможнопредставить себе нормального двухлетнего малыша, который спокойно наблюдает за окружающими его новыми предметами. Всё, что он видит, нужно взять в руки, проверить на прочность, попробовать что-то сделать. Такая фиксированность ребенка на окружающих предметах была названа своеобразным «предметным фетишиз-

    мом».

    Память, мышление и эмоции в раннем возрасте

    Зависимость от ситуации характеризует нетолькоповедение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека; взрос- лыйчеловекнеможетрассказатьоних,заисключениемкаких-то исключительныхслучаев.Однакоребеноклегкоузнаётзнакомые предметы,помещения,действия,—словом, то,счемондостаточно давно сталкивался в прошлом.

    Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливатьсвязимеждупредметамив нагляднойситуации.Мыс-

    Психологические особенности детей раннего возраста

    7

    литьдлямаленькогоребенка—незначитдуматьиливспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами.

    Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны

    ипроявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.

    Столь явная ситуативность ребенка связана с тем, что вос-

    приятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, эмоциональная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Этим объясняется чрезвычайная впечатлительность малышей, их восприимчивость к окружающему, яркость и быстротечность их эмоций. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка одного-двух лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключается на что-то новое.

    Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения

    инеменяютдействийипереживаниймалышей.Этуособенность детства никак нельзя рассматривать как недостаток, который нужно исправлять. Взрослым с трудом удается отключиться от давления «ошибок прошлого» или ожидания очередных неприятностей. Всё это порождает напряженность, скованность, тревожность, а иногда и невротические проблемы. На специальных психотерапевтических сеансах психологи учат взрослых жить «здесь и сейчас», полноценно переживать настоящее. Детям же такое полноценное проживание каждого настоящего момента и максимальное удовольствие от него дается естественно, безо всякихусилий.Например,еслиребенокбежит,онбежитнекудато, а просто бежит, потому что ему нравится бегать; если ест, он простоест,чтобыкушать,анечтобынасытитьсяибежатьдальше; если он играет, то получает удовольствие от самой игры и вовсе не думает о том, какую пользу принесет это занятие.

    Читайте также:  Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни

    Между тем взрослых обычно раздражает медлительность малыша и погруженность в какие-то бессмысленные, с их точки зрения, занятия. Сколько проблем и конфликтов связано с тем,

    что ребенок невыносимо долго надевает носки, целый час размазывает кашу по тарелке или не может оторваться от любимой игры. Взрослым всегда некогда: они торопят, подгоняют детей, приводятстимулирующиеилиустрашающиедоводы(небудешь есть — совсем похудеешь, не оденешься — замерзнешь, или вовсе гулять не пойдем и т.д.). Но на маленького ребенка эти доводы не действуют. Он ведет себя так вовсе не из вредности и не из желания похудеть или задержать родителей, а потому что ему нравится то, что он делает здесь и сейчас. И каждое мгновение его жизни наполнено особой радостью и смыслом.

    Гибкость и консерватизм — две стороны психической жизни ребенка

    Еще одна важная особенность маленького ребенка — необы-

    чайная гибкость, пластичность и открытость всему, что он вос-

    принимает вокруг. Все его желания, действия и мысли так или иначе определяются наличной, воспринимаемой ситуацией. Поэтомупредпочтениядетейбыстроменяютсяикрайненеустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строитьизкубиков,апотом—простобегатьпокомнате.Поэтому рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственныйвыборзанятийсосторонымаленькогоребенканеприходится. Это опять трудно представить взрослому человеку.

    Нередко взрослые ставят малыша в ситуацию выбора, спрашивая его, например, что он будет кушать, куда хочет пойти гулять, с чем хочет играть. Они как бы перекладывают ответственность за эти действия на ребенка: «Ты же сам это выбрал». Но чтобы самому выбрать из нескольких альтернатив, нужно представить эти альтернативы и их последствия (на языке психологии — совершить мыслительную операцию «во внутреннем плане»),понятьсвоижеланияи,главное,—иметьэтиустойчивые и определенные желания. Ребенок даже в дошкольном возрасте выбирает стихийно и случайно — в зависимости от того, что он видит перед глазами, или что первым предложит взрослый, или что придет емув голову.Поэтомуочень частовыбранное занятие или игрушка совершенно не интересуют его. В то же время нормального ребенка обычно достаточно просто увлечь новым занятием или новой игрушкой. Ему нравится то, что показывает значимыйвзрослый.Ребенкунравитсяпреждевсегото,чтоузна-

    Психологические особенности детей раннего возраста

    9

    ваемо и адресовано ему лично, с чем можно что-то делать — играть, манипулировать, строить и т.п. Яркость и сенсорная привлекательность предмета не столь важны, как возможность действия или использования, показанная близким взрослым.

    Втожевремя,несмотрянагибкостьиоткрытость,внекоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерва-

    тизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди,

    пищаит.д.)принимаетсяструдом.Известно,чтодетисбольшим трудом пробуют новую еду, а потом привыкают к ней, и она даже становится любимой. Иногда они отчаянно протестуют против смены одежды или перестановки мебели в комнате. Потеря любимой игрушки может вызвать у ребенка острое горе и даже отчаяние. Часто малыши боятся всего нового и непривычного: незнакомые звуки, животные, даже безобидные мухи или комары, если они незнакомы, могут вызвать панический страх. Всё это нарушает целостность и устойчивость образа мира и себя самого.

    Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствияиустойчивостисвоегосуществования.Другоедело, когдакакое-либоизменениевнешнегомирапроизводитсясамим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает илиразрываетнамелкиечасти,—этоприноситемумаксимальное удовольствие.

    Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для родителей удивительно, что дети могут по 20–30 раз слушать одну и ту же сказку или смотреть один и тот же мультфильм. Для взрослых главное — узнать, что будет дальше и чем всё кончится, и если мы уже знаем, что будет дальше, то теряем к произведению интерес. У детей всё наоборот. Чем лучше они знакомы с содержанием сказки, тем с бо/ льшим удовольствием ее слушают. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.

    Роль близкого взрослого в жизни малыша

    Всё новое входит в жизнь и сознание ребенка постепенно, мелкими шагами. Больше всего интересно то, что знакомо (узнаваемо) и в то же время несколько отличается от привычного. Определить степень и характер этих «привлекающих отклонений» — специальная задача взрослых, которая каждый раз решается заново.

    Дело в том, что собственное Я ребенка еще не выделено, оно слито с окружающим и существует в рамках привычного образа жизни. Ребенку необходимы постоянные, устойчивые внешние опоры существования. Поэтому малыши так сильно привязаны

    кнекоторым вещам (игрушкам, предметам одежды, бытовым предметам и пр.) и страдают, когда что-то теряется или пропадает из виду.

    Конечно, главной опорой для маленьких детей являются родители. Когда мама держит тебя за руку (а еще лучше на руках), даже самые необычные пауки и червяки перестают быть страшными и вызывают любопытство.

    Близкий взрослый дает ребенку не только чувство стабильности и безопасности, но и является образцом человеческих действий с предметами. В раннем возрасте взаимодействие со взрослыми уже не сводится к прямой помощи или

    кдемонстрации предметов. Необходимо выполнение общего дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и новые способы действия с предметами.

    Всовместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    — во-первых, передает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию (для чего нужен тот или иной предмет, что и когда с ним нужно делать);

    — во-вторых, организует действия и движения ребенка, пере-

    дает ему приемы осуществления действия (показывает, как нуж-

    но действовать);

    —в-третьих,черезпоощренияипорицанияконтролируетход выполнения действий ребенком.

    Содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред-

    метов.Возрастотодногодотрехлетявляетсяпериодомнаиболее

    Источник